Прекрасная Барселона, столица Каталонии, во истину уникальный город с множеством достопримечательностей. Но будем честны, большинство любознательных туристов едут туда исключительно, чтобы полюбоваться творчеством гениального архитектора прошлого – Антонио Гауди. В особенности знаменито его незавершенное творение под названием Храм Святого Семейства – архитектурный объект удивительной судьбы и ошеломляющей красоты.
Содержание
Храм или Собор
В вольном русском переводе Искупительный храм Святого Семейства частенько нарекают собором. Правильно ли это? Ответ кроется в терминологии. Дело в том, что собором называют основной храм города, где богослужение проводит непосредственно епископ. Sagrada Familia, безусловно, важный культурный, религиозный и исторический объект, но, увы, правящая кафедра епископата в Испании находится в кафедральном соборе Св. Евлалии. Именно поэтому, творение Гауди следует называть храмом или церковью, и никак иначе.
История строительства
Удивительная история самой популярной достопримечательности Барселоны началась в далеком 1866 году, когда Хосеп Мария Бокабелла, преуспевающий торговец книгами, основал Духовное общество Преданных Святому Иосифу. Именно эта организация в 1874 году инициировала строительство Искупительного храма, посвященного Святому Семейству. В 1881 году на деньги от пожертвований, обществу удалось приобрести земельный участок площадью 12800 квадратных метров, расположенный между улицами Провенса, Сардэния, Марина и Майорка. Именно здесь началось строительство храма.
Первый камень был заложен в день Святого Иосифа, 19 марта 1882 года, на торжественной церемонии под председательством епископа Барселоны. Архитектором храма выступил Франциско де Палуа дель Вильяри-и-Лозано. Спустя некоторое время из-за разногласий с участниками Духовного общества, де Палуа покинул пост, а на его место назначили Антонио Гауди.
1882—1926 годы
Окончательно встав во главе проекта к 1883 году, Гауди продолжил начатую де Палуа работу над криптой, которую завершил в 1889 году. Благо, пожертвования на строительство поступали с завидным постоянством, и после крипты Гауди смог приступить к работе над апсидой. А существенное анонимное пожертвование и вовсе всколыхнула амбиции архитектора, который осмелился предложить новый, более грандиозный дизайн.
Гауди решил отказаться от старого неоготического плана в пользу более инновационного и монументального строения, как по форме, так и по структуре. Дизайн Гауди подразумевал строительство большой церкви с планом этажей, в основе которого лежал Латинский крест и «парящие» башни. По замыслу творца, храм обязан был стать чрезвычайно символичным и одним своим видом передавать учение Евангелия и христианской церкви.
В 1892 году был заложен фундамент фасада Рождества. Его начала строить первым, потому как, по мнению Гауди, людям было бы сложно принять тяжелый сюжетно и скромный по отделке фасад Страстей. Нужно было начать с чего-то более грандиозного и богато украшенного. В 1894 году фасад апсиды был завершен, а портал Святой Розарии, один из входов на стороне фасада Рождества, достроили к 1899 году.
В 1909 году Гауди построил временные школьные здания для детей строителей и местных, проживающих с юго-западной стороны от стройки. Год спустя, в Большом дворце во Франции, на выставке была представлена модель фасада Рождества. Фасад Страстей был спроектирован в 1911 году. В 1914 году Гауди принял решение бросить все усилия на строительство самого храма, и это объясняет, почему он не брался ни за какие другие крупные работы в последние годы своей жизни. Его увлечение Искупительным храмом было настолько сильным, что едва ли кто-то видел творца за пределами мастерской, что находилась рядом с апсидой.
Долгие дни кропотливого труда привели к тому, что в 1923 году был доделан дизайн нефов и крыш. Однако сами строительные работы продвигались мучительно медленно. Первая колокольная фасада Рождества, высотой в 100 метром и посвященная Святому Варнаве, была закончена 30 ноября 1925 года. Это единственная башня, завершенная при жизни Гауди. 10 июня 1926 года талантливейший архитектор скончался из-за тяжелейших травм, полученных после столкновение с трамваем.
После 1926 года
Ещё при жизни Гауди, с ним работала многочисленная группа архитекторов, художников, скульпторов и лепщиков. После смерти архитектора, руководство над строительством взял его близкий друг Доминик Суграньес. Он вел проект до 1938 года. В 1930 году были завершены оставшиеся колокольни фасада Рождества, в 1933 — портал Веры и центральный кипарис. В июле 1936 года произошла страшная трагедия: в ходе военного восстания и начала гражданской войны, испанский революционеры подожгли крипту, временную школу и мастерские.
Первоначальные планы, рисунки и фотографии исчезли навсегда, равно как и крупномасштабные гипсовые модели. Эта была первая «кочка» на пути строительства, но надо отметить, что несмотря на сотни таких вот проблем, строительство храма никогда не останавливалось и шло только вперед, не отходя от первоначальной концепции Гауди.
В период между 1939 и 1940 годами архитектор Францеск де Паула Кинтана-и-Видаль, который сотрудничал с Гауди с 1919 года, восстановил поврежденную огнем крипту и некоторые из разрушенных моделей, которые после использовались для дальнейшего строительства. Позднее лидерами стройки становились люди, которые знали и работали с Гауди. Последним из главных архитекторов был назначен Жорди Фаули, который ведет работу над храмом с 2012 года.
В 1952 году была построена лестница, ведущая к фасаду Рождества, и тогда же он был впервые освящен. С 1964 года освящение фасада превратилось в традицию. Тем временем, работы продолжались, и в 1954 году началось строительство фасада Страстей. В 1961 году в крипте был открыт музей, предоставляющий информацию об истории и различных аспектах храма.
1955 год стал знаковым для Искупительного храма. В этом году впервые состоятся сбор средств на его строительство. Мероприятие прошло столь успешно, что стало проводится ежегодно. Таким образом управление Барселоны позволяет каждому желающему поучаствовать в возведении храма.
В начале двухтысячных были построены своды в центральном нефе и заложены основы фасада Славы. В том же году, чтобы отметить новое тысячелетие, в храме была проведена специальная месса. В 2001 году было установлено центральное окно фасада Страстей. Это витражное стекло с изображением Воскресения. В 2006 году внутри фасада Славы был построен клирос (место для хора), основанный на моделях Гауди.
Архитектура
В концепции «Саграды Фамилии» по задумке Гауди ясно прослеживается традиция готических и византийских соборов. Главный замысел творца был в том, чтобы отразить христианскую веру через архитектуру и великолепие здания, передать некое послание. Ему удалось достигнуть симбиоза между формой и христианской иконографией, выразив собственное видение через новые, но совершенно логичные структуры, формы и геометрию, вдохновленные природой.
Немалую роль при этом играет его видение света и цвета. Различные архитектурные элементы храма проникнуты иерархически организованной христианской символикой. Таким образом, каждая из 18 башен имеет особое значение. В середине — башня, посвященная Иисусу Христу, вокруг неё — ещё четыре, символизирующие Евангелие. Башня над апсидой посвящена Деве Марии, а остальные двенадцать — апостолам. Без сомнения, когда все 18 башен будут закончены, они станут величайшим архитектурным творением.
Фактически, одна из главных черт здания — его вертикальность, символизирует возвышение к Богу. Порой кажется, что его нефы и вершины башен сливаются с небом. Жизнь и учение Иисуса Христа представлены на порталах трех фасадов. Каждый из них изображает один из трех важнейших моментов его существования: Страсти, Смерть и Воскресение. Когда солнца перемещается по небу, каждое изображение играет совершенно особенными, загадочными полутонами, чуток приоткрывая тайны храма.
По плану Гауди, свет внутри Искупительного храма должен был быть гармоничным и подчеркивающим изгибы нефа, но при этом смиренным, заставляющим входящего задуматься. Чтобы привнести этот самый чарующий свет в здание, архитектор разработал специальные люкарны между колоннами, построенные с использованием золотого и зеленого стекла.
Несмотря на то, что многим современникам было не дано понять Гауди, он является создателем особого архитектурного языка, которые и принес ему всемирную славу. Сейчас, столетие спустя, его методы проектирования по праву признаются революционными.
Фасад Рождества
Фасад Рождества, среди прочих, особенно примечателен тем, что Антонио Гауди был непосредственно вовлечен в его строительство. Кажется, что Гауди воплотил в этом фасаде все свои самые смелые идеи. Дизайн включает в себя множество природных форм, от округлых скал, напоминающих гору Монсеррат до человеческих фигур и растений. Фасад имеет четыре башни и три двери.
Одна из особенностей — изысканный декор с христианскими символами. Скульптуры простираются от самого основания фасада и до верхушек башен. Образы, которые можно разглядеть — Святая Троица, Дева Мария, Рождество, Звезда Вифлеема, Три волхва и Древо жизни. Эти скульптуры были сотворены различными художниками, а после собраны в единую готическую композицию фасада.
Портик Милосердия
Центральный и самый большой портик фасада Рождества. Он разделен надвое колонной, которую обвивает змий с яблоком греха в пасти. Главная сцена портала Милосердия — рождение Иисуса Христа. На более высоком уровне изображена сцена венчания Марии.
Портик Веры
Находящийся справа от портика Милосердия, портик Веры украшен некоторыми сценами из Евангелия. Над воротами — страшная картина — сердце Иисуса, пронзенное шипами.
Портик Надежды
Последний из портиков фасада Рождества, который находится слева. Удивительно, но сцены, изображенные рядом с этим входом отнюдь не пропитаны надеждой. Так, например, присутствуют изображения убийства детей Иродом, Бегство Иосифа в Египет, дитя с мертвым голубем в руке. Над входом — сцена обручения Марии и Иосифа.
Фасад Славы
Самым большим и видным обещает стать фасад Славы, строительство которого стартовало в 2002 году. По задумке он станет главным, с доступом к центральному нефу. Его тема — путь к Богу через 3 ступени: смерть, финальный суд и, наконец, славу. Соответственно, тех, кто отказывается от веры, ждет ад. Понимая, что он не сможет жить вечно, Гауди создал полную модель фасада, которая была разрушена в 1936 году. Сейчас строительство ведется по реплике.
Завершение фасада Славы потребует сноса целого блока зданий улицы «Карьер де Майорка». По задумке, к фасаду будет вести подземный проход, расписанный изображениями порока, ада, демонов, ложных богов и иной ереси. Внизу семи колон будут изображены семь смертных грехов, а наверху — семь добродетелей.
Фасад Страстей Христовых
По сравнению с богато украшенным и пышным фасадом Рождества, фасад Страстей отличается строгостью, сдержанностью и простотой. И это неудивительно, учитывая основную тему декора — страдания Иисуса Христа во время его распятия. Строительство началось в 1954 году с ориентиром на зарисовки и чертежи, оставшиеся после смерти Гауди. Драматический эффект в дизайне усугубляется суровыми прямыми линиями и угловатыми скульптурами. Гауди считал, что этот фасад должен вызывать в людях трепет и страх.
Сцены, просматриваемые на фасаде, можно разделить на три уровня, которые поднимаются к небесам по дуге латинской буквы «S». На самом нижнем уровне изображена ночь накануне распятия, на среднем уровне — Голгофа, последнем — смерть Христа, погребение и Воскресение. Подобно фасаду Рождества, здесь имеются три портика, представляющие богословские добродетели, но совершенно в ином свете.
Ворота фасада Страстей
Страшная тематика фасада Страстей в полной мере раскрывается ещё у ворот. Первое, что видит посетитель — пятиметровая статуя бичевания Христа у позорного столба. На бронзовых дверях выгравирован отрывок из Священного писания, рассказывающий о последних земных днях Спасителя. Слева и справа от ворот изображены греческие символы — альфа и омега, начало и конец, соответственно.
Апсида
Апсида располагается между двумя фасадами — Рождества и Страстей. Она состоит из семи часовен и двух боковых лестниц, в дизайне которых отчетливо просматривается связь с винтовыми лестницами крипты (изображения улиток). Интерьер абсиды украшен плачущими ангелами, дабы напоминать о страданиях Христа. С внешней стороны изображены лягушки, ящерицы, змеи и саламандры, которые не могут зайти внутрь. Кроме символического значения последние выполняют важную функцию — не дают дождевой воде скапливаться и попадать вовнутрь.
Внутреннее убранство
В основе церковного здания Святого Семейства лежит классическая пятиуровневая базилика. Центральный уровень возвышается над остальными, но от каждого из пяти можно выйти к незавершенному фасаду Славы. Имеются также два боковых портала, которые ведут в часовню покаяния и баптистерий. Алтарь расположен за нефом, внутри апсиды. Внутреннее убранство, подобно фасадам, преисполнено символического декора.
Каждая дверь, каждый столп, да, и что говорить, почти каждая стена таят в себе особенный, сакральный смысл. Эти аллюзии и притчи относятся к отдельным каталонским и испанским епархиям, к каждой церкви Латинской Америки и всех пяти континентов. Кроме того, снова и снова упоминаются апостолы, особенно почитаемые святые, богословские добродетели, таинства и много другое.
Музей
Летом 1926 года, спустя месяц после смерти Антонио Гауди, генеральный директор художественных музеев Барселоны Хоаким Фолч-и-Торрес предложит превратить мастерскую творца в музей. Несмотря на то, что пожар 1936 года уничтожил массу набросков, чертежей и моделей, часть из потерянного удалось восстановить и открыть новый музей. Торжественное открытие состоялось в 1961 году на нижнем уровне фасада Страстей.
В наши дни эта комната — лишь часть современного музея. В число примечательных экспонатов входят оригинальные модели Гауди, реплики сгоревших моделей, а также нынешняя мастерская, где идет постоянная работа над восстановлением оригинальных моделей. Это своеобразный гарант того, что строительство целиком и полностью ориентировано на первоначальную концепцию Гауди. Также в музее можно посмотреть занимательные видеоролики об истории и текущем состоянии храма.
Время работы и стоимость билетов
Часы работы:
- Ноябрь — Февраль: 9:00 — 18:00
- Март: 9:00 — 19:00
- Апрель — Сентябрь: 9:00 — 18:00
- Октябрь: 9:00 — 19:00
25 и 26 декабря, а также 1 и 6 января: 9:00 — 14:00.
Стоимость билета 15 евро, купить можно на официальном сайте www.sagradafamilia.org.
Продажа билетов останавливается за полчаса до закрытия.
Где находится и как добраться
Адрес: Carrer de Mallorca, 401, 08013 Барселона, Испания.
Добраться можно на метро (линии 2 и 5, станция «Sagrada Familia») или автобусом под номерами 19, 34, 43, 44, 51, B20 and B24.
Главный вход — со стороны фасада Рождества.