Большой Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге

В исторической части городка Пушкин находится замечательный памятник достояния России, называемый Царскосельским дворцом, Большой Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге. В его истории, архитектуре навсегда запечатлены творения великих мастеров трёх эпох жизни Государства Российского. Три Великие императрицы России (Екатерина I, Елизавета Петровна, Екатерина II) внесли свой вклад в создание уникального ансамбля.

История строительства

Большой Екатерининский дворец, Санкт-Петербург
Фото: blinow61, https://ru.123rf.com/profile_blinow61

Начало стройки Царкосельской резиденции Екатерины I происходило в 1717году (окончание стройки 1724 год) по проекту известного архитектора Германии Браунштейна. Это было двухэтажное строение, состоящее из 16 комнат, называемое Каменными палатами. Тогда же в восточной части территории дворца были заложены Верхний (состоял из трёх террас) и Нижний сады. Западную часть окружения дворца отвели под создание Зверинца (потом здесь появился Александровский сад).

Правление каждой императрицы отражалось в изменениях, дополнениях направлений архитектурного стиля окончательного вида дворца. Основными считаются следующие этапы строительства современного архитектурного стиля дворца:

  • Начальный этап появления комплекса, длящийся до 1744 года, когда под руководством А. В. Квасова он был дополнен двухэтажными флигелями, связанными галереями.
  • Этап коренного преобразования (1752 год при жизни Елизаветы Петровны) по планам Растрелли дворцовый комплекс приобретает черты классического барокко.
  • Трагические разрушения около 80% здания в 1941 году (исчезновение Янтарной комнаты, огромного количества художественных ценностей).
  • Период восстановления. Уже в 1959 году шесть залов дворца стали доступны посетителям. Вновь засветился солнечными зайчиками Янтарный зал в 2003 году.

Архитектура

Большой Екатерининский дворец, Санкт-Петербург

Современный вид дворец приобрёл при власти Елизаветы Петровны. В июле 1756 года он во всём великолепии предстал перед императрицей и многочисленными гостями. На лазоревом фасаде с белоснежными колоннами сверкал золочёный орнамент. Лепные украшения, фигуры атлантов придавали дворцу торжественный, нарядный вид.

Над северной частью 325 — метрового строения сверкали пять церковных куполов. Парадный вход находился с южной стороны дворца. Его крыльцо было украшено шпилем с золотой звездой. Свыше 100 кг золота потребовалось для отделки фасада дворца. Роскошные покои (обустраиваемые Растрелли) размещались во всю длину дворца, создавая Парадную анфиладу, сверкающую позолоченной резьбой.

Во время власти Екатерины II шотландский архитектор Чарльз Камерон руководил созданием многих кабинетов дворца (Серебряный, Синий, Китайский зал, гостиные Лионская, Арабесковая Купольная столовая). Знаток и сторонник античной архитектуры решил задачу с необыкновенной изысканностью, утончённостью, красотой.

Парадная лестница (стиля второе рококо) появилась по проекту архитектора И. А. Монигетти в 1863 году и считается последним звеном перестройки ансамбля. Разместилась мраморная лестница на месте Китайского зала. Барометр, большие часы, вазы, фарфоровые блюда из Японии, Китая. Скульптурные фигуры «Просыпающийся Амур», «Спящий Амур», резная лепнина формирует её оригинальный наряд.

Парадные залы

Следуя требованиям главенствующего архитектурного стиля, Растрелли создал внутренние помещения здания по плану единой линии, когда один зал переходит в другой без дополнительных переходов, перемычек (анфилада). Обилие золота в отделке дало право называть её Золотой анфиладой. В военные годы 53 зала были ограблены, разрушены. Сейчас полностью восстановлены 32 помещения. Работы активно продолжаются.

Большой зал

Большой зал Екатерининского дворца, Санкт-Петербург

Иначе Светлая галерея (Тронный зал) считается грандиозным помещением строения. Он находится на площади около 1000 кв. м, охватывает всю ширину помещения. Растрелли создавал его для торжественных приёмов, балов, светских мероприятий. Золотой блеск украшений зала, оригинальное решение бесконечного зала подчеркивали мощь и величие императрицы.

Реализовал этот эффект Растрелли за счёт удачно расположенных ряды (два) высоких окон (по 13 с каждой стороны), между которыми вмонтированы зеркала в позолоченных рамках. Каждый звук в зале повторяется 32 раза, что придавало голосу императрицы необычно властное звучание.

Акустический эффект долго не могли воспроизвести при реставрации, но однажды он появился самостоятельно. Паркетный пол из осветленного (морёного) дуба, удивительный плафон, имеющий собственную непростую историю, создают атмосферу прошлого великолепия. Кажется, что вот-вот зазвучат ноты вальса и появится императрица в золотом одеянии.

Кавалерийская столовая

Кавалерийская столовая Екатерининского дворца, Санкт-Петербург
Фото: Igor Groshev, https://ru.123rf.com/profile_igorspb

С двух сторон Парадной лестницы находятся две уютные столовые. Небольшие группы важных гостей, балы проходили в уютной Кавалерийской столовой. Её основными элементами являются изразцовая печь, огромный обеденный стол. Печь украшена изразцами, выполненным по образу дельфтских керамических изделий (восстановлена после войны). Фигурный стол сервирован элементами из трёх орденских сервизов.

Посуда была изготовлена по спецзаказу Екатерины II на фабрике Гарднера, На ней изображены ленты, ордена Святых Владимира, Георгия, Андрея Первозванного. Использовалась для приёма кавалеров этих орденов. На столе можно увидеть скатерть с изящными лентами. Общий архитектурный тип столовой выполнен в стиле барокко с большим количеством элементов с позолоченным орнаментом.

Белая парадная столовая

Белая парадная столовая Екатерининского дворца, Санкт-Петербург
Фото: Iakov Filimonov, https://ru.123rf.com/profile_jackf

В ней проходили обеды императорского семейства, «вечерние кушанья» императрицы в узком кругу, официальные празднества. Стены помещения обтянуты белым штофом, украшены золотым орнаментом. В центре столовой находится фигурный стол, уставленный роскошной посудой из сервизов императрицы Марии Федоровны, изготовленной на Мейсенской фабрике.

Особенно загадочными выглядят маслёнки-обманки, декоративные вазы – «ароматницы буль де неж». В центре стола расположена уникальная фарфоровая копия беседки Екатерининского парка («сюрту де табль»). В парадной столовой все празднества проходили с использованием сложных особенностей сервировки стола, обилием блюд, фонтанами из вина, шампанского.

Мебель с золочёными консолями выполнена в старинной манере. Стены помещения украшены картинами И.Ф. Гроота (он ввёл направление «охотничий натюрморт» в живописи). На картинах изображены моменты охоты, яркие натюрморты, охотничьи трофеи. Архитектором белой парадной столовой является Н.П. Краснов.

Картинный зал

Картинный зал Екатерининского дворца, Санкт-Петербург
Фото: Sergii Liashenko, https://ru.123rf.com/profile_mactep78

В центральной части Золотой анфилады находится оригинальный зал. Его стены увешены яркими полотнами картин, приобретённых в 1745 году. Это коллекция живописи пяти европейских школ (Испании, Италии, Франции, Голландии, фламандских мастеров).

Размещены они по шпалерному типу, популярному в XVIII, представляющему сплошной ковер из картин, отделяемых рамками. Среди многочисленных картин известных художников западной Европы XVII,XVIII столетий находится картина «Полтавская битва», написанная по заказу Петра I.

Оформлением зала руководил Растрелли. Все картины гармонично сочетаются по размерам, цвету, создавая уникальную мозаику. Основным предназначением зала являлось проведение дипломатических встреч, важных приёмов. Вовремя войны зал был разрушен, но картины удалось вывезти.

Арабесковый зал

Арабесковый зал Екатерининского дворца, Санкт-Петербург

Любимый парадное помещение Екатерины Великой, рождённое из её личных покоев первым. Оформлением зала руководил архитектор Ч.Камерон. Он удачно использовал сложный средневековый орнамент восточных стран, состоящий из геометрических, растительных узоров в создании панно. На них изображены сцены из жизни Древнего Рима. Фигуры мужчин, женщин, чудовищ из легенд, мифов загадочными сюжетами переходят друг в друга, окружаются растительным орнаментом, создавая изысканную атмосферу зала.

Причудливый узор в сдержанных тонах на ковре (с изображением победы Потемкина над турками), утвари, мебели, стенах, любом элементе декора создаёт особый уют в этом зале. Здесь императрица любила проводить приёмы, думать над игрой в шахматы, шашки, любуясь фантастическими арабесками.

Малиновая и Зеленая Столбовые

Зеленая Столбовая Екатерининского дворца, Санкт-Петербург
Фото: Felix Lipov, https://ru.123rf.com/profile_demerzel21

Такое название помещения получили из-за оригинального вида стен. На них находятся стеклянные столбы с разноцветной фольгой (в то время её изготавливали из чистого серебра), имитирующей россыпи драгоценных камней. Растрелли придумал эти архитектурные элементы для имитации колонн, поддерживающих потолок в виде плоских пилястров (или столбов).

В Малиновой Столбовой проводились весёлые настольные игры. Центр занимает ломберный, старинный стол с редкими шахматами, сделанными китайскими мастерами в XVIII столетии (фигуры сложной формы сделаны из кости, а доска покрыта перламутровыми пластинами).

Сейчас в залде выставлен редкий экземпляр секретера XVIII столетия (в Европе образцов наборной мебели стиля «перистого рокайля» сохранилось совсем немного). Его изготовил известный немецкий мастер по изготовлению мебели А.Рентген. В Зелёной Столбовой размещалась буфетная Екатерины II с богатой коллекцией столового серебра. Готическую перегородку, поставленную около1770 года, не восстанавливали после военных действий.

Портретный зал

Портретный зал Екатерининского дворца, Санкт-Петербург
Фото: Felix Lipov, https://ru.123rf.com/profile_demerzel21

Начальный образ помещения полностью возвращён в результате сложных реставрационных работ по фотографиям, сохранившихся фрагментах отделки. На стенах зала, обтянутых белым штофом, вновь засверкали роскошью, золотым убранством парадные портреты императорских особ. Среди них изображения Екатерины I, Елизаветы Петровны. Портреты Великой княгини Наталии Алексеевны, Екатерины II.

На потолке зала находится плафон «Меркурий и Слава», созданный Д. Скайярио (венецианская школа) в 1792 году. Портреты помещены в огромные рамы, украшенные вензелями, коронами, золотым орнаментом. На них прослеживается путь изменения стоимости императорских нарядов. Они становятся всё богаче, внушительнее, подчёркивая необъятное величие императриц.

После смерти Елизаветы Петровны количество нарядов превысило 15 тысяч единиц. Старинные предметы туалета находятся в специальных зеркальных витринах, стоящих у окна. Это несессеры, костюмы вельмож, веера, табакерки, венчальный наряд, выполненный из серебряной парчи. Во время восстановления зала заменили одну (из двух изразцовых печей) на вариант роскошного камина, облицованного мрамором.

Янтарная комната

Янтарная комната, Екатерининский дворец
Фото: Руслан Шамуков, vk.com/tsarskoe_selo_museum

Удивительная комната появилась по приказу Елизаветы Петровны Растрелли украсить стены янтарными панелями (наследство отца). Созданы они умельцем Шлютером для короля Фридриха I и подарены Петру I.Работа с янтарём (хрупким, чувствительным к свету материалом) считалась редкой, сложной. Комната стала шедевром искусства XVIII столетия, жемчужиной дворца, самым значимым произведением из янтаря.

Сквозняки, печное отопление, перепады температуры наносили вред янтарному произведению. Комната существовала во дворце почти 200 лет. Часто проводилась реставрация панелей. Очередная из них была запланирована на 1941 год. Война изменила всё в жизни дворца. Тяжёлый удар ему нанесло исчезновение Янтарной комнаты. Найти её не удалось.

А вот все янтарные панели в 190 годы восстановили полностью в Царскосельской янтарной мастерской умением собственных реставраторов. После 20 лет кропотливого поиска технологий, создания школы мастеров новый Янтарный зал в 2003 году предстал перед ценителями прекрасного. Сделано это было в честь празднования 300 — летия красивейшего города мира Санкт-Петербурга.

Время работы и цены на билеты

Дворец, являющийся объектом культурного достояния России, Всемирного наследия ЮНЕСКО работает с 10 утра до 18 часов вечера (касса закрывается в 16.45). Выходной день во дворце каждый вторник и последний понедельник месяца. С апреля по октябрь осмотреть дворец можно по билету в парк. Стоит он 120 рублей.

Ученики, студенты, курсанты, члены союзов дизайнеров, художников, архитекторов платят за билет 60 рублей. Пенсионеры (в том числе из РБ) имеют право приобрести льготный билет за 30 рублей. Дети в возрасте до 16 лет допускаются во дворец без оплаты.

Где находится и как добраться

Большой Екатерининский дворец, Санкт-Петербург
Фото: Sergii Liashenko, https://ru.123rf.com/profile_mactep78

Находится Большой Екатерининский дворец в городке Пушкин. Приехать на городской вокзал просто следующим способом:

  • На электричке с Витебского вокзала Санкт — Петербурга. Билет стоит 40 рублей. Дальше пешком (около 30 минут) или на местных автобусах 371, 382 или маршрутном такси.
  • Такси, следующим по маршруту 286, 287. 347, 545 от станции метро Московская (или Купчино). Стоимость проезда около 40 рублей.
  • На автобусе 187, едущего к железнодорожному вокзал. Цена проезда составляет 30 рублей. Время в пути около 1.2 часа.


Большой Екатерининский дворец на карте

Close

GuruTurizma

Путеводители по странам, маршруты по городам и советы туристам

©2014-2022 Использование информации с сайта возможно только при размещении прямой гиперссылки на GuruTurizma.ru. Фото и видеоматериалы, размещенные на сайте, являются собственностью их авторов и используются исключительно в информационных целях.
Close