Собор Сан-Марко — храм небесного покровителя Венеции

Венеция – уникальный город, красота которого способна пленить даже самого искушенного путешественника. Он не только славится необычным архитектурным решением, но ежегодно манит туристов уникальными памятниками, а также возможностью посетить увлекательные экскурсии и масштабные культурные мероприятия. Сердцем города на воде единогласно признана площадь Сан-Марко, а её жемчужиной – величественный собор с одноименным названием.

История строительства

История собора берет начало в 828 году. В то время итальянские купцы Буоно и Рустико пребывали в Александрии, застав не лучшее время в летоисчислении древнего города. Последователи ислама разрушали христианские церкви, строя на их месте мусульманские мечети. Под угрозой оказались многие исторические памятники и святые мощи, и двое венецианцев решили спасти хоть что-нибудь. Выбор их пал на останки святого апостола Марка. Дело им предстояло нелегкое. Дабы не быть пойманными, они были вынуждены спрятать мощи под свиными тушами, потому как для мусульман, свинья – нечистое животное, к которому запрещено даже прикасаться.

Спрятанный в парусине груз сарацины пропустили без досмотра. После прибытия хитрых венецианцев на родину, апостола Марка нарекли небесным покровителем Венеции, а символом итальянской жемчужины стал крылатый лев. Благодаря братьям Партечипацио – знатным дожам города на воде – строительство собора заняло три года. К сожалению, первоначальное здание не сохранилось и судить о его предполагаемым облике можно только по обрывкам древних записей и находкам археологов. Сильный урон оригинальному строению нанёс пожар 976 года, и восстановить его удалось только к концу десятого столетия.

Собор Сан-Марко, Венеция

Формирование того облика, в котором предстает собор перед современными путешественниками, началось в XI веке. При достопочтенном доже Доменико Сельво инкрустировали первую мозаику, а его преемник Витале Фальере поспособствовал освящению храма. Оформление базилики, строительство и расширение крестовокупольной церкви, возведение баптистерия, капелл и сакристия заняло несколько столетий. Судя по картинам венецианских художников, основные работы по экстерьеру были закончены к концу пятнадцатого столетия. Значительную роль при этом сыграли архитекторы Я. Сансовино и Б. Лонгена. Несмотря на то, что Собор признан объектом ЮНЕСКО и привлекает немало туристов, он все ещё является действующим.

Архитектура и интерьер

Собор Сан-Марко, Венеция

Мировые исследовали истории и архитектуры сходятся во мнении, что венецианский собор уникален в своем роде, так как полностью не принадлежит ни одному из ныне известных архитектурных стилей. Виной тому – затяжное строительство, в ходе которого классическая греческая базилика превратилась в великолепие, украшенное восточным мрамором, итальянскими скульптурами и романскими барельефами. Но что самое удивительное – совершенно несовместимые в стилистическом понимании вещи, смотрятся гармонично и величественно. Построен собор по схожему с церковью Святых Апостолов в Константинополе проекту, но не повторяет его полностью. Фасады здания облицованы мрамором, мозаиками и скульптурами.

Собор Сан-Марко, Венеция

Центральный купол базилики возвышается на 63 метра, а изнутри, подобно сводам и верхнему уровню стен, инкрустирован мозаикой. Для изготовления большинства фрагментов использовалось стекло с острова Мурано – главная гордость венецианских ремесленников. Сюжеты мозаик затрагивают Новый и Ветхий Заветы, а также житие апостолов Марка, Исидора и Иоанна Крестителя. Прославленные историки и специалисты культуроведения признают храм архитектурной книгой – ни в одном другом месте фабулы Библии не изображены столь скрупулёзно, полно и внушительно. Каждый купол охватывает отдельно взятую сюжетную линию. Так, например, Купол сотворения мира содержит сцены из книги Бытия, а Купола Иосифа, коих насчитывает три – жизнеописания Иосифа Прекрасного.

Что посмотреть

Собор Сан-Марко, Венеция

Богатое убранство и выдающиеся мозаичные инкрустации захватывают внимание туристов с первых шагов, однако базилика славится не только впечатляющей отделкой. Любознательный турист обязан заглянуть в баптистерий. Его облицованные мрамором стены изумительно оттеняют своды, что филигранно украшены мозаикой византийской стилистики. В гробницах покоятся Андреа Дандоло и Джованни Соранца, 54-й и 51-й дожи Венеции, соответственно. В центре зала установлена купель, запечатанная крышкой из бронзы. Над ней под куполом инкрустированы лики двенадцати апостолов.

Не меньше привлекает внимание Pala D`Oro – золотой образ, расположенный рядом с главным алтарем базилики. Образ простирается на приблизительно 3 метра в длину и ширину и содержит в себе около 250 миниатюр. Часть из них были написаны при Энрико Дандоло (41 венецианском доже), ещё ряд – при сменившем его Пьетро Джанни. Окончательным своим видом образ обязан Андреа Дандоло, по приказу которого была заказана позолоченная рама, в которую и установили готовые миниатюры. Долгое время алтарный образ закрывали от людских глаз, показывая только на большие церковные праздники, однако в наши дни на него может полюбоваться каждый посетитель базилики.

Собор Сан-Марко — храм небесного покровителя Венеции

Ещё одним местом, достойным внимания, считается Сокровищница собора Сан-Марко, которая располагается между храмом и Дворцом дожей. Дверь в неё украшает мозаичная картина с изображением ангелов, окруженных пламенем. Тематика выбрана неслучайно – она напоминает о пожаре, что уничтожил значительную часть первоначальной постройки. Внутри расположены два помещения: Святилище и сама сокровищница. Разнообразие собранных реликвий поражает. Здесь находятся церковная утварь, украшения из драгоценных металлов, ларцы со святыми мощами, потиры и даже трон-реликварий самого святого Марка. Большинство сокровищ были привезены из разграбленного Константинополя, да и то лишь малая толика от прежнего богатства. К сожалению, часть коллекции была украдена, а некоторые драгоценные металлы и камни распроданы, дабы заполучить необходимые средства для реставрации собора.

Время работы и стоимость билетов

Нахождение в Базилике не должно превышать 10 минут. Запрещено: заходить в Базилику в слишком открытой одежде, фотографировать и снимать видео, громко переговариваться, брать с собой крупногабаритный багаж.

Посещение с ноября по июнь:

  • Базилика: 9:30 — 17:00 (понедельник – суббота, вход возможен до 16:45) и 14:00 — 16:30 (воскресенье/праздники, вход возможен до 16:15) бесплатно;
  • Музей Сан-Марко: 9:45 — 16:45 (понедельник – суббота), 14:00 — 16:30 (воскресенье/праздники), цена за вход: 2 евро, в составе группы от 25 человек – 1 евро;
  • Pala D`Oro: 9:45 — 16:45 в будни и субботу, 14:00 — 16:30 в воскресенье и праздники (2 евро с индивидуальных путешественников, в составе группы более 25 человек – 1 евро);
  • Сокровищница: 9:45 — 16:45 с понедельника по субботу, 14:00 — 16:30 в воскресенье и праздничные дни (3 евро, в группе размером от 25 человек — 1, 50 евро).

Посещение с июня по ноябрь:

  • Базилика: 9:30 — 17:00 (вход до 16:45) в будни и субботу, и с 14:00 — 17:00 в воскресенье и праздники (вход до 16:45) бесплатно;
  • Музей Сан-Марко: 9:45 — 16:45 (5 евро с индивидуальных туристов, в группе от 25 человек — 2, 50 евро);
  • Pala D`Oro: 9:45 — 17:00 в будни и субботу, 14:00 — 17:00 в воскресенье и праздники (2 евро с индивидуальных туристов, в группе от 25 человек – 1 евро);
  • Сокровищница: 9:45 — 17:00 в будни и субботу, 14:00 — 17:00 в воскресенье и праздники (3 евро с индивидуальных посетителей, в составе туристической группы более 25 чел. — 1, 5 евро).

Где находится и как добраться

Точный адрес: San Marco, 328, 30124

Добраться можно на вапоретти (водном автобусе) по маршрутам 1, 51 и 2.

Собор Святого Марка в Венеции на карте

Close

GuruTurizma

Путеводители по странам, маршруты по городам и советы туристам

©2014-2022 Использование информации с сайта возможно только при размещении прямой гиперссылки на GuruTurizma.ru. Фото и видеоматериалы, размещенные на сайте, являются собственностью их авторов и используются исключительно в информационных целях.
Close