0

Дворцовый ансамбль Петергофа восхищает и удивляет – не зря его называют мировой столицей фонтанов. Это одна из красивейших летних резиденций монархов, на красоты который ежегодно приезжает полюбоваться более четырех миллионов туристов.

История создания

После поездки по Европе Петр I решил построить императорскую резиденцию, чтобы она по красоте и величию превосходила Версаль. Так началось формирование дворцового комплекса, ставшего для царской семьи любимым местом отдыха в летнее время. Петергоф выбран не случайно – близость залива давала возможность бесперебойной поставки воды для гидротехнических сооружений.

В 1714 году построен Большой дворец, к лету 1723 года, когда состоялось торжественное открытие ансамбля, уже были Монплезир, Марли, каскад Марлинский. В последующие столетия строительство продолжалось. После Октябрьской революции все строения были переданы в государственную собственность и открыты для посещения всем желающим. Во время войны ГМЗ сильно пострадал, спасти удалось всего 50 статуй и около 9 тысяч единиц интерьера помещений.

Восстановление начали еще до окончания войны – в 1945 г. открыли Нижний парк, через год начали работать фонтаны, в том числе «Самсон», который был утрачен во время оккупации. Реставрируются знаменитые строения – Большой, Монплезир, Марли и другие.

Большой Петергофский дворец

Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург

При Петре Алексеевиче это было простое двухэтажное сооружение, которое называли Нагорными палатами, здесь принимали гостей и устраивали праздники. В 1732 году была пристроена галерея, все равно здание было слишком скромным по сравнению с роскошью и великолепием русского двора, его решили полностью перестроить. Работу поручили Ф. Б. Растрелли, задача предстояла нелегкая – сохранить стены, возведенные в петровское время и создать великолепное палаццо в стиле барокко.

Талант архитектора позволил блестяще выполнить заказ. Растрелли пристроил еще один этаж. Увеличилось пространство в центре, к которому примкнули одноэтажные галереи, завершающиеся боковыми (Церковный и Корпус под гербом) корпусами. Поражал роскошью интерьер с резными позолоченными потолками и громадными зеркалами, многократно увеличивающими пространство. Как реликвия был сохранен кабинет Петра Первого из дуба.

Вошедший в моду новый стиль, классицистический, вносит свои коррективы – по приказу Екатерины II интерьер помещений переделывают. В царствование Николая I надстраивают третий этаж в восточном флигеле, обустраивая помещения для Ольги, дочери императора. Во время оккупации все было полностью разрушено, но к весне 1964 года посетители уже смогли увидеть великолепие первых возрожденных залов, наполненных предметами мебели, скульптурами, живописи и другими шедеврами декоративно-прикладного искусства. Облик формировался полтора столетия, сейчас он доминирует в ансамбле, связывая части парка.

Большой каскад

Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург

Это доминирующее гидросооружение, которому трудно найти равное по роскоши, выразительности и техническим характеристикам, одно из крупнейших в мире. Комплекс Большого (Верхнего) каскада имеет красивейшую наружную 42-метровую часть и расположенную внизу подземную, где обустроены гроты.

В его составе более 250 бронзовых скульптур, два грота, три водопадные лестницы и множество декоративных деталей. На террасе грота, огражденного балюстрадой из белого мрамора, можно увидеть изображения тритонов, Вакха и Нептуна, в нишах – бюсты, аллегорическое воплощение времен года.

Верхний сад

Сад, площадь которого 15 га, считается парадным въездом в резиденцию. Планировка, сделанная по эскизу Петра I, со временем почти не менялась. Еще при жизни монарха здесь были огороды, на которых выращивали овощи, пряные травы. При Елизавете Петровне территория приобретает парадный вид – огороды заменяют беседками, скамейками и скульптурами. Позднее территорию расширили, обнесли оградой, на входе установили ворота с коваными створами.

Сейчас здесь три бассейна, по сторонам партера – Квадратные пруды и шесть боскетов (элемент ландшафтного дизайна – деревья или кусты, создающие композиции благодаря декоративной стрижке). Четкая геометрия и идеальная симметрия создается прямыми липовыми аллеями, газонами деревьями, подстриженными в виде конусов или шаров. Вдоль аллей и в бассейне статуи – обязательный элемент регулярных садов. Комплексная реставрация проведена в 1960-х годах.

Нижний парк

Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург

Создавался как регулярный парк по образу французского, делится на Парадную, Марлинскую и Монплезирскую части. Протянулся на 2,5 км вдоль побережья залива, с юга на север – на 0,5 км. Представляет собой треугольник удлиненной формы площадью более 100 га, основа планировки – система аллей, веерообразно расходящихся от дворцов Большого и Марли. На каждой возвышенности оборудованы каскады – «Большой», «Шахматный», «Золотая гора» и «Львиный», более 150 фонтанов.

Воронихинские колоннады

Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург

Важное значение в планировке имеют «Воронихинские колоннады». Ими замыкаются расположенные перед Большим дворцом партеры, перенося внимание посетителей на вход в Морской канал. Еще при жизни Петра I здесь находились галереи с павильонами, к 1803 году постройки обветшали, пришли в негодность и были разобраны. На месте павильонов возвели колоннады из гранита, камня и кирпича. При входе гранитные львы, на позолоченных куполах и плоских кровлях – вазоны. Колоннада названа по имени А.Н. Воронихина. Этот человек был крепостным, но за этот проект получил звание архитектора. Генеральная реконструкция была проведена в 1960 годах

Музеи

На территории паркового ансамбля большое количество интересных и познавательных композиций, с которыми следует ознакомиться.

«Церковный корпус»

Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург

Построили в 1745 г., освятили – в 1751. Здесь монархи венчались, крестили детей, проводили церковные службы. Интерьер церкви великолепен – иконостас из шести ярусов украшен витыми колоннами, короной императора и вензелем императрицы Елизаветы. Настенная резьба покрыта сусальным золотом. Стены, потолок и купол украшают картины на библейские сюжеты.

Торжественное открытие, которое состоялось в 2011 году, ознаменовало окончание многолетней кропотливой работы по восстановлению храма. В экспозиции представлены предметы церковной утвари, облачение священнослужителей и другие уникальные предметы.

«Особая кладовая»

Находится в западном флигеле Большого дворца. Здесь представлены предметы, которые принадлежали членам императорской семьи. Особый интерес представляют ювелирные изделия, которые представители царской семьи заказывали в качестве подарков – табакерки, яйца, кубки, перстни с императорской монограммой, другие знаковые экспонаты, связанные с российской историей.

Историко-культурный проект «Государевы потехи»

Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург

Проект «Государевы потехи» представлен в 2003 году. Каждый из девяти залов посвящен различным императорским досугам. Среди экспонатов огромный интерес представляют вещи, которыми пользовался Петр Великий – это навигационные приборы, измерительная техника, театральные костюмы XVIII столетия, коллекция старинных императорских велосипедов. В проекте применяются современные мультимедийные технологии, что помогает посетителям более ярко и доступно раскрыть уникальность и историческую значимость экспонатов.

Музей «Екатерининский корпус»

«Екатерининский корпус» (1746–1759 гг.) – построен по распоряжению Елизаветы Петровны. Предполагалось, что это будет парадный дворец для приема высочайших особ, проведения маскарадов, балов и праздничных обедов. Сюда тайно прибыла из Петербурга будущая царица Екатерина Великая для проведения дворцового переворота, который, как известно, окончился свержением законного царя Павла Петровича. Поэтому корпус назван«Екатерининский».

В залах экспонируются личные вещи российской императорской династии Романовых – раритеты из бронзы, фарфора, дерева и золота: часы и канделябры, мебель и люстры, статуэтки и вазы. Среди них уникальный Русский сервиз из 4500 предметов.

Музей «Банный корпус»

Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург

«Банный корпус» (1866 г.) – построен для жены Александра II, которая часто болела и врач посоветовал ей принимать контрастный душ. Все ванны, душевые помещения и бассейны украшен растительным орнаментом, который замечательно гармонировал с классической мебелью, создавая атмосферу покоя.
Кроме того, были предусмотрены специальные комнаты для отдыха.

Музей коллекционеров

Музейная композиция «Коллекционеров» открылась в 2002 году. Расположена в историческом трехэтажном корпусе, построенном по проекту Растрелли. Основу составляет преподнесенный петербургскими коллекционерами дар – полотна известных художников, как российских, так и французских, итальянских мастеров, а также шедевры прикладного искусства.

Кроме того, представлены несколько небольших собраний от московских коллекционеров. Верхний этаж занимают фонды ГМЗ и реставрационные мастерские, в цокольном открыт ресторан. Создавался в короткие сроки – всего за два года.

Музей семьи Бенуа

«Музей семьи Бенуа» открылся 27 сентября 1988 года в корпусе Фрейлинского дома. Создан по предложению художника театра«Ла Скала» в Италии Н. Бенуа, который предоставил для показа живопись и графические работы, скульптуры и архитектурные макеты, редкие фотографии и аутентичные вещи, принадлежащие семье. Бенуа – династия творческих талантливых людей, которые внесли достойный вклад в развитие искусства. Всего в фонде более чем 700 произведений.

Дворец Монплезир

Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург

Монплезир – (1714-1723 год) расположен вблизи залива, отсюда можно было видеть все проходящие корабли. Чтобы архитекторы яснее представляли задачу, император собственноручно сделал несколько чертежей и рисунков. «Монплезир» – с французского«мое удовольствие». Император очень любил это небольшое здание, вложив много времени и души в строительство, отдавая четкие указания по поводу планировки залов и оформления окружающей территории. Строительство закончилось в 1723 году, после завершения войны со шведами. Считается шедевром архитектурного строительства начала XVIII столетия.

Павильон «Эрмитаж»

«Эрмитаж» (1721 – 1725) – означает«хижина пустынника». Павильон включает декорированный пилястрами вестибюль, кухню с очагом, столовую, в которой установлен стол с подъемным механизмом. На втором этаже был Парадный зал для приема гостей, украшенный дубовыми панелями и картинами. В зале проходили обеды и переговоры императоров с гостями. Эрмитаж на самом деле был укромным местом – по периметру павильона был вырыт ров, заполненной водой из Марлинского пруда. В 1724 году установили подъемный мост и кованые железные решетки на окнах.

Дворец Марли

Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург

Марли возведен в 1720-1723 гг., это изящное и легкое сооружение. В современной экспозиции – морская шинель и кафтан Петра I, личные книги, сделанный руками монарха столик с «аспидной доской», посуда, которой он пользовался, фляги из коричневого стекла. Также можно осмотреть коллекцию живописи. Есть аутентичные предметы меблировки, другие тщательно подобраны по стилю.

Музей «Гроты Большого каскада»

Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург

«Гроты Большого каскада» (1716-1720 гг.). В облицовке использовался главным образом туф. Фасад Верхнего грота оборудован пятью арками с маскаронами, сверху расположена терраса. Гроты разделены балюстрадой из мрамора, на которой расположены две бронзовые скульптуры Тритона. Малый грот представляет огромное помещение с высоким потолком, где помещены копии античных статуй и оригинальные работы Пьетро Баратта – итальянского мастера. На переходе гости могут увидеть кирпичную кладку, сохранившуюся со времён Петра Алексеевича, схему водовода и трубы каскада.

Музей фонтанного дела

Экспозиция «Фонтанного дела» начала работу в 2013 году, посвящена созданию и развитию системы водоподводки Петергофа. Показ экспонатов проходит вместе с использованием мультимедийных современных средств. Интерактивная схема водовода позволяет зрителям узнать о всех этапах создания фонтанного оборудования со дня строительства ансамбля. Также можно увидеть изображения построек, детали первых водяных оборудований, инструменты и другие интересные экспонаты, не дошедшие до наших дней.

Музей «Императорские яхты»

Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург

«Императорские яхты» (2004 г.) – выставка рассказывает об истории яхтенного флота российских монархов. В коллекции экспонируются уникальные фотографии моряков и яхт, посуда, которой пользовались во время плавания, приборы и детали интерьера. Здесь представлены модели яхт, начиная с петровских времен. С Петром Первым здесь связано многое, известно, как он любил море и морское дело, например, можно увидеть сделанную императором модель знаменитого ботика. Внимание посетителей традиционно приковывает принадлежащая Николаю II яхта «Штандарт». Суперсовременное по тому времени судно, способное выходить в открытый океан.

Музей игральных карт

Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург

Единственное в России собрание игральных карт можно посмотреть в Кавалерском доме конца XVIII столетия. Кроме карт здесь представлены предметы искусства, рассказывающие об игре в карты, и уникальная библиотека с соответствующей тематикой. Сегодня посетителям представлены различные карты, произведенные во всех частях света – для гадания, в подарочном исполнение, образовательные. Всего более 8 тысяч экспонатов.

Фонтаны Верхнего сада

  1. Недалеко от Гербового и Церковного флигелей, расположены Квадратные (западный и восточный) пруды. Вопреки названию, имеют прямоугольную форму – 54 на 45 метров. Сооружены в 1721 году как водные резервуары по приказу Петра Алексеевича.

В западном пруду разместили группу «Диана под деревом», статуи Алфея и Прозерпины расположены в восточном. Вокруг них расположились небольшие статуи дельфинов. В 1773 году центральные фигуры заменили на простые фонтанные струи воды. В начале XX столетия появились композиции – Весна и Лето.

  1. «Межеумный» – означает«неопределенный». Так иронично назван по причине часто меняющегося декора.

Изначально в круглом бассейне в 1738 году установили скульптурную группу «Андромеда», вскоре осталась лишь фигура змеи, а через некоторое время появилось изображение «Стерлядки». Декоративное оформление менялось неоднократно. Сейчас это композиция с крылатым драконом, которого окружают четыре дельфина.

  1. «Дубовый» построен в 1734 году, первый в Верхнем саду. Изначально включал изображения дуба, шести дельфинов и трех тритонов, отлитых из свинца.

В 1946 году был перенесен в нижнюю часть парка, где находится до сих пор. В центре установлена скульптура «Амур». Вокруг центральной фигуры, на каменных лучах, расходящихся веерообразно от середины, расположились бронзовые дельфины.

Декорации меняли неоднократно, но первоначальное название традиционно остается прежним.

  1. «Нептун» – главное и самое величественное сооружение этой части территории.

На постаменте из гранита посередине прямоугольного пруда установлена скульптура Нептуна с трезубцем. Его окружают дельфины, тритоны, морские фантастические лошади, несущие всадников, и прочие чудища океана. С двух сторон с вёслами в руках сидят речные нимфы. Пьедестал украшен кораллами, барельефами и бронзовыми фигурами мальчика и девочки.

«Нептун» был построен в 1736 году. Первый вариант – стоящая в центре бассейна«Телега Нептуновая», отлитая из свинца, впоследствии заменена современной композицией.

Фонтаны Нижнего сада

  1. «Самсон, разрывающий пасть льву» – скульптурная группа, символизирующая мощь России.

Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург

В 1734 г. императрица Анна Иоановна предложила соорудить ее в честь годовщины победы России в Полтавской битве. В качестве центрального образа взяли Самсона Странноприимца – покровителя бедных и искусного врачевателя. Вероятно потому, что знаковая для русского государства битва состоялась в день памяти святого. Самсон побеждает льва, который являлся символом Швеции. Первоначальную скульптуру отлили из свинца в 1735 году. К началу XIX в. она пришла в негодное состояние, в 1801 году изготовили новую из бронзы.

  1. Механический фонтан с интересной формой «Солнце» был построен в 1721 — 1724 годах. Находится в большом водоеме прямоугольной формы. В постаменте спрятано водяное колесо, в результате диск «солнца» медленно вращается.
  2. «Римские» – фонтанчики названы так потому, что похожи на каменные водомёты, установленные на одной из площадей Рима. Относятся к двухъярусному типу, распространённому в XVIII веке.
  3. Многоводная «Пирамида» расположена в середине бассейна размером 11 на 11 метров. Представляет собой четырехгранную водяную фигуру. Выпускает 505 фонтанных струй, создающих водное облако в виде каскада.
  4. Шутихи – их отличие в оригинальном оформлении и неожиданным появлением и направлением фонтанных струй, особенно любимые детьми. Среди них «Дубок», «Елочки», «Водяная дорога» и другие.

Открытие и закрытие фонтанов

В 2018 году запуск фонтанов – 29 апреля. Праздник по поводу открытия летнего сезона – 19 мая 2018 года. Торжество включает костюмированное представление, выступление оркестра, световое шоу с уникальными спецэффектами. Закрытие на зимний период в ГМЗ запланировано на 9 и 10 сентября. Это будет красивый спектакль, включающий 3D декорации на передней стене Большого дворца, световое шоу, оригинальные аудиоэффекты и многое другое!

Время работы и цены на билеты

  1. Вход в Нижний парк:

Взрослые должны заплатить 450 руб.; льготная группа населения – по 250 руб. Открыт с 9:00 до 20:00 без выходных. В субботу до 21:00. Фонтаны в основном работают с 10:00 до 18:00., «Самсон» и Большой каскад – с 11:00.

  1. Верхний сад:

Для всех посетителей вход свободный. Открыт с 09:00 до 20:00, в выходные дни до 21:30.

  1. Большой дворец

Выходные дни по понедельникам и в последний вторник. Стоимость билетов – 450 руб., пенсионеры и учащиеся старше 16 лет – 300 руб. Для индивидуального посещения работает с 12:00 до 17:00 с двухчасовым перерывом. Остальное время – обслуживание туристических групп.

Экскурсии

Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург

Посещение паркового комплекса по путевке имеет гораздо больше преимуществ перед самостоятельным осмотром:

  • нее надо заботиться о транспорте – комфортабельный автобус доставит до начальной точки экскурсионного маршрута и обратно;
  • опытный гид интересно расскажет об истории создания ГМЗ. Даст интересные сведения о главных обитателях – императорской семье Романовых и их приближенных, узнают обо всех об экспонатах;
  • приобретя путевку, не надо искать интересные экспозиции, стоять в очереди за билетами или чтобы пройти на выставки;
  • для индивидуальных туристов ограничено время посещения некоторых выставок.

Гораздо безопаснее – если человек отстал от группы, плохо почувствовал себя или потерял документы – руководитель группы обязательно придет на помощь.

Как удобнее доехать

До Дворцового ансамбля общественным транспортом добраться можно тремя способами:

  1. На электропоезде:

От Балтийского вокзала доехать до станции «Новый Петергоф».

От привокзальной площади Петергофа идут маршрутные такси, они доставят к Верхнему саду.

  1. На маршрутном такси от метро:

«Балтийская» No 4044;

«Автово»— No 224, 300, No424, 424-А.

  1. На метеоре.

От причала «Спуск со львами» (Адмиралтейская наб., д.2) – до причала в Нижнем парке.

Красоту Петергофа словами не передать – это надо видеть. Кто еще ни разу не был в этом фантастическом месте – обязательно посетите его, впечатлений хватит на долгие годы.



Петергоф в Санкт-Петербурге на карте

0
Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...
Сохранить статью и поделиться в социальных сетях: