0

Спасская башня Московского Кремля давно заслужила звание «визитной каточки» России. Наряду с другими сооружениями, она входит в архитектурный комплекс Красной площади. Во всем мире известны часы-куранты, установленные в верхней части башни.

История строительства

Спасская башня Московского Кремля, Москва

Башни строились в целях укрепления оборонительной линии стен средневекового Кремля. На месте современной Спасской башни, прежде возвышалась Фроловская стрельница (надвратная башня или барбакан), сделанная из белого камня (14 в.). В 60-х гг. 15 столетия, во время реконструкции, ее украсили барельефами, изображающими Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца. В 1491 г. по решению московского Великого князя Ивана III, барбакан заменили полноценной башней. Постройка была доверена итальянскому зодчему Пьетро Антонио Солари. При составлении плана, архитектор использовал в качестве примера здания в Европе. У башни правильная прямоугольная форма основания. К ней примыкает барбакан, предназначенный для защиты въездных ворот.

Проход ограничен с двух сторон подъемными решетками – герсами. Они позволяли изолировать, прорвавшихся врагов в замкнутом пространстве. Верхняя галерея служила для обстрела захватчиков. Дополнительным способом обороны являлся деревянный мост, который поднимался в случае опасности и закрывал собою вход в башню. Спасские ворота   являлись главным входом в Кремль. Прохождение через них сопровождалось особым ритуалом. Всаднику полагалось сойти с коня и пройти пешком с непокрытой головой. Если мужчина забывал снять шапку , то на него налагалась епитимья – 50 земных поклонов.

Спасские ворота использовались во время торжественных церемоний :

  • коронации российских монархов
  • встрече иноземных посольств
  • проводов войсковых соединений
  • крестных ходов

Спасская башня в XVII веке

Спасская башня Московского Кремля, Москва

Изначально донжон у Спасских ворот имел незначительную высоту. Его было решено увеличить в начале 17 в. К работам подключили русского мастера Бажена Огурцова при содействии английского архитектора Христофора Галовея. Вершина строилась в несколько ярусов, постепенно сужающихся вверх. Общий вид соответствовал готическому архитектурному стилю. Для декора использовались каменные фигуры. Однако их обнаженная натура смущала москвичей, поэтому царь Михаил Федорович распорядился пошить специальные балахоны, в которых статуи обряжали.

У входных ворот были закреплены барельефы святых покровителей Москвы. Их перенесли с Фроловской стрельницы. В настоящее время часть изображения Георгия Победоносца хранится в коллекции Третьяковской галереи. На Спасской башне впервые в Московском Кремле было воздвигнуто шатровое каменное навершие. Деревянный мост у входа заменили на постоянный каменный.

Башня в наши дни

В 90-е годы усилилось движение за возвращение башен в первозданный вид. После распада СССР красные звезды на вершине башни стали считаться пережитком прошлого. Писатель В.Солоухин первым написал обращение с призывом убрать советскую символику с кремлевских башен. Целый ряд политических организаций («Возвращение», «Народный собор» и др.), а также Русская Православная церковь высказываются в пользу установления на шпиле Спасской башни двуглавого орла. В 2010-14 гг. на внешней стороне башни проводились реставрационные работы. Под слоем штукатурки была обнаружена надвратная икона.

Надвратные иконы

Спасская башня Московского Кремля, Москва

Исследователи предполагают, что образы святых у ворот Спасской башни появились в 20-е гг. 16 века. Иконы были написаны в честь чудесного избавления столицы от татарского нашествия под предводительством хана Махмет-Гирея. Согласно легенде, слепой монахине из Вознесенского монастыря привиделось, как преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский уговаривают святых покровителей Москвы – Пётра, Алексия и Иону, а также Леонтия Ростовского, отвести угрозу от города. Вскоре осада была действительно снята.

В ознаменование чуда лики святых запечатлели по обе стороны от ворот в Спасской башне:

  • на западной стене – епископы Петр и Алексий у ног Богородицы
  • на восточной стене – преподобные Сергий и Варлаам у ног Христа

Вверху башни над проездной частью исстари размещались 2 иконы, давшие название строению:

  • Спаса Смоленского
  • Спаса Нерукотворного

Спас Смоленский

Спас Смоленский на Спасской башне Московского Кремля, Москва

Икона с изображением Спасителя появилась на башне в 1514 г. Она была написана в ознаменование присоединения Смоленска к Московскому княжеству, поэтому получила имя «Спас Смоленский». Образ установили на стене, обращенной в сторону Красной площади. Перед иконой постоянно горела неугасимая лампада, за которой присматривали священнослужители Покровского собора (Василия Блаженного).

На иконе изображался Спаситель, стоящий в полный рост. В руках он держал открытую книгу Евангелия. Образ наделялся чудотворными способностями. После Октябрьской революции Спас Смоленский считался утраченным. В начале 21 века был изготовлен из мозаики новый образ. Во время реставрационных работ в 2010 г. на стене была открыта фреска. Она оказалась изображением Спаса Смоленского. Его повторно освятил патриарх Кирилл.

Иконы Печерской Богоматери и Спаса Нерукотворного

Икона Спаса Нерукотворного, по преданию,  оберегла жителей города Хлынов (ныне Киров) во время опустошительной эпидемии чумы в середине 17 ст. О чудесном образе узнал царь Алексей Михайлович. Он повелел доставить икону в столицу. Крестный ход принес Спаса Нерукотворного в Москву, где его поместили в Новоспасском монастыре.

Живописцы сняли с иконы 2 копии:

  • одну – в Хлынов
  • вторую – на Спасскую башню со стороны Кремля

В 19 веке еще одна копия была помещена на иконостасе Новоспасского монастыря. Надвратная икона помещалась в киот из драгоценных металлов и самоцветов. Его сняли и вывезли французы во время наполеоновского нашествия. Сам образ бесследно исчез в послереволюционный период.

У входного проема с внутренней, кремлевской стороны Спасской башни также размещалась икона Печерской Богоматери. Она была написана в 1673 г. Иваном Ярославцевым, по указанию царя Алексея Михайловича. Образ представлял сидящую Богородицу с младенцем на руках. Сверху икону закрывал металлический киот со стеклом. Перед иконой в ночное время зажигался фонарь. С установлением советской власти надвратница пропала.

Куранты

Спасская башня Московского Кремля, Москва

Куранты, установленные на Спасской башне, давно признаны главным мерилом времени в стране. Со времен Советского Союза бой этих часов дает отсчет не только каждому часу, но и знаменует наступление Нового года. Первые часы смонтировали на башне в 16 в. Х.Галовей разработал новый механизм, обладавший уникальными возможностями. Часы отсчитывали дневное и ночное время для обозначения, которого использовались арабские цифры и буквы кириллицы. Циферблат изображался в виде Солнца. Окружность вращалась, а стрелки закреплялись в устойчивом положении. Эти часы являлись украшением Кремля с 1625 по 1705 гг.

Петра I распорядился переделать циферблат на привычный лад и разделить его на 12 часов. В конце 18 в. на Спасской башне установили новый английский механизм для отсчета времени. Авторами нынешних Курантов являются российские мастера Иван и Николай Бутенопы. Они соединили механическое устройство с 35 специально подобранными колоколами. Мелодичный перезвон воспроизводил 2 мелодии:

  • Преображенский марш в 6 и 12 ч
  • гимн Д. Бортнянского “Коль славен наш Господь в Сионе” в 3 и 9 ч.

Куранты в XX веке

Куранты на Спасской  башне Московского Кремля, Москва

Спасские куранты пострадали во время обстрела Кремля в 1917 г. При осуществлении ремонтных работ изменениям подверглось музыкальное сопровождение. Часы стали наигрывать «Интернационал» (12ч.) и “Вы жертвою пали в борьбе роковой” (00 ч.). Настройкой механизма занимались музыкант Черемных и слесарь Беренс . С 1938 по 1996 г. звучание музыки было прекращено. В конце 20 в. провели реставрацию часового устройства, стрелки и цифры покрыли слоем позолоты.

Как устроены куранты

Часовой механизм размещен в верхней части строения. Спасские куранты имеют 4-х сторонние циферблаты. Для того, чтобы циферблат и стрелки были видны издалека, им придали значительные размеры:

  • диаметр – 6,12 м
  • длина минутного указателя – 3,27 м
  • длина часового указателя – 2,97 м
  • высота цифр – 0,72 м

Отсчет времени через каждый час сопровождается боем часов. Часовой механизм запрограммирован на исполнение 2 мелодий в разное время:

  • Государственный гимн России в 6, 12 ,18 и 00 ч.
  • «Славься» (из оперы “Жизнь за царя” М. Глинки) в 9, 15, 21 и 3 ч.

До 1937 г. завод устройства осуществлялся в ручном режиме. В 30-е гг. к установке подсоединили 3 электромотора.

Часовни

Деревянную часовенку построили для защиты от непогоды священнослужителей, осуществлявших требы перед иконой Спаса . В 1802—1803 г. по обе стороны башни воздвигли две каменные пристройки. Они получили наименования:

  • Спасская часовня или «Великого Совета Ангел»
  • Смоленская часовня или «Великого Совета Откровение»

Находились под патронатом Покровского храма. На протяжении 19 в. здания неоднократно подвергались изменениям и переустройству. В 1925 г. их разобрали.

Спасская часовня

Внутри сооружения находился список с надвратной иконы Спасителя. Образ покоился в ризе из серебра, украшенной самоцветами. Общий вес 26 кг. Икона почиталась в качестве чудотворной. На пожертвования было создано 70 лампад, покрытых золотом. В часовне также стоял огромный канделябр.

Поверхность стен была покрыта фресками на религиозные темы и иконами:

  • Гребенской Божией Матери
  • Николая Чудотворца
  • русских святых

На потолке нарисовано звездное небо. Облицовка стен выполнена из искусственного мрамора. Наружную дверь украшал лик Христа в ангельском образе. За это часовня получила прозвище – «Великого Совета Ангел». В праздник Спаса Смоленского совершалось торжественное богослужение.

Смоленская часовня

В середине постройки располагался иконостас. В его состав входили иконы Спасителя, Богородицы, архангелов и святых. Все иконы помещались в ризы из драгоценных металлов, украшенных резьбой и эмалью. Входная дверь имела собственные изображения:

  • снаружи – Благовещения
  • внутри – Спасителя

Ежегодно в часовне проводили всенощную службу накануне праздника Смоленской иконы Божьей Матери.

Звезда

Главный символ советской власти 5-лучевая звезда появилась на Спасской башне в середине 30-х гг. 20 в. Она заменила орлов, которые до этого венчали купол.

Двуглавый орёл

Двуглавый орёл на Спасской  башне, Москва

Традиция венчать шпиль на вершине башни государственным символом восходит к 16 в. Первой эмблемой стал двухглавый орел, вырезанный из дерева. Чтобы фигуру было хорошо видно и она не так быстро портилась под воздействием природных условий, птицу стали делать из металла, покрытого позолотой. В 1935 г. орел, как признак самодержавия, исчез с вершин куполов. В настоящее время ведется полемика про его возвращение на прежнее место.

Самоцветная звезда

Самоцветная звезда на Спасской  башне Московского Кремля, Москва

Проект первой звезды был разработан академиком Ф.Федоровским в 1935 г. Для изготовления фигуры использовался сплав меди с высоколегированной нержавеющей стали. По центру выкладывалось изображение серпа из самоцветных камней и золотой молот. От центра к вершинам углов расходились лучи.
Однако звезда имела недостатки:

  • быстро тускнела от непогоды
  • размеры дисгармонировали с общей конструкцией башни

В 1936 г. звезду сняли со Спасской башни и перенесли на здание Северного речного вокзала столицы. Весной 1937 г. на башне зажглась первая рубиновая звезда. Она выполнена из 2-х слойного стекла:

  • рубиновый – внешний
  • молочный – внутренний

В середине лампа на 5 тыс Вт, работающая автономно. Каркас и устройство звезды позволяет ей свободно вращаться вокруг оси. Расстояние по оси лучей -3,75 м. Для успешной работы механизм снабжен фильтрами и специальной вентиляцией. Вместе со звездой высота Спасской башни составляет 71м.

Мемориальные доски

Белокаменные доски с памятными надписями установлены над въездным проходом под башней. Надписи, вырезаны на 2 языках:

  • латинском
  • русском

Они извещают о времени строительства башни, ее заказчике и архитекторе.

Где находится и как добраться

Спасская башня расположена на Красной площади. К ней удобно доехать, воспользовавшись наземным или подземным транспортом:

  • автобус – № 158 (ост. «Красная площадь»);
  • линии метро – Сокольническая ( ст. “Охотный ряд”,«Библиотека им. Ленина» ), Арбатско-Покровская (ст. “Площадь Революции”), Замоскворецкая (ст. “Театральная”),Филёвская (ст. «Александровский сад»), Серпуховско-Тимирязевская (ст. «Боровицкая»), Арбатско-Покровская (ст. «Арбатская»), Калужско-Рижская (ст. «Китай-город») .


Спасская башня Московского Кремля на карте

0
Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...
Сохранить статью и поделиться в социальных сетях: