Греция – древнейшая страна, пережившая взлеты и падения, смену сотен правителей, наций и даже цивилизаций. Ее сердце, ее столица Афины утопает в зелени летом под южным палящим солнцем. Улицы и площади этого города собой являют многогранную, порой сложную историю государства. В мраморных ансамблях Акрополя и Агоры время застыло.
В христианских соборах слышны отголоски Средневековья. В сердцах афинян живет радость и гостеприимство. Ближе познакомиться с культурой этой страны помогут местные жители, потрясающая кухня и достопримечательности Афин, знаменитые на весь мир.
Содержание
- 1 Афинский Акрополь
- 2 Парфенон
- 3 Театр Диониса
- 4 Библиотека Адриана
- 5 Одеон Герода Аттика
- 6 Древняя Агора
- 7 Храм Гефеста
- 8 Башня Ветров
- 9 Элевсинские руины
- 10 Храм Зевса Олимпийского
- 11 Археологический музей
- 12 Монастырь Дафни
- 13 Плака
- 14 Агора
- 15 Стоя Аттала
- 16 Керамейкос
- 17 Византийский музей
- 18 Военный музей
- 19 Кикладский музей
- 20 Музей Бенаки
- 21 Храм Ники Аптерос
- 22 Крейсер Георгиос Авероф
- 23 Афинская академия наук
- 24 Церковь Панагия Капникарея
- 25 Ареопаг
- 26 Холм Муз
- 27 Национальный сад
- 28 Гора Ликавиттос
- 29 Эрехтейон
- 30 Стадион Панатинаикос
- 31 Достопримечательности Афин на карте
Афинский Акрополь
Эта страна пережила немало войн, побед и поражений. Афинский Акрополь является памятником тех событий, ведь с греческого языка название его переводится как «крепость», а сами сооружения возвышаются на скалистом холме.
Построенные в IV веке до нашей эры храмы и святилища служили убежищем в случае войны. Сейчас весь комплекс входит в список наследия ЮНЕСКО и встречает каждый день сотни туристов. Это удивительное место стоит посетить даже тем, кто считает «руины» видом скучным и неинтересным. Величественные белые каменные колонны на фоне голубого южного неба поражают изящностью форм и монументальностью.
Мастера Древней Греции создавали свои шедевры зодчества на протяжении нескольких столетий. Весь архитектурный комплекс считается одной из самых больших крепостей, когда-либо строившихся на территории страны. Он включает в себя храмы Парфенон и Ники Аптерос, крытые ворота Пропилеи и другие строения. В настоящее время ведется реконструкция исторического памятника.
Посетителей так же может удивить тот факт, что скульптуры не являются оригиналами, а лишь их точными копиями. Настоящие изваяния хранятся под наблюдением ученых в различных музеях мира и оберегаются учеными от разрушающих воздействий окружающей среды.
Древний город находится неподалеку от современной цивилизации. Добраться до него можно на различном общественном транспорте, проще всего на метро, выйдя на станции с одноименным названием. Здесь шумная современность резко сменяется величием древности.
Посещать Афинский Акрополь лучше в начале дня, так как от палящего солнца на плоскогорье прятаться практически негде. И большинство туристов обычно добираются сюда ближе к обеду. Вход на территорию осуществляется ежедневно с 8 утра до 6 вечера. В зависимости от праздников и сезона года это время может меняться.
Билет на человека обойдется в не более чем 20 евро. В его стоимость включен осмотр некоторых других достопримечательностей. Срок его действия – 4 дня. Молодые люди до 18 лет проходят бесплатно. Так же можно попасть сюда в составе экскурсии, однако русскоговорящие гиды зачастую неоправданно завышают цены. Аудиогид или путеводитель пригодится тем, кто желает не только лишь лицезреть памятники древности.
Запаситесь водой: цена на нее сильно возрастает с приближением к архитектурному памятнику. Сувениры и прочие мелочи можно приобрести у подножия холма: там они стоят намного дешевле. Заскучавшие среди руин туристы могут заглянуть на Центральный рынок Афин. Находится он неподалеку и приятно контрастирует своей живостью.
Парфенон
Центральное место в архитектурном ансамбле акропольского холма занимает храм богини Афины Парфенос. Это строение одно из самых узнаваемых и посещаемых туристами в мире. Действительно, кто не видел хоть раз в жизни фотографию этих идеально прямых колонн? И для многих не секрет, что они не прямые вовсе.
Парфенон стал венцом творения архитекторов, скульпторов и художников того времени. Место для постройки храма подобрано так, словно здание является продолжением природной возвышенности и при приближении к нему постепенно «вырастает».
Благодаря расположению колонн под определенным углом, смотрящий на них со стороны центрального входа, видит храм объемно, то есть сразу 3 стены. Изогнутость большинства линий создает оптическую иллюзию, за счет которой все они представляются безупречно ровными. Повторяющиеся элементы в архитектуре святилища придают ему особенную гармонию и изящество.
Построен шедевр зодчества из белого мрамора. Под действием солнечных лучей со временем южная сторона храмового комплекса приобрела золотистый оттенок, а северная – пурпурный. Остановитесь и рассмотрите Парфенон внимательно. Помните, что руками трогать его нельзя, а вот фотографировать можно смело. Приглядитесь к скульптурам колоннады. Они создавались под руководством Фидия, и многие детали этой отделки сейчас находятся в различных мировых музеях.
Театр Диониса
На юго-востоке Акрополя в Афинах располагается еще один памятник зодческого мастерства и любви к искусству древних греков. Посетите это место, чтобы покричать и попеть ради эксперимента. Удивительная акустика амфитеатра позволяет прекрасно слышать выступающего на сцене оратора даже самому дальнему зрителю. В античности в этом месте показывались спектакли, зарождалось и прославлялось классическое в нашем понимании театральное искусство.
Изначально строение было деревянным, но со временем его реконструировали, выполнив из мрамора. Перекрытия у театра никогда не было, поэтому все празднества проходили под открытым небом. Зрительный зал способен был вместить около половины жителей Древних Афин, то есть 17 000 людей.
Ближайший к сцене ряд предназначался для почетных гостей и состоял из 67 кресел. Для их изготовления использовали дорогой и крайне редкий сорт мрамора. На сохранившихся местах первого ряда можно увидеть выгравированные имена. В период правления римских императоров театр перестроили для гладиаторских боев, снабдив передние ряды бортиками и железными прутьями. Так же здесь появились фриз, изображающий сатиров. Прослужив людям примерно 5 веков, здание было заброшено. Не так давно его отреставрировали, вместе с другие объектами Акрополя.
Библиотека Адриана
В полуразрушенных колоннах на территории Афинского Акрополя сейчас едва ли угадывается библиотека. В древности этот монумент был построен во славу человеческой мудрости. Здесь находилось хранилище многочисленных рукописей, лекционные и читальные залы, во дворе располагался сад с фонтанами.
Внутри просторного здания, украшенного золотом и мраморными статуями, можно было спрятаться от жары и суеты мира. Не больше столетия здание прослужило библиотекой. За два с половиной столетия оно несколько раз перестраивалось и меняло свое назначение. До нас дошла лишь западная стена, которая изначально была выполнена из мрамора.
В 2004 году она подверглась реставрации и была открыта для просмотра туристами. Как и все греческие руины, библиотека Андрианы заслуживает внимания, представляя только фрагмент монументального строения. Нам остается только догадываться, насколько великолепным и грандиозным было это архитектурное творение, если даже его небольшая часть приводит в восхищение многих.
Одеон Герода Аттика
В Афинах на акропольском холме находится 2 театра. И если театр Диониса завораживает масштабностью, то одеон Герода Аттика притягивает публику своей романтичной историей и различными представлениями, проходящими в наши дни под открытым небом. Отдельно стоящее здание находятся на юге Акрополя.
Построено оно значительно позже других в этом архитектурном ансамбле: во II веке нашей эры. Идея возведения одеона и средства принадлежали философу и оратору Героду Аттику, который посвятил это творение своей ушедшей из жизни молодой и красивой жене. Памятник архитектуры хорошо сохранился. Утрачены лишь крыша и мраморные статуи в нишах стены позади сцены.
В середине 20-го столетия амфитеатр зрительного зала и сцена были восстановлены для того, чтоб вновь собирать любителей музыки и театрального искусства. За полвека одеон принял балет Большого театра, оперного тенора Андреа Бочелли, Элтона Джона и многих других знаменитостей. Одновременно здесь может находиться до 5 000 человек.
Вход в одеон Герода Аттика ограничен. Попасть внутрь можно во время спектаклей и фестивалей, которые проходят ежегодно с июня по сентябрь. Билеты стоит брать заранее. Добраться до театра проще всего на автобусе № 230. Остановка находится напротив главного входа. На великолепную римско-греческую архитектуру можно полюбоваться с вершины холма, подойдя ближе к Парфенону.
Древняя Агора
Агора в Афинах – центральная площадь старого города. Здесь в древние времена происходили самые важные социальные и политические события греческой столицы. По значимости это место уступало лишь Акрополю. На площади в 5 гектаров у подножия акропольского холма располагались административный центр, храмы, театр, библиотека, площадки для различных дискуссий, собраний и судебных процессов.
Самым оживленным был, конечно же, рынок. Сюда с разных стран свозились всевозможные товары: от необходимых в повседневной жизни вещей до диковинных дорогостоящих безделушек. В наши дни агора в Афинах ассоциируется в первую очередь с торговым районом Монастираки. На его улицах каждое воскресенье проходят ярмарки.
Эта смесь средневековья, греческого фольклора и современности привлекает путешественников возможностью окунуться в культуру страны, в ее обыденное течение жизни. Поблизости разместились кафе и бары. Смело заходите в любой из них. Греки гостеприимны, поэтому порции у них богатые, и посетителей они зачастую одаривают комплиментом в виде бокала вина или десерта. Добраться сюда можно на метро, высадившись на станциях Фисион или Тезейон.
Сохранившиеся памятники греческой архитектуры, некогда входившие в комплекс агоры, можно посетить по входному в Акрополь абонементу менее чем за 20 евро. Пропуск действителен на протяжении 4 дней, за которые можно обойти практически все архитектурные достопримечательности Афин. На территории агоры вы увидите несколько храмов, одеон Агриппы, монетный двор и реконструированную стою Аттала. Последняя является памятником античного зодчества сама по себе. Так же в этой галерее располагается музей агоры.
Храм Гефеста
Руины Акрополя приводят в уныние, подтверждая идею о том, что время не щадит даже камень. Храм Гефеста, построенный как часть агоры, сохранился, пожалуй, лучше всех античных монументов в Афинах. Основные элементы здания находятся в целостном состоянии, пострадали только в некоторых местах крыша и внутреннее убранство храма.
Это античное сооружение сравнимо по своему величию с Парфеноном и посвящено покровителю огня и кузнечного дела Гефесту. Возводились оба храма в один период, и их архитектура выдержана в дорическом стиле. Однако храм Гефеста был первым в Афинах творением зодчих, сооруженных из мрамора. В XII столетии святилище отошло к христианской церкви, что и спасло его от разрушения. Именовалось оно как церковь Святого Георгия вплоть до 1834 года, когда было национальным архитектурным памятников Греции.
Монумент находится в центре Афин. Добраться сюда можно подземным и наземным транспортом. Из метро надо будет выйти на станции «St. Thisiou», или воспользоваться автобусным маршрутом №227. Посещение национального памятника входит в стоимость экскурсии по Акрополю. С ноября по март каждое воскресенье храм открыт для всех совершенно бесплатно. Хотя в этот день приятнее заглянут на ярмарку агоры: людей много, но и пространства больше.
Башня Ветров
На открытой и хорошо продуваемой агоре находится Башня Ветров. Здание из белого мрамора высотой 12 метров имеет форму правильного восьмиугольника, что соответствует 8 божественным ветрам. Другое название этого архитектурного памятника — «Часовая башня Андроника Киррского» или «Часы Кирриста».
Андроник из Кирр был астрологом. По плану строение должно было возвышаться над городом так, чтоб флюгер, указывающий направление ветра, и солнечные часы на крыше были видны из любой его части. Кроме определения времени по солнцу, греки пользовались гидравлическим совершенно точным хронометром, находящимся внутри строения. Башня имела большое значение для горожан, так как являлась метеорологическим и астрологическим центром Афин.
В настоящее время ведется подготовка к реконструкции башни. Относительно других памятников архитектуры в Афинах она сохранилась неплохо, но ее внешняя облицовка и внутренние своды все время разрушаются. Центральное расположение здания в старом городе делает ее легкодоступной для туристов. До района Плаки, где располагается Башня Ветров, можно добраться на любом общественном транспорте до станции «Monastiraki».
Элевсинские руины
Шум, создаваемый сотнями туристов в Акрополе или Агоре, может отвлекать от изучения античной культуры. В пригороде Афин уютно расположились руины священного города Элевсина. В древние времена столицу Греции с ним соединяла дорога, вдоль которой ежегодно тянулась процессия паломников, посвященная богине Деметре и Персефоне.
Вся мистерия завершалась в главном храме Деметры тайными обрядами, о которых их участники не имели права распространяться. А вот участвовать в них мог любой желающий, говорящий на греческом языке. Даже рабы допускались до священнодействий.
Археологи утверждают, что первые священные застройки проводились еще в XV веке до нашей эры. Особо значимых монументальных сооружений в этом старом городе не осталось. Любители античности приезжают сюда за единением с древностью, ведь Элевсинские руины разрешено не только смотреть и фотографировать, но прикасаться к ним.
В Элевсине на побережье залива находится археологический музей. Его экспонатами являются керамические изделия, архитектурные и скульптурные произведения. Все они отражают события Элевсинских мистерий. Музей принимает посетителей ежедневно, кроме понедельников и праздников. К Элевсинским руинам ходит автобус «Мегара». Начальная точка его маршрута – станция метро «Тисио». Так же неподалеку от города есть железнодорожная станция.
Храм Зевса Олимпийского
Многие императоры мечтали создать нечто такое, что увековечило бы их имя. Так Писистрат положил начало строительству храма Зевса, который по его задумкам должен был стать самым большим храмом среди существующих. Греки же роптали, видя в монументе лишь проявление капризов правящего тирана.
По этой и другим причинам возводилось здание в течение 6 столетий, а простояло всего 3. До нас дошли 16 колонн, 14 из которых образуют угол храма некогда величественно храма Зевса Олимпийского. Строение имело внушительные размеры. Высота – 17 метров, в длину оно тянулось на 96 метром, в ширину – 40. Историки говорят, что главная статуя Зевса изготовлена была мастерами из золота и слоновой кости, так же как и статуя Афины в Парфеноне.
Оба оригинала этих творений навсегда утрачены. Памятник античности находится неподалеку от Акрополя и одноименной станции метро. Так же сюда можно добраться наземным транспортом. Время посещения руин не отличается от многих других в городе: ежедневно с 8 утра до 7 вечера в летний период, и до 5 дня – в зимний.
Археологический музей
В особо жаркую или наоборот дождливую погоду ознакомление с памятниками древнегреческой архитектуры может не принести ничего, кроме дискомфорта. В таком случае полное погружение в культуру античности возможно в Национальном археологическом музее. Его по праву можно назвать главным хранилищем греческой культуры.
Экспозиции археологического музея в Афинах насчитывают более 20 тысяч экспонатов всех эпох государства. В нем собраны едва и не самые богатые в мире коллекции скульптуры и керамических изделий. Здание музея настолько велико, что в его галереях есть вероятность заблудиться. Для даже неподробного просмотра всех залов понадобиться целый день. Но это не беда, потому как билет действует весь день. По нему разрешено выходить и заходить снова.
Вход посетителям до 18 лет и вовсе бесплатный. По понедельникам и праздникам музей не работает. В воскресенье рабочий день короткий и заканчивается в 3 часа дня. В остальные дни посетителей ждут с 8 утра до 8 вечера.
Монастырь Дафни
В Греции кроме памятников античной культуры, так же множество архитектурных творений, оставшихся после других эпох. Так мужской монастырь Дафни представляет византийскую архитектуру. Мистическое расположение оставило свой отпечаток на судьбе сооружения.
Христианский комплекс был возведен в VI веке нашей эры по дороге от Афин в Элевсин в лавровой роще на месте разрушенного древнегреческого храма Аполлону. Некоторые оставшиеся фрагменты старого святилища не сносились, а обрастали новыми стенами. На протяжении нескольких веков монастырь достраивался и развивался.
Самыми масштабными и значимыми оказались работы XI – XII веков, когда главный храм был украшен знаменитой византийской мозаикой. Ее фрагменты до сих пор украшают своды святилища, а задравши голову, можно увидеть под куполом лик Христа. Монастырь Дафни является всемирным наследием ЮНЕСКО.
В 1999 году он сильно пострадал от землетрясения, после чего его временно закрыли для проведения работ по реконструкции. Сейчас для посетителей храм открыт дважды в неделю в летнее время по четвергам и пятницам с 9 утра до 2 часов дня.
Добраться до монастыря можно 2 способами: либо от станции метро «Дафни» вызвать такси; либо из центра города доехать на автобусах, идущих по маршрутам №880 и №860. Неподалеку от священного места располагается психиатрическая лечебница с одноименным названием, поэтому для греков «отправиться в Дафни» означает «сойти с ума».
Плака
Место, где началась многовековая история Афин, носит имя Плака. Территория, растянувшаяся к востоку и северу от Акрополя, названа в честь каменной плиты, обнаруженной в Храме св. Георгия Александрийского. Сегодня центральный район города — это лабиринты петляющих улочек, уютные ресторанчики национальной греческой кухни, винные погреба, сувенирные лавки и популярный блошиный рынок. Именно здесь сконцентрированы известнейшие достопримечательности различных эпох:
- Башня Ветров, возведенная в I веке до н. э.
- Храм Зевса Олимпийского, начало строительства которого датируется 515 годом до н. э.
- Церковь Святой Троицы (XI в.)
- Ботанический сад (XIX в.)
Посетив колоритную Плаку, вы попадете в столицу Греции, какой она была на рубеже XVIII–XIX столетий. Неоклассические здания, заполняющие древний квартал, появились после свирепого пожара 1884 года. Фундаментом для них послужили остатки сооружений античных времен.
Агора
В далеком 594 году до н. э. Агора была «первой скрипкой» в городе, являясь его религиозным, административным, политическим и культурным центром. Здесь, в величественном Храме Гефеста, воспевали богов искусств и ремесел, а в Одеоне Агриппы проводили музыкальные представления. Через древнюю площадь пролегал Панафинейский путь, по которому во время чествования мудрой воительницы Афины — покровительницы города — направлялись к Акрополю торжественные процессии.
Сегодня некогда монументальные сооружения Агоры лежат в руинах. Наиболее сохранившимися постройками являются грандиозный Храм Гефеста, чьи дорические колонный до сих пор подпирают сводчатую крышу, Церковь Святых Апостолов, появившаяся в X столетии и восстановленная в 1956 году Стоя пергамского царя Аттала.
Посетить древние реликвии можно ежедневно (кроме выходных и праздничных дней):
- летом с 08:00 до 20:00
- зимой с 08:00 до 15:00
Вход — 8 евро.
Стоя Аттала
Древние жители Эллады называли стоями крытые колоннады, возводимые при храмах, рынках и домах. Такую галерею и построил в качестве священного дара Афинам царь Пергама Аттал II, чье правление приходилось на 159–138 года до н. э. Грандиозное сооружение из известняка и пентелийского мрамора длиной 115 м и шириной 20 м, служившее местом для торговли и неспешных прогулок, было уничтожено в 267 году древнегерманским племенем герулов.
Современный макет, в точности воспроизводящий облик разрушенной реликвии, был создан в 1950 году на немногочисленных фрагментах первоначальных стен. Сегодня в двухэтажной постройке располагается музей. Здесь вы обнаружите детали древнего декора, остатки колонн, скульптуры, амфоры, глиняные, стеклянные и бронзовые изделия, собрания монет, ювелирных украшений и жанровых статуэток. Ознакомление с коллекцией входит в стоимость посещения Агоры (8 €).
Керамейкос
Древний некрополь — место захоронения знати, появившееся в XI столетия до н. э., — располагался на пересечении главных путей, ведущих из пригородов. До сих пор здесь можно увидеть остатки знаменитых городских ворот: Дипилонских, служивших официальным афинским входом, и Священных, через которые проходили религиозные процессии. Во время прогулки по уединенным тропам вы познакомитесь с результатами археологических раскопок, начавшихся в 1870 году и продолжающихся по сей день.
Главные объекты кладбища: 2,10-метровая статуя, вылепленная скульптором Дипилоном, мраморная фигура быка, возвышающаяся над могилой Дионисия и развалины Помпейона — здания, используемого для хранения священных реликвий. После осмотра «города мертвых» можно заглянуть в музей Керамика. Его залы заполнены античными артефактами: изваяниями, керамическими украшениями и предметами домашнего обихода.
Византийский музей
С одним из богатейших художественных собраний, включающим 25 тыс. экспонатов, отражающих христианское и византийское искусство III–XX столетий, можно ознакомиться по адресу: улица Leoforos Vasilissis Sofias, 22. Основателем музея, созданного в 1884 году, стал частный коллекционер — теолог Георгиос Лампакис. Изначально его сокровища экспонировались в Афинской академии, а в 1930 году обосновались в новом здании.
Выставка включает в себя две части. Посетив первую из них, вы станете свидетелями расцвета искусства Византии IV-XV вв. и познакомитесь с уникальными деревянными иконами, мраморными стелами, скульптурами, мозаиками, фресками. Вторая экспозиция — это экспонаты XV-XX веков, которые освещают церковную и повседневную жизнь христиан: одеяния церковнослужителей, драгоценности и предметы быта.
Музей открыт с 8:00 до 20:00 (вторник–воскресенье).
Военный музей
Каменное здание, построенное в форме куба, диссонирует с античными сооружениями, присущими облику столицы. Однако и оно привлекает немало туристов, желающих познакомиться с оружием и военной техникой различных эпох — от Античности до времен Второй мировой войны.
На прилегающей территории выставлены крупнейшие экспонаты коллекции — пушки и самолеты, среди которых особый интерес вызывают американский реактивный Starfighter E104 и двухдвигательный истребитель 70-х годов XX столетия Nortrop F-5. Сооружение, построенное в 1975 году на пересечении улиц Rizari, 2 и Vassilissis Sophias Av., встречает экскурсантов собранием боевых наград и предметов обмундирования военных греческой армии.
Флагман музея — выставка холодного оружия Средневековья, макеты боевых парусников времен турецкого вторжения и полотна с изображением баталий. С экспозициями можно ознакомиться со вторника по пятницу с 9:00 до 14:00. В выходные музей открывается на 30 минут позже.
Кикладский музей
Загадочные артефакты давно ушедших столетий встретят вас в музее, открытом в 1986 году и ставящим во главу угла знакомство посетителей с искусством давно ушедших цивилизаций — земель, омываемых Эгейским морем. Акцент уникальной коллекции ставится на объектах, иллюстрирующих жизнь обитателей островов Киклады, лежащих к юго-востоку от греческого побережья.
Возраст экспонатов, которым посвящен второй этаж уютного особняка, — III–II тысячелетие до н. э. Жемчужина выставки — женские фигурки идолов, вырезанные из мрамора. На первом этаже проходят временные экспозиции. На третьем вы найдете произведения искусства Древней Эллады, а четвертый этаж знакомит с сокровищами кипрской культуры с 4 столетия до н. э. до Средних веков.
Адрес: Neophytou Douka, 4. Экспозиции можно осмотреть ежедневно с 10:00 до 17:00 (в четверг — до 20:00). Выходной — вторник.
Музей Бенаки
На 1 Koumbari St. & Vas. Sofias Ave, в неоклассическом здании XIX века, расположился крупнейший частный музей Афин. Побывать в нем — это значит совершить историческое путешествие и узнать, чем славится искусство Малой Азии, Кипра, Греции и Китая — от палеолита до сегодняшних дней. За белоснежным фасадом скрываются многочисленные залы. В них собраны предметы интерьеров и быта, драгоценности, гончарные изделия, вырезанные из слоновой кости фигурки, амулеты, национальные костюмы, текстиль, игрушки, музыкальные инструменты.
В витринах одного из помещений выставлены образцы Монастырской культуры: иконы, церковная утварь и облачения священнослужителей. Предметом гордости сотрудников являются творения греческого живописца Эль Греко.
Попасть в музей можно с 9:00 до 17:00 (среда, пятница), с 9:00 до 24:00 (четверг, суббота) и с 9:00 до 15:00 (воскресенье).
Храм Ники Аптерос
Памятником классического искусства Греции красуется на территории Акрополя небольшой храм, возведенный примерно в 427 году до н. э. — в период Пелопонесской войны. Афиняне, мечтающие о скором триумфе над поверженной Спартой, поместили в святилище деревянную статую Ники. В Греции богиня победы всегда изображалась с крыльями за спиной. Но жители, возжелавшие, чтобы небожительница навечно осталась в городе, лишили статую ее традиционных атрибутов.
До наших дней Храм Аптерос (бескрылой), возвышающийся на трехступенчатом основании, дошел почти в первозданном виде. После последней реставрации 2000 года созданное из каменных блоков изящное здание длиной 9,56 м и шириной 6,8 м все также украшают ионические колонны и рельефы с изображением военных баталий. Время не пощадило только несколько фронтовых колонн и крышу сооружения.
Крейсер Георгиос Авероф
Кораблей, бороздивших морские просторы в годы Первой мировой войны, на планете осталось очень мало. Один из них — боевой флагман — крейсер «Георгиос Авероф», построенный на верфи итальянского Ливорно и проданный Греции в 1910 году. За свою вековую историю военное судно, чей образ сегодня запечатлен на почтовой миниатюре, прошло 5 войн и сменило множество капитанов.
С 1985 года легендарный крейсер навечно пришвартован в порту афинского пригорода Палеон-Фалирон. На его борту действует музей. Вместо экспозиционных залов здесь — каюты, оборудование которых сохранилось с начала XX столетия. Посетители могут узнать, как выглядела паровая машина, в каких условиях жили матросы и какой мебелью были обставлены офицерские каюты. «Георгиос Авероф» открыт для экскурсантов с 9:00 до 14:00 (вторник–пятница) и с 10:00 до 17:00 по выходным.
Афинская академия наук
В 385 году до н. э. была основана Академия Платона, ставшая праматерью современному научно-исследовательскому учреждению — Афинской академии, основным направлением деятельности которой является изучение искусства, естественных наук, морали и права. Для туристов национальная академия интересна в первую очередь своей архитектурой. Построенный в 1887 году главный корпус, чей фасад декорирован ионической колоннадой с треугольным фронтоном и портиком, является образцом неоклассического стиля.
С двух сторон от здания, своим видом напоминающего античный храм, возвышаются колонны, увенчанные фигурами Афины и Аполлона. У входа всех желающих стать частью научного мира встречают изваяния Сократа и Платона. Интерьеры украшены произведениями живописи, в которых нашли отражение мифы и история Древней Эллады.
Церковь Панагия Капникарея
В окружении центральных оживленных улиц, среди шума и суеты, притаился оазис тишины и спокойствия — византийская церковь, построенная в честь Богородицы Капникареи. Храм, возведенный в XI веке, был заложен на руинах еще более древней базилики. О старинном здании напоминают встроенные капители, латинские надписи и элементы скульптур.
Архитектурный стиль церкви Панагии Капникареи характеризуется как крестово-купольный. Сооружение, созданное из специальных резных кирпичей, включает три здания, гармонично соединенные между собой арками и колоннами. С северной стороны пристроена часовня, посвященная великомученице Варваре. Своим интерьером храм обязан греческому живописцу Фотису Кондоглу. Самой известной его работой является икона «Богоматерь с Младенцем» — предмет поклонения сотен православных, посещающих действующий и по сей день святой дом.
Ареопаг
Полюбоваться на великолепный город и сделать лучшие фото достопримечательностей Афин можно, поднявшись на холм, расположенный к северо-западу от Акрополя. На его гладкую вершину ведет высеченная в камне лестница. По преданию, здесь состоялся первый суд, на котором повелитель морей Посейдон обвинил воинствующего Ареса в убийстве своего сына. Тем из вас, кто знаком с Книгой Деяний Апостолов, Ареопаг известен как место, где Святой Петр обратился к язычникам с речью о «Неведомом Боге».
В античности эта скала вызывала у афинян уважение и трепет. До V века до н. э. каменистый утес служил местом заседания могущественного совета старейшин, обладающего беспрекословной властью и выносящего вердикты по религиозным, гражданским и политическим делам. Позднее Ареопаг лишили части прерогатив, оставив в его ведении только рассмотрение уголовных вопросов.
Холм Муз
Еще одной обзорной площадкой, с которой открывается захватывающая круговая панорама Афин, является 147-метровый Холм Муз. К его вершине ведет выложенная камнями дорожка, петляющая в тени средиземноморских сосен. Кроме прекрасного вида, путешественников ожидают здесь и исторические объекты: памятник принцу Королевства Коммаген — Филопаппосу , искусственная пещера «Тюрьма Сократа», где, по легенде, философа заставляли пить смертельный яд, и действующая церковь Св. Дмитрия, построенная в XVI веке.
Бывалые туристы рекомендуют подниматься на холм в закатные часы. Наслаждаясь пением цикад и вдыхая аромат многочисленных цветов, вы увидите потрясающую картину. Медленно погружаясь во тьму, город один за одним зажигает фонари, торжественно выделяя на фоне черного неба бесценные памятники архитектуры.
Национальный сад
Посещение этого парка сродни глотку свежего воздуха среди прекрасных, но лишенных зелени развалин и исторических построек. Живописный уголок появился в центре Афин в 1840 году по приказу Амалии Ольденбургской — супруги короля Оттона I. Осуществить проект было доверено Фридриху Шмидту — садовых дел мастеру из Пруссии. Внесла свой вклад в создание сада и королева — сконструированные ею песочные часы и по сей день (хотя и с огрехами) показывают время.
Сегодня на территории, равной 15,5 Га, царит атмосфера тишины и умиротворения. Источают тонкий аромат цитрусовые деревья, приглашают отдохнуть лавочки и тенистые беседки, дарят прохладу фонтаны и декоративные пруды. Национальный сад служит пристанищем для представителей фауны: птиц, черепах, домашних животных. Нашлось здесь место и для традиционных афинских руин, мозаик и элементов коринфских колонн.
Гора Ликавиттос
Название горы, устремляющейся к небесам среди центральных кварталов, переводится как «волчий холм». В античные времена в густых лесах, заросших кипарисами и соснами, обитали волчьи стаи, охранявшие святыню — храм Зевса, расположенный на самой вершине. В эпоху османского нашествия турки-завоевали выжгли все растения, покрывавшие пологие склоны. Восстановление флоры началось только в 1880 году.
Подняться на гору, возвышающуюся над районом Колонаки на 277 метров, можно как пешком, отдыхая по пути на многочисленных скамейках, так и на фуникулере, поднимающемся по тоннелю, вырытому внутри холма. Помимо великолепных видов, простирающихся до самого моря, наверху путников ждут белоснежная часовня Св. Георгия, ресторан, кафе с верандой и сувенирные магазинчики. Чуть ниже расположился открытый театр. Летом на его сцене проходят красочные представления и концерты.
Эрехтейон
Никакой архитектурный объект не характеризует знаменитый Акрополь лучше, чем ионические колонны и мраморные женские фигуры — кариатиды, служащие опорой для кровли сооружения, готового посоревноваться в известности с легендарным Парфеоном. И если последний являлся «народным» храмом, то Эрехтейон, объединивший в себя несколько святилищ, выполнял сакральные функции. Здесь жрецы свершали религиозные таинства и проводили обряды поклонения жителям Олимпа.
Эрехтейон был возведен в V столетии до н. э. Согласно легенде, строительным работам предшествовала ссора Посейдона и Афины. Два небожителя не могли решить, кому из них должен принадлежать великий город. Свое имя храм получил в честь царя Эрехтея. В течение веков он пережил несколько глобальных реконструкций, поэтому об оригинальном облике сейчас почти не известно. Сегодня сооружение представляет собой поделенную надвое постройку неправильной формы, водруженную на фундамент размером 23,5 х 11,6 м.
Стадион Панатинаикос
В 566–565 гг. до н. э. стадион, трибуны которого изготовлены из белого мрамора горы Пенделикон, принял первые в истории планеты Олимпийские игры. Ради них приостановились все мировые войны. Грандиозное сооружение в форме подковы возвели еще в 329 году до н. э. Его остатки были обнаружены в ходе археологических раскопок середины XIX столетия.
Конструкция Панатинаикоса отличается от нынешних стадионов. В частности, беговые дорожки проигрывают в длине современным «трассам». Сегодня обрамляющие овальную арену (площадь — 6 784 м2) трибуны могут вместить около 80 100 человек. В 2004 году здесь вновь состоялись Олимпийские игры. Живописное место среди афинских холмов ежедневно заполняют сотни туристов. Самые любознательные посещают подземный олимпийский музей, скрытый за коваными решетками. Кроме того, Панатинаикос служит для проведения концертов Open Air.