Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции

0

Собор Санта-Мария-дель Фьоре во Флоренции, предстающий в божественной красе стиля кватроченто, рожденного от искусного слияния готики с ранним возрождением, стал символом и визиткой столицы Тосканы. Грандиозное мраморное строение, устремленное в небеса, словно наполнено божественным духом. Его вид и атмосфера, царящая внутри, одухотворяют, вызывая чувство единения с вечностью и желание узнать, как создавалось это уникальное архитектурное творение человеческого гения.

История строительства

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция

Стремительное развитие Флоренции в конце XIII века вызвало значительный рост населения. Древняя муниципальная церковь Санта Репарата, построенная в IV веке на фундаменте древнеримского храма, к этому времени уже обветшала и не вмещала возросшего количества прихожан. Городские власти и католическая церковь приняли решение о возведении большого храма, способного затмить благолепием и величиной кафедральные соборы городов-конкурентов, которыми выступали Сиена и Пиза. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, строившийся 6 столетий, стал вмещать 30 тысяч верующих, поражая современников изяществом и величественностью.

Сносить церковь Святой Репараты решили в 1289 году. Тогда объявили конкурс на проект нового церковного здания. Победу в конкурсе одержал архитектор Арнольфо ди Камбио. Перед зодчим поставили задачу построить Флорентийский Дуомо величественней по масштабам и украшенным богаче соборов Пизы и Сиены. Начатое в 1296 году строительство несколько раз «замораживалось» из-за смерти архитекторов, отсутствия финансирования, эпидемии и скандалов с тендерами.

Решить вопрос с поиском финансов в XIV веке чудодейственным образом помогли силы небесные, когда в цоколе старого храма вдруг обнаружили гробницу с мощами святого Зиновия Флорентийского. Благодаря чудотворным мощам собрали денежные пожертвования на продолжение строительства. Всего к возведению многострадального Дуомо приложило руку 6 талантливых архитекторов. Не дождавшись установки купола, собор в 1436 году был освящен римским понтификом Евгением IV.

Закладкой в 1296 году символического камня кардиналом Пьетро Валериано Дурагуерра было положено начало строительных работ вокруг старой церкви. К возведению собора зодчий Ди Камбио приступил с южной стены, на которой оставил дату — 1310. После его кончины стройка была приостановлена почти на 3 десятилетия. Работы возобновились выдающимся зодчим Джотто ди Бонде. Вместо того чтобы закончить строительство собора, он начал возведение колокольни по собственному проекту. До ухода из жизни в 1337 году Джотто успел построить лишь 1 ярус кампанилы. Достройке храма помешала эпидемия чумы, накрывшая город.

Строительные работы продолжил в 1347 году Джованни Ди Лаппо Гини, а после него – Франческо Таленти, внесший изменения в первоначальный проект. Им сделано разделение центрального нефа на 4 придела, расширение трансепта и апсиды. Завершением основных работ стал 1380 год. К началу XV столетия внутренняя архитектура Дуомо обрела окончательный вид. Оставалось накрыть огромную площадь церкви куполом. Потребовалось 40 лет, чтобы разрешить проблему как сделать красивым внешний вид купола и придумать способ установки огромной конструкции башни.

Проект Арнольфо ди Камбио

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция

В основу архитекторского плана собора, разработанного зодчим, легли идеи объединения классических деталей готики с архитектурой раннего возрождения. Форма храма по проекту выглядела латинским крестом с тремя широкими нефами. Центральный неф занимал площадь старой церкви Санта- Репарата, а по его сторонам располагались два боковых нефа.

Окончанием нефов служили восьмиугольные хоры со стрельчатыми арками, сходившиеся под основанием купола. На них планировалось установить восьмигранную башню купола, закрывающую площадь собора. План завершался полукруглой алтарной апсидой, пристроенной к центральному нефу и двумя боковыми трансептами, пересекающими нефы.

Кампанила

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция

Проект 85-метровой Кампанилы, разработанный Джотто, состоял из строительного плана и эскиза оформления фасада на первом ярусе. Колокольню начали строить возле собора на фундаменте, который заложил Арнольфо ди Камбио. Джотто успел возвести лишь 1 ярус колокольни. После него воплощением проекта занимался Андреа Пизано, а заканчивал возведение кампанилы Франческо Таленти.

Фасады колокольни украсила облицовка из трехцветного мрамора, богатым дополнением которой стали барельефы выдающихся скульпторов Возрождения. Спустя 100 лет после окончания строительства 2 ярус фасада был украшен скульптурами, созданными Донателло. Сейчас они хранятся в музее Дуомо, а на колокольне размещены их копии. Стоит подняться на смотровую площадку кампанилы, куда ведет лестница с 414 ступеньками, чтобы полюбоваться изумительной панорамой Флоренции.

Купол

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция

Проблему возведения купольной башни разрешил архитектор Бруннелески, точно просчитавший параметры восьмигранного купола и вытянутого шпиля. Прежде чем начать установку 37-тонной башни, был сделан каркас из 24 вертикальных жестких ребер и 6 горизонтальных колец. Зодчий разработал механизм, которым поднимали каждую из восьми секций купола на высоту собора в 45 метров, затем соединяя их. В месте соединения 8 внешних и внутренних поверхностей ребер вверху купола Бруннелески предусмотрел каменное ограждение — сераль, окружившее отверстие в вершине купола диаметром 6 метров и высотой до 4,4 метров.

Устойчивость куполу придали увенчанием фонарной башенкой, позволяющей равномерно распределить давление его веса на «барабан». Одновременно башенка послужила изящным завершением храма. В каждом из 8 купольных ребер было спроектировано по 3 окна для освещения и воздуха. Через 15 лет окончания работ, купол в виде красного цветка, расцветшего над стенами храма, предстал перед флорентинцами.

Окончание строительства

Освещение Дуомо в 1436 году Папой Римским не означало завершение строительства. В 1461 году стены нового собора накрыли куполом. Оставалось провести отделку фасада и оформить интерьер. Работы по внешнему оформлению Дуомо в XVI веке выставили на конкурс, завершившийся скандалом из-за желания чиновничества поживиться выделенными финансами. В итоге отделочные работы на фасаде и оформление интерьера начались в середине XIX столетия.
Декорационные работы были поручены итальянскому зодчему Эмилио де Фабрису, завершившему окончательное строительство Санта-Мария-дель-Фьоре в 1887 году. Созданные зодчим узоры и скульптурные композиции стали украшением Дуомо, сделав его облик необычайно легким.

Архитектура

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция

Величественное строение собора выделяется на площади грандиозными размерами и красотой фасада. Храм площадью 8300 кв.м, при ширине 90 метров и длине 153 метров, не кажется массивным сооружением. Поражает ощущение, будто он парит над землей. Стены высотой 45 метров, увенчанные 42-метровым в диаметре куполом с фонарной башней и крестом, возвысили Дуомо от основания до кончика креста на 114 метров. После охватившего изумления величественностью собора, невозможно оторвать глаз от божественной красоты фасада.

Фасад

Богато декорированный экстерьер фасада выглядит изящно и колоритно. Отделка, выполненная с использованием вертикальных и горизонтальных мраморных панелей, восхищает игрой сочетания зеленого мрамора из Прато, розового из Мареммы и белого из Карарры, вызывающей ассоциации с итальянским флагом.

На фоне цветовой гаммы фасада ярко выделяются скульптурные композиции, привлекающие внимание на подходе к храму. Роскошным дополнением фасада служит вид прямоугольной колокольни, в нишах которой разместились статуи и шестигранные медальоны, иллюстрирующие сцены из Библии. На стрельчатых арках фасада изображены фрески, повествующие о земной жизни Девы Марии.

Центральный вход

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция

Экстерьер центрального входа главного фасада признан шедевром неоготической архитектуры. Бронзовые врата, служащие входом, искусно оформлены горельефными сюжетами, иллюстрирующими жизнеописание Богородицы. Над вратами притягивает взгляд барельеф Богородицы, сидящей на троне с младенцем Иисусом и окружившими ее 12 апостолами. Над порталом со статуями фасад украшен большим узорным окно-розой, окаймленным рельефными медальонами, запечатлевшими почетных горожан. Арку над центральным входом украсила фреска, изображающая Мадонну, держащую лилию в руках.

Склеп

Соборный склеп — крипта, расположенная под алтарем с оставшимися от разрушенной церкви Санта-Репарата фрагментами, остатками древнеримских мозаичных полов, настенными мозаиками и фресками XIV века. Получить представление, как выглядела церковь Санта-Репарата, можно осмотрев ее макет. Здесь похоронены в саркофагах флорентийские священнослужители и архитекторы, причастные к возведению храма: проектировщик собора Арнольфо ди Камбио, зодчий кампанилы Джотто и создавший купол Филиппо Бруннелески и Джованни Медичи. Сюда приходят поклониться священной реликвии, находящейся в бронзовой раке – мощам Зиновия Флорентийского, по преданиям обладающих силой воскрешения мертвых.

Интерьер

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция

Интерьер собора выполнен в лучших традициях итальянского готического зодчества. Изящно-величественный вид придается стрельчатыми сводами в нефах, множеством арок и галерей, высотой стен, декорированных пилястрами. При входе останавливается внимание на чудесном мраморном полу. Подняв глаза вверх, посетители восхищаются фресками 15 века на своде с выдающимися уроженцами города, среди которых образы Данте и Джотто.

Еще выше — на куполе, изумляют пятиярусные росписи со сценами Страшного суда в центре, жизнеописаниями Христа, Богоматери, заказчика фресок Козимо I и мастеров, расписывавших купол – Дзукуари и Визави с семьями. Общая площадь росписей составила 3600 м², что сравнимо с половиной футбольного поля. Рассмотреть их вблизи можно поднявшись к куполу по лестнице, выходящей на специальные балконы, откуда хорошо замечательно видны все детали.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция

Невозможно не любоваться искусными витражами Дуомо на арках нефов, трансептах и барабане, отображающими деяния святых и великомучеников. Заслуживает внимания огромная настенная фреска, выполненная художником Паоло Уччело, изображающая памятник флорентийскому военачальнику Джону Хоквуду. Еще одна достопримечательность, созданная гением Уччело в 1443 году — уникальные часы со стрелками, движущимися в обратном порядке, отмеряющими время до Страшного Суда. Почти 7 веков эти часы регламентировали жизнь флорентинцев, сообщая боем в 24 удара об окончании работ.

Архитектурный комплекс

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции представляет архитектурный комплекс, состоящий из колокольни, баптистерия Иоанна Крестителя XII века и музея.

Баптистерий Сан-Джованни

Баптистерий Сан-Джованни, Флоренция

Баптистерий, названный в честь Иоанна Крестителя, стоит на Соборной площади вблизи собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Под его сводами до XIX столетия крестили новорожденных флорентинцев, в том числе поэта Данте и Медичи. Облик баптистерия, выраженный невысоким зданием романского стиля шестигранной формы, сохранился с XII века. Внутреннее оформление крестильного зала примечательно золотистыми росписями на купольной сфере, изобразившие лики святых и библейские сюжеты.

Сильная энергетика исходит от византийских мозаик XIII-XIVстолетий, украшающих купольные своды. На воротах баптистерия интересны барельефы XIII-XV столетий с Иоанном Крестителем и библейскими добродетелями. Позолоченные восточные ворота середины XV столетия, поделенные на 10 одинаковых по размеру табличек, воспроизводящих библейские сюжеты, называют Вратами рая, признавая их настоящим шедевром.

Опера-дель-Дуомо

Опера-дель-Дуомо, Флоренция

Музей Дуомо, основанный в 1891 году, занимает бывшую мастерскую зодчего Филиппо Бруннелески. В музейной экспозиции показаны фрагменты и детали декора из старой церкви, кампанилы и баптистерия, представляющие историческую и художественную ценность, а также предметы, не вошедшие в оформление нового собора после обновления его интерьера. Здесь интересно ознакомиться с макетами и чертежами купола, разработанными Филиппо Бруннелески, увидеть коллекцию скульптур XVI века, ранее украшавших фасад и внутреннее помещение собора.

Таинственной энергетикой наполнены статуи XV века: «Кающаяся Мария Магдалина», перенесенная из Баптистерия и Пророка Аввакума, созданная Донателло, ранее находившаяся на колокольной башне. Здесь выставлена и скульптура Папы Римского Бонифация VIII, созданная Арнольфо ди Камбио, в прошлом стоявшая на фасаде собора. Бесценное художественное сокровище музейной коллекции — картины Донателло «Мария Магдалина», Микеланджело «Оплакивание Христа».

Время работы и цены на билеты

Ознакомиться с интерьером Дуомо получится:

  • в летний период: с понедельника по среду и пятницу с 10.30 до 17.00. По четвергам – до 15.30, по субботам до 16.45 и по воскресным дням с 13.30 до 18.00.
  • в осенне-зимний период – с 10.00 до 16.00.

Вход в собор свободный.

Остальные достопримечательности соборного комплекса удобно посещать, купив Единый билет за 18 €, действительный 72 часа. Пройти в любую достопримечательность по комплексному билету можно только 1 раз.

На смотровую площадку колокольни можно подняться каждый день с 10.30 до 19.00 и только в субботу до 16.45 – летом и с 8.15 до 19.00 в осенне-зимнее время. Билет стоит 6 €.

Подъем к куполу стоимостью 8 Є открывается с 8.30 и длится до 17.30.

Посмотреть раритеты и реликвии музея можно ежедневно с 9.00 до 20.00 летом и до 19.00 осенью и зимой, а по воскресным дням до 13.45. Музей не работает только по первым вторникам каждого месяца. Стоимость билета совмещенного с посещением баптистерия – 11€.

Пройти отдельно в баптистерий можно всего за 3€. С 8.15 до 18.30. Билеты удобно покупать на официальном сайте Дуомо, распечатав его. На месте приобретают билет в Centro Arte e Cultura, расположенном напротив баптистерия.

Где находится и как добраться

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции возвышается в центре на Piazza del Duomo. Попасть к нему от вокзала Санта-Мария-Новелла легко пешком, выйдя на улицу Панцани, от которой повернуть на улицу Черретани, откуда открывается вид на Собор с выходом на площадь Дуомо. Из других районов города просто добираться автобусами №№ 6,14, 17, 22, 23, 36, 37, 71, идущими до Соборной площади.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре на карте

0
Close

GuruTurizma

Путеводители по странам и советы туристам, как можно недорого отдохнуть

©2020 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ С САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ПРЯМОЙ ГИПЕРССЫЛКИ НА GURUTURIZMA.RU. ФОТО И ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ, РАЗМЕЩЕННЫЕ НА САЙТЕ, ЯВЛЯЮТСЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ ИХ АВТОРОВ И ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В ИНФОРМАЦИОННЫХ ЦЕЛЯХ.
Close
Adblock
detector