Аппиева дорога в Риме

Первобытные люди планеты общались с помощью свиста, звуков барабана, дыма, огня, воды. Гораздо позже необходимым средством коммуникации древнего мира стали дороги. По ним помчались почтовые сообщения, кареты с людьми, развивалась торговля. Рядом вырастали города, зарождалась жизнь, формируя особую роль дорог в экономическом, культурном развитии каждой страны.

История развития великой Римской империи связана с появлением уникальных дорожных артерий. Многие функционируют сейчас, не погибли под развалинами времён. Их посещение пользуется популярностью путешественников. Иногда, кажется, что здесь можно услышать топот лошадей, звуки древних колесниц, мчащих великих завоевателей мира. Одним из трасс считается Аппиева дорога, длиной 600 км, бегущая из Рима к Бриндизи.

История строительства

Аппиева дорога, Рим

Необходимость в надёжной, прямой, как копьё воинствующих римлян, дороги была вызвана военными целями империи. Римляне первыми среди средиземноморских государств решили проблему внедрения сухопутных способов торговли. Купцы быстро оценили удобства доставки товаров не всегда по морю, рекам, но и быстро по суше. Появилась связь Рима и стран Африки, Азии, городов Европы. Построена дорога на основании приказа, с активным руководством цензора Аппия в 312 году до н. э.

К этому периоду существовала старинная латинская дорога, ведущая из Рима в Калы. Начало новой дороги являлось её дополнением. Отличительной чертой «царской дороги» явился факт, что она стала первой мощёной дорогой Рима, выполненной с высочайшим качеством по всей длине. Названа дорога в честь создателя.

За время царствования Римской республики на территории Апеннинского полуострова появилась сеть таких дорог. Общая протяжённость Римских дорог составляет около 300 тысяч км. Строительства любой дороги начиналось с тщательно создаваемой инфраструктуры поселений, через которые планировалось вести дорогу. Это канализация, водоснабжение, выделение мест для транспорта, прохожих.

В будущем появились тротуары. За территорией города при строительстве дорог пользовались утверждёнными нормами, например, ширина прямого участка дороги составляет не меньше 2,45 м, на изгибах 4, 9 м. В таких пунктах без проблем разъезжались две колесницы. Огораживать дорогу входило в обязанность собственников ближайшего участка, если отсутствовала каменная укладка. При её отсутствии путешественники могли ехать, идти, где хотят.

Время строительства дороги имеет три основных фазы:

  1. IV век до н. э. Отрезок длиной 195 км соединил Рим и Капую в целях, важных в 30 летней войне с самнитами. По мощёной трассе скорость передвижения войск, караванов с товаром стала значительно выше.
  2. III век до н. э. Отрезок дороги, ведущий в Беневент, сильно укрепил позиции Рима по всем вопросам.
  3. Вторая часть II века до н. э. Дойдя до Брундизия, дорога связывала Рим с Эгнатьевским маршрутом. Появилась важная возможность торговать, доставлять рабов.

Аппиева дорога, Рим

В Византийское время многие участки были отремонтированы. Она выполняла первоначальную роль. События Средних веков ослабили торговые функции уникального строения. Гораздо чаще её использовали паломники, путешественники. Григорий III внес большие изменения в первоначальный вариант обустройства дороги. По приказу на дороге было положено новое покрытие. В последующие столетия царская дорога страдала от варварского разрушения памятников, дороги.

Многие старинные артефакты переходили в частные владения, увозились в другие государства. Особенно, во времена зарождения «моды» на раскопки останков святых, мучеников, которые были востребованы музеями разных стран. Кстати, разрешение на проведение раскопок было дано папой Пием VI в XIX веке. Проезд по дороге восстановлен к концу XVIII столетия.

Описание

Аппиева дорога, Рим

Удивление качеству строительства дороги не уменьшается и сейчас. На ней нет бед современных дорог в виде ям, выбоин, трещин. Гладкие, ровные плиты восхищают своей упорядоченностью, силой, вечностью. Древние секреты технологии заключались в выполнении следующих этапов строительства:

  • Проведение геодезических измерений, расчётов, тщательной размётки, очистка территории от кустарника, деревьев, мешающих возвышенностей, углублений. Дороги Римлян отличаются прямым направлением на максимально возможном пути. Они редко проходят по болотам, непроходимым местам. Путь через все природные преграды в виде рек, горных ущелий проходил по каменным мостам. Некоторые сохранились и сейчас.
  • Создание специальных углублений в форме длинной траншеи. На дно укладывались каменные плиты из вулканического материала. Их закрывали слоем щебня, гальки и специальным известковым раствором. Боковые стороны траншеи укреплялись вертикальными каменными плитами.
  • Укладка мостовой. После уплотнения подстилки новые каменные плиты с особой аккуратностью укладывались на дороге. Существует легенда, по которой Аппий проверял качество подгонки плит своим кинжалом. Если он проходил между плитами, булыжным материалом, участок дороги переделывали.
  • Благодаря толщине дороги, она всегда находилась выше уровня земли окружающей местности. Вода легко стекала с неё, не образуя луж на поверхности.

Римская миля, Рим

Вдоль всей Аппиевой дороги строились удобные указатели, используемые путешественниками. К ним относятся следующие элементы инфраструктуры дороги:

  1. Своеобразная разметка в виде римской мили (1478 м). На конкретном расстоянии устанавливались столбы с табличками, указывающими время правления императоров, другие важные даты страны, путь до ближайшего поселения. Сейчас сохранился мильный камень первой мили с датой окончания строительства дороги. Кстати, метки выполнялись в виде цилиндрических колонн с высотой 4 м, толщиной 80 см в диаметре, весом свыше 2 тонн. Их крепили на мощных кубических основаниях, закреплённых в грунте.
  2. Станции для смены лошадей, ночлега, отдыха располагались каждые 15 км. При этом на три простых станции приходилась одна с возможностью ночлега. Для отличия их красили в красный оттенок. Здесь были удобные конюшни, кузнеца, постоялый двор, харчевня. Часто рядом со станциями вырастал новый город. Законы гостеприимного населения позволяли путешественникам селиться в домах местных жителей. Вдоль дороги были обустроены специальные амбары, склады для хранения продовольствия, поставляемого в Рим.
  3. Организация почтовой, курьерской, охранной службы. Налаженная система сообщения позволяла доставить требуемые письма в любой уголок империи. Курьеры могли проезжать за день расстояние в 75 км. Возможности других дорог тогда не превышали 45 км пути ежедневного передвижения. Для быстрой доставки использовалась верховая езда на лошади. При этом курьер должен был носить отличительный головной убор. При поездке на специальной колеснице почта находилась в коробе. Служба курьером в тот период характеризовалась опасностью нападения разбойников. Чтобы предотвратить подобное злодеяние римляне вдоль дороги строили военные, оборонительные сооружения. Часто они превращались в крепости, а несущие в них службу воины, занимались ремонтом, обслуживанием дороги.
  4. Создание культовых мест, священных памятников вдоль дороги связано с законом, согласно которого по периметру городской черты запрещали хоронить умерших. Вдоль дороги возникли колумбарии, величественные гробницы, некрополи, храмы, мавзолеи. Их основной целью являлось прославление великих личностей империи, победу войск, формирование духовной подпитки путников. Они имели возможность помолиться богу торговли Меркурию, Диане защищающей дороги, другим богам. Сейчас многие из них относятся к древним достопримечательностям Италии, принимающих огромное количество туристов из разных стран. На одной (колонне Трояна) можно увидеть изображение строительства знаменитой Аппиевой дороги.

Достопримечательности

Для внимательного изучения достопримечательностей Италии, расположенных по сторонам Аппиевой дороги, необходимо много времени. Предварительное знакомство, составление плана их посещения можно сделать вместе с экскурсиями, организованными по конкретным милям дороги.

Церковь Домине-Кво-Вадис., Рим

Достопримечательности I мили:

  1. Гробницы Сципионов, Геты, Присциллы.
  2. Капенские ворота, порт Аппия или ворота Святого Себастьяна.
  3. Первая мильная колонна.
  4. Колумбарии Помпония Хила, вольноотпущенников Ливии.
  5. Церковь Домине-Кво-Вадис.

Достопримечательности II мили:

  1. Языческое захоронение гипогей Вибии в виде катакомб с древними росписями.
  2. Гробницы Ромула, вольноотпущенников рода Волусия.
  3. Катакомбы Святого Каллиста, Виньи Ранданини, святого Себастьяна.
  4. Цирк Максенция.
  5. Колонна Пия IX.

Достопримечательности других миль дороги:

  1. Башня Капо ди Бове.
  2. Героический рельеф.
  3. Христианские, иудейские катакомбы, кладбищенские склепы богатых семей, развалины средневековых крепостей, архитектурные строения ренессансного, барочного типа, интересные музеи. Колумбарии, уникальные подземные строения гипогеи, катакомбы, монументальные гробницы, современные загородные виллы римских аристократов.

Где находится и как добраться

Сейчас Аппиева дорога является государственной трассой Strada Statale 7 Via Appia, Её часть покрыта асфальтом. Участки с античным мощёным покрытием, хранящим отпечатки древних колесниц, входят в региональный парк Италии. Движение любого транспорта в выходные, праздничные дни на дороге запрещено. По ней проходят маршруты интересных экскурсий. Начинаются они в центре Рима по адресу Via Appia Antica 42 — 00179 Roma. Начало работы, стоимость билетов у всех мест посещения разная. Полную информацию можно получить на сайте, в любом отеле. По старинной дороге курсирует автобус №118.

Аппиева дорога на карте

Close

GuruTurizma

Путеводители по странам, маршруты по городам и советы туристам

©2014-2022 Использование информации с сайта возможно только при размещении прямой гиперссылки на GuruTurizma.ru. Фото и видеоматериалы, размещенные на сайте, являются собственностью их авторов и используются исключительно в информационных целях.
Close