0

Кунсткамера в Санкт-Петербурге изначально представляла собрание диковинок, прежде всего, в области физиологии и анатомии человека. Постепенно коллекция дополнялась новыми артефактами, связанными с культурно-бытовым укладом разных этнических сообществ. Таким образом, кабинетная экспозиция трансформировалась в академическое научное учреждение – Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской АН.

История

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Пётр I интересовался новшествами в области техники и естественнонаучных знаний. Участие в зарубежном «Великом посольстве» дало ему возможность ознакомиться со многими достижениями европейских ученых и изобретателей. В ходе поездки царь неоднократно осматривал собрания редкостных артефактов, именуемые «кунштами». Приглянувшиеся экземпляры он покупал и отправлял в Россию. Эти вещи стали базой для создания «Государева кабинета».

Приобретения хранились в Летнем дворце. Занимаемые ими помещения стали называть Кунсткамерой, что в переводе с немецкого языка означает «кабинет редкостей». В официальных документах зафиксирована дата основания царского паноптикума – 1714 г. Для размещения экспонатов требовалось отдельное здание. Место для постройки было выбрано на мысе Васильевского острова. На время строительства раритеты перенесли в дом Кикиных.

Строительные работы продолжались в 1718 – 1734 гг. Ими поочередно руководили архитекторы:

  • Маттарнови
  • Гербель
  • Киавери
  • Земцов

Корпус выполнен в барочном стиле. Он объединяет 2 трехэтажных здания с купольной башней. Широкая публика была допущена для осмотра экспозиции в 1719 г. С момента своего появления Кунсткамера исполняла просветительскую функцию, знакомила посетителей с разнообразными материалами в области естественных наук. После создания Российской академии наук в 1724 г. она вошла ее в состав. Для пополнения экспозиции были организованы специальные этнографические экспедиции, которые собирали раритеты в отдаленных регионах России и за рубежом.

После размежевания существующих коллекций образовалось 7 музейных учреждений:

  • Минералогический
  • Ботанический
  • Зоологический
  • Анатомический
  • Этнографический
  • Египетский
  • Азиатский
  • Кабинет Петра I

В конце 70-х гг. 19 в. этнологическое собрание преобразовано в Музей антропологии и этнографии. С 1903 г. он носит имя Петра Первого (Великого). В 90-е гг.20 в. Кунсткамера была внесена в перечень объектов культурного наследия Российской Федерации. Она, по праву, носит звание старейшего публичного музея страны.

Экспозиция

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Общий состав фондов музея включает свыше 1,880 млн. экспонатов. Представленные на всеобщее обозрение вещи имеют историческую, культурную и научную ценность.

Тематический подбор предметов осуществлялся по 2 главным направлениям:

  • анатомическому
  • этнологическому

Отдельную категорию представляют научные приборы и модели. В их число входит знаменитый гигантский глобус.

Большой Готторопский глобус

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Уникальный 2-х сферный глобус был изготовлен в середине 17 в. по инициативе Шлезвиг-Гольштейнского герцога Фридриха III. Его главная особенность в моделировании поверхности земного шара (снаружи) и звездного неба (изнутри). Необычный проект предложил и разработал Адам Олеарий. Конструкция глобуса-планетария представляла собой огромный шар (диаметром 3,1 м) с пустым пространством во внутренней части. Поверхность состояла из металлических пластин, скрепленных между собой и оклеенных холстом. Сверху была нанесена географическая карта, изображающая материки и океаны.

Внутренняя плоскость напоминала небо, на котором различались созвездия. Специальный механизм создавал иллюзию движения небесных тел. Зрители попадали в планетарную камеру через люк. Помещение было рассчитано на одновременное пребывание 12 человек. Для удобства посетителей внутри шара оборудовали скамью и стол. Общая масса глобуса составляла 3,5 т.

Он считался самым крупным в мире. В честь замка Готторп, где проживал изобретатель, модель получила прозвание – Готторпский. Глобус был преподнесен в дар русскому царю Петру в 1713 г. В 1716 г. он прибыл в российскую столицу и был помещен в башне Кунсткамеры.

Во время крупного пожара 1747 г. гигантский шар полностью сгорел. От первоначальной модели уцелела лишь дверца люка. Воспроизведением аналогичного образца в 1748—1752 гг. занимались:

  • Б. Скотт и Ф. Н. Тирютин – механики
  • И. Ф. Трускот – картограф
  • И. Э. Гриммель – живописец

Новый глобус-планетарий установили в отдельном здании, а в начале 20 в. перенесли в Адмиралтейство. В начале 40-х годов модель попала на территорию Германии и была возвращена Советскому Союзу в 1948 г. В настоящее время Большой Академический (Готторпский) глобус выставлен на всеобщее обозрение на 4-5 этажах музейного корпуса Кунсткамеры. Для его осмотра требуется приобрести отдельный билет.

Разделы

Структура современного музея состоит из 8 разделов, 6 из них посвящены культуре и быту населения разных частей света. Основу коллекции представляют аутентичные предметы, привезенные из дальних экспедиций российскими путешественниками И.Ф. Крузенштерном, Ю.Ф. Лисянским, Ф.Ф. Беллинсгаузеном, М.П. Лазаревым, Н.Н. Миклухо-Маклаем. Собранные в Кунсткамере вещи, наглядно демонстрируют особенности жизненного уклада этносов, их религиозные верования, традиционную культуру.

Коренное население Северной Америки

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Североамериканский континент представляют исконные жители – индейские племена и народы Севера (алеуты, эскимосы). В фондах раздела хранятся экспонаты из экспедиций И.Вознесенского. Среди наиболее ценных раритетов:

  • индейские трубки мира
  • снаряжение шамана
  • промысловые орудия эскимосов
  • одежда из рыбьей кожи, оленьих шкур, внутренностей морских животных

Япония

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Японские острова издревле населяют две этнические общности, отличающиеся своим цивилизационным укладом:

  • айны
  • японцы

В Кунсткамере собрана обширная коллекция традиционных рыболовецких принадлежностей (крючков, сетей, ловушек), которые использовали местные жители. Богатая культура Страны Восходящего Солнца представлена старинными изделиями, выполненными с большим мастерством. Миниатюрные резные фигурки – нэцкэ, в прошлом исполняли роль брелков.

С их помощью на поясе закрепляли нужные предметы, поскольку наличие карманов в кимоно не предусмотрено. Часть Японского раздела посвящена воинскому сословию – самураям. Снаряжение и оружие средневековых воинов удивляют своей искусной отделкой и красотой.

Африка

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Первые экспонаты для Африканского раздела были собраны во время путешествий В.В.Юнкера в 1875-1878 гг. В числе редких артефактов:

  • фигурки предков племени барии
  • костюмы участников тайных союзов
  • маски-наголовники
  • литье из Бенина
  • оружие племени акка

Африканская коллекция (св. 11 тыс.предметов) отображает разные стороны жизни народов Черного континента.

Ближний и Средний Восток

Исламская культура широко представлена в залах, посвященных странам Ближневосточного региона. Ведущую роль в экспозиции играет священная книга мусульман – Коран. В музее хранятся ее рукописные и печатные образцы. Кроме того, посетители могут увидеть письменные принадлежности, ткани, оружие, утварь.

Китай

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Древняя культура Поднебесной империи нашла отображение в китайском разделе. В нем собраны изделия из лака, фарфора, эмали, дерева, кости, камня. В залах размещены образцы этнической одежды. Цивилизационную значимость региона подчеркивают изобретения, сделанные древними китайцами – компас, сейсмограф, кипятильник на солнечной энергии и другие.

Монголия

Центральное место в монгольском зале занимает традиционное жилище кочевников – юрта. Ее внутреннее пространство имеет четкую организацию, делится на мужскую и женскую части. К повседневным атрибутам кочевой жизни относится конская упряжь, седла, попоны, богато украшенные орнаментом. Неподдельный интерес посетителей вызывает шаманская флейта, сделанная из кости человека.

Индия. Индонезия

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Колоритные экспонаты рассказывают о жизни народов Южной Азии. В фондах музея хранятся деревянные статуэтки, ритуальные маски, национальные костюмы. Отдельную категорию составляют предметы театрального искусства – марионетки и плоские куклы театра теней. Ценителей оружия заинтересуют оригинальные кинжалы-крисы из Индонезии. Самый необычный экспонат раздела – огромная статуя демона-хранителя (ракшас).

Индокитай

С традиционной культурой и искусством стран Юго-Восточной Азии можно познакомиться в специальном разделе. На стендах выставлены образцы буддистской скульптуры, театральные маски, музыкальные инструменты, а также бытовые предметы (посуда, утварь), национальная одежда, оружие.

Корея

Жителям Корейского полуострова посвящен отдельный раздел. В нем собраны древние артефакты и предметы, представляющие самобытную культуру корейцев. Особого внимания заслуживает подборка фарфоровых и керамических изделий, выполненных в технике прозрачной глазури (селадон).

Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Петр Первый задумывал Кунсткамеру, как собрание раритетных материалов, связанных с естественными отраслями научных знаний. Во время своего европейского вояжа он приобрел две крупные коллекции:

  • Фредерика Рюйша
  • Альберта Себы

Кроме того, был издан царский указ, предписывающий доставлять в столицу редкостные артефакты, обнаруженные на территории России. Биологическое собрание сбереглось и демонстрируется посетителям. Особое впечатление производят заспиртованные препараты, показывающие аномалии развития человеческого организма.

Академия Наук XVIII века и М.В. Ломоносов

Российская Академия Наук первоначально соседствовала с Кунсткамерой. Славу и известность академия приобрела благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста Михаила Ломоносова. Его личные вещи, книги, приборы стали частью музейной коллекции. Экспозиция, посвященная деятельности Академии наук 18-19 вв., воссоздает кабинет ученого. В нем представлены работы, выполненные из кусочков смальты, выпуск которой организовал Ломоносов.

Академический раздел также содержит информацию о деятельности других выдающихся российских ученых:

  • Д. Бернулли
  • Ж. Делиля
  • Г. Ф. Миллера
  • Л. Эйлера

Первая астрономическая обсерватория Академии наук

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

В 1725 г. по приглашению Российской Академии наук в Петербург приезжает известный французский астроном Ж. Делиль. По его требованию 3,4 и 5 этажи башни Кунсткамеры переоборудуются под обсерваторию. Она начала полноценно функционировать с 1735 года. В 1747 г. в башне произошел сильный пожар и все оборудование сгорело.

Музейная коллекция, посвященная Петербургской обсерватории, включает старинные научные приборы и инструменты:

  • подзорные трубы с разным фокусом
  • астрономические часы
  • оптический квадрант

Время работы и стоимость билетов

Для посещения музей открыт со вторника по воскресенье. Выходной по понедельникам. Санитарный день в последний вторник каждого месяца. Экспозиция закрыта в праздничные дни (31.12,1.01,1.05).Рабочее время 11-19 ч.

Цена на билеты:

  • 300 рублей для взрослых
  • 100 рублей для школьников,студентов,пенсионеров

Ежемесячно (апрель-сентябрь) в 3-й четверг музейную экспозицию можно осмотреть бесплатно. Льготные билеты выдаются в кассе.

Где находится и как добраться

Здание Кунсткамеры расположено в г. Санкт-Петербурге по адресу – Университетская набережная, 3. Вход для посетителей открыт со стороны Таможенного переулка

В музей можно доехать наземным и подземным транспортом:

  • автобусами – No 7, 10,24, 47,191
  • троллейбусами – No 1, 7, 10, 11
  • метро – Фрунзенско-Приморская (ст. «Адмиралтейская» и «Спортивная») и Невско-Василеостровская линии (ст. «Василеостровская» и «Гостиный двор»).

Кунсткамера в Санкт-Петербурге на карте

0
Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...
Сохранить статью и поделиться в социальных сетях: