С именем Петра Великого связано довольно много масштабных мероприятий в совершенно полярных областях управления государством, а потому его инициативы и в культурном спектре не вызывают удивления, а скорее что-то вроде тревожного ожидания, ведь этот человек никогда не мелочился, а значит, и ожидаемая композиция также будет отличаться известной грандиозностью. Именно такой композицией и стал Большой каскад, находящийся в Петергофе, признанном дворцовом и ландшафтном комплексе, украшающем берега Финского залива.

Большой каскад в Петергофе

Большой каскад является апогеем, кульминацией искусства эпохи барокко, венчающим всю петровскую эпоху, подводя под ней жирную черту. Это один из самых сложных за всю мировую практику фонтанных комплексов, находящихся в рамках данного стиля. Большой каскад своим обликом восходит к славному восемнадцатому веку, когда торжество России, в том числе и на море, оказалось практически абсолютным. Это чувство эйфории, опьянившее Россию после её победы над противником с севера, вылилось потоками Большого каскада.

История создания

Официальное строительство Большого каскада началось в 1715 году по инициативе Петра I, причём для его возведения, как и для оформления всего дворцово-паркового комплекса Петергофа, были привлечены как отечественные, так и зарубежные мастера, однако, главным архитектором считался всё же Жан-Батист Леблон, который предложил использовать в облицовке каскадов устричные раковины, что придаёт композиции большей живости и несколько сказочные нотки. Большинство оригинальных скульптур, практически не сохранившихся сегодня, также изготовляли по эскизам последнего.

Большой каскад в Петергофе

Неудачно был выбран материал, из которого решили выплавить всё «народонаселение» Большого каскада, а общество подобралось весьма эфемерное и изысканное. Вот только свинец уже к концу того же столетия признал победу времени над собой, и появилась насущная необходимость – реставрировать или же изготовить новые статуи, но уже из бронзы, как из более устойчивого материала. Именно в этих целях Академия художеств представила ко двору таких признанных мастеров своего дела – И. Мартос, М. Козловский, Ф. Гордеев, вот только их вердикт оказался весьма неутешительным: статуи уже не спасти, да и их слишком разная высота нарушает баланс композиции.

Большой каскад в Петергофе

Окончательная замена статуй произошла уже к началу девятнадцатого века, но уже не в бронзе, а в тонкой позолоте и великолепии. К сожалению, это великолепие нашло свой закат, когда над Петергофом небо покрылось уродливыми язвами взрывов вражеской авиации. Часть скульптурных композиций удалось перевезти в тыл, некоторые были обезображены бомбёжками, другие варварски вывезены в Германию. Реставрационные работы, официально начатые ещё с завершением Второй мировой войны, продолжают тянуться и сегодня.

Скульптуры

Большинство скульптурных композиций, украшающих сады и прячущихся среди мощных струй фонтанов, являются в большей степени метафоричными, но так или иначе ассоциативные ряды завершаются морским господством Российской империи или же восходят к годам победы над шведами.

Большой каскад в Петергофе

Идейным центром Большого Каскада является Самсон, чьё мощное тело напряжено до предела, продолжая в буквальном смысле разрывать оскаленную пасть гигантского льва. Их золотые фигуры теряются среди бурлящих потоков. Примечательно, что по изначальному замыслу на месте Самсона должен был находиться иной проставленный воин – Геркулес, а на месте несчастного царя зверей – ужасающая гидра. Их фигуры, стиснутые в смертельной схватке, оканчивающейся победой Геркулеса, согласно видению Петра Великого должны были символизировать его победу в Полтавской битве, которая стала переломным моментом Северной войны. Вот только фонтан установили уже после его смерти. Идея осталась прежней, но несколько в иных декорациях. Теперь её приурочивали ко дню святого Сампсония, который так удачно совпал с датой самой битвы.

Большой каскад в Петергофе

Самсон – не единственный обломок греческой мифологии, который можно заметить. Здесь и Фавн, и Персей, и Юпитер, и воинственные Амазонки, причём именно Персия традиционно ассоциируют с образом самого Великого Реформатора. Очередная легенда почти незаметно видоизменилась, и вот уже прославленный воин держит в руках вполне себе настоящий меч, но голова поверженной Горгоны очертаниями напоминает скорее такого же поверженного Карла XII.

Прекрасные женские образы – неуловимые и грациозные – наполнены молодостью и живой энергией. Среди всех богинь – земных и небесных – особое место занимает Пандора. Передать всю драматическую сложность её многогранного образа мог разве что настоящий мастер, искушённый в искусстве психологического портрета – Фёдор Шубин. Пандора и её священный сосуд – боги щедро одарили её: Афродита разделила с ней красоту, Гермес научил истинному коварству, а Афина наградила одеждами. В обмен на эти щедрые дары Пандора спустилась на изувеченную землю и выпустила лихо из своей шкатулки.

Большой каскад в Петергофе

Рекомендуем ознакомиться с другими интересными и уникальными достопримечательностями Санкт-Петербурга.

Режим работы и цены

С Большим каскадом Петергофа можно ознакомиться с 10:30 до 18:00, но кассы прекращают свою работу часом ранее. То же самое касается и возможности пройти на территорию дворцово-паркового комплекса – лишь до 17:00. Полная стоимость входного билета составляет 600 рублей, те же его гости, которые относятся к льготной категории, оплачивают лишь половину цены.

Большой каскад в Петергофе на карте

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...
Сохранить статью и поделиться в социальных сетях: