Спасская башня Московского Кремля давно заслужила звание «визитной каточки» России. Наряду с другими сооружениями, она входит в архитектурный комплекс Красной площади. Во всем мире известны часы-куранты, установленные в верхней части башни.
Содержание
История строительства

Башни строились в целях укрепления оборонительной линии стен средневекового Кремля. На месте современной Спасской башни, прежде возвышалась Фроловская стрельница (надвратная башня или барбакан), сделанная из белого камня (14 в.). В 60-х гг. 15 столетия, во время реконструкции, ее украсили барельефами, изображающими Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца.
В 1491 г. по решению московского Великого князя Ивана III, барбакан заменили полноценной башней. Постройка была доверена итальянскому зодчему Пьетро Антонио Солари. При составлении плана, архитектор использовал в качестве примера здания в Европе. У башни правильная прямоугольная форма основания. К ней примыкает барбакан, предназначенный для защиты въездных ворот.
Проход ограничен с двух сторон подъемными решетками – герсами. Они позволяли изолировать, прорвавшихся врагов в замкнутом пространстве. Верхняя галерея служила для обстрела захватчиков. Дополнительным способом обороны являлся деревянный мост, который поднимался в случае опасности и закрывал собою вход в башню.
- 35 лучших музеев Москвы
- 45 лучших достопримечательностей Москвы
- Достопримечательности Московского Кремля и Красной площади
- 30 лучших развлечений в Москве для детей
Спасские ворота являлись главным входом в Кремль. Прохождение через них сопровождалось особым ритуалом. Всаднику полагалось сойти с коня и пройти пешком с непокрытой головой. Если мужчина забывал снять шапку , то на него налагалась епитимья — 50 земных поклонов.
Спасские ворота использовались во время торжественных церемоний :
- коронации российских монархов
- встрече иноземных посольств
- проводов войсковых соединений
- крестных ходов
Спасская башня в XVII веке
Изначально донжон у Спасских ворот имел незначительную высоту. Его было решено увеличить в начале 17 в. К работам подключили русского мастера Бажена Огурцова при содействии английского архитектора Христофора Галовея.
Вершина строилась в несколько ярусов, постепенно сужающихся вверх. Общий вид соответствовал готическому архитектурному стилю. Для декора использовались каменные фигуры. Однако их обнаженная натура смущала москвичей, поэтому царь Михаил Федорович распорядился пошить специальные балахоны, в которых статуи обряжали.
У входных ворот были закреплены барельефы святых покровителей Москвы. Их перенесли с Фроловской стрельницы. В настоящее время часть изображения Георгия Победоносца хранится в коллекции Третьяковской галереи. На Спасской башне впервые в Московском Кремле было воздвигнуто шатровое каменное навершие. Деревянный мост у входа заменили на постоянный каменный.
- Что посмотреть в Москве в первую очередь — 16 самых интересных мест
- 30 лучших парков Москвы для прогулок
- 30 самых красивых мест Москвы
Башня в наши дни
В 90-е годы усилилось движение за возвращение башен в первозданный вид. После распада СССР красные звезды на вершине башни стали считаться пережитком прошлого. Писатель В.Солоухин первым написал обращение с призывом убрать советскую символику с кремлевских башен.
Целый ряд политических организаций («Возвращение», «Народный собор» и др.), а также Русская Православная церковь высказываются в пользу установления на шпиле Спасской башни двуглавого орла. В 2010-14 гг. на внешней стороне башни проводились реставрационные работы. Под слоем штукатурки была обнаружена надвратная икона.
Надвратные иконы
Исследователи предполагают, что образы святых у ворот Спасской башни появились в 20-е гг. XVI века. Иконы были написаны в честь чудесного избавления столицы от татарского нашествия под предводительством хана Махмет-Гирея.
Согласно легенде, слепой монахине из Вознесенского монастыря привиделось, как преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский уговаривают святых покровителей Москвы — Пётра, Алексия и Иону, а также Леонтия Ростовского, отвести угрозу от города. Вскоре осада была действительно снята.
В ознаменование чуда лики святых запечатлели по обе стороны от ворот в Спасской башне:
- на западной стене — епископы Петр и Алексий у ног Богородицы
- на восточной стене — преподобные Сергий и Варлаам у ног Христа
Вверху башни над проездной частью исстари размещались 2 иконы, давшие название строению:
- Спаса Смоленского
- Спаса Нерукотворного
- 20 лучших экскурсий для школьников в Москве
- Церкви и храмы Москвы — 37 главных святынь
- 25 лучших экскурсий по Москве
Спас Смоленский
Икона с изображением Спасителя появилась на башне в 1514 г. Она была написана в ознаменование присоединения Смоленска к Московскому княжеству, поэтому получила имя «Спас Смоленский». Образ установили на стене, обращенной в сторону Красной площади. Перед иконой постоянно горела неугасимая лампада, за которой присматривали священнослужители Покровского собора (Василия Блаженного).
На иконе изображался Спаситель, стоящий в полный рост. В руках он держал открытую книгу Евангелия. Образ наделялся чудотворными способностями. После Октябрьской революции Спас Смоленский считался утраченным. В начале 21 века был изготовлен из мозаики новый образ. Во время реставрационных работ в 2010 г. на стене была открыта фреска. Она оказалась изображением Спаса Смоленского. Его повторно освятил патриарх Кирилл.
Иконы Печерской Богоматери и Спаса Нерукотворного
Икона Спаса Нерукотворного, по преданию, оберегла жителей города Хлынов (ныне Киров) во время опустошительной эпидемии чумы в середине 17 ст. О чудесном образе узнал царь Алексей Михайлович. Он повелел доставить икону в столицу. Крестный ход принес Спаса Нерукотворного в Москву, где его поместили в Новоспасском монастыре.
Живописцы сняли с иконы 2 копии:
- одну – в Хлынов
- вторую — на Спасскую башню со стороны Кремля
В 19 веке еще одна копия была помещена на иконостасе Новоспасского монастыря. Надвратная икона помещалась в киот из драгоценных металлов и самоцветов. Его сняли и вывезли французы во время наполеоновского нашествия. Сам образ бесследно исчез в послереволюционный период.
У входного проема с внутренней, кремлевской стороны Спасской башни также размещалась икона Печерской Богоматери. Она была написана в 1673 г. Иваном Ярославцевым, по указанию царя Алексея Михайловича. Образ представлял сидящую Богородицу с младенцем на руках. Сверху икону закрывал металлический киот со стеклом. Перед иконой в ночное время зажигался фонарь. С установлением советской власти надвратница пропала.
Куранты
Куранты, установленные на Спасской башне, давно признаны главным мерилом времени в стране. Со времен Советского Союза бой этих часов дает отсчет не только каждому часу, но и знаменует наступление Нового года. Первые часы смонтировали на башне в 16 в. Х.Галовей разработал новый механизм, обладавший уникальными возможностями.
Часы отсчитывали дневное и ночное время для обозначения, которого использовались арабские цифры и буквы кириллицы. Циферблат изображался в виде Солнца. Окружность вращалась, а стрелки закреплялись в устойчивом положении. Эти часы являлись украшением Кремля с 1625 по 1705 гг.
Петра I распорядился переделать циферблат на привычный лад и разделить его на 12 часов. В конце XVIII в. на Спасской башне установили новый английский механизм для отсчета времени. Авторами нынешних Курантов являются российские мастера Иван и Николай Бутенопы. Они соединили механическое устройство с 35 специально подобранными колоколами.
Мелодичный перезвон воспроизводил 2 мелодии:
- Преображенский марш в 6 и 12 ч
- гимн Д. Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе» в 3 и 9 ч.
Часовой механизм размещен в верхней части строения. Спасские куранты имеют 4-х сторонние циферблаты. Для того, чтобы циферблат и стрелки были видны издалека, им придали значительные размеры:
- диаметр — 6,12 м
- длина минутного указателя — 3,27 м
- длина часового указателя — 2,97 м
- высота цифр — 0,72 м
Отсчет времени через каждый час сопровождается боем часов. Часовой механизм запрограммирован на исполнение 2 мелодий в разное время:
- Государственный гимн России в 6, 12 ,18 и 00 ч.
- «Славься» (из оперы «Жизнь за царя» М. Глинки) в 9, 15, 21 и 3 ч.
До 1937 г. завод устройства осуществлялся в ручном режиме. В 30-е гг. к установке подсоединили 3 электромотора.
Куранты в XX веке
Спасские куранты пострадали во время обстрела Кремля в 1917 г. При осуществлении ремонтных работ изменениям подверглось музыкальное сопровождение. Часы стали наигрывать «Интернационал» (12ч.) и «Вы жертвою пали в борьбе роковой» (00 ч.). Настройкой механизма занимались музыкант Черемных и слесарь Беренс . С 1938 по 1996 г. звучание музыки было прекращено. В конце 20 в. провели реставрацию часового устройства, стрелки и цифры покрыли слоем позолоты.
Часовни
Деревянную часовенку построили для защиты от непогоды священнослужителей, осуществлявших требы перед иконой Спаса . В 1802—1803 г. по обе стороны башни воздвигли две каменные пристройки.
Они получили наименования:
- Спасская часовня или «Великого Совета Ангел»
- Смоленская часовня или «Великого Совета Откровение»
Находились под патронатом Покровского храма. На протяжении 19 в. здания неоднократно подвергались изменениям и переустройству. В 1925 г. их разобрали.
Спасская часовня
Внутри сооружения находился список с надвратной иконы Спасителя. Образ покоился в ризе из серебра, украшенной самоцветами. Общий вес 26 кг. Икона почиталась в качестве чудотворной. На пожертвования было создано 70 лампад, покрытых золотом. В часовне также стоял огромный канделябр.
Поверхность стен была покрыта фресками на религиозные темы и иконами:
- Гребенской Божией Матери
- Николая Чудотворца
- русских святых
На потолке нарисовано звездное небо. Облицовка стен выполнена из искусственного мрамора. Наружную дверь украшал лик Христа в ангельском образе. За это часовня получила прозвище — «Великого Совета Ангел». В праздник Спаса Смоленского совершалось торжественное богослужение.
Смоленская часовня
В середине постройки располагался иконостас. В его состав входили иконы Спасителя, Богородицы, архангелов и святых. Все иконы помещались в ризы из драгоценных металлов, украшенных резьбой и эмалью. Входная дверь имела собственные изображения:
- снаружи – Благовещения
- внутри – Спасителя
Ежегодно в часовне проводили всенощную службу накануне праздника Смоленской иконы Божьей Матери.
Звёзды
Главный символ советской власти 5-лучевая звезда появилась на Спасской башне в середине 30-х гг. XX в. Она заменила орлов, которые до этого венчали купол.
Двуглавый орёл. Традиция венчать шпиль на вершине башни государственным символом восходит к 16 в. Первой эмблемой стал двухглавый орел, вырезанный из дерева. Чтобы фигуру было хорошо видно и она не так быстро портилась под воздействием природных условий, птицу стали делать из металла, покрытого позолотой. В 1935 г. орел, как признак самодержавия, исчез с вершин куполов. В настоящее время ведется полемика про его возвращение на прежнее место.
Самоцветная звезда. Проект был разработан академиком Ф. Федоровским в 1935 г. Для изготовления фигуры использовался сплав меди с высоколегированной нержавеющей стали. По центру выкладывалось изображение серпа из самоцветных камней и золотой молот. От центра к вершинам углов расходились лучи.
Однако звезда имела недостатки:
- быстро тускнела от непогоды
- размеры дисгармонировали с общей конструкцией башни
В 1936 г. звезду сняли со Спасской башни и перенесли на здание Северного речного вокзала столицы. Весной 1937 г. на башне зажглась первая рубиновая звезда. Она выполнена из 2-х слойного стекла:
- рубиновый – внешний
- молочный – внутренний
В середине лампа на 5 тыс Вт, работающая автономно. Каркас и устройство звезды позволяет ей свободно вращаться вокруг оси. Расстояние по оси лучей -3,75 м. Для успешной работы механизм снабжен фильтрами и специальной вентиляцией. Вместе со звездой высота Спасской башни составляет 71м.
Мемориальные доски
Белокаменные доски с памятными надписями установлены над въездным проходом под башней. Надписи, вырезаны на 2 языках:
- латинском
- русском
Они извещают о времени строительства башни, ее заказчике и архитекторе.
Как добраться
Спасская башня расположена на Красной площади. К ней удобно доехать, воспользовавшись наземным или подземным транспортом:
- автобус — № 158 (ост. «Красная площадь»);
- линии метро — Сокольническая ( ст. «Охотный ряд»,«Библиотека им. Ленина» ), Арбатско-Покровская (ст. «Площадь Революции»), Замоскворецкая (ст. «Театральная»),Филёвская (ст. «Александровский сад»), Серпуховско-Тимирязевская (ст. «Боровицкая»), Арбатско-Покровская (ст. «Арбатская»), Калужско-Рижская (ст. «Китай-город») .
Адрес: Московский Кремль, между Сенатской и Царской башнями
Координаты: 55°45’09.2″N 37°37’17.0″E