Скандинавские страны со времен викингов славились своими достижениями в области кораблестроения и мореплавания. Древние традиции покорения морских просторов хорошо закрепились здесь и развивались до настоящего времени. Не случайно впервые Южный полюс посетил норвежец Амундсен, а его земляк Нансен приблизил человечество к Северному полюсу.

Музей Васа

Немалый вклад в кораблестроение внесла и Швеция, до 16 века не имевшая своего флота. Однако, при короле Густаве Вазе была создана флотилия из 30 довольно мощных кораблей

Примером громадного деревянного военного корабля может служить королевский галеон Васа, задуманный как флагман шведского флота и спущенный на воду 10 августа 1628 года. Он был построен по приказу Густава II Адольфа, принимавшего непосредственное участие в проектировании судна через распоряжения, которые отдавал главному инженеру-строителю Хюбертссону, руководившему 400 рабочими.

Описание корабля

Музей Васа

Васа – единственный в мире из сохранившихся парусников 17 века, имел невероятные размеры: высота мачт составляла 52 метра, весил корабль 1200 тонн. Поскольку судно было военным, король дал приказ – установить как можно больше пушек: на двух массивных палубах установили 63 пушки из бронзы как символ военного могущества Швеции.

Крушение корабля

Музей Васа

Просчеты в размерах и конструкции судна сыграли роковую роль в его судьбе: сразу же на выходе из гавани оно было свалено ветром набок, и вода хлынувшая через борта, затопила корабль. В это время на нем находились команда и пассажиры, приглашенные на торжественный спуск галеона. Часть из них утонула вместе с кораблем.

Судно опустилось на губину 30 метров, а мачты торчали над водой, как сторожевые вехи, благодаря чему с «Васы» подняли 53 пушки. Эта операция стоила невероятных человеческих усилий и даже жизней, но таков был приказ короля.

Подъём гигантского судна

Музей Васа

В то время подъем такой махины был технически невозможен: с судна срезали мачты, и корабль оставался на дне еще больше 3 веков. История с самым большим парусным судном 17 века была забыта на долгое время, но в 1956 году дотошный исследователь подводных глубин, археолог Андерс Франсен обнаружил останки корабля. После 5-летнего обследования судна он организовал активную кампанию по подъему; решение было принято на государственном уровне, и при поддержке королевской власти в 1961 году многочисленные детали и корпус корабля были освобождены от ила и подняты наверх.

Это событие стало сенсацией не только для Швеции, но и для других стран: подъем останков огромного парусника привлек внимание специалистов и простых обывателей. В апреле 1961 года началась новая жизнь печально известного корабля. Почти 30 лет шла реставрация, над которой трудились десятки инженеров и квалифицированных рабочих, восстанавливая образец судна, ставшего жертвой королевского тщеславия. Несколько лет все дерево пропитывалось полиэтилен-гликолем, не позволяющему ему растрескиваться при высыхании. Затем отреставрированные 700 скульптур и сотни других деревянных украшений были закреплены на прежние места.

Музей Васа

После завершения было решено сделать музей-корабль, над судном возвели трехэтажное здание, площадь которого позволяла свободно обходить Васу со всех сторон. В 1990 году на острове Юргорден официально открыли «Музей Васа», который стал местом активного посещения туристами и местными жителями.


Попутно предлагаем вам прочитать статью по приобретению дешевых авиабилетов.

Главные экспонаты музея

Общий вид парусника поражает размерами и роскошью отделки, свидетельствующей об истинно королевском размахе при его изготовлении. Все детали выполнены с необыкновенным художественным изяществом, нос корабля украшен великолепными орнаментами и бронзовыми скульптурами, изображающих морских богинь. Здесь демонстрируются 6 неиспользованных парусов, извлеченных из ила и являющих собой образец парусов того времени.

Музей Васа

На бортах установлены фигуры библейских персонажей, богов Древней Греции, львов, римских императоров и различных атрибутов королевской власти, олицетворяющих ее могущество и культуру времени правления династии Вазов. Даже на ставнях, закрывающих квадратные иллюминаторы, филигранно выточены эффектные львиные морды На многих деталях украшений сохранились позолота и красная краска, что свидетельствовало о яркой раскраске легендарного корабля.

По богатой отделке внутренних помещений судно являлось настоящим роскошным дворцом с комфортабельными каютами и общими залами для пассажиров. Бережно сохранены для потомков скелеты погибших людей, помещенных под стеклянный саркофаг; рабочие инструменты команды: топоры, пилы, зубила, молотки – все то, чем должен был пользоваться в плавании экипаж.

Музей Васа

Корабль Васа – живое свидетельство эпохи 17 века, и перед хранителями музея стоит задача – сохранить его на долгие годы, поэтому сейчас предпринимаются все способы, предотвращающие порчу исполина. Музей посещают миллионы людей, желающих воочию увидеть бесценный памятник ушедшей эпохи.

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...
Сохранить статью и поделиться в социальных сетях: