Саратов — один из крупных городов, расположенных на Волге. Можно сказать, что в последнее столетие судьба не была к нему благосклонна. Если во второй половине XIX – начале XX века город считался столицей Поволжья, то в последующие десятилетия его значимость стала меньше. Он занимает только 5-е место среди расположенных на Волге городов по численности населения. Вместе с тем, по многим показателям Саратову есть чем гордиться.
Кроме того, город не стал современным безликим мегаполисом, в нём сохранилось настоящее провинциальное обаяние. За более чем 400-летнюю историю он вобрал в себя черты и традиции многонационального региона. Достопримечательности Саратова достойны того, чтобы посетить город.
Содержание
- 1 Церковь Митрофана Воронежского
- 2 Набережная Космонавтов
- 3 Парк Победы на Соколовой горе
- 4 Национальная деревня народов Саратовской области
- 5 Мемориал «Журавли»
- 6 Театр оперы и балета
- 7 Областной музей краеведения
- 8 Храм иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
- 9 Свято-Троицкий собор
- 10 Лимонарий
- 11 Консерватория имени Л. В. Собинова
- 12 Храм Сошествия Святого Духа
- 13 Художественный музей имени А.Н. Радищева
- 14 Гагаринское поле
- 15 Мост Саратов-Энгельс
- 16 Городской пляж
- 17 Музей К.А. Федина
- 18 Музей-усадьба Н. Г. Чернышевского
- 19 Городской парк
- 20 Памятник одноклассникам
- 21 Цирк имени братьев Никитиных
- 22 Исторический парк «Россия – моя история»
- 23 Ретро-трамвай «Семен»
- 24 ТЮЗ им. Ю.П. Киселева
- 25 Кумысная поляна
- 26 Музей боевой и трудовой славы
- 27 Этнографический музей
- 28 Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова
- 29 Музей речного флота
- 30 Фонтан «Сердце Волги»
- 31 Достопримечательности Саратова на канте
Церковь Митрофана Воронежского
Первый епископ Воронежский Митрофан прославился своими делами и благочестием. Он неоднократно общался с Петром I, когда в Воронеже шло строительство русского флота, и поддерживал императора в его начинаниях. При этом не боялся высказывать своё мнение.
Царь уважительно относился к духовному лицу и специально приехал на похороны Митрофана после его смерти в 1703 году. В 1831 году было обнаружено, что мощи усопшего нетленны. Учитывая значительные заслуги епископа во благо церкви, в следующем году Митрофан Воронежский был причислен к лику святых.
В 1838 году на месте осушенных болот на средства граждан строится церковь Вознесения Господня. Вскоре в ней освящается придел во имя святителя Митрофана Воронежского, ставший популярным у прихожан. В его честь называют Митрофановскими соседние площадь и базар.
В 1864 году у храма появляется колокольня, а в 1919 году пристраивается часовня. Рядом находилось здание, в котором жили священнослужители храма – причтовый дом.
В годы СССР от храма остался только жилой дом. А площадь Митрофановская стала носить имя Кирова. Причтовый дом в 2005 году был возвращён церкви и в нём освятили престол во имя святителя Митрофана. Несколько лет шла реконструкция храма. В 2012 году восстановленный купол и колокола нового храма были освящены в честь Митрофана Воронежского.
Набережная Космонавтов
Любой город на Волге гордится своим расположением на великой русской реке. Городские кварталы не стремятся уходить вдаль, а тянутся к воде. В современных городах набережная и мосты служат украшением города.
Несмотря на важное значение города, благоустроить набережную никак не удавалось. Первые её проекты выносились на обсуждение ещё в царской России в начале XIX века. Выражаясь современным языком, в то время берега Волги представляли собой грязную и опасную для посещения промзону, связанную с грузами, перемещаемыми по реке.
Продолжение дискуссии о набережной состоялось в 1920-е годы. Но снова дело не пошло из-за сложностей с финансированием. И только опасность размыва берегов при повышении уровня реки от плотины строящейся ГЭС заставила начать благоустройство в конце 50-х.
Это было время энтузиазма советского народа, вызванного начавшимися полётами в космос, где мы стали первыми в мире. Тесно связан с городом и космонавт № 1. Это послужило поводом назвать построенный променад вдоль Волги Набережная Космонавтов. Она протянулась на 1,5 км и оформлена в виде 4-х террас, спускающихся к реке и соединённых монументальными лестницами.
Особое уважение выказано пешеходам, для которых предназначен ближний к реке нижний уровень. От него к бульвару тянется зона газонов, украшенная цветочными композициями. Третий ярус выполнен в виде бульвара, с искусно подобранным ландшафтным дизайном, где использованы более 40 видов деревьев и кустарников. На верхней части набережной располагаются здания элитной жилой застройки.
Между прочим. Энтузиазм жителей не угас. С 2012 года началось строительство новых участков набережной.
Парк Победы на Соколовой горе
Парк Победы можно назвать самый-самый. Во-первых, он находится на самом высоком месте города. Во-вторых, это самый крупный парк. В-третьих он самый молодой.
Заложен он в 1975 году к 30-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне на площади 80 га. К концу столетия он превратился в огромный мемориальный, музейный и ландшафтный комплекс, который постоянно развивается. Украшением парка стала мемориальная стела Журавли, автор которой вдохновился знаменитой песней. Памятник установлен в 1982 году в память о саратовцах, которые погибли в годы войны. Её автор — архитектор Ю.И. Менякин.
10 га парка отведено под экспозицию из почти 200 образцов, которые представляют военную и гражданскую технику времён войны и послевоенных лет. В том числе это танки, артиллерия, самолёты, военные корабли, ракетные комплексы. Они являются частью открывшегося на территории парка в 1999 году Музея боевой и трудовой славы. В парке находится Национальная деревня, в которой собраны подворья народов, живущих на территории области.
Наконец, парк Победы — это современный благоустроенный парк. Очевидным его достоинством являются лучшие виды на город, Волгу, окрестности с высоты 165 м.
Национальная деревня народов Саратовской области

Комплекс, посвящённый особенностям жизни и быта разных народов, проживающих на территории Саратовской области, был открыт в 2003 году.
К сведению. В Саратовской области живут представители 135 национальностей.
Начиналось всё скромно. В этнографическом музее располагалось 6 усадеб. Русская была представлена оригинальным домом XIX века. Остальные были специально построены на основании информации, полученной из национальных музеев. Они же стали источником большинства предметов в экспозиции. Некоторые из них были приобретены в частных коллекциях. В первой коллекции размещались башкирские и казахские юрты, мордовская, армянская и украинская усадьбы.
За прошедшие 20 лет, деревня расширилась. Она состоит из 3-х улиц, на которых расположились 16 национальных жилищ и строений. Представлены не только жилые дома. Украинский хутор состоит из мазанки, сарая, погреба и хозяйственного оснащения. Корейское подворье включило в свой состав пагоду.
У азербайджанцев установлена копия Девичьей башни, находящейся в Баку. Дагестан показан на основе замка. Для Узбекистана характерной стала двухэтажная Чайхана. Чечено-ингушские традиции олицетворяют дом в 4 этажа и две старинных башни.
На подворьях периодически собираются представители диаспор. Гости деревни могут попробовать блюда, приготовленные по национальным рецептам. Музей пользуется популярностью и не собирается останавливаться, занимаясь возведением новых усадеб.
Мемориал «Журавли»
Центральной частью и доминантой парка Победы на Соколовой горе стала 40-метровая стела Журавли, навеянная знаменитой песней на стихи Расула Гамзатова. Как и слова поэта, 12 летящих птиц на памятнике передают всю боль, связанную с трагедией войны. В то же время он оптимистичен, сообщая, что покинувшие нас герои не погибли, а всего лишь улетели вместе со стаями птиц.
Важной составляющей мемориала стал фонтан слёз, струи которого не поднимаются вверх, а стекают по камням с табличками городов Саратовской области, отправивших на защиту Родины своих жителей.
Журавли установлены на высоком насыпом холме на Соколовой горе. Необыкновенный монумент вызывает столько эмоций, что его можно считать одним из выдающихся памятников, посвящённых теме Великой Отечественной войны и памяти о ней. Он стал одним из символов города и своеобразным маяком, который виден с каждой стороны Волги на расстоянии 20 км.
Окончательную точку в оценке Журавлей сделал Расул Гамзатов. При встрече с автором памятника Менякиным, он сказал, что воплощение в камне является точным отображением его представления.
Это интересно. «Журавли» произвели такое впечатление, что подобные памятники появились по всему миру. Символ памяти погибшим в виде журавлей установлен в более чем 200 местах.
Театр оперы и балета
Академический театр оперы и балета ведёт свою историю с 1803 года и является одним из старейших в России. Сначала у него не было постоянной труппы, и спектакли создавались с помощью приглашённых актёров, многие из которых были крепостными. Несмотря на это, репертуар был обширным и постоянно включал около 20 спектаклей.
С 1860 года опера идёт на сцене Летнего театра. Первый оперный профессиональный коллектив появляется в 1875 году. Его создателем стал известный антрепренёр П. Медведев. С 1887 года во главе труппы работал знаменитый дирижёр И. Палицин. С 1928 года в театре появляется балетная труппа.
Постепенно к театру приходит известность. Начало положили гастроли в Москве в 1956 году. Работы ведущих солистов Г. Ковалёвой и Ю. Попова впоследствии были отмечены званиями «Народный артист СССР». По результатам московских выступлений 1977 года, театр удостоен звания «академический».
Современная труппа театра интенсивно продолжает работу в предоставленном новом помещении. Прекрасное историческое здание театра с колоннами реконструируется. В репертуаре имеются как классические произведения, так и спектакли, созданные современными авторами.
Театр неоднократно был участником национального театрального фестиваля «Золотая маска». В 2000 году труппа победила во всероссийского конкурса «Окно в Россию» и стала Музыкальным театром года. Театр стал инициатором и проводит с 1986 года Собиновский музыкальный фестиваль, а с 2013 года Международный фестиваль «Звёзды мирового балета в Саратове».
Областной музей краеведения
Образован в 1886 году. Его первая экспозиция насчитывала около полутора сотен предметов. Коллекция музея постоянно пополнялась и в 1893 году состояла уже из полутора тысяч экспонатов. Крупнейшие приобретения выставочного фонда происходили в мятежные годы Гражданской войны.
В условиях неизвестности многие жители приносили свои вещи, архивы, коллекции. Благодаря хранителю тех лет Б.В. Зайковскому, всё было поставлено на учёт и сохранено.
В 1930 году власти города сделали музею отличный подарок. Для его выставок был выделен один из лучших особняков города, принадлежавших богатейшему купцу М.А. Устинову. Здание является памятником архитектуры классицизма начала XIX века. В таком доме экспозиции музея смогли принимать новые артефакты от археологов и краеведов – места хватало.
Между тем фонды музея активно расширялись: если в 1980-х в них было около 200 тыс. предметов, то в третьем десятилетии XXI века их количество достигло 400 тыс. Музей активно продвигает исторические ценности населению городов области, в которых работает 10 его филиалов.
Выставочные стенды размещены в 30 залах. В них показана история и природа края. Особенное внимание уделяется значимым событиям и знаменитым людям. Работает 6 постоянных тематических выставок. «Город и люди» посвящена периоду начала XX века, когда Саратов был третьим по величине городом России и считался столицей Поволжья.
«Дорога в космос» рассказывает о периоде жизни Юрия Гагарина, связанном с городом. «Природные раритеты» представляет редкие виды флоры и фауны области.
Кроме этого работают выставки:
- Столыпин и Саратовский край
- Из истории немцев Поволжья
- Наши знатные земляки – деятели науки и культуры
Храм иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
Одним из наиболее запоминающихся сооружений, независимо от того православный вы или нет, будет храм «Утоли моя печали». Архитектурный ансамбль церкви получился на удивление гармоничным и радостным. Цветовые сочетания и облик частей храма вызывает ассоциации с подобными сооружениями.
Разноцветные главки вокруг центрального шатра перекликаются с храмом Василия Блаженного. Ряды кокошников – с храмами в русском стиле XVII века. А цветовой декор позаимствовал некоторые элементы популярного в пору строительства модерна.
Церковь была построена в 1906 году по проекту саратовского архитектора Зыбина. У него была очень непростая задача, связанная прежде всего с заказчиком – епископом Саратовским и Царицынским Гермогеном, отличавшимся сложным характером и нетерпимостью. Кроме того, новая церковь должна была сочетаться с находящимся рядом архиерейским подворьем и Торговыми рядами.
Неизвестно, как оценил заказчик работу Зыбина, но горожане считают, что храм удался. Церковь была освящена в честь иконы Богородицы «В скорбях и печалях Утешение». В народе храм и икону называли «Утоли моя печали». По легенде, икона была написана как копия чудотворного образа в Новом Афоне мастерами Святой горы.
В годы Советской власти в храме работал планетарий, что помогло ему остаться без разрушений. В 1990 году он возвращён церкви и том же году в нём был освящён придел в честь Сергия Радонежского. Основной храм, как и прежде, был освящён в честь иконы «Утоли моя печали» после ремонта и наполнения церковной утварью в 1993 году.
Свято-Троицкий собор
Является кафедральным собором Саратовской митрополии. В то же время, это старейший архитектурный памятник в городе. Первая Троицкая церковь была построена из дерева в 1675 году, через 9 лет сгорела и вскоре была восстановлена. В 1695 году начинается строительство каменного храма, который получил повреждения от пожара в 1712 году.
При ремонте к храму добавились трапезные и крытая галерея. В 1723 году были завершены работы по возведению отдельно стоящей колокольни. Вскоре на ней были установлены часы с боем.
Не миновал собор и пожар 1774 года. Нанесённый ущерб был настолько значительным, что в 1786 году по указанию церковных властей церковь разрешили разобрать. Но горожане не стали уничтожать любимый храм. Благодаря помощи купца Устинова, в 1798 году в его приделах были установлены новые иконостасы, а здание укрепили контрфорсами.
Облик собора частично изменился в XIX веке. Несмотря на то что фасад перестроили в популярном стиле классицизма и появились характерные колонны, всё сооружение осталось вполне гармоничным.
В 1932 году собор закрыли и в нём разместили музей. Через 8 лет он снова начал служить верующим. До 90-х годов действовало только два храма, и Троицкий служил кафедральным собором. В XXI веке в храме был проведён капитальный ремонт.
В Свято-Троицком соборе находится три святыни:
- Список иконы Андрея Рублёва Спас Нерукотворный, принесённый в город первыми поселенцами – стрельцами из Москвы.
- Один из первых списков Чудотворной иконы Казанской Божьей Матери.
- Мощевик, содержащий частицы останков 132 святых.



Лимонарий

Приехав в город, можно вернуться домой с подарками, как будто привезёнными из тропиков. Для этого в городе есть небольшой уголок на Соколовой горе. Его обитателям необходим солнечный свет и тепло, поэтому дом для них построен из стекла. Эта оранжерея с тропическими фруктовыми растениями является одной из главных городских достопримечательностей.
К тому же она расположена вблизи целого комплекса памятников и музеев и до неё удобно добраться. Это знаменитый Саратовский лимонарий.
Лимонарий появился в 2003 году, но своей необычностью быстро завоевал популярность. Его стали включать в обзорные экскурсии по городу. Завозят в теплицу и пассажиров круизных лайнеров, которые делают остановку в Саратове. Круглый год здесь интересно. В октябре собирают основной урожай, но полюбоваться плодами, а особенно вдохнуть ароматы цветущих деревьев можно в любое время года.
По стволам лиан и ветвям деревьев перемещается игуана Дракоша, внизу живёт пара кроликов. Кот Сильвестр гуляет сам по себе и в душе, наверное, сожалеет, что хозяева тропического уголка не обзавелись птичками. Есть, правда, парочка фазанов, но они хоть и красивые, крупные и коту не по зубам.
Зелёных обитателей, ради которых создан этот уголок, около 30 видов. Большинство их плодов известно по полкам магазинов, но как и на чём они растут, многие жители нашей страны не видели. К тому же есть и совсем малоизвестные представители тропиков: гуайява, рамбутан, папайя, салак, маракуйя, личи.
Часть из них цветёт с необыкновенным ароматом, а маракуйя способна удивить своими цветами, которые известны нам как пассифлора. Есть и виды, посаженные для украшения сада – фуксии, амариллисы, каллы. Лимон Юбилейный поражает своими плодами, достигающими 1,3 кг.
После посещения лимонария есть возможность купить фрукты и подарочные наборы с изделиями из местных плодов. Продаются и саженцы некоторых растений с подробной инструкцией для выращивания в комнатных условиях. Отзывы сообщают, что приживаются они хорошо.
Консерватория имени Л. В. Собинова
Среди насыщенного историческими строениями центра, обращает на себя внимание здание консерватории. Оно возведено в 1902 году в псевдоготическом стиле и заметно отличается от окружающих строений. Причиной такого вида послужили соседствующие с ним кирха и католический храм на Немецкой улице, где жили колонисты.
Архитектурное сочетание использовал архитектор С. Каллистратов, который перестраивал здание в 1912 году. Первый вариант здания А. Ягна, получился неудачным, вызвал много критики и в 1912 году ему придали современный вид. В то же время внутренние помещения были сделаны добротными и удобными и остались без изменений.
Здание было построено для музыкального училища, которое было преобразовано в консерваторию в 1912 году. Это означало признание высокого статуса города, поскольку региональное заведение такого рода стало первым после двух столиц. В консерватории выступали знаменитые музыканты и певцы, среди них С.Рахманинов и Л.Собинов. Многих привлекал большой зал консерватории, которых обладал выдающейся акустикой.
В 1918 году после революции консерватория была национализирована и получила статус Государственной. В 1935 году в честь скончавшегося выдающегося певца Л.Собинова, она стала носить его имя.
Это интересно. В годы войны высокие башни консерватории могли стать ориентирами при бомбёжках города и поэтому были сняты. Восстановлены в 1975 году.
В консерватории имеется три зала для выступлений. Все отличаются выдающейся акустикой. С 1985 года большой зал имеет орган, изготовленный немецкой компанией Зауэр. Два других располагают тремя роялями C.Bechstein и двумя Steinway&Sons.
Храм Сошествия Святого Духа
Первая церковь Сошествия Святого Духа на апостолов была построена из дерева в 1844 году. В 1855 году на её месте возвели каменный храм, средства на который выделил купец Тюльпин. Через три года он был освящён.
Храм не закрылся после прихода Советской власти, но в конце 1920-х стал обновленческим. Новое религиозное течение пыталась создать Советская власть. Однако, отступление от истинного православия продолжалось всего полгода. В 1935 году был закрыт кафедральный собор и его статус перешёл к Духосошественскому храму. Но уже в 1939 году собор был закрыт и использовался для хранения зерна. Идее городских властей о перестройке здания церкви под театр помешала только начавшаяся война.
В конце 1947 года храм вновь был открыт. На следующий год после восстановления росписей его освятили и в нём начались службы. В 1970 году установлен новый трёхъярусный иконостас.
В 2001 году, на время ремонта Свято-Троицкого собора, храм становится кафедральным собором Саратовской епархии. В этом статусе он пребывал до октября 2014 года.
Белокаменный храм расположен среди малоэтажной застройки и издалека видна его колокольня и 5 куполов на основном строении. Большие купола на колокольне и в центре над храмов покрыты золотом. Малые 4 купола голубого цвета, за что церковь получила народное название «Голубые купола». С 1994 года храм является памятником регионального значения.
Художественный музей имени А.Н. Радищева
Одно из крупнейший собраний живописи и декоративно-прикладного искусства среди региональных музеев подобной направленности. Он вошёл в историю как первый общедоступный художественный музей в Российской империи.
А началось всё с 1877 года, когда профессор живописи и внук А.Н. Радищева А,П. Боголюбов, живущий в Париже, предложил подарить городу свою коллекцию произведений искусства. С его стороны выдвигалось два требования: предоставить музею постоянное помещение и назвать его в честь своего деда.
У городских властей не нашлось подходящего предложения, а выделять средства из казны они не сочли необходимым. Руководители год находились в раздумьях и только после этого дали положительный ответ в Париж.
Но дело двигалось небыстро. Работы по возведению здания под музей начались в 1883 году. Место для этого было выбрано достойное – на Театральной площади. Поддержку строительству оказали из Петербурга, проект утвердил сам император Александр III, впоследствии подаривший музею часть работ из своей коллекции.
Двухэтажное здание музея спроектировал столичный архитектор И. Штром. Работы по возведению шли быстро, и в июне 1885 года музей был открыт. К составившей основу экспозиции коллекции Боголюбова добавились полотна из Эрмитажа, Академии художеств Петербурга.
В настоящее время в собрании музея более 30 тыс. предметов. Это картины, скульптура, графика, иконы, церковная утварь, фарфор, мебель, изделия из стекла и бронзы. Часть работ экспонируется в 5 филиалах музея.
Богато представлено российское искусство:
- иконы и церковная утварь XV-XIX веков
- портреты художников XVIII века
- пейзажи и портреты первой половины XIX века
- коллекция работ передвижников
- обширное собрание живописи и скульптур мастеров конца XIX – начала XX века
Имеется крупная коллекция европейского искусства от античных работ до художников барбизонской школы.
Гагаринское поле
12 апреля 1961 года в Саратовской области приземлился первый в мире человек, совершивший полёт в космос – Юрий Алексеевич Гагарин. Место, где произошло это событие, стало мемориалом Гагаринское поле. Оно находится недалеко от города Энгельса у села Смеловка. Символично, что Гагарина с Саратовом связывали несколько лет жизни – здесь он учился в индустриальном техникуме и занимался в аэроклубе.
В 1965 году на месте приземления установили обелиск высотой 27 м в виде взлетающей ракеты – уменьшенную копию стелы, находящейся рядом с музеем космонавтики у ВДНХ в Москве. В следующем году к памятному месту была проложена асфальтированная дорога.
К 20-летию полёта перед ним появился памятник Ю.А. Гагарину. В течение нескольких лет вокруг создавался архитектурный комплекс, была высажена аллея. Поле становилось туристическим объектом.
К 50-летнему юбилею полёта Гагарина на поле был открыт мемориал «Галерея космонавтики».В ней представлены скульптурные работы К.Э. Циолковского и С.П. Королёва и 12 космонавтов, бывших пионерами освоения космоса или связанных с Саратовской областью. Новые изваяния стилистически были объединены с имеющейся частью мемориала. Территорию благоустроили, левее памятника Гагарину был установлен спутник Фотон.
В апреле 2021 года был открыт Парк покорителей космоса. Мемориальный комплекс Гагаринского поля стал его частью. С 2012 года мемориал является достопримечательностью федерального значения.
Мост Саратов-Энгельс
Мост через Волгу в Энгельс построен в 1965 году. На тот момент он являлся самым длинным в Европе, а в его конструкции был применён ряд новых инженерных решений, не встречавшихся ранее в мировой практике. Длина моста превышает 2,8 км, его ширина 15 м. Центральная часть имеет 4 полосы автомобильного движения, по краям сделаны тротуары для пешеходов. Сооружение установлено на 39 опорах. Ширина каждого из трёх пролётов для судов 166 м.
Уровень моста разный: вблизи Саратова он высокий для прохождения судов, под заниженным участком у Энгельса построен искусственный остров с пляжем. Конструкция разновысотности моста дала существенную экономию материалов и народное название «горбатый». Для безопасности по краям проезжей части установлен бордюр высотой 0,5 м, при том что у обычных бордюров она 0,1 м.
Это обеспечило защиту от падения с моста автомобилей при авариях, несмотря на то, что они случались много раз. Конструкция и длина сделали мост достопримечательностью, он включён в список лучших архитектурных достопримечательностей Поволжья. В тёмное время мост имеет современную эффектную подсветку.
Городской пляж
Городским пляжем считается пляж на острове Покровские пески. Он получен искусственно при строительстве городского моста. За прошедшие годы на нём появилась растительность. Под деревьями приятно укрыться в знойный полдень. В длину остров протянулся на 2,3 км, а его ширина достигает 200 м. Из-за того, что Волга становится мельче, размеры острова увеличиваются.
Пляж располагает инфраструктурой для полноценного отдыха. На острове есть лежаки, зонтики, душевые, кабины для переодевания, фонтанчик с питьевой водой. Подкрепиться можно в кафе, есть ларьки с провизией. Имеются площадки для футбола и волейбола.
Работает медпункт, и дежурят спасатели. Песок регулярно очищается от мусора. Размеры острова настолько велики, что его часть отгорожена решёткой и не предусмотрена для отдыха. Туда проникают облюбовавшие безлюдное место нудисты.
Берега острова ориентированы на разные категории отдыхающих. Со стороны Саратова заход в воду пологий и удобен для семей с детьми. Со стороны Энгельса берег подходит для любителей поплавать – глубина здесь начинается ближе к берегу. Вход на пляж бесплатный. Добраться к нему можно по мосту, что не рекомендуется в солнечную жаркую погоду. На мосту есть остановка общественного транспорта.
Музей К.А. Федина

Известный советский прозаик К. Федин выходец из Саратова. В 1981 году в здании, где он учился в начальной школе, был открыт музей писателя. Особняк с экспозицией является памятником архитектуры XVIII века и одним из старейших сооружений города. Музей создан на основе предметов, которые передала дочь писателя.
Следует отметить, что К.Федин в советские годы был обласкан властью и награждён всем, о чём можно было мечтать. В последние годы жизни он возглавлял правление Союза писателей СССР, и отошёл от прогрессивных идеалов молодости. Его творчество в стиле социалистического реализма поддерживало идеологию коммунистической партии. После того как построение коммунизма осталось в прошлом, значимость писателя существенно снизилась.
Претерпела изменения и направленность музея. В современной экспозиции К. Федину посвящена только её часть. Значительное место уделяется литературе XX столетия. С 2007 года открыта экспозиция «Дом русской литературы XX века». В ней показан путь литературы в СССР в условиях цензуры и вмешательства властей в литературный процесс.
Две части музея дополняют друг друга и рассказывают о русской литературе в целом и о творчестве К.Федина в частности.
Музей-усадьба Н. Г. Чернышевского
Состоит из комплекса построек. Основным из зданий является дом, который принадлежал семье будущего общественного деятеля и писателя. Дом был построен в 1828 году на земле усадьбы его матери, дочери протоиерея. Отец писателя преподавал в духовной семинарии. Здание, в котором родился и провёл детство и юность Николай Гаврилович, было одноэтажным из дерева, обложенного кирпичом, и имело мезонин.
Власть большевиков жаловала Чернышевского и его музей был открыт уже в первые годы государства рабочих и крестьян. В 1920 году нарком просвещения А.В. Луначарский, который являлся почитателем писателя и революционера-демократа, инициировал постановление Совнаркома о создании музея. Само здание было объявлено национальным достоянием.
Первым директором музея стал сын Чернышевского Михаил Николаевич, впоследствии на этой должности долго работала его внучка. В экспозиции музея более 50 тыс. экспонатов, представленных на площади почти 600 м2. Работает научная библиотека, редкие документы находятся в архиве. Кроме экспозиции о жизни и творчестве Н.Г. Чернышевского, проходят выставки посвящённые обществу XIX века и людям из его окружения.
Городской парк

Современная территория парка в XIX веке принадлежала загородной резиденции губернатора. Впоследствии она вошла в черту города и была популярным местом у горожан. Вначале XX века здесь проводили революционные митинги большевики. На этом участке рос дубовый лес. Его удалось сохранить и в XXI веке дубрава представляет собой значительный массив из более чем 200-летних дубов, что встречается крайне редко в этой части нашей страны.
В 1935 году дубрава более чем с пятистами могучими дубами стала основой городского парка. Она занимает более половины его территории. Кроме них, в зелёном массиве произрастает ещё более 40 видов деревьев и кустов. В парке расположены соединённые в каскад 7 прудов, где живут лебеди, утки и рыба.
Оборудован городок аттракционов. Его создатели подошли к делу творчески, оформив центр развлечений на основе дизайнерского проекта Русские узоры. За созданную композицию, парк стал победителем международного конкурса Хрустальное колесо.
К услугам отдыхающих в парке контактный зоопарк с представителями животного мира всех континентов. На сцене Ракушка проводятся развлекательные мероприятия, конкурсы и концерты. В своих меню 4 кафе предлагают блюда различных кухонь мира. Любителям активного отдыха предназначен теннисный корт, а подумать – шахматный клуб.
Памятник одноклассникам
Местом реальных встреч, а не в интернете, стал открытый в 2010 году памятник одноклассникам. Скульптурная композиция представила юношу и девушку за партой, увлечённых беседой. Она понятна без дополнительных комментариев каждому, кто приходит к ней на набережную.
Расположение молодых людей такое, что позволяет сесть рядом с ними за парту. Возможность такого поворота событий сделала одноклассником популярным памятником. Здесь назначают место встречи друзья и влюблённые, сюда устремляются выпускники школ города после последнего звонка.
Тема памятника была использована и в других городах. Но такого проникновенного и чувственного воплощения она не получила больше нигде. Его автор — скульптор В. Пальмин, победивший в конкурсе на его создание около 20 своих конкурентов, считает, что ему удалось передать чистоту помыслов юности. Это и привлекает к памятнику как молодых людей, так и тех, кто готов вспомнить годы своей юности.
Цирк имени братьев Никитиных

Цирк в России пользовался популярностью у населения уже в начале XIX века. Но представления давали странствующие труппы. Большинство из них возглавляли иностранцы. Слава настоящего русского цирка начинается с создания постоянных трупп братьями Никитиными, ставших основателями цирков во многих российских городах.
Первыми выступлениями такого коллектива гордится Пенза. А Саратов стал первым городом, где в 1876 году было построено здание стационарного цирка. На его здании красовалась вывеска «Первый русский цирк братьев Никитиных».
Здание цирка на Митрофановской площади приглашало зрителей до 1928 года. Затем его снесли, и до 1931 года Саратов ждал возведения нового циркового дома. Его построили по проекту известного московского архитектора Б. Виленского.
Здание служит коллективу труппы и гастролёрам до наших дней. Но вид цирка, ставшего носить имя братьев Никитиных, изменился в результате двух реконструкций 1963 и 1998 годов. В результате последнего ремонта в 2020 году, кроме распахнувшихся дверей цирка, рядом с ним был открыт памятник трём братьям Никитиным.
Исторический парк «Россия – моя история»

Несколько лет назад на Ильинской площади появилось современное здание. Оно имеет необычный вид: на стеклянных фасадах выполнены кирпичные вставки, похожие на часть стен промышленной архитектуры XVIII-XIX веков. В строении разместилась интерактивная экспозиция исторического парка «Россия – Моя история». Специально построенное для него здания символизирует связь времён Российского государства.
Исторические парки «Россия – моя история» государственный проект. В его рамках создание сети таких музеев в городах России. Первый из них появился в 2015 году в Москве на ВДНХ, а в 2023 году в стране насчитывается 24 мультимедийных парка, в современной форме рассказывающих об истории государства за более чем тысячелетие его существования.
Все эпохи представлены в виде интерактива. Направившись по удобным указателям к выбранному периоду, с помощью подсказок легко погрузиться в его время. Такая подача материала ориентирована прежде всего на школьников и студентов, которые могут с помощью экспозиции увлекательно получить необходимые знания. Люди старшего возраста имеют возможность вспомнить о времени своей молодости.
Наполнение музейных комплексов производится специально созданной группой столичных специалистов, являющихся носителями самых современных технических и мультимедийных достижений.
Ретро-трамвай «Семен»
В конце 2016 года на пешеходной зоне по улице Волжской появился ретро-трамвай, получивший имя Семён. Сохранившийся раритет отреставрировали, снабдили стеклопакетами и отоплением, мультимедийными устройствами и декоративной подсветкой. Вышедший из Кировского трамвайного депо и установленный на мостовой, Семён стал местом для экскурсий о городе.
Используемый вагон выпускался на Мытищинском машиностроительном заводе в конце 20-х – 30-х годов. Не называвшийся ещё в то время Семёном, трамвай перемещался по маршруту Вокзал-Пристань с 1936 года. Кроме вагона, у него сохранился и исторический 6-й номер.
В 2018 году у линии ретро-трамвая установили сохранившейся электрический столб, использовавшийся для контактной сети. Обзавёлся город и ещё одним старинным трамваем, названным Яшей. Он используется для экскурсий в другой части города.
Ежедневно, кроме воскресенья, в салон трамвая можно войти на экскурсию, узнать интересные факты о развитии транспорта и перенестись в первую половину XX века.
ТЮЗ им. Ю.П. Киселева
Театры для детей не получили распространения в годы Российской империи. Зато при Советской власти первый профессиональный театр появился в Саратове, несмотря на труднейшее время, уже в 1918 году. Его спектакли ставили режиссёры, ставшие впоследствии хорошо известными в стране.
С началом войны театр, ставший называться ТЮЗ, на время прекратил деятельность, но восстановил постановки с появлением в 1943 году Юрия Петровича Киселёва. Новый худрук проработал в на этом творческом посту в театре до 1996 года. С ним связан его расцвет и выдающиеся достижения театрального коллектива.
Ю.П. Киселёв, закончивший школу при знаменитом Камерном театре Таирова, сформулировал эстетические основы Саратовского ТЮЗа, которые сделали его семейным театром, спектакли которого интересны как детям, так и взрослым. Они основывались на принципах человеческого достоинства, милосердия и любви к ближнему.
Известность пришла к театру после спектакля Алёша Пешков, за который его постановщики во главе с художественным руководителем театра получили Сталинскую премию. В 1998 году театр получил редкое для ТЮЗов звание академического. В 2011 году авторитетный журнал Форбс включил местный ТЮЗ в десятку лучших провинциальных театров России. В этом же году открылось великолепное новое здание театра.
Кумысная поляна
Обширный лесной массив получил своё название ещё в XIX веке, когда здесь жили татары, получавшие напиток из молока содержащихся у них лошадей. Современная Кумысная поляна имеет площадь 4,4 тыс. га. Она расположена на самой высокой части у города – Лысой горе и её склонах. В 1991 году Кумысная поляна стала охраняемой территорией природного парка.
В парке поддерживается состояние лесного массива и высаживаются новые участки деревьев. Это настоящий лес, в котором представлены типичные представители фауны средней полосы – белки, зайцы, лисы, дикие кабаны, лоси. Лысая гора всегда привлекала своими видами на город и его окрестности.
С появлением оборудованных зон отдыха, включающих тропинки, родники, скамейки для отдыха, мангалы, беседки, Кумысная поляна стала одним из основных мест отдыха у жителей. В парке построены санатории и дома отдыха. Имеется прокат велосипедов. Зимой Лысая гора популярна у любителей спускаться по её склонам – горнолыжников и сноубордистов. Здесь оборудованы горнолыжные трассы и прокладывается лыжня для беговых лыж.
Музей боевой и трудовой славы

Расположен в парке Победы на Соколовой горе. С 1982 года он входил в состав краеведческого музея, являясь его филиалом. С 1999 года получил статус самостоятельного музея. К 9 мая 2000 года у музея появилось новое здание и открытая площадка с образцами военной техники. Одноэтажное здание музея имеет площадь около 4 га, что позволило разместить немало экспонатов, связанных с войнами и региональными конфликтами.
Особую гордость музея представляет экспозиция военной техники, собранная с помощью братской Беларуси. В ней находятся ракетные установки, артиллерийские орудия, бронетехника, летательные аппараты. Удалось достать раритетный бронепоезд и военный катер. Военную славу Саратова представляет самолёт Як-1, изготовленный в годы войны на авиационном заводе.
В фондах музея насчитывается свыше 26 тыс. единиц хранения. В 2015 году открылась экспозиция Трудовой славы Саратовской области. В ней представлена история и развитие местной промышленности.
Этнографический музей

До начала новой эпохи российской жизни после распада СССР, в стране было множество музеев, связанных с жизнью В.И. Ленина. Идеология России изменилась, поклонников у Ленина (Ульянова) стало меньше. Многие мемориалы, связанные с ним, закрылись. Так произошло и в Саратове. До 1993 года в городе работал филиал краеведческого музея «Музей-квартира семьи Ульяновых», пока его не сменила экспозиция Этнографического музея.
Дом, где он находится, является памятником архитектуры XIX века, представляя типичную провинциальную застройку города. Экспозицию этнографического музея представляют предметы из музея краеведения. В музейных помещениях воссозданы интерьеры доходных домов конца XIX – начала XX века. Музей представляет 4 тематических направления выставок.
Две из них посвящены народам саратовского Поволжья. Они представлены подлинными предметами быта жителей, собранными этнографами и историками. Выставка «Листая страницы альбома» показывает быт горожан. Среди её экспонатов мебель, кухонные принадлежности, мужская и женская одежда, различные бытовые аксессуары. Выставка «Звучи, гармонь, над Волгою» рассказывает о гармонике и мастерах игры на ней.
Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова
Художник В.Э. Борисов-Мусатов – один из выдающихся представителей русской живописи конца XIX – начала XX веков. Он родился, вырос и провёл значительную часть своей жизни в Саратове. Несмотря на короткую жизнь – Виктор Эпидильфорович прожил всего 35 лет, он оставил после себя в искусстве значительный след.
Дом-музей художника расположен во флигеле усадьбы, где он вырос. Собрание работ мастера, являющееся третьим по значимости в России, представлено в музее Радищева, на балансе которого находится музей художника. Усадьба и её сад запечатлены на ряде его полотен.
У музея непростая судьба. С предложением о его создании к властям города обратилась сестра живописца ещё в 1922 году. В силу разных причин, дело сдвинулось только в 1984 году, когда в состав Радищевского музея вошёл флигель усадьбы. Главный дом был отдан под квартиры горожан и его включить в музейный комплекс не удалось.
Открытие музея на основе флигеля состоялось в 2000 году к 130-летия со дня рождения художника. Рядом с ним стоит двухэтажный дом усадьбы, который можно увидеть снаружи. По рисункам воссоздана часть усадебного сада.
Музей речного флота
Судьба музеев нередко связано с энтузиазмом их основателей. Подобную историю представляет и Музей речного флота.
Музей волгаря, появившийся в 1921 году, стал первым среди музеев этой тематики.
Для жителей города тема судоходства на Волге и история бурлачества была очень близка, и его экспозиция стала одной из достопримечательностей города. Так получилось, что музею в 1935 году пришлось переехать в Горький, где он с успехом работает и сейчас, уже в городе с возвращённым названием Нижний Новгород.
В 1992 году стараниями Ю.А. Чернышева музей обрёл вторую жизнь. К его несчастью, основатель экспозиции в 1999 году умирает, и музей прекращает работу. Теперь, уже к счастью, удалось сохранить музейные фонды. На их основе в 2007 году музей возродился в третий раз. С 2009 года его рулевым в Центре туризма, краведения и морской подготовки является уверенный специалист этого дела А.Н. Азовцев.
В музейной экспозиции представлена обширная коллекция моделей кораблей, связанных с Волгой. Особая мемориальная часть музея освещает страницы Сталинградской битвы, связанные с участием в ней Волжской флотилии. Раздел музея посвящён корабельному оборудованию и приборам. Значительная часть Соловецкой школы юнг в годы войны была представлена саратовскими мальчишками. Этим событиям посвящён раздел выставки.
Фонтан «Сердце Волги»
Вблизи набережной, в 40 м от берега Волги на понтоне находится плавающий фонтан «Сердце Волги». Такое название он получил в результате народного голосования. В центре водной композиции струя поднимается на высоту от 30 до 60 м. 12 боковых потоков направлены под наклоном от центра и выстреливают вверх до 14 м.
Высота фонтана изменяется в такт звучащей из динамиков музыки. Картина, подсвечиваемая меняющими цвет лучами прожекторов, вызывает восхищение. Музыкальное собрание фонтана представлено как отечественными шлягерами, так и известными композициями исполнителей других стран.