Собор Парижской Богоматери в Париже

0

В сердце Парижа находится собор Нотр-Дам-де-Пари. Много веков католический храм поражает людей своим изяществом, великолепием и монументальностью.

История строительства

Собор Парижской Богоматери, Париж

Возведение собора началось при правлении Людовика YII в 1163 году. Инициировал сооружение епископ Морис де Сюлли. Историки полагают, что фундаментом служила разрушенная базилика Св. Стефана и другие строения:

  1. Романский собор
  2. Каролингский собор
  3. Палеохристианская церковь

Работы продолжалось почти два столетия, это говорит о том, участников строительства было много, но сведений о них почти не сохранилось. Известны имена архитекторов, начавших строительство – Жан де Шель и Пьер де Монтрей. Возведение храма шло медленно.

Несмотря на то, что прихожане богатые и бедные, знатные и простолюдины старались помочь строительству, жертвуя посильные суммы, денег не хватало. Строительство шло поэтапно: стены закончены к 1177 году, алтарь построен (и освящен кардиналом Альбано) в 1182 году. К концу XII столетия установлена крыша из свинца, в 1245 году возведены башни, а отделка внутри помещения закончена в 1315 году. Окончанием возведения считается 1345 год.

Собор Парижской Богоматери, Париж

С этого времени капитальных реставраций не было, строение ветшало, особенно много разрушений было во время революции. Фигуры иудейских царей были сняты и обезглавлены, витражи разбиты, пострадала также художественная резьба. В самом конце XYIII столетия Конвент издал указ, по которому верующие обязаны платить деньги на нужды революции, иначе храм будет разрушен. Жителям удалось отстоять свою святыню, но Робеспьер объявил его твердыней мракобесия и переименовал в Храм разума.

Интересный факт: скульптуры царей обнаружили при строительных работах в конце ХХ века. Как выяснилось, бывший хозяин дома, живший на рубеже XYIII -XIX веков, приобрел статуи и захоронил их с почестями. В 1802 году собор возвратили католической церкви и вновь освятили. В XIX веке приступили к ремонту сооружения , руководил им архитектор Виолле-ле-Дюка – восстановили витражи, скульптуры, возвели новый шпиль, установили скульптуры химер. Католический храм был местом венчания царственных особ, захоронений, заседания парламента. Здесь находили ночлег обездоленные и защиту преступники.

Внешний вид

Собор Парижской Богоматери, Париж

Собор Нотр-Дам-де-Пари индивидуален и неповторим. Собор строился около двухсот лет, в работе принимали участие многие архитекторы, поэтому стили строения разные – готический и романский. Храм – это базилика с боковыми двойными нефами, конструкция, которая раньше почти не применялась. Высота храма – 35 м, длина – 130 м, ширина 48 м. Вес колокольни, расположенной в южной стороне, 13 тонн. По вертикали фасад разделен на три части, горизонтально делится галереями на три ряда, фасад венчают две башни.

Собор Парижской Богоматери, Париж

Первый ярус имеет три портала, на них изображены Богородица, Святая Анна и картины Страшного суда. Над входом – панно с сюжетами из Евангелия, над арками установлены статуи святых. Выше протянулась Галерея королей с 28 фигурами иудейских царей. Красоту и яркость сооружению придают витражи, почти целиком воссозданные в XIX веке. Главный витраж (роза) – остался еще со Средневековья и реставрирован частично. На нем изображен образ Богоматери и другие картины, в их числе добродетельные и греховные поступки людей. Две розы по сторонам считаются самыми крупными в Европе, их диаметр – по 13 м.

Собор венчает 96-метровый шпиль, покрытый свинцовыми пластинами. Рядом установлены скульптуры апостолов, разделенные на четыре группы. Около каждого святого поместили животное, являющегося символом евангелиста. Статуи установлены лицом к Парижу, и только Фома, который считается покровителем строителей, смотрит на шпиль.

Гаргульи

Гаргульи собора Парижской Богоматери, Париж

Яркое украшением фасада, гаргульи, установлены в XIII век. Это демонические существа, похожие на больших драконов. Они хорошо сохранились, так как сделаны из прочного известняка, добываемого в бассейне реки Сены. В переводе со старофранцузского означает “глотка”. В готике гаргульи предназначались для отвода дождевых вод, в них устанавливали желоба из камня или металла, чтобы скрыть их непривлекательность.

Химеры – злобные демонические существа, обычно их изображают в виде демонов, сказочных птиц или животных с крыльями как у летучих мышей. Воплощают человеческие грехи. Установить их во время капитальной реставрации решил архитектор Виолле-ле-Дюка. Он сам сделал эскизы монстров и скульпторы под руководством Жоффруа Дешома воплотили их в камне. Одна из популярных химер – Стрикс, полуженщина-полуптица, по преданию питавшаяся кровью младенцев. Интересно, что если с ними сфотографироваться живому человеку – он кажется каменными изваяниями, а гаргульи и химеры – полными жизни.

Внутренне убранство

Внутренне убранство собора Парижской Богоматери, Париж

Внутренне пространство готической архитектуры создается благодаря поперечным и продольным нефам, образующим форму креста. В помещении нет внутренних, поддерживающих конструкцию, стен, их заменяют два ряда колонн. Стены собора украшены художественной резьбой. В одной части собора собраны скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые преподносят прихожане 1 мая, в католический праздник, посвященный Богоматери.

Под высоким ярусом установлены скульптуры правителей Ветхого завета. Оригинальные фигуры были уничтожены, их заменили копиями. Знаменит орган – оборудован еще в Средневековье при возведении храма, крупнейший в Европе. Он многократно реконструировался и перестраивался. По спиральной лестнице можно попасть в Южную башню храма, с которой открывается грандиозная панорама города, с близкого расстояния удобно рассмотреть колокол, гаргулий и химер.

Центр длинного нефа украшают композиции, рассказывающие о сценах из Жития святых. Внутренняя часть храма выполнена из серо-стального камня. Так как по готическим канонам стены не украшаются настенной живописью, оживляет несколько мрачную картину солнечный свет, попадающий внутрь через цветные витражи и стрельчатые окна, придавая храму краски и яркость. Капеллы, расположенные по боковым сторонам, рассказывают о земной жизни Богоматери. Центральный витраж содержит несколько десятков сцен из Ветхого завета.

Роман, который прославил собор

Собор Парижской Богоматери, Париж
К XIX веку Собор обветшал настолько, что его собирались снести. Выход в свет в 1831 году романа французского писателя Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери” способствовал его спасению. Романист писал о добре и зле, любви и ненависти. Идея возникла не случайно – Гюго был ярым защитником старинной архитектуры и его деятельность направлена в ее защиту. Глава романа “Собор Богоматери” рассказывает о сооружении, описывая его красоту. Писатель выражает озабоченность, справедливо считая, что человечество может утратить уникальное сооружение.

Героиня – цыганка по имени Эсмеральда. Красавицей увлеклись священнослужитель Клод Фролло, звонарь Квазимодо, воспитанник архидьякона, и капитан – Феб де Шатопер. Фролло страстно влюбился в девушку, пытался соблазнить ее, но получил отказ. Взбешенный священник приказывает Квазимодо похитить Эсмеральду, этому мешает капитан Шатопер. Молодые люди понравились друг другу, у них состоялось свидание. В время свидания ослепленный ревностью Фролло ранит Феба и обвиняет в совершенном преступлении девушку. Ее приговаривают к смертной казни.

Квазимодо спрятал Эсмеральду в соборе (Божий храм, по законам католицизма – это убежище, где человек может укрыться от любой провинности), чтобы спасти ее от виселицы. Эсмеральда не смогла полюбить некрасивого горбуна, но прониклась к нему дружескими чувствами. Финал трагедийный – Эсмеральда погибает, несчастный Квазимодо уносит тело девушки в храм и тоже умирает с горя.

Роман Гюго потрясает своей трагичностью, яркими образами, описанием Собора Парижской Богоматери. Об уничтожении храма уже не говорили – решили его восстанавливать. Реставрировать сооружение начали в 1841 году под руководством Виолле-ле-Дюка. Закончили в 1864 году.

Музей и сокровищница

Музей рассказывает об истории появления храма, об интересных фактах, связанных с этим местом, здесь представлены интересные экспонаты – предметы искусства, утварь. Через музей можно пройти в Сокровищницу, в ней хранится одна из главных христианских святынь – часть Животворящего креста и Терновый венец Спасителя. Экспонируются церковные одеяния, утварь, картины, манускрипты, другие предметы, представляющие художественную и историческую ценность.

Время работы и стоимость билетов

Собор:

  • понедельник – пятница с 08:00 до 18:45
  • суббота – воскресенье с 08:00 до 19:15

Сокровищница:

  • понедельник – пятница с 09:30 до 18:00
  • суббота с 09:30 до 18:30; воскресенье с 13:30 до 18:30

Стоимость посещения (евро):

  • взрослые – 4; от 6 до 12 лет – 1; дети до 6 лет – бесплатно; до 26 лет – 2.

Народу в этом легендарном месте всегда много, поэтому перед входом в собор придется постоять в очереди.

Где находится и как добраться

Собор расположен на площади Парви Нотр-Дам, в восточной части острова Сите, 75004, Париж, Франция.

Добраться можно:

  • на метро – до остановки “Шалете”, “Остров Сите” или “Отель-де Виль”;
  • автобусом, маршруты – 21, 38, 47, 85 и 96.

Если посчастливилось посетить Францию и ее прекрасную столицу – не полюбоваться собором Парижской Богоматери нельзя, это величественное и незабываемое зрелище, впечатления от которого останутся на всю жизнь. Это не только красивейшая архитектура, но и духовный центр католицизма.

Собор Парижской Богоматери в Париже на карте

0
Close

GuruTurizma

Путеводители по странам и советы туристам, как можно недорого отдохнуть

©2020 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ С САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ПРЯМОЙ ГИПЕРССЫЛКИ НА GURUTURIZMA.RU. ФОТО И ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ, РАЗМЕЩЕННЫЕ НА САЙТЕ, ЯВЛЯЮТСЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ ИХ АВТОРОВ И ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В ИНФОРМАЦИОННЫХ ЦЕЛЯХ.
Close
Adblock
detector