Базилика Сан-Лоренцо во Флоренции

Посетить родину Ренессанса – мечта каждого уважающего себя туриста. Но обойти все красоты Флоренции за пару-тройку дней никак не получится: здесь слишком много достопримечательностей, и за каждым поворотом какой-нибудь старинной улочки раскрывается новая историческая тайна или показывается своими куполами и шпилями новый архитектурный шедевр.

Вот и базилика Сан-Лоренцо во Флоренции – одна из старейших церквей в городе, – поражает своими размерами, величественностью и историей, уходящей глубоко в века. К ее созданию в свое время приложили руку Микеланджело, Брунеллески и другие известные мастера итальянской архитектуры. Туристы стекаются сюда со всего мира, как к месту сосредоточения особой силы, и неудивительно: по истории базилики можно изучать историю легендарной династии Медичи, ведь почти все представители известной фамилии захоронены именно здесь.

Кроме того, образ базилики широко распространен и в массовой культуре. Даже молодое поколение наверняка узнает церковь: она показана в знаменитой компьютерной игре «Assassin’s Creed II». Достаточно вспомнить миссию, где было необходимо пробраться во двор церкви и убить слугу монаха-тирана Джироламо Савонаролы – это, кстати, реальный исторический персонаж, в свое время пришедший к власти на смену Медичи, – и перед глазами сразу встают массивные стены старинной постройки. Да-да, это именно она, базилика Сан-Лоренцо!

Кстати, Сан-Лоренцо – немного неправильное название. Если называть базилику так, как она звучит на языке оригинала – итальянском, – необходимо добавлять приставку «ди» в начале. Кроме того, есть и другое название, прижившееся в русском языке: церковь Святого Лаврентия. Как оно появилось – объясним ниже.

История строительства

Базилика Сан-Лоренцо, Флоренция

Еще в конце 4 века нашей эры (сложно себе представить – 16 столетий назад!) на месте нынешней базилики была построена небольшая, но красивая церковь. Возвести ее повелел влиятельный миланский архиепископ того времени Амброджио.

Здесь хранились мощи сразу двух христианских святых: Святого Лаврентия Римского (отсюда и появилось второе название базилики; Лаврентий был старшим монахом римской христианской общины первой половины 3 века и был казнен во время несправедливых гонений императора Валериана; и Святого Зиновия (этот будущий святой жил в начале 4 века и, по христианским легендам, обладал даром исцеления, он щедро раздавал милостыню, был выбран епископом и проповедовал слово Божие, а затем был вместе с сестрой замучан на кресте и в кипящем котле и убит римским императором Диоклетианом).

Следует отметить также тот факт, что вплоть до начала 7 века именно эта церковь являлась главным флорентийским кафедральным собором. Затем эту честь взял на себя собор Санта-Мария-дель-Фьори, а Сан-Лоренцо простояла в своем первоначальном виде до 11 века. В 11 веке церковь уже не была так хороша внешне и внутренне, как поначалу: ей требовалась серьезная реконструкция. Деньги на перестройку собирали всем миром, что что можно смело сказать: базилика Сан-Лоренцо образца 11 века – настоящая народная церковь.

Первоначальный простой, незамысловатый внешний вид был перекрыт более величественной и грозной романской стилистикой, но и в таком виде базилика просуществовала недолго: в 15 веке на нее обратил внимание никто иной, как сам Джованни Медичи. Представитель легендарной фамилии задумал обустроить тут семейную усыпальницу, но для этого церковь нужно было расширить и сделать богаче и роскошней. Новая реставрация была поручена Филиппо Брунеллески.

В 1421 году на этом месте развернулась масштабная стройка. Целых семь лет Брунеллески посвятил постройке так называемой Старой Сакристии (это сейчас она Старая, а тогда была просто Сакристия). Для начала, кстати, необходимо разобраться, что такое сакристия, ведь слово это пошло как раз таки из итальянского языка и, дословно, означает «священная утварь».

По сути, это то же самое, что ризница в православной церкви: помещение, расположенное, как правило, вблизи алтаря (сбоку или позади него), здесь хранятся одеяния священнослужителей, Библия, Заветы, молитвенники и другие книги, различные приспособления, сосуды со священной водой и елеем, словом – все то, что необходимо для проведения различных служб и ритуалов. Именно здесь звенит колокол, возвещающий о начале мессы, именно отсюда выходит к народу епископ перед службой и именно сюда заходит после нее.

Базилика Сан-Лоренцо, Флоренция

Так вот, именно в Сакристии, по плану Медичи и Брунеллески, было организовано первое захоронение представителей знаменитого флорентийского семейства. Капелла венчалась круглым куполом, и в ее стенах было достаточно места для установки мраморных гробниц. После постройки капеллы Брунеллески должен был заняться дальнейшей реставрацией, но не вышло: Джованни Медичи скончался – и был похоронен в своей новой усыпальнице в базилике, – деньги на строительство закончились, а знаменитый архитектор занялся куполом другого кафедрального собора. Работы в церкви Сан-Лоренцо прекратились на долгие годы.

Возобновилось строительство только в 1441 году, уже под протекцией Козимо Медичи – сына и наследника Джованни. В этот раз архитектором был назначен другой известный итальянский архитектор Микелоццо ди Бартоломео. Строительство продлилось 20 лет – вплоть до 1461 года. Спустя еще три года Козимо Медичи скончался и тоже был похоронен в крипте базилики. С тех пор всех представителей фамилии Медичи стали хоронить именно здесь.

Базилика Сан-Лоренцо, Флоренция

Но и на этом история строительства церкви Сан-Лоренцо не может считаться закрытой. Прошло почти 60 лет, и новый представитель семейства Медичи Папа Римский Лев Десятый решил, что храму требуются реставрация и новое расширение. Работы были поручены Микеланджело Буонаротти. Именно под его руководством в 1520 году началось возведение Новой Сакристии – там, по замыслу архитектора и заказчика, должны были быть захоронены последующие поколения Медичи, когда места для надгробий в Старой Сакристии закончатся.

Что весьма любопытно, Микеланджело распорядился пространством иначе, чем было принято в те времена: надгробия он поставил вдоль стен, а не в центре залы. Великий архитектор также занимался оформлением надгробных плит и строил небольшую часовню в Новой Сакристии. Известно, что также Микеланджело должен был переоформить и фасад базилики, украсив рельефами и статуями, но его видение и видение Медичи не совпали (Микеланджело хотел выложить фасад роскошным мрамором из Каррары, а Медичи – пьетрасантским камнем), и архитектор отказался от этой работы.

Именно поэтому фасад здания так и остался довольно простым и незамысловатым: после Микеланджело вносить существенные изменения во внешний вид базилики уже никто не стал. В 15 веке в базилике появились кафедры из бронзы работы Донателло. Последним же штрихом, после которого базилика приняла более или менее современную внешнюю и внутреннюю композицию, стало строительство Капеллы принцев в 17 веке. Ее оформлением занимались Маттео Ниджетти и Пьетро Бенвенути. После этого была еще одна реставрация, но она существенно не коснулась никаких основных достопримечательностей базилики Сан-Лоренцо.

Сегодня базилика Сан-Лоренцо – действующий католический храм, где проходят службы, а также большой музейный комплекс, включающий в себя сразу несколько экспозиций для туристов со всего мира. Очереди здесь обычно длинные, ведь у базилики богатая историческая и культурная составляющая, но приехать во Флоренцию и не прийти сюда – настоящее преступление.

Архитектура

Фасады базилик в те времена неизменно украшались различным камнем, рельефами и барельефами, статуями, витражами, резьбой. Базилика Сан-Лоренцо смотрится неоправданно-строгой и сурово-аскетичной на фоне других разукрашенных зданий исторического центра Флоренции. Но именно в этой простоте, пожалуй, ее особенность и ее красота. Глухие каменные стены цвета слоновой кости, строгие прямые линии, оранжевые купола, маленькие дугообразные окошки, лаконичность и невычурность – такова базилика Сан-Лоренцо снаружи. Но что же внутри?

Интерьер

Базилика Сан-Лоренцо, Флоренция

А внутри – роскошные интерьеры от величайших мастеров эпохи Средневековья. Колоннами базилика разделена на три нефа. Колонны ставил архитектор Васаллето. На полу и потолке – изящные геометрические рисунки. Всюду мрамор, позолота, дорогие украшения. Каждое помещение заслуживает отдельного упоминания и внимания туриста. Особенно прекрасен интерьер центральной залы при свете солнца, проникающего своими лучами через дуговые окна.

Что посмотреть?

Безусловно, в первую очередь туристу необходимо посетить две сакристии, Капеллу принцев и знаменитую Лаврентьевскую библиотеку. После этого можно выйти во внутренний двор.

Старая Сакристия

Старая Сакристия в базилике Сан-Лоренцо

Старую Сакристию, как уже было сказано, строил Брунеллески, а вот большая часть внутреннего убранства – от Донателло. Именно он создавал бесчисленные барельефы церковной тематики, ограниченные изящными арками люнеты и разноцветные медальоны. К числу известных работ Донателло относится также величественное и масштабное изображение звездного неба на внутренней стороне купола: его мастер рисовал в 1442 году. В Старой Сакристии похоронены Пьетро, Джованни и Козимо Медичи. Их роскошные гробницы разукрашены рукой другого известного итальянского мастера Вероккио.

Новая Сакристия

Новая Сакристия в базилике Сан-Лоренцо

Новая Сакристия – это главное сосредоточие туристического интереса в базилике. Именно сюда приезжают со всего мира, чтобы полюбоваться шедеврами Микеланджело Буонаротти, ведь его оформление внутреннего убранства ризницы – одна из лучших работ мастера за все время творчества. Оно и неудивительно: на украшение сакристии Микеланджело потратил 15 лет.

Среди самых значительных работ мастера – статуи, объединенные единой композиционной концепцией и символизирующие рождение, течение, увядание жизни и смерть. В Новой Сакристии похоронены Лоренцо и Джулиано Медичи. На крышке гробницы последнего – знаменитая вариация «Мадонны с младенцем».

Капелла принцев

Капелла принцев в базилике Сан-Лоренцо

Самый высокий купол базилики Сан-Лоренцо и третий по величине во Флоренции венчает именно Капеллу принцев – усыпальницу рода Медичи. Здесь похоронены все остальные члены легендарной фамилии. Купол расписывал красочными фресками Пьетро Бонвенути, а окна вырезаны так, чтобы максимально выгодно и эффектно освещать старинную роспись.

Стены капеллы облицованы дорогим мрамором, в который вмонтированы гербы знаменитого флорентийского семейства. Кроме того, здесь стоит две статуи: Козимо Медичи и Фердинанд Первый Медичи. Изначально планировалось, что статуй будет больше, но дальнейшее оформление так и не было завершено.

Библиотека Лаврентия

Библиотека Лаврентия в базилике Сан-Лоренцо

Библиотека Лаврентия, Лаврентьевская библиотека (на русский манер) или библиотека Лаурензиана (на итальянский манер) – как бы ни называли ее разные люди, это место определенно заслуживает внимания. Она была выстроена в первой половине 16 века по приказу Папы Римского Клемента Седьмого Медичи, а архитектором был также Микеланджело Буонаротти.

Помимо роскошного внутреннего убранства и знаменитой «лавовой» лестницы, здесь хранится огромная коллекция старинных книг и рукописей, некоторые из которых являются уникальными, например, Библия 8 века до н. э., или первая римская энциклопедия по истории.

Внутренний двор

Внутренний двор в базилике Сан-Лоренцо

Внутренний дворик на территории базилики Сан-Лоренцо – это своеобразный переход между капеллами и библиотекой Лаврентия. По размеру он совсем небольшой, но все равно найдет чем удивить и порадовать туристов: в центре здесь растет роскошное апельсиновое дерево, а от него, словно лучи от солнца, расходятся аккуратно подстриженные линии цветущего кустарника.

Время работы и цены на билеты

Режим работы базилики для туристов таков:

  • пн-сб 10.00.-17.00
  • вс 13.00.-17.30. (с марта по октябрь)
  • вс выходной (с ноября по февраль)

Теперь о ценах. За 4,5 евро можно купить билет, по которому удастся пройти в саму базилику, а также в Старую Сакристию и Капеллу принцев. Вход в Новую Сакристию, она же Капелла Медичи, обойдется в 8 евро. За посещение библиотеки Лаврентия придется выложить еще 3 евро. К сожалению, общего для посещения сразу всех помещений и экспозиций билета нет. Следует также отметить, что билеты можно приобрести на сайте (это будет и финансово выгоднее), кроме того, для посетителей с электронными ваучерами имеется отдельная очередь, так что долго стоять у входа не придется.

Также в базилике можно приобрести билеты для индивидуальных или групповых экскурсий, которые проводятся в разное время, по разным темам и для разной аудитории. Кстати, по воскресениям здесь проходят мессы – церковь действующая, – так что если цель осмотра – исключительно основное помещение базилики, туда можно пройти и бесплатно, в числе пришедших на службу католиков-флорентийцев.

Где находится и как добраться

Официальный адрес звучит так: Piazza di San Lorenzo, 9. Базилика Сан-Лоренцо действительно располагается на одноименной площади, и все это – в историческом центре Флоренции. Сюда можно добраться общественным транспортом или на такси. Кроме того, все пешие маршруты по городе также непременно проходят через знаменитую базилику.

Базилика Сан-Лоренцо на карте

Close

GuruTurizma

Путеводители по странам, маршруты по городам и советы туристам

©2014-2022 Использование информации с сайта возможно только при размещении прямой гиперссылки на GuruTurizma.ru. Фото и видеоматериалы, размещенные на сайте, являются собственностью их авторов и используются исключительно в информационных целях.
Close