Несмотря на насыщенное событиями прошлое, древний Храм Пура Бесаких (Pura Besakih) на Бали внесен в экскурсионные программы агентств острова несколько лет назад. Основной поток туристов обходит это место стороной. Причина – удаленность от главных морских курортов острова. И совершенно напрасно! Сооружение овеяно древними легендами: посетители погружаются на несколько веков вглубь. Здесь можно не только осмотреть древнюю архитектуру, но и ознакомиться с традициями индуизма. Туристы, приехавшие в храм в праздничные дни, увидят праздничную церемонию. Гулять по комплексу в обычные дни, когда нет верующих, просто приятно: каменные постройки покрыты изумрудными мхами. Это придает ансамблю необычный вид.
Содержание
Мать храмов
Местные жители называют Пура Бесаких матерью всех храмов. И тому имеется разумные объяснения:
- территория, занимаемая комплексом, огромна: 150 тысяч квадратных метров
- здесь находится огромное количество храмов: по оценкам экспертов, более тысячи
- комплекс располагает не только культовыми постройками, но и зданиями хозяйственного назначения: зернохранилищами, помещениями для жизни монахов
- место, где находится храм, само по себе интересно: это склон действующего вулкана Агунг, высшая точка горы – 3142 метра
- по индуистским поверьям, через комплекс проходит ось, которая является центром мироздания
- место для принесения жертв избрано давно: самые древние сооружения относятся к временам язычества
Индуисты молятся в Матери храмов всем верховным богам.
История строительства
На месте нынешнего комплекса имеются постройки, возраст которых более 2 тысяч лет. Это фрагменты лестниц и остатки алтарей. Но в те времена жители острова являлись язычниками, и приносили жертвы языческим богам. А впервые в исторических документах Пура Бесаких упоминается в 11 веке, но как уже функционирующий храм. Устные же предания говорят о странствующем монахе, который основал Пура Бесаких на месте языческого капища в 8 веке.
А по другим источникам, снова устным, в 10 веке раджа Кесари приказал построить комплекс. Но письменных подтверждений этой гипотезы не имеется. Исследователи предполагают, что правитель только достроил уже имеющиеся сооружения. До 15 века никаких письменных свидетельств о том, что в храме проводились культовые обряды, не существует. А в 15 веке, когда правитель перенес свою резиденцию в центр Бали, комплекс стал упоминаться в документах, как место, где проводятся службы. С этого момента любой верховный раджа выделял средства для усовершенствования Пура Бесаких.
Жители Бали считают, что боги, живущие в храме, защищают их от бед: достаточно просто укрыться за стенами сооружения. Косвенно, это подтверждает извержение вулкана в 1963 году: лава разделилась на 2 части и обошла комплекс стороной. Люди, укрывшиеся в храме, спаслись. Но предыдущее бедствие, произошедшее в 1917 году, нанесло постройкам значительный ущерб.
Архитектура
Туристы называют Бесаких «черным храмом»: все постройки выполнены из темного камня, крыши зданий – тоже черные. Культовые помещения не имеют стен: кровля опирается на колонны, тоже темные. Такая открытость показывает: граница между миром живых и духами прозрачна и условна. Черный цвет разбавлен позолотой, которой украшены жертвенники, колонны и резные детали ворот, и яркими саронгами – в них наряжены статуи, защищающие комплекс от врагов.
Отличительная особенность комплекса – башни меру. Они похожи на пагоды, имеющие несколько ярусов: чем выше сооружения, тем значимее бог, которому они посвящены. При оформлении интерьеров используются традиционные цвета Бали: черный (его предпочитает Вишну), желтый (золотой) соответствует Иде Санхьянгу Види Васа, красный (этот оттенок любит Брахма) и белый (им наделяет Шива). Они выгодно разбавляют впечатление от темных тонов.
Центральный храм (Агунг Панатаран) делится на несколько зон:
- Чтобы попасть на первый ярус, требуется преодолеть лестницу из 52 ступенек. От злых духов храм защищают сидящие по бокам статуи чудовищ. На площадке перед входом стоят разделенные пополам ворота: символ мира, состоящего из богов и людей.
- Чтобы попасть в следующую зону, следует войти в ворота. Сразу же на площадке стоит трон верховного бога – Шивы. Чуть пониже находятся места для Вишну и Брахмы. Кроме этого, на площадке имеются здания: для приношений богам, для молитв, для отдыха священников.
- Третий ярус предназначен для богов. Чтобы попасть сюда, требуется подняться на несколько лестничных пролетов. Начинается зона меру. В одной из башен размещен архив и, по преданиям, сокровища.
На самом верху имеются здания, закрытые для туристов: храм Шивы и храм святых предков раджи Клунгклунга.





Что посмотреть
Чтобы осмотреть все постройки комплекса, одного дня маловато. К тому же, гулять по территории в жару или в темноте неприятно. Поэтому, если время ограничено, следует сосредоточиться на:
- Центральном храме – Агунг Панатаране. Сюда легко попасть через центральный вход. Храм имеет ступенчатую структуру: каждый следующий ярус находится выше предыдущего.
- Дангин Кретеге: он построен на востоке от Агунг Панатарана. Это дом Брахмы.
- Бату Мадеге. Чтобы осмотреть достопримечательность, рекомендуется проследовать на запад от Агунг Панатарана. Здесь живет Вишну.
- Панде Веси. Для знакомства с храмом Небесного кузнеца придется преодолеть всю центральную лестницу.
Но и просто осмотреть комплекс интересно: в солнечную погоду с последней площадки открывается потрясающий вид на храмы и окрестности.
Советы туристам перед посещением
Для того, чтобы получить удовольствие от осмотра и избежать неприятностей, следует соблюдать несложные правила:
- Входить на территорию комплекса без саронга не принято. Его предлагают приобрести на входе или взять в аренду (средняя цена – 20 тысяч рупий). Заменить покрывало можно любым длинным и широким шарфом.
- Гулять днем по территории комплекса жарко: рекомендуется приезжать рано утром или на закате.
- Припозднившимся туристам следует знать: найти ночлег в окрестностях не удастся, местные пускать в дом отказываются, а гостиниц поблизости нет.
- Чтобы избежать навязчивого внимания доморощенных гидов, рекомендуется войти через один из боковых входов.
- Для посещения следует приобрести билет в кассе: иначе придется отбиваться от местных жуликов, предлагающих то же самое втридорога.
- Рекомендуется учесть, что территория после праздничных дней долго не убирается: придется наблюдать горы мусора.
- Некоторые туристы рекомендуют встретить рассвет на верхней площадке храма Агунг Панатаран. Для этого следует приехать в Бесаких заранее.
- При проходе на территорию до 8 утра и после 5 вечера билеты приобретать не следует: кассы закрываются.
- На входе в комплекс располагаются лотки с сувенирной продукцией, палатки с фруктами и напитками. А перекусить можно на газонах.
- В темное время освещается не вся территория: осматривать комплекс следует с осторожностью.
- Бесаких – действующий индуистский храм. Людям, принадлежащим к другим конфессиям, следует воздержаться от посещения уровней, выше первого. В храмы заходить тоже воспрещается.
Гулять по комплексу, наблюдать чудную растительность и медитировать лучше в обычные дни. Но для того, чтобы посмотреть красочные церемонии, следует приехать в Бесаких в дни индуистских праздников. Незабываемые впечатления оставит праздник Галунган, символизирующий победу добра над злом.
Время работы и цены на билеты
Для туристов комплекс открыт с 8 утра до 5 часов вечера. Но для того, чтобы помолиться, пройти на территорию можно круглосуточно. Билет для взрослого посетителя обойдется в 15 тысяч рупий.
Где находится и как добраться
Любители экзотических путешествий можно добраться на рейсовом автобусе от Денпасара до деревни Бесаких. Но при планировании поездки следует учесть: автостанция находитя в 8 км от города, и идти до нее придется пешком. Комфортность рейсовых автобусов тоже отавляет желать лучшего. Некоторые туристы пытаются доехать до Бесаких автостопом. Но они отмечают, что поймать что-либо, движущееся в нужном направлении, достаточно сложно. Разумно взять в прокат машину или байк и доехать до деревни Бесаких по навигатору. Путешествие от Денпасара займет 1,5 часа, от Ловина – 2,5 часа. Перед комплексом имеется платная парковка.