Ежегодно на нашей планете появляются архитектурные шедевры, поражающие сложностью, оригинальностью, красотой. Сверкая новейшими материалами, строительными конструкциями, собранными с помощью современной техники, они вызывают восхищение. Однако, среди величественных достопримечательностей, созданных обычными руками человека, есть те, которые стали вечной ценностью, памятью истории планеты, например, Колизей в Риме.

Колизей-история строительства

Колизей, Рим

На протяжении 8 лет днем и ночью адским трудом рабов реализовывался проект архитектора Квинтия Атерия по созданию величественного амфитеатра античности. Основной целью создания архитектурного чуда явилось желание увековечить мощь династии Флавиев, величие Рима. На основании предсказаний прорицателей 77 живых рабов были закопаны в фундамент строения, которое должно простоять не менее 77 веков.


Начало стройки связывают с именем императора Веспасиана в 72 году современной эры. Освящение амфитеатра, возведённого в месте знаменитого озера Золотого дома Нерона, производилось императором Титом через 8 лет. Это был триумф победы подавления бунта иудеев, вошедших в списки 100 000 пленных человек, задействованных на строительстве. Это они возводили строение, которое еще в I веке внес в перечень семи известных чудес света, поэт Марциал.

Колизей в Риме

Древний Колизей может рассказать о разных моментах своей длительной истории, например, пожаре 217 года. О празднике, проводимом в честь тысячелетия Рима, жестоких гладиаторских боях, землетрясении 1349 года, разрушительных ранах нашествия варваров, многочисленных реставрациях амфитеатра. Любые моменты жизни публичного строения отражали исторические события Рима. Не зря пилигримы VII столетия говорили, что «Пока стоит Колизей, будет стоять Рим. Когда падёт Рим, падёт мир».

Цель строительства

Колизей, Рим

Славный и скорбный памятник жестокой империи Рима возводился в роли театра, дающего «хлеб и зрелища», главного политического способа сохранения власти могущественными правителями страны. Исторический, культовый символ Рима, творение высочайшей инженерной мысли предназначалось для проведения масштабных праздников, зрелищ, мистерий. В стране во многих местах производилось строительство сооружений древних театров. Эти мероприятия надёжно отвлекали жителей города от недовольства политикой императоров.

Посещать зрелища в Колизее можно было без оплаты, получив при входе муку для приготовления хлеба. Огромные финансовые вложения во все мероприятия, проводимые в Колизее, подчеркивали богатство, могущество действующего властелина. Тем более, что они проходили на месте земель, переданных народу после смерти ненавистного Нерона. В честь открытия Колизея был организован праздник, длящийся 97 дней. Около двух тысяч отважных гладиаторов, трёх тысяч разных животных погибли в период его проведения.

Колизей в Риме

Глубокие колодцы, находящиеся в подземельях Колизея, приняли тела умерших. Существует легенда, по которой в этот момент стало известно имя чудовища, жившего в подземельях Колизея, жаждущего крови, боли. Это же чувство необычной жестокости, бесчеловечного отношения к живым существам доставляли зрителям амфитеатра необыкновенное наслаждение.

Огромные размеры амфитеатра не были первыми в истории Древнего Рима. К сожалению, самая грандиозная постройка, называемая Большой Цирк, не сохранилась. Известно, что центр представлял ипподром, где проходили скачки на колесницах в присутствии около 300 тысяч зрителей.

Происхождение названия

Колизей, Рим

Существует несколько версий происхождения названия Колизея. Первоначально архитектурная достопримечательность называлась «Амфитеатр Флавиев», подтверждая основную цель его постройки. В дальнейшем его называли амфитеатром Цезаря, Ареной. Гораздо позже величественные размеры постройки дали ему название Колизей, означающее «колоссальный» (сolosseum). По другой версии это связывают со статуей Нерона, стоявшей рядом. Она была изготовлена из бронзы, покрытой золотом. Высота статуи равнялась 12 этажному современному дому. Её местонахождение сейчас неизвестно.

Существует гипотеза, основанная на значения слова Collis Iseum или названия холма, на котором стол храм богини Изиды. А ещё одним значением этого слова является вопрос «Ты ему поклоняешься?». Его задавали в ритуалах черной магии сатанистов, проходящих здесь по ночам во времена позднего Ренессанса. Какая бы версия существования названия удивительного места не была принята, Колизей носит его около 2 тысяч лет.

Почему Колизей разрушен

Колизей, Рим

Вместе с падением Римской империи начался период разрушения знаменитого амфитеатра. Нашествие варваров в 410 годах нашей эры нанесло огромный ущерб постройке, спровоцировало огромный финансовый кризис империи. Расходы на содержание амфитеатра резко сократились. Зарождающее христианство запретило убивать людей, животных Последнее кровавое зрелище проводилось в 523 году. Потребность в развлекательных шоу исчезла. Изменилось предназначение Колизея.

Постоянные разрушения амфитеатра привели к исчезновению большой части строений. По оценкам специалистов только в каменном веке погибли две третьих части строения. Навсегда забыт проход к подземному морю, где в темноте и мраке жило страшное чудовище Нерона, оставшееся в мифах, легендах. Средневековье использовало Колизей в роли замка, крепости. Правила жизни эпохи Возрождения, землетрясение, разрушившее южную часть амфитеатра, позволили местным жителям безнаказанно забирать строительные блоки, кирпичи, мрамор для личных целей.

Колизей в Риме

Дворец канцелярии, Венецианский дворец, палаццо Фарнезе, соборы святых Петра, Иоанна Крестителя на Лютеранском холме построены из строительного материала, взятого из стен Колизея. Среди руин Колизея, напоминающих тень от его прошлого, находили приют бездомные, проходили мероприятия церкви в память о пролитой крови. Конец разрушения Колизея связан с именем папы Бенедикта XIV в XVIII веке.

До сих пор каждую Страстную пятницу свершается Крестный ход верующими христианами. Сохранившаяся часть здания стала постепенно восстанавливаться. В XVIII веке Колизей отнесли к памятникам истории, архитектуры. Для туристов он открылся 19 июля 2000 года, а 2007 год сделал его элементом списков ЮНЕСКО в роли памятника мирового наследия.

Архитектура

До сих пор инженерные решения, применяемые при строительстве Колизея, используются при возведении современных стадионов, арен. Вряд ли когда-нибудь исчезнет удивление от приёмов создания стока воды амфитеатра, необычной прочности арочной конструкции, позволяющей удерживать тысячи зрителей, обеспечивая их безопасность, в том числе и от пожаров.

Амфитеатр в каждом месте имел оптимальный наклон сидений, простой способ нахождения конкретного места, свободный вход, выход. Массивное строение, благодаря идеям зодчих древнего Рима, применивших сотовую структуру, приобрело необычную легкость, красоту каменных кружев.

Колизей в Риме

Фасад

Глядя на сохранившиеся стены Колизея, нельзя увидеть элементы классических моделей греческих храмов в виде прямоугольных рядов из колонн, украшенных фронтонами. Ближе всего внешний вид Колизея напоминает соты из многочисленных арок, соединённых по законам эллипса с размерами 83х48 м. такая форма запрещала гладиатором вести борьбу в углах, не просматриваемых некоторым зрителям. Этот приём до сих пор используется при проектировании спортивных зданий.

Все 80 входов были украшены статуями известных личностей страны, богов. Входы выполнены из травертина, мрамора, красного кирпича, туфа. Четыре из них использовались лицами из высшей знати. Они вели в нижний ряд амфитеатра. Для размещения зрителей использовались четыре яруса. Нижние устройства состояли из аркад (по 80 арок). К карнизу четвёртого яруса был пристроен оранжевый, полотняный тент, защищавший зрителей от яркого солнца, дождя. В период правления Домициана к амфитеатру был построен ещё один уровень со стоячими местами для бедных, рабов, женщин.

Колизей, Рим

Вход на представления запрещался актёрам, бывшим гладиаторам, могильщикам. Равномерное распределение входов по периметру амфитеатра позволяло заполнить арену за 15 минут, освободить в случае необходимости всего за 5 минут. Такое конструктивное решение получило название «vomitoria» («vomere», что означает «извергать»). Оно используется и сейчас. Система ступенек, коридоров позволяла зрителям, не мешая друг другу, быстро подниматься на свои места.

До сих пор на стенах Колизея можно увидеть написанные в далёкие времена номера мести. На внешней стороне Колизея находились входы в подвальные помещения, где ожидали своего выхода на арену гладиаторы. В огромных клетках содержались животные, Оборудованы комнаты для раненых, умерших. Все помещения соединялись системой из 38 лифтов, работающих на тросах, цепях.

Размеры Колизея

Самый известный амфитеатр древности имеет длину внешнего эллипса 524 м. Его большая ось равна 188 м, Длина малой составляет 156 м. Арена выполнена в форме эллипса меньшего размера. Её длина 85,5 м, ширина 53, 5 м. Колизей стоит на фундаменте с шириной 13 м. Высота строения достигает 50 м. В конструкции здания использовались 80 стен, направленных по радиусу. Большое число столбов (около 240 шт.), облегчающих давление несущих сводов. Все здание было обнесено дорожкой, шириной 17,5 м, покрытой травертином.

Внутреннее устройство

Колизей, Рим

Внутри амфитеатра находилась арена, места для зрителей на разных ярусах. Чем значительнее положение человека, тем ниже место ему предоставлялось. Система социального подчинения выдерживалась строго. Внизу на каменных ступеньках лежали подушки, можно было принести с собой собственный стул. Арена из деревянных досок отделялась от зрителей металлической решеткой. Под ней располагались служебные ходы для перемещения людей, декораций.

Существовала возможность заполнения арены водой для проведения знаменитых морских сражений. Наклон пола арены регулировался. Он тщательно засыпался слоем песка для эффективного впитывания крови. Вокруг арены устанавливались кадки с благовониями для нейтрализации запаха крови.

Общее количество мест (50.000) распределялось по ярусам, соответствующим ярусам фасада. Нижний ряд (подий) принадлежал императору, его семье, сенаторам. В первом ярусе находилось 20 рядов, во втором 16, для представителей среднего сословия. Между вторым и третьим ярусами находилась стена. Сиденья третьего яруса имели больший наклон. На них сидели представители низших сословий. Внутренние части Колизея выполнены из кирпича, туфа, мрамора, крупных каменных, блоков, кусков, дерева.

Колизей в Риме

Во время представлений разрешалось торговцам предлагать свой товар зрителям. Это были сувениры в форме костюма гладиатора, фигурок знаменитых воинов, вкусная еда. При входе в Колизей предъявлялось приглашение (тессер), представляющего собой мраморную пластинку или кубик с указанием места. Зрители должны были соблюдать предписания по выбору одежды. При этом мужчины должны быть в тоге.

Предназначение амфитеатра

В Колизее бурлила жизнь, это считалось популярным местом общения представителей разных сословий. Жестокие сражения, убийства были естественной потребностью населения тех времён. Современным туристам иногда кажется, что реки крови, боли пропитали древнюю землю. А страшное чудовище ожидает своего расцвета, затаившись в глубоких недрах. Чем же так восхищались Римляне? Это были venationes (охота на животных), munera (гладиаторские бои), naumachia (морские сражения).

Гладиаторские бои

Гладиаторские бои в Колизее

Чуть больше четырёх столетий на арене ровно в полдень открывалось, запланированное ранее, зрелище. Гладиаторские бои проводились по заказу влиятельных лиц в честь празднеств, увековечивания памяти знаменитых предков. Начало игр планировалось на утро, но первыми выходили на арену гладиаторы вместе с музыкантами, актёрами, мимами, жрецами. Начальный бой проводился прегенарием, сражавшимся деревянным мечом, создавая публике эмоциональную атмосферу.

В зависимости от вида оружия, одежды профессиональные гладиаторы назывались ретиарий, мурмиллон, самнит, фракией, димахер, скиссер, т.д. Профессиональные качества, правила ведения боя вырабатывались в специальных школах, называемых лудусы. Только в самом начале организации зрелищ роль гладиаторов выполняли пленные, преступники, которые сражались, как умели. Потом их воспитывали из числа рабов, обыкновенных жителей, считавших сражение на арене престижной, высокооплачиваемой службой. В конце периода власти Римской империи почти половина из общего числа гладиаторов состояла из свободных граждан.

Подготовка настоящего гладиатора считалась длительным, сложным делом и проводилась под клятвой «терпеть наказания кнутом, клеймом, принять смерть от меча». Слабеющий гладиатор, имел право попросить пощаду. Он поднимал вверх, указательный и безымянный пальцы. Только император своим жестом (большим пальцем вверх или вниз) решал судьбу бойца. Восторг, мнение толпы отражалось на судьбе гладиатора. Ему вручался специальный венок, рабу дарили свободу и деревянный меч (рудий) с выгравированным именем бойца.

Правила ведения боя были тщательно продуманы. Им обучались в школах, нарушать правила запрещалось. Первые сражения бойцы начинали в возрасте около 17 лет. Средняя продолжительность жизни до гибели не превышала 5 лет. Больше 50 боёв проводили немногие. До 75% гладиаторов погибали во время первых 10 поединков. Жизнь рабов не ценилась, их тела после смерти выбрасывались для съедения бродячими собаками.

Судьба участвующих в гладиаторских боях, была другой. Тела сбрасывали в глубокие шахты, ведущие к подземному морю, где обитало чудовище. Это было своего рода оправданием всесильных людей империи (смерть для продолжения жизни). Знаменитое восстание рабов под руководством Спартака подтверждает непростые условия жизни в школах. Последний бой гладиаторов прошёл в 404 году. Возникшее христианство прекратило традицию убийства людей.

Охота на животных

Часто в качестве прелюдии перед выступлением гладиаторов в Колизее организовывалась охота на разных диких животных. Тигры, слоны, львы, питоны, крокодилы, быки, медведи заранее отлавливались на всей площади империи, доставлялись на место. Использовались два варианты борьбы: человека с животным и пар животных. При этом можно было увидеть не только природное сочетание враждующих сторон, например лев с тигром, бык с медведем, но и неравные или невозможные в естественных условиях нападения.

Иногда несчастное животное приковывали цепями к полу арены, лишая его возможности маневра для защиты. Говорят, что только во время открытия Колизея погибло около 9 000 животных. Существуют исторические подтверждения, что во время правления Суллы на арене дрались 100 львов, при Юлии Цезаре их число увеличилось до 400 единиц. В честь победы Трояна погибли 11 тыс. разных животных.

Морские сражения

Морские сражения в Колизее

Дорогостоящие морские бои, называемые Навмахия, появились в третьем веке до нашей эры. Их проводили только в исключительных случаях, и подтверждающие факты, существуют о пяти сражениях. Первым морским боем, прошедшим в Колизее, считается сражение, посвященное триумфу Цезаря в победоносной войне 46 г. до н. э.  На арене, заполненной водой, плавали настоящие боевые корабли (биремы, квадриремы). На их палубах проходили настоящие сражения. До сих пор изучены не все секреты поступления воды к арене.

Часто во время навмахии воспроизводились реальные исторические битвы. Например, сражение при Саламине, разгром афинской флотилии. После строительства подземных туннелей под ареной (во времена правления Домициана) морские сражения не проводятся. Для подобных развлечений приняли решение построить площадки на природных водоёмах.

Колизей в наши дни

Колизей, Рим

Древняя достопримечательность, которой гордится Италия, весь мир, пользуется повышенной популярностью у туристов. История сложного этапа жизни планеты не исчезла. Для экскурсий, походов сохранили все оставшиеся обломки, установив их на первоначальное место. Археологические раскопки открыли доступ к осмотру подземелий Колизея, где гладиаторы ожидали выхода на бой. На величественных стенах восстановлен третий ярус Колизея, деревянная дорожка, ведущая к зрительским рядам.

Арена, стены пропитаны современным водоотталкивающим средством, защищающим от влаги. Даже оставшиеся руины Колизея производят запоминающееся впечатление. Иногда рядом с ними проходят богослужения Папы Римского, концерты известных певцов, музыкантов. Вокруг стен прохаживаются актеры в форме гладиаторов, римских легионеров, приглашая для интересных съёмок на память.

Время работы и стоимость билетов

Чтобы попасть в зону арены через древний вход, надо заранее приобрести входной билет, принять участие в организованной экскурсии. Один входной билет стоит 12 €. Открывается Колизей в 8.30, работает до 18.30. Время закрытия определяется началом заката солнца.

Где находится и как добраться

Находится знаменитая достопримечательность в центральной части Рима. В окружении трёх холмов (Целиевским, Палатинским, Эсквилинским). Сейчас на месте дворца Нерона проходит участок улицы Императорских Форумов, проходящей рядом с Капитолийским холмом, Римским Форумом. В её конце расположен Колизей. Приехать в это место можно автобусами маршрутов 850, 810, 186, 85, 75, 60. На трамвае №3, такси. Недалеко от достопримечательности находится остановка голубой линии метро «Colloseo».

В Риме GuruTurizma рекомендует следующие отели:


Видео: Колизей — политическая арена императоров

Колизей в Риме на карте

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...
Сохранить статью и поделиться в социальных сетях: