Храм Святого Семейства в Барселоне

Прекрасная Барселона, столица Каталонии, во истину уникальный город с множеством достопримечательностей. Но будем честны, большинство любознательных туристов едут туда исключительно, чтобы полюбоваться творчеством гениального архитектора прошлого – Антонио Гауди. В особенности знаменито его незавершенное творение под названием Храм Святого Семейства – архитектурный объект удивительной судьбы и ошеломляющей красоты.

Храм или Собор

Храм Святого Семейства, Барселона

В вольном русском переводе Искупительный храм Святого Семейства частенько нарекают собором. Правильно ли это? Ответ кроется в терминологии. Дело в том, что собором называют основной храм города, где богослужение проводит непосредственно епископ. Sagrada Familia, безусловно, важный культурный, религиозный и исторический объект, но, увы, правящая кафедра епископата в Испании находится в кафедральном соборе Св. Евлалии. Именно поэтому, творение Гауди следует называть храмом или церковью, и никак иначе.

История строительства

Удивительная история самой популярной достопримечательности Барселоны началась в далеком 1866 году, когда Хосеп Мария Бокабелла, преуспевающий торговец книгами, основал Духовное общество Преданных Святому Иосифу. Именно эта организация в 1874 году инициировала строительство Искупительного храма, посвященного Святому Семейству. В 1881 году на деньги от пожертвований, обществу удалось приобрести земельный участок площадью 12800 квадратных метров, расположенный между улицами Провенса, Сардэния, Марина и Майорка. Именно здесь началось строительство храма.

Первый камень был заложен в день Святого Иосифа, 19 марта 1882 года, на торжественной церемонии под председательством епископа Барселоны. Архитектором храма выступил Франциско де Палуа дель Вильяри-и-Лозано. Спустя некоторое время из-за разногласий с участниками Духовного общества, де Палуа покинул пост, а на его место назначили Антонио Гауди.

1882—1926 годы

Окончательно встав во главе проекта к 1883 году, Гауди продолжил начатую де Палуа работу над криптой, которую завершил в 1889 году. Благо, пожертвования на строительство поступали с завидным постоянством, и после крипты Гауди смог приступить к работе над апсидой. А существенное анонимное пожертвование и вовсе всколыхнула амбиции архитектора, который осмелился предложить новый, более грандиозный дизайн.

Гауди решил отказаться от старого неоготического плана в пользу более инновационного и монументального строения, как по форме, так и по структуре. Дизайн Гауди подразумевал строительство большой церкви с планом этажей, в основе которого лежал Латинский крест и «парящие» башни. По замыслу творца, храм обязан был стать чрезвычайно символичным и одним своим видом передавать учение Евангелия и христианской церкви.

В 1892 году был заложен фундамент фасада Рождества. Его начала строить первым, потому как, по мнению Гауди, людям было бы сложно принять тяжелый сюжетно и скромный по отделке фасад Страстей. Нужно было начать с чего-то более грандиозного и богато украшенного. В 1894 году фасад апсиды был завершен, а портал Святой Розарии, один из входов на стороне фасада Рождества, достроили к 1899 году.

В 1909 году Гауди построил временные школьные здания для детей строителей и местных, проживающих с юго-западной стороны от стройки. Год спустя, в Большом дворце во Франции, на выставке была представлена модель фасада Рождества. Фасад Страстей был спроектирован в 1911 году. В 1914 году Гауди принял решение бросить все усилия на строительство самого храма, и это объясняет, почему он не брался ни за какие другие крупные работы в последние годы своей жизни. Его увлечение Искупительным храмом было настолько сильным, что едва ли кто-то видел творца за пределами мастерской, что находилась рядом с апсидой.

Храм Святого Семейства в Барселоне - Саграда Фамилия (La Sagrada Familial)

Долгие дни кропотливого труда привели к тому, что в 1923 году был доделан дизайн нефов и крыш. Однако сами строительные работы продвигались мучительно медленно. Первая колокольная фасада Рождества, высотой в 100 метром и посвященная Святому Варнаве, была закончена 30 ноября 1925 года. Это единственная башня, завершенная при жизни Гауди. 10 июня 1926 года талантливейший архитектор скончался из-за тяжелейших травм, полученных после столкновение с трамваем.

После 1926 года

Ещё при жизни Гауди, с ним работала многочисленная группа архитекторов, художников, скульпторов и лепщиков. После смерти архитектора, руководство над строительством взял его близкий друг Доминик Суграньес. Он вел проект до 1938 года. В 1930 году были завершены оставшиеся колокольни фасада Рождества, в 1933 — портал Веры и центральный кипарис. В июле 1936 года произошла страшная трагедия: в ходе военного восстания и начала гражданской войны, испанский революционеры подожгли крипту, временную школу и мастерские.

Первоначальные планы, рисунки и фотографии исчезли навсегда, равно как и крупномасштабные гипсовые модели. Эта была первая «кочка» на пути строительства, но надо отметить, что несмотря на сотни таких вот проблем, строительство храма никогда не останавливалось и шло только вперед, не отходя от первоначальной концепции Гауди.

В период между 1939 и 1940 годами архитектор Францеск де Паула Кинтана-и-Видаль, который сотрудничал с Гауди с 1919 года, восстановил поврежденную огнем крипту и некоторые из разрушенных моделей, которые после использовались для дальнейшего строительства. Позднее лидерами стройки становились люди, которые знали и работали с Гауди. Последним из главных архитекторов был назначен Жорди Фаули, который ведет работу над храмом с 2012 года.

В 1952 году была построена лестница, ведущая к фасаду Рождества, и тогда же он был впервые освящен. С 1964 года освящение фасада превратилось в традицию. Тем временем, работы продолжались, и в 1954 году началось строительство фасада Страстей. В 1961 году в крипте был открыт музей, предоставляющий информацию об истории и различных аспектах храма.

1955 год стал знаковым для Искупительного храма. В этом году впервые состоятся сбор средств на его строительство. Мероприятие прошло столь успешно, что стало проводится ежегодно. Таким образом управление Барселоны позволяет каждому желающему поучаствовать в возведении храма.

В начале двухтысячных были построены своды в центральном нефе и заложены основы фасада Славы. В том же году, чтобы отметить новое тысячелетие, в храме была проведена специальная месса. В 2001 году было установлено центральное окно фасада Страстей. Это витражное стекло с изображением Воскресения. В 2006 году внутри фасада Славы был построен клирос (место для хора), основанный на моделях Гауди.

Архитектура

Храм Святого Семейства в Барселоне - Саграда Фамилия (La Sagrada Familial)

В концепции «Саграды Фамилии» по задумке Гауди ясно прослеживается традиция готических и византийских соборов. Главный замысел творца был в том, чтобы отразить христианскую веру через архитектуру и великолепие здания, передать некое послание. Ему удалось достигнуть симбиоза между формой и христианской иконографией, выразив собственное видение через новые, но совершенно логичные структуры, формы и геометрию, вдохновленные природой.

Немалую роль при этом играет его видение света и цвета. Различные архитектурные элементы храма проникнуты иерархически организованной христианской символикой. Таким образом, каждая из 18 башен имеет особое значение. В середине — башня, посвященная Иисусу Христу, вокруг неё — ещё четыре, символизирующие Евангелие. Башня над апсидой посвящена Деве Марии, а остальные двенадцать — апостолам. Без сомнения, когда все 18 башен будут закончены, они станут величайшим архитектурным творением.

Храм Святого Семейства в Барселоне - Саграда Фамилия (La Sagrada Familial)

Фактически, одна из главных черт здания — его вертикальность, символизирует возвышение к Богу. Порой кажется, что его нефы и вершины башен сливаются с небом. Жизнь и учение Иисуса Христа представлены на порталах трех фасадов. Каждый из них изображает один из трех важнейших моментов его существования: Страсти, Смерть и Воскресение. Когда солнца перемещается по небу, каждое изображение играет совершенно особенными, загадочными полутонами, чуток приоткрывая тайны храма.

По плану Гауди, свет внутри Искупительного храма должен был быть гармоничным и подчеркивающим изгибы нефа, но при этом смиренным, заставляющим входящего задуматься. Чтобы привнести этот самый чарующий свет в здание, архитектор разработал специальные люкарны между колоннами, построенные с использованием золотого и зеленого стекла.

Несмотря на то, что многим современникам было не дано понять Гауди, он является создателем особого архитектурного языка, которые и принес ему всемирную славу. Сейчас, столетие спустя, его методы проектирования по праву признаются революционными.

Фасад Рождества

Фасад Рождества, Саграда Фамилия, Барселона

Фасад Рождества, среди прочих, особенно примечателен тем, что Антонио Гауди был непосредственно вовлечен в его строительство. Кажется, что Гауди воплотил в этом фасаде все свои самые смелые идеи. Дизайн включает в себя множество природных форм, от округлых скал, напоминающих гору Монсеррат до человеческих фигур и растений. Фасад имеет четыре башни и три двери.

Одна из особенностей — изысканный декор с христианскими символами. Скульптуры простираются от самого основания фасада и до верхушек башен. Образы, которые можно разглядеть — Святая Троица, Дева Мария, Рождество, Звезда Вифлеема, Три волхва и Древо жизни. Эти скульптуры были сотворены различными художниками, а после собраны в единую готическую композицию фасада.

Портик Милосердия

Храм Святого Семейства - Саграда Фамилия (La Sagrada Familial), Барселона

Центральный и самый большой портик фасада Рождества. Он разделен надвое колонной, которую обвивает змий с яблоком греха в пасти. Главная сцена портала Милосердия — рождение Иисуса Христа. На более высоком уровне изображена сцена венчания Марии.

Портик Веры

Находящийся справа от портика Милосердия, портик Веры украшен некоторыми сценами из Евангелия. Над воротами — страшная картина — сердце Иисуса, пронзенное шипами.

Портик Надежды

Последний из портиков фасада Рождества, который находится слева. Удивительно, но сцены, изображенные рядом с этим входом отнюдь не пропитаны надеждой. Так, например, присутствуют изображения убийства детей Иродом, Бегство Иосифа в Египет, дитя с мертвым голубем в руке. Над входом — сцена обручения Марии и Иосифа.

Фасад Славы

Фасад Славы, Саграда Фамилия, Барселона

Самым большим и видным обещает стать фасад Славы, строительство которого стартовало в 2002 году. По задумке он станет главным, с доступом к центральному нефу. Его тема — путь к Богу через 3 ступени: смерть, финальный суд и, наконец, славу. Соответственно, тех, кто отказывается от веры, ждет ад. Понимая, что он не сможет жить вечно, Гауди создал полную модель фасада, которая была разрушена в 1936 году. Сейчас строительство ведется по реплике.

Завершение фасада Славы потребует сноса целого блока зданий улицы «Карьер де Майорка». По задумке, к фасаду будет вести подземный проход, расписанный изображениями порока, ада, демонов, ложных богов и иной ереси. Внизу семи колон будут изображены семь смертных грехов, а наверху — семь добродетелей.

Фасад Страстей Христовых

Фасад Страстей Христовых, Саграда Фамилия, Барселона

По сравнению с богато украшенным и пышным фасадом Рождества, фасад Страстей отличается строгостью, сдержанностью и простотой. И это неудивительно, учитывая основную тему декора — страдания Иисуса Христа во время его распятия. Строительство началось в 1954 году с ориентиром на зарисовки и чертежи, оставшиеся после смерти Гауди. Драматический эффект в дизайне усугубляется суровыми прямыми линиями и угловатыми скульптурами. Гауди считал, что этот фасад должен вызывать в людях трепет и страх.

Сцены, просматриваемые на фасаде, можно разделить на три уровня, которые поднимаются к небесам по дуге латинской буквы «S». На самом нижнем уровне изображена ночь накануне распятия, на среднем уровне — Голгофа, последнем — смерть Христа, погребение и Воскресение. Подобно фасаду Рождества, здесь имеются три портика, представляющие богословские добродетели, но совершенно в ином свете.

Ворота фасада Страстей

Ворота фасада Страстей, Сагарда Фамилия, Барселона

Страшная тематика фасада Страстей в полной мере раскрывается ещё у ворот. Первое, что видит посетитель — пятиметровая статуя бичевания Христа у позорного столба. На бронзовых дверях выгравирован отрывок из Священного писания, рассказывающий о последних земных днях Спасителя. Слева и справа от ворот изображены греческие символы — альфа и омега, начало и конец, соответственно.

Апсида

Апсида располагается между двумя фасадами — Рождества и Страстей. Она состоит из семи часовен и двух боковых лестниц, в дизайне которых отчетливо просматривается связь с винтовыми лестницами крипты (изображения улиток). Интерьер абсиды украшен плачущими ангелами, дабы напоминать о страданиях Христа. С внешней стороны изображены лягушки, ящерицы, змеи и саламандры, которые не могут зайти внутрь. Кроме символического значения последние выполняют важную функцию — не дают дождевой воде скапливаться и попадать вовнутрь.

Внутреннее убранство

Храм Святого Семейства - Саграда Фамилия (La Sagrada Familial), Барселона

В основе церковного здания Святого Семейства лежит классическая пятиуровневая базилика. Центральный уровень возвышается над остальными, но от каждого из пяти можно выйти к незавершенному фасаду Славы. Имеются также два боковых портала, которые ведут в часовню покаяния и баптистерий. Алтарь расположен за нефом, внутри апсиды. Внутреннее убранство, подобно фасадам, преисполнено символического декора.

Каждая дверь, каждый столп, да, и что говорить, почти каждая стена таят в себе особенный, сакральный смысл. Эти аллюзии и притчи относятся к отдельным каталонским и испанским епархиям, к каждой церкви Латинской Америки и всех пяти континентов. Кроме того, снова и снова упоминаются апостолы, особенно почитаемые святые, богословские добродетели, таинства и много другое.

Музей

Летом 1926 года, спустя месяц после смерти Антонио Гауди, генеральный директор художественных музеев Барселоны Хоаким Фолч-и-Торрес предложит превратить мастерскую творца в музей. Несмотря на то, что пожар 1936 года уничтожил массу набросков, чертежей и моделей, часть из потерянного удалось восстановить и открыть новый музей. Торжественное открытие состоялось в 1961 году на нижнем уровне фасада Страстей.

В наши дни эта комната — лишь часть современного музея. В число примечательных экспонатов входят оригинальные модели Гауди, реплики сгоревших моделей, а также нынешняя мастерская, где идет постоянная работа над восстановлением оригинальных моделей. Это своеобразный гарант того, что строительство целиком и полностью ориентировано на первоначальную концепцию Гауди. Также в музее можно посмотреть занимательные видеоролики об истории и текущем состоянии храма.

Время работы и стоимость билетов

Часы работы:

  • Ноябрь — Февраль: 9:00 — 18:00
  • Март: 9:00 — 19:00
  • Апрель — Сентябрь: 9:00 — 18:00
  • Октябрь: 9:00 — 19:00

25 и 26 декабря, а также 1 и 6 января: 9:00 — 14:00.

Стоимость билета 15 евро, купить можно на официальном сайте www.sagradafamilia.org.

Продажа билетов останавливается за полчаса до закрытия.

Где находится и как добраться

Адрес: Carrer de Mallorca, 401, 08013 Барселона, Испания.

Добраться можно на метро (линии 2 и 5, станция «Sagrada Familia») или автобусом под номерами 19, 34, 43, 44, 51, B20 and B24.

Главный вход — со стороны фасада Рождества.

Храм Святого Семейства в Барселоне на карте

Close

GuruTurizma

Путеводители по странам, маршруты по городам и советы туристам

©2014-2022 Использование информации с сайта возможно только при размещении прямой гиперссылки на GuruTurizma.ru. Фото и видеоматериалы, размещенные на сайте, являются собственностью их авторов и используются исключительно в информационных целях.
Close