Базилика Санта-Кроче во Флоренции

0

Почти в каждом крупном туристическом городе есть свой архитектурный символ: Эйфелева башня в Париже, Биг Бен в Лондоне, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Колизей в Риме, Базилика Санта-Кроче во Флоренции… Базилика Санта-Кроче (иными словами – базилика Святого Креста) – одно из самых красивых и известных зданий Флоренции. Это первая и наиболее масштабная в мире францисканская церковь, кроме того, она известна фресками легендарного итальянского живописца Джотто и усыпальницами знаковых фигур итальянского искусства и науки: здесь захоронены Леонардо Бруни, Галилео Галилией, Николо Макиавелли, Микеланджело Буонаротти, а также находится несколько памятных досок и кенотафов.

Первый камень будущей базилики был заложен еще в конце 13 века, а потому история основания и строительства церкви дошла до наших дней в полумистических тонах, но это лишь придает ей очарования и таинственности.

История строительства

Базилика Санта-Кроче, Флоренция

Есть красивая легенда, что первый камень базилики Санта-Кроче заложил сам Франциск Ассизский – канонизированный католический итальянский святой, который основал тот самый знаменитый на весь мир Орден францисканцев, или – Нищенствующий Орден. К сожалению, эта легенда разбивается о реальное положение вещей: Франциск никак не мог заложить первый камень церкви, ведь он умер в 1226 году, а базилику начали строить только в 1294. Тем не менее, возможно, Франциск закладывал первый камень маленькой церквушки, что стояла на месте базилики ранее, еще в начале 13 века. Но и это лишь предположение, так как никаких подтверждающих данный факт документов не сохранилось.

Зато доподлинно известно: строилась церковь силами последователей Франциска, монахами-францисканцами. К тому моменту их Орден уже довольно сильно разросся, и монахи не помещались в маленькой церквушке. Честь стать архитектором нового храма выпала Арнольфо ди Камбио – впоследствии это стало его величайшей и важнейшей архитектурной работой.

Средств на возведение храма потратили много: во-первых, в этот момент из Флоренции были выгнаны гибеллины – представители своеобразной политической оппозиции тех времен, а их состояния остались в черте города, и власть разумно распределила эти богатства, в том числе отрядила какую-то часть денег на строительство новых храмов и церквей. Кроме того, немалые суммы жертвовали и сами жители Флоренции: как представители среднего класса – ремесленники, купцы, торговцы, зажиточные крестьяне, – так и вся знать и аристократия. Последние отдавали францисканцам огромные суммы взамен на право иметь в строящемся храме именные, фамильные капеллы: Барди, Перуцци, Кастеллани, Барончелли, Медичи – все эти знатные семьи крупно вложились, чтобы остаться увековеченными в стенах храма.

Место для строительства базилики – район Санта-Кроче, – был выбран неслучайно: в те времена здесь жили бедняки – идеальная паства для Нищенствующего Ордена. Позднее здесь стали селиться ремесленники и строители, участвовавшие в возведении церкви. Историки утверждают, что позднее францисканцы вели настоящую войну за прихожан с доминиканцами и одержали победу. Причиной тому многочисленные фрески, украшающие своды базилики Санта-Кроче. Для неграмотных бедняков рисунки на потолках и стенах были как святое Писание: наглядная история основных религиозных событий в картинках, поэтому они и выбрали собор францисканцев.

Росписью внутренностей базилики занимались Джотто, Джованни да Милано, Мазо ди Банко и другие знаменитые итальянские художники. Само строительство длилось долго, почти целый век, предположительно до 1385 года. Освящение же базилики Санта-Кроче произошло и вовсе только в 1443 году.

У храма есть своя черная страница истории: в 1966 году во Флоренции произошло сильное наводнение, в отдельных районах города вода поднялась на пять метров выше привычного уровня, затопив дома, общественные постройки и храмы. Базилике Санта-Кроче тоже пришлось нелегко: отдельные шедевры художественного творчества были безнадежно испорчены. К счастью, большую часть все же удалось восстановить, но что-то так и погибло в воде.

Также следует отметить, что изначально при храме был и свой монастырь, но в конце 18 века он почти изжил себя, а в конце 19 века городские власти и вовсе задумали обустроить там музей. Сейчас музейный комплекс настолько разросся, что внимательному туристу понадобится практически целый день, чтобы тщательно его осмотреть. За последние два столетия базилика Санта-Кроче стала настоящим центром туристического паломничества и даже несколько раз появилась в массовой культуре, например, в культовой компьютерной игре Assassin’s Creed II.

Архитектура

Базилика Санта-Кроче, Флоренция

Первоначальный архитектурный стиль постройки – готический, но отдельные части храма перестраивались или достраивались на протяжении нескольких веков, так что сегодняшний облик базилики хранит в себе мастерство архитекторов и художников сразу нескольких исторических и культурных эпох.

Построенный в 13-14 веках, храм до сих пор является самой большой и внушительной францисканской постройкой. Все его составные части – белоснежный фасад и облагороженные фресками внутренние своды, южный и северный нефы, шестнадцать именных капелл, главный алтарь, гробницы, кенотафы, мемориальные доски, – хранят в себе гордость и величие былых дней. Невозможно не восхититься красотой и богатством базилики Санта-Кроче.

Входной билет по времени для Давида Микеланджело – 16 €
Входной билет в Галерею Уффици – 20 €
Галерея Уффици: приоритетный вход – 40 €
Кафедральный собор Флоренции: билет с посещением купола – 29 €
Входной билет и аудиогид в Палаццо Веккьо – 19 €
Тур Hop-on Hop-off. Билет на 24, 48 или 72 часа – от 23 €
Музей Леонардо да Винчи: входной билет – 7 €
Тур в Дуомо с гидом и подъемом на вершину купола – 40 €
Входной билет в базилику Сан-Лоренцо – 8,50 €
Полет на воздушном шаре над Тосканой: Флоренция – 250 €

Фасад

Первоначальный фасад базилики был совсем простым и незамысловатым, можно даже сказать – он отсутствовал: никто специально не оформлял внешнюю, лицевую сторону храма. Только в 19 веке, когда храм подвергся очередным перестройкам, за его внешний вид взялся Николо Маттас. До этого он уже проектировал фасады нескольких готических храмов, неудивительно, что честь приводить в порядок базилику Санта-Кроче выпала именно ему.

Впрочем, Маттас решил не делать дизайн слишком вычурным и пафосным: лаконичная мраморная белизна, три арочных пролета, животворящие кресты, звезда Давида (своеобразная дань еврейскому происхождению архитектора), изящные рельефы и скульптурная лепка – ничего лишнего. Наверное, именно так, скромно и благородно, и должен выглядеть фасад по-настоящему великого храма.

Маттас, кстати, надеялся, что его за заслуги перед базиликой похоронят где-то рядом с Макиавелли и Буонаротти, но францисканцы оказались не готовы ставить под сводами своего католического храма саркофаг с покойным евреем. В итоге, Маттас захоронен на территории базилики, но не в самой церкви, а в небольшом внутреннем дворике.

Внутреннее убранство

Базилика Санта-Кроче, Флоренция

Зато внутри базилика Санта-Кроче – это самая настоящая громогласная, величественная, пышная ода итальянскому Ренессансу и Проторенессансу и не только. Сколько здесь фресок, росписи, лепнины, витражей и других художественно-декоративных элементов, сотворенных когда-то руками величайших мастеров: у туриста-новичка глаза непременно разбегутся в разные стороны. В базилике Санта-Кроче три нефа, разделенных между собой изящными арками и рядами массивных колонн. Главный, центральный неф, чуть выше боковых, зато Южный и Северный поражают своим богатым убранством.

Южный неф

Что расположено в Южной части храма:

  • саркофаги Уго Фосколо (поэт и языковед), Джоакино Россини (знаменитый композитор), Леонардо Бруни из Ареццо (ученый и писатель), Николо Макиавелли, Ветторио Альфьери (драматург-трагик и поэт), Франческо Нори (прелат), Микеланджело Буонаротти
  • несколько картин: «Христос в Гефсиманском саду», «Бичевание Христа», «Се человек», «Восхождение на Голгофу», «Распятие» и некоторые другие
  • кенотаф (пустой, символический саркофаг) Данте Алигьери
  • кафедра итальянского архитектора и скульптора эпохи Ренессанса Бенедетто де Майано, вычурные и изящные барельефы которой рассказывают историю жизни покровителя храма Франциска Ассизского

Северный неф

Что расположено в Северной части храма:

  • саркофаги Карло Марсуппини (гуманист), Ветторио Фоссомброни (политик и экономист), Ветторио и Лоренцо Гиберти (скульпторы), Галилио Галилея;
  • фреска «Вознесение Марии» итальянского живописца Аньоло Гадди;
  • несколько картин: «Ужин в Эммаусе», «Воскресение Христа», «Оплакивание Христа», «Вознесение Христа», «Снятие с креста» и некоторые другие.

Капеллы

Базилика Санта-Кроче, Флоренция

Всего в базилике шестнадцать капелл (шестнадцать часовен). Большая часть – именные, принадлежащие той или иной богатой и влиятельной семье средневековой Флоренции. По сути, капелла – это как бы отдельная, самостоятельная маленькая церковь, при этом входящая в состав большого храма или храмового комплекса.

Капеллы базилики Санта-Кроче – это отдельные произведения искусства. К сожалению, часть фресок работы Джотто не сохранилась, потому что в Средние века во Флоренции несколько раз свирепствовала бубонная чума, храм использовался в качестве госпиталя, и роскошные фрески были просто-напросто перекрыты побелкой. Чума, кстати, была так жестока к Флоренции, что многие европейцы ее так и называли – флорентийской, а Джованни Бокаччо и Франческа Петрарка упоминали о ней в своих знаменитых произведениях.

Распятие Донателло

Знаменитое деревянное «Распятие» Донато ди Никколо ди Бетто Барди – одна из главных достопримечательностей храма. Эта работа примечательна тем, что является ранней в творчестве итальянского скульптора и в чем-то копирует схожую работу учителя Донателло – Лоренцо Гиберти. Изображенный распятым на кресте Иисус Христос – мускулистый, отчаянный, изнывающий, но вместе с тем как будто бы недостаточно выразительный. В чем причина этой невыразительности – культурологи спорят до сих пор. Вероятнее всего, дело как раз в том, что Донателло тогда только начинал свой творческий поиск.

Главный алтарь

Главный алтарь базилики Санта-Кроче – это поистине грандиозное зрелище. Украшенный фресками Аньоло Гадди, он являет собой живую книгу библейских историй: тут и Архангел Михаил, дающий Сифу ветку Дерева Познания, и сам Сиф, сажающий эту ветку на могилу покойного Адама, и царица Савская, и грозный момент изготовления Креста для распятия Господня, и святая Елена, и захват Иерусалима… Все фрески – подробные, детальные, тщательно прорисованные. Их можно разглядывать часами.

Аньоло Гадди является и автором витражей Главного алтаря. Яркие, пестрые, цветастые, они специально расположены так, чтобы пропускать солнечный свет и причудливым, завораживающе-магическим образом освещать Главный неф и все внутреннее убранство храма. Алтарный полиптих изображает Мадонну и святых. Еще выше находится «Распятие» работы неизвестного автора, предположительно – Фильине.

Капеллы Кастеллани и Барончелли

Базилика Санта-Кроче, Флоренция

Эти две капеллы расписывали сын и отец Гадди: Аньоло и Таддео. Фамильная часовня семейства Кастеллани – это целая череда жутковатых и пугающих сюжетов: тут и дракон, пожирающий младенца, и Аполлония, которой мучители жестоко выбивают зубы, и простолюдин, задавленный телегой. Откуда столько насилия – непонятно, культурологи затрудняются ответить на данный вопрос. Во второй капелле фрески более мирные: большая часть картин изображает жизнеописание Марии.

Капеллы Барди и Перуцци

Капелла Барди – одна из первых фамильных капелл базилики Санта-Кроче. Она была построена в начале 14 века. Расписывал ее Мазо ди Банко, изображенная на рисунках история – житие Святого Сильвестра, бывшего Папы Римского, и некоторых других святых.

Капелла Перуцци – едва ли не самая знаменитая в храме, ведь ее стены расписывал сам Джотто (жизнеописания Святого Иоанна Богослова и Святого Иоанна Крестителя), кроме того, именно здесь похоронены Микеланджело и Галилио. Изначально, в той стороне храма было четыре похожих капеллы, но сохранились, к сожалению, только две из них.

Капелла Медичи

Базилика Санта-Кроче, Флоренция

Медичи – безусловно, самая известная флорентийская династия. Из этого рода вышли целых четыре Папы Римских, а также две королевы Франции – Екатерина и Мария. Неудивительно, что и капелла Медичи – пожалуй, самая роскошная и богатая в базилике. Украшал ее сам Микеланджело Буонаротти, и это считается одной из лучших его работ.

Гробницы великих людей Италии

Базилика Санта-Кроче, Флоренция

Всего в базилике Санта-Кроче более трех сотен захоронений. Все упокоенные здесь люди – известные флорентийские и итальянские политики, общественные деятели, философы, художники, скульпторы, архитекторы, музыканты, писатели, поэты и ученые.

Самые известные из них:

  • Микеланджело Буонаротти, один из величайших мастеров эпохи Ренессанса; родился в 1475 году неподалеку от Флоренции, в солнечной Тоскане, и прожил почти 90 лет, оставив после себя грандиозное художественное наследие
  • Николо Макиавелли, философ, мыслитель, писатель, дипломат; родился и умер во Флоренции; с юных лет был увлечен трудами таких величайших умов, как Тит Ливий, Флавий, Цицерон, Плутарх, Аристотель, в 1532 году опубликовал и собственный знаменитый политико-правовой трактат «Государь»
  • Галилео Галилей, математик, физик, астроном; он был первым ученым, который стал наблюдать движение небесных тел с помощью телескопа, а также стал основателем классической механики; в последние годы жизни у него был серьезный конфликт с католической церковью, что, впрочем, не помешало францисканцам похоронить его в стенах католического храма

Особняком стоит имя Данте Алигьери – знаменитого уроженца Флоренции и автора «Божественной комедии». В свое время писатель был с позором изгнан из родного города и долго скитался: Верона, Болонья, Париж, Венеция, Равенна. В Равенне он, в конце концов, обосновался, прожил последние годы своей жизни и скончался от малярии.

Только после смерти писателя Флоренция поняла, какого гения потеряла. Флорентийские власти пытались потребовать у Равенны выдачи праха Алигьери, но Равенна отказалась. Спор за то, кто имеет больше прав на останки поэта, идет до сих пор, а в базилике Санта-Кроче стоит пустой саркофаг, приготовленный для Алигьери, если его прах вдруг однажды все же вернется на родину.

Время работы и цены на билеты

Базилика Санта-Кроче, Флоренция

Режим работы базилики Санта-Кроче:

  • пн-сб 9.30.-17.30
  • вс 14.00.-17.30
  • 6 января, 15 августа, 1 ноября, 8 декабря 14.00.-17.30

Цены на билеты:

  • взрослый билет – 8 евро
  • детский билет (11-17 лет) – 6 евро
  • дети до 11 лет – бесплатно

Кроме того, в базилике можно взять напрокат аудиогид (аудиоэкскурсия предоставляется на нескольких языках). Это обойдется любознательному туристу еще в 1,5 евро.

Где находится и как добраться

Piazza Santa Croce, 16 – как добраться по этому адресу, расскажет вам любой флорентиец: для иностранных гостей базилика Санта-Кроче – одно из главных мест туристического и религиозного паломничества. Сюда ходит общественный транспорт (например, автобусные маршруты C1, C2, C3, 23) и с удовольствием ездят таксисты, кроме того, добраться до базилики можно и пешком: всего 20 минут от железнодорожного вокзала Флоренции. Пропустить достопримечательность практически невозможно: мало того, что она находится в историческом и культурном центре города на огромной одноименной площади, так еще и привлекает внимание своими внушительными размерами.

Кроме того, на площади перед базиликой Санта-Кроче нередко проводятся различные мероприятия, мимо которых тоже невозможно пройти: театральные и музыкальные фестивали, концерты, матчи знаменитого средневекового флорентийского футбола, больше похожие на зрелищное костюмированное шоу, чем на спортивную игру.

Посетить базилику Санта-Кроче во Флоренции стоит каждому туристу, потому что она – безусловная квинтессенция многовекового исторического и культурного пласта Италии, да и просто невероятно красивое, богатое, величественное, умиротворяющее место.

Базилика Санта-Кроче на карте

0
Close

GuruTurizma

Путеводители по странам и советы туристам, как можно недорого отдохнуть

©2021 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ С САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ПРЯМОЙ ГИПЕРССЫЛКИ НА GURUTURIZMA.RU. ФОТО И ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ, РАЗМЕЩЕННЫЕ НА САЙТЕ, ЯВЛЯЮТСЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ ИХ АВТОРОВ И ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В ИНФОРМАЦИОННЫХ ЦЕЛЯХ.
Close
Adblock
detector