0

Православный собор Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге – памятник российскому самодержцу Александру II. Построенный в древнерусском стиле, здание создает впечатление сказочности и исключительности.

История строительства

Спас на Крови, Санкт-Петербург

1 марта 1881 года смертельное ранение получил император Александр Второй. Уже на другой день после убийства создали комиссию, которая начала заниматься увековечением памяти царя-освободителя. До строительства церкви в очень короткие сроки возвели небольшую часовню – 17 апреля этого же года она была освящена. На ее строительство средства выделили петербургские купцы первой гильдии Громов и Милитин. Часовню установили на месте теракта, она находилась там до тех пор, пока не приступили к строительству основного храма весной 1883 года.

Затем сооружение перенесли на одну из площадей Санкт-Петербурга, где она простояла почти 10 лет, затем ее демонтировали. Конкурс архитектурных проектов строительства был объявлен в 1881 году. К концу этого года были представлены более 25 предложений, в нем принимали участие знаменитые архитекторы – Бенуа, Богомолов и другие. Им предоставили большой участок земли по обе стороны канала, в том числе в Михайловском саду. Было отобрано 8 проектов, лучшим была признана работа архитектора А. О. Томишко, названная «Отцу Отечества».

Но царь так окончательно и не одобрил этот вариант, и был проведен второй конкурс, в результате в 1887 году была утверждена работа Альфреда Парланда. После чего приступили к строительству храма, которое продолжалось более 20 лет. Освятили «Спас-на-Крови» в 1907 году. Музею «Исаакиевский собор» как самостоятельный филиал здание передали в начале 1970-х годов, с 1977 года в течение 14 лет проводилась капитальная реставрация церкви, и только в 1997 году, почти через век после официального освящения, ее открывают для посетителей.

Откуда произошло название?

Сообщение о том, что от смертельного ранения умер император России, потрясла всех жителей страны. Как известно, на Александра Второго за время его царствования совершено 7 покушений: пять раз стреляли, было спланировано крушение поезда, взрыв во дворце, во время которого погибло 10 и ранено почти 80 солдат из царской охраны. Ни в одно из этих инцидентов император значительно не пострадал, но в трагический день 1 марта 1881 года удача отвернулась – бомба, брошенная народовольцем-террористом И. Гриневским, нанесла царю смертельное ранение.

Это был запланированный и хорошо подготовленный акт. Было установлено предварительное наблюдение за всеми передвижениями Александра II. Во время проезда царского кортежа вдоль Екатерининского канала революционером Рысаковым была брошена первая бомба. От взрыва первой бомбы пострадали люди, в том числе смертельные ранения получили охранник Малеичев, сопровождающий карету, и мальчик-разносчик Н. Захаров. Взрыв повредил одну из стенок кареты и выбил стекла, но царь не пострадал и не сразу покинул это место.

Он приказал позаботиться о раненых, взглянул на пойманного террориста и собрался продолжить путь. В это время произошел еще одни взрыв – народоволец Гриневицкий бросил бомбу под ноги Александру Второму. Еще живого императора на санях отвезли во дворец. От смертельных ранений Александр Второй скончался к вечеру того же дня. Уникальный памятник архитектуры возведен на том месте, где произошло покушение на императора Александр II. В народе он известен как «Спас на крови».

Название говорит само за себя: Спас – Спаситель, а на крови – потому что воздвигнут на месте, где пролилась кровь российского императора. Этот собор – памятник царю-освободителю, построенный на народные средства. Интересно, прямо под колокольней с золотым куполом оставлены небольшой участок улицы и металлического ограждения набережной, где пролилась кровь русского царя.

Архитектура и внутреннее убранство

Спас на Крови, Санкт-Петербург

Проект, немного напоминающий собор Василия Блаженного, выполнен в «русском стиле». Великолепный интерьер церкви, площадь которого более 7065 кв. м., украшен мозаикой почти полностью. В оформлении использовались ценные породы камня. По богатству отделки и разнообразию пород, оттенков и фактуры мрамора из Италии и самоцветов, привезенных с Урала, сооружению трудно найти равное по красоте.

В декоративном убранстве внутренней части интересно уникальное объединение мозаичного искусства и тонкая работа камнерезов. Это музей камня, в возведении которого участие принимали талантливые зарубежные и российские мастера.

Купола

Спас на Крови, Санкт-Петербург

Церковь венчают центральная шатровая главка и четыре боковые луковичные, увенчанные православными крестами. В центре возвышается шатер из восьми граней. В основании восемь продолговатых, украшенных резными кокошниками, окон. Пять главок покрыты ювелирной эмалью, каждый узор главка индивидуален и неповторим – поэтому здание кажется изящным и сказочным. Для покрытия куполов применили новую технологию – на медные пластины наносили эмаль. До этого эмали применяли только в ювелирном деле. Площадь покрытия превышает 1 тыс. кв. м.

С восточной стороны здание украшают три изящных золоченых главка, установленные на полукруглых апсидах (выступы здания разной формы). В западной части расположена колокольня, которую венчает самая крупная главка. В архитектуре всего здания колокольня выполняет важную роль – это место убийства российского императора. По архитектурному замыслу сооружение несколько выходит за границы набережной и внутри помещения оказались часть брусчатой мостовой и забора, рядом с которым произошло кровопролитие. Из-за такого архитектурного решения в церкви отсутствует традиционный вход.

Центральный шатер возвышается на 81 метр над землей – это символизирует год смерти самодержца, колокольный купол – высотой 63 м – возраст, года он погиб. Собор органично вписался в ландшафт города, хотя его изящный и легкий фасад смотрится несколько чуждым архитектурному стилю Северной столицы.

Внешний вид

Спас на Крови, Санкт-Петербург

Неповторимый облик сооружения создается благодаря отделочным материалам. В нижней части цоколя использован темно-серый гранит, верхняя часть колонн и арки выполнены из светлого гранита, привезенного с Ладожского озера. Барабаны под куполом, обрамление окон выполнены из эстляндского мрамора. В облицовке использован немецкий кирпич. Длина всего здания с востока на запад составляет около 56,7 метров, в центральной части ширина чуть более 30 метров.

Фасады украшают орнаменты, использующиеся в архитектуре ярославских и московских церковных сооружений. Кроме того, внешние стены украшены изразцами из фарфора и керамики. Их можно увидеть в стене, на кровле, в арках и на колоннах. Элементы отделки выполняют не только декоративную функцию – в нем заложены культовые символы, которые часто встречаются как в православии, так и в религии других народов. Один из них – изображение бутона, указывающего на зарождение Вселенной, где мир – сердцевина бутона.

Увенчанный короной православный крест и двуглавые орлы указывает на то, что памятник возведен в честь российского самодержавия.

Внутреннее убранство

Спас на Крови, Санкт-Петербург

Интерьер почти полностью покрывается мозаичным рисунком. По первоначальному замыслу интерьер планировалось только расписать красками, включив мозаику лишь частично в композицию фасадов и иконы. Только в 1895 году было принято достаточно неординарное решение – полностью оформить внутренние помещения с мозаичным декором – до этого такой способ применялся только как фрагментарная отделка внешней стороны здания.

Создавались мозаичные фрагменты в частной студии А. А. Фролова. Картины из красочной мозаики заполняют внутреннее пространство храма целиком. Ансамбль создавался мастерами мозаичного дела, эскизы подготавливали талантливые российские живописцы.

Внутреннее убранство церкви уникально по разнообразию и великолепию каменного декора, обилию пород и множества оттенков материала, который применялся при строительстве и отделке. В оформлении интерьера были использованы итальянский мрамор, удивительного рисунка уральская яшма, самоцветы, доставленные с алтайского края , а также разновидность горных пород – порфир.

Иконы «Воскресения Господня»

Спас на Крови, Санкт-Петербург

В строительстве применялось уникальное для православных храмов декоративное убранство – мозаичные иконы. Жизнь Иисуса Христа, от Рождества до Вознесения, все его деяния, сотворенные при земной жизни – все отражается в мозаичных картинах. Над золотым алтарем расположены два изображения: «Спас в силах» и «Христос во славе». В центре алтарной апсиде можно увидеть икону «Евхаристия». Интересно изображение Иисуса Хриса в золотом свете, подающим святые дары апостолам Петру и Павлу, склонившиеся перед ним.

Мозаичные иконы «Сошествие Святого Духа» и «Вознесение Христово», выложены над иконостасом. В мозаике «Преображение Господне» Христос перед своими последователями предстает в золотом божественном сиянии, вокруг расположились другие ученики. На центральном своде – икона «Христос Вседержитель», выполненная в византийской традиции. «Спас Благое Молчание», «Иоанн Креститель», «Богоматерь», выполнены также по канонам византийского письма.

Иконостас выполнен в классических традициях станкового искусства. Лики «Спаситель» и «Пресвятая Богородица» отличаются лаконичностью композиции, бережным исполнением образов в непростом искусстве мозаики. Справа от иконописного изображения «Спаситель» расположено «Сошествие во ад». Образ «Князь Александр Невский» расположен в северном киоте, «Воскресение Христово» – в южном. Трудно перечислить все необыкновенной красоты работы – лучше их увидеть самим.

Где находится и как добраться

Спас на Крови, Санкт-Петербург

Адрес: наб. Грибоедова, 2.

  1. На метро.

Ближайшие станции метро – «Невский проспект», от нее пешком надо пройти около 500 м. От «Канале Грибоедова» примерно на 150 м дальше.

  1. На автобусе No 27, 22, 7, 3
  2. На троллейбусе No 22, 11, 10, 7, 5, 1

Время посещения и часы работы

Открыт ежедневно, среда – выходной день.

Часы работы: с 10:30 до 18:00.

Часы работы билетных касс: до 17:00.

Длительность экскурсии с18:00 до 22:00.

Цена входных билетов:

  • взрослые – 250 руб.
  • детям с 7 лет, студентам и пенсионерам – 50 руб.
  • вечерняя экскурсия – 400 руб.
  • вечерняя экскурсия (с начала мая до конца сентября) – 400 руб.
  • дети до 6 лет проходят бесплатно

Собор «Воскресения Христова» – один из 10 самых значительных и известных памятников архитектуры Северной столицы. Сотни тысяч туристов ежегодно посещают храм, чтобы восхититься убранством интерьера и изящным фасадом строения.



Спас на Крови в Санкт-Петербурге на карте

0
Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...
Сохранить статью и поделиться в социальных сетях: