Церкви и храмы Ярославля — 30 главных святынь

Ярославль внес изрядную лепту в развитие истории и культуры России. Особенно богат этот древний город архитектурными памятниками. Видное место среди них занимают великолепные храмы, чьи луковичные и шлемовидные купола увенчаны сияющими на солнце золочеными крестами.

Дошедшие до нашего времени каменные церкви и храмы Ярославля в большинстве своем появились в XVII столетии. В этот период, именуемый «Золотым веком» православного зодчества, город на Волге переживал экономический и культурный подъем.

Богатое купечество могло позволить себе строительство новых приходов и монастырей, которые в те годы появлялись десятками. На сегодняшний день сохранились 134 святыни. Многие из них внесены в региональный и федеральный списки памятников истории и культуры.

Содержание

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор, Ярославль
Фото: Yury Dmitrienko, 123rf.com

Появление первого варианта монастыря относят к 1186 году. Духовный центр Ярославля превратился в каменное строение при поддержке Ростовского князя Константина. На его территории вырос величественный каменный Спасо-Преображенский Собор.

Старинный храм XVI века вошел в списки всемирного наследия. В библиотеке собора хранились старинные рукописи. Среди них было найдено «Слово о полку Игореве».

Сейчас полная информация о книге, способе её создания предоставляется интересной экспозицией музея при Соборе. Но пожар уничтожил и эту постройку. Сейчас существует, возведённый на остатках фундамента, новый Собор.

В архитектурный комплекс города входят Священные ворота, Трапезная палата, Келейный корпус, Архиерейский дом, колокол «Благовестник». В Соборе хранятся священные реликвии, иконы Богоматери Владимирской, Смоленской, Преображения Господне. Основная часть выполнена в стиле барокко.

Находится на Богоявленской площади, рядом с Московским мостом над рекой Которосль.

Церковь Илии Пророка

Церковь Илии Пророка, Ярославль
Фото: Iakov Filimonov, 123rf.com

Яркие зелёный купола, ажурная колокольня, белоснежные стены церкви, расположенной в центре города, с первого взгляда привлекает внимание. Решение о строительстве Православного храма, ставшего шедевром храмового зодчества на Руси, было принято Ярославом Мудрым одновременно с закладкой города.

Современное каменное здание существует с 1650 года. Наружные стены церкви украшены орнаментом из резного кирпича, изразцами, полихромной росписью.

Интересный внутренний интерьер церкви состоит из огромного числа сюжетных изображений (клейм), орнаментов, бытовых сцен. Для его создания пригласили лучших мастеров, выполняющих фрески, иконописцев того времени.

Впервые в церквях города купол украшен изображением триединого бога, символизирующего «Отечество», а не Вседержителя. В храме находятся пять красивых иконостасов, моленные места царя, патриарха, привезённые из другой церкви. Церковь считают жемчужиной ярославской школы зодчества.

Храм Николы Мокрого

Храм Николы Мокрого, Ярославль
Фото: WhiteKrechet, 123rf.com

Впервые упоминался в 1610 году в грамоте, подписанной царем Василием IV Шуйским. Согласно городской легенде, сооружение построили на месте старинного капища, расположенного на берегу реки Коротосли.

Говорят, что фундаментом здания послужил почитаемый язычниками жертвенный камень. Сохранившийся до наших дней пятиглавый собор из красного кирпича начали возводить в 1665 году. Строительство длилось семь лет.

При взгляде на этот христианский архитектурный памятник сразу бросаются в глаза цветные керамические изразцы. Подобно пестрому ковру они покрывают стены главного (Никольского) храма и западную часть пристроенной к нему в 1686 году Тихвинской церкви. Алтарные окна декорированы нарядными наличниками. Украшением фасада служат также резные решетки, чьи S-образные звенья оканчиваются коваными цветочными бутонами.

Не менее прекрасно здание и внутри. В 1673 году ярославские мастера приступили к оформлению соборных стен. Талантливые художники создали около 660 фресок, в том числе — грандиозную картину «Страшный суд». Сюжеты росписей повествуют о библейских событиях, почитаемых святых и русских царях. Увидеть чудесную стенопись можно и сегодня — с 1992 года находится под крылом РПЦ и является действующим.

Церковь Андрея Критского

Церковь Андрея Критского, Ярославль
Фото: Natalia Harries, fotokto.ru/id127223

Закладка первого камня в фундамент церкви Андрея Критского, строительство которой финансировали члены правления Товарищества Ярославской мануфактуры, был заложен в 1904 году. Торжественное освящение состоялось четыре года спустя.

В 1923 году службы прекратились, а в 1952 году помещения заняли Дом физкультуры и спортивная школа. Только через 58 лет, в год празднования поволжским городом своего 1000-летнего юбилея, конфессиональное сооружение вернули РПЦ.

Церковь Андрея Критского представляет собой крупную постройку, над которой возвышается 40-метровая шатровая колокольня. Из-за внешнего вида православную святыню иногда путают с католическим костелом. Дело в том, что архитектура здания представляет собой непривычное для ярославских сооружений сочетание византийского стиля с эклектикой, дополненной готическими акцентами.

В отделке интерьера щедро использовали керамическую метлахскую плитку, в солнечную погоду переливающуюся всеми цветами радуги. К сожалению, практически все элементы внутреннего убранства канули в Лету. До наших дней дошла единственная мозаика с изображением Николая Угодника, расположенная на стене алтарной аспиды. Современная настенная роспись, представляющая собой копии известных картин русских живописцев, была создана в 2015 году.

Благовещенско-Вознесенский приход

Благовещенско-Вознесенский приход, Ярославль
Фото: Olga Volodina, 123rf.com

История комплекса уходит корнями во времена, когда на берегу Волги располагалась Ловецкая слобода. Согласно архивным документам, церковь существовала в этом рыбацком поселении еще в начале XVII столетия.

Деревянное сооружение, уничтоженное пожаром 1670 года, спустя 32 года отстроили в камне на средства местных жителей. Так началась летопись Благовещенско-Вознесенского прихода.

Благовещенско-Вознесенский приход — это архитектурный ансамбль, состоящий из двух частей. Первая из них — увенчанный пятиглавием холодный храм Благовещения, созданный для проведения служб в теплое время года.

Вторая часть комплекса — кирпичная приземистая Вознесенская церковь. Благодаря небольшим размерам, постройку было легко протопить зимой. Старинные здания дополняет трехъярусная колокольня. Автором проекта звонницы был А. М. Достоевский — родной брат знаменитого русского писателя.

Антирелигиозная компания 30-годов прошлого столетия затронула и Благовещенско-Вознесенский приход. Святое место возвратили верующим только в 1991 году. К счастью, время и вандалы не тронули две главные православные реликвии: иконы Божией Матери «Троеручицы» и Николая Чудотворца. Сегодня в полностью отреставрированном комплексе проводят богослужения и совершают таинства, открыта детская воскресная школа.

Церковь Богоявления

Церковь Богоявления, Ярославль
Фото: Ivan Varyukhin, 123rf.com

Нарядное сооружение из красного кирпича появилось в центре Ярославля в 1693 году, заменив собой старый деревянный храм XVI века. Строительство велось на деньги местного купца Зубчанинова, имя которого было увековечено на алтарной стене.

События начала XX века в корне изменили спокойный жизненный уклад небольшого прихода. В результате белогвардейского восстания 1918 года здание было значительно повреждено; в 1938 году здесь открыли автомастерскую и гараж. Лучшие времена для святыни наступили лишь с началом глобальной реставрации 1951 года.

Церковь Богоявления — это своеобразная дань традициям московского православного зодчества. Подобно столичным соборам, пятиглавый ярославский красавец не имеет подклета, а над арками вытянутых окон нависают два ряда крупных кокошников.

Внутреннее убранство напоминает расписной терем, словно сошедший со страниц русских сказок. Стены сплошной лентой охватывает многоцветный калейдоскоп искусных фресок. Красочная роспись повествует о земной жизни Иисуса Христа.

До прихода власти советов в церкви Богоявления находились четыре бесценные реликвии. Две из них — вырезанная из дерева голова Иоанна Крестителя и напрестольный крест, хранивший частицу Креста Господня, — были утеряны.

До наших дней дошли крест XVII века с изображением распятого Спасителя и позолоченный иконостас в барочном стиле. Это уникальное произведение христианского искусства было создано в XVII столетии и с тех пор не менялось.

Фёдоровская церковь

Фёдоровская церковь, Ярославль
Фото: vk.com/feodorovskoepodvore

В 1687 году в богатой слободе Толчково, что раскинулась на берегах реки Которосли, построили приходскую Фёдоровскую церковь. Существует предание, что своим появлением божий дом обязан страдавшему параличом Иоанну Плешкову.

Неизлечимая болезнь чудесным образом покинула посадского человека после того, как во сне к нему явились «мужи в одеянии святительском» и повелевали отправляться в Кострому для поклона иконе Божьей Матери Федоровской.

Окончательный облик белоснежной 36-метровой постройки сложился в 1776 году, когда с южной стороны пристроили Тихвинский придел. Архитектурный стиль типичен для ярославского зодчества, отличаясь лишь строгостью и скромностью декора: фасад лишен изразцов, а арочные окна — наличников. Выразительный вид сооружению придают лишь пять зеленых луковичных глав высотой 22 метра.

Почитаемые веками исторические раритеты и сейчас предстают перед прихожанами в первоначальном виде. Особую ценность представляют шитые покровы, резной иконостас 1705 года, золоченые царские врата и старинный серебряный ковш, предназначенный для освящения водой. Кроме того, здесь хранятся мощи святых Константина, Давида и Федора, а также дидактическая икона, изображающая Святую Троицу.

Royal Hotel Spa & Wellness
Крытый бассейн, фитнес-центр и сауна
9,0
Хорошона основании 1 956 отзывов
Забронировано сегодня 7 раз
Показать цены
Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543
Cosmos Yaroslavl Hotel
В ресторане готовят блюда баварской кухни
8,6
Хорошона основании 1 806 отзывов
Забронировано сегодня 4 раза
Показать цены
Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543
Алеша Попович Двор
В воскресенье в ресторане проводятся джазовые концерты
8,7
Хорошона основании 2 526 отзывов
Забронировано сегодня 4 раза
Показать цены
Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543
Любим
Работает ресторан европейской и русской кухонь
8,2
Хорошона основании 2 896 отзывов
Забронировано сегодня 6 раз
Показать цены
Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543

Церковь Спаса на Городу

Церковь Спаса на Городу, Ярославль
Фото: oxana medvedeva, 123rf.com

Свое название церковь Спаса на Городу получила благодаря расположению: на момент строительства (первая половина XIII столетия) она находилась на «городском торгу» — месте, где сходились крепостные Рубленный и Земляной валы. Сооружение неоднократно подвергалось пожару, но каждый раз возводилось заново.

Каменные стены храм приобрел в 1672 году. В 1926 году двери прихода были заколочены, а еще четыре года спустя атеистически настроенные власти сняли с куполов кресты. В лоно Ярославской Епархии святыня вернулась в 2003 году.

Белокаменное здание, увенчанное пятью главами на массивных барабанах, восхищает своим изяществом. Композиционно оно асимметрично и со всех сторон смотрится по-разному. Особенно выразителен фасад северо-западной части, к которой примыкает шатровая колокольня и невысокая галерея. Внимания заслуживают и нарядно декорированные кокошники, окружающие шатер придела Архидиакона Стефана.

Внутренние помещения оформлены в 1693 году местными художниками. Росписи верхних ярусов повествуют о земной жизни Иисуса Христа и Кресте Господнем, галереи украшены фресками с изображениями ликов Спасителя, Божьей Матери и святых. С особым почтением прихожане относятся к образу Спаса Всемилостивого и мощевику, содержащему с частицы 131 Святого Угодника Божия.

Успенский собор

Успенский собор, Ярославль
Фото: Igor Groshev, 123rf.com

Строительство началось в 1215 году благодаря князю Константину — старшему сыну Всеволода Большое Гнездо. Судьба церкви трагична. На протяжении веков она неоднократно горела, каждый раз возрождаясь из пепла.

В 1922 году двери были заколочены, а через 15 лет городская администрация приняла решение взорвать святыню. До момента возрождения собора (2010 год) на его месте находился парк отдыха.

Современный белокаменный Успенский собор, увенчанный сияющими на солнце золотыми куполами, снаружи декорирован майоликовыми панно и разноцветными изразцами. Над входом размещена 8-метровая икона Успения Пресвятой Богородицы.

Напротив прихода установлена единственная в России статуя, изображающая Святую Троицу. Скульптурный триптих был создан в 1995 году как память об уничтоженной большевиками святыне.

Внутренние помещения строги и просты. На фоне лишенных росписи белых сводов и стен контрастно выделяется убранный золотом деревянный иконостас. В 2011 году в церковное лоно вернули бесценные реликвии: мощи святых Константина и Василия, найденные в храмовом подземелье в 1501 году. Помимо того, здесь есть чудотворная икона Богоматери, принадлежащая благоверным князьям.

Храм Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке

Храм Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке, Ярославль
Фото: vk.com/bozhedomka

Один из последних памятников шатрового зодчества Руси, к сожалению почти заброшенный, с непонятным хозяином сохранил только холодную часть церкви. В центре города, среди алей Власьевского сада, раскинувшегося на месте старинного кладбища, в XIX веке находится знаменитая церковь Божедомка.

Её архитектура, история появления имеют особенности. Храм на «убогом доме» (месте захоронения бездомных, безымянных странников по древним обычаем язычества).

С 1771 года (церковь построена в 1678 году) стал действовать запрет на убогие дома, а захоронения стали проводить на кладбищах за городом. Так церковь Владимирской Божией Матери на Божедомке постепенно оказалась в центре города, на улице Свободы.

Особенности архитектуры церкви заключаются в том, что основной куб сделан по принципам крестовокупольного варианта. Три шатра выполняли только декоративную роль. Храм для бедных никогда не имел богатой внешней, внутренней отделки.

Церковь Вознесения Господня

Церковь Вознесения Господня, Ярославль
Фото: Ivan Varyukhin, 123rf.com

История церкви Вознесения Господня началась в XVI столетии. Первый божий дом был возведен в Кондаковой слободе (ныне — улица Свободы) на деньги зажиточного купца греческого происхождения Василя Кондаки. В результате пожара 1667 года деревянная постройка сгорела дотла. Двумя годами позже на ее месте появился каменный пятиглавый храм.

В 1691 году по соседству построили Сретенскую церковь. В период с 1745 по 1917 год во внешний вид архитектурного ансамбля был внесен ряд изменений: появились два придела и четырёхъярусная колокольня. Оформлением обновленных внутренних помещений занимался иконописец В.В. Сарафанников, владеющий клеевой техникой фресковой живописи.

В дни большевистского восстания 1918 года фасад был серьезно поврежден снарядами, а со звонницы рухнули пудовые колокола. Несмотря на то что община на собственные средства восстановила приход, в 1929 году его закрыли и обезобразили, уничтожив колокольню, сняв маковицы куполов и один из барабанов. Внутри памятника православной культуры обосновались трамвайное депо, библиотека и клуб.

В 2006 году комплекс передали в распоряжение РПЦ, после чего началась его масштабная реконструкция. В историческом виде восстановлены фасады и купола. Приведены в порядок пол, внутренние стены и своды, частично покрытые уникальной фресковой живописью XIX века. И хотя работы по воссозданию ведутся и по сей день, церковные требы совершаются регулярно.

Церковь Дмитрия Солунского

Церковь Дмитрия Солунского, Ярославль
Фото: vk.com/dsolunskiy

Считается образцом двухстолпного типа ярославского зодчества XVII столетия. Холодная церковь возводилась в честь Смоленской иконы Богоматери Одигитрии на месте старой деревянной церкви.

В ней были три предела во имя Великомучеников Дмитрия, девяти мучеников Кизических.Солунского, Георгия Победоносца. Первоначально её украшали пять куполов. Теплый храм во имя Похвалы Богородицы имел двухъярусный расписной иконостас (интерьер храма исчез) был воздвигнут в 1749 году.

Считается, что автором росписей храма был известный мастер Плеханов. Тематика росписей основана на использовании сюжетных клейм из сцен Евангелия, жизни Богородицы.

Основными изображениями считаются «Вседержитель», находящийся в куполе, фигуры восьми пророков, расположенных между окнами. Их выбор, исполнение во весь рост символизирует вселенское величие Русской церкви. Хорошо сохранилась нарядная алтарная живопись с композицией «О тебе радуется».

Церковь Ильинско-Тихоновская

Церковь Ильинско-Тихоновская, Ярославль
Фото: Алексей Петров, CC BY 3.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=54226554

В самой древней церкви города не идут богослужения, не слышатся церковные песнопения. Только торжественный внешний вид здания напоминает о том, что давно в этом месте происходили события, ставшие легендой.

Ярослав Мудрый велел возвести здесь церковь в честь святого Ильи Пророка после победы над лютым медведем. Каменное здание выросло в 1694 году. Пристроенный придел во имя святого Тихона Чудотворца. Отразился в названии церкви. «Ружное» архитектурное сооружение (содержащееся за счет казны) до сих пор не передано в ведения церкви.

Некоторые реставрационные работы выполнялись в честь празднования тысячелетия Ярославля. Сейчас в каменной одноглавой церкви, здании находятся запасники художественного музея, мастерские. Но храм, построенный в неоклассической форме, с нарядной лестницей, высоким одноглавым куполом, аккуратными башенками (колокольней и ризницей) вызывает восхищение, любопытство.

Церковь Иоанна Златоуста

Церковь Иоанна Златоуста, Ярославль
Фото: Yury Dmitrienko, 123rf.com

В 1649 году на месте, где река Которосль впадает в Волгу, был заложен фундамент пятиглавой краснокирпичной церкви. Материал для строительства был выбран неслучайно: большая часть местного населения занималась добычей кирпича.

Через четверть века сооружение оснастили высокими окнами и украсили разноцветными изразцами. В начале XX столетия открыли приходскую школу и библиотеку. А в 1935 году там, где веками читали молитвы, оборудовали склад.

Златоустовский храм представляет собой квадрат, с трех сторон опоясанный аркадной галереей. Все три входа выполнены в виде домообразных крылечек. Окна и колонны четверика оформлены изящными плиточными композициями с растительными мотивами.

Главной достопримечательностью фасада служит колоссальный наличник окна на центральной аспиде алтаря. Керамическое украшение высотой 8 метров, чья форма напоминает кокошник, прекрасно видно даже с берега Волги.

Внутри уцелел пятиярусный иконостас, обрамленный орнаментом в виде цветов и виноградной лозы. В изысканной резьбе царских врат доминирует мотив подсолнуха. Однако полюбоваться на это старинное произведение христианского искусства не представляется возможным.

После того как в 1992 году храм был передан Старообрядческой церкви, его используют только для проведения божественных служб старообрядцев. Туристам доступ во внутренние помещения закрыт.

Крестобогородская церковь

Крестобогородская церковь, Ярославль
Фото: vk.com/krestobogorodsky

Несмотря на то, что эту церковь пытались неоднократно закрыть, она действует и на ней возвышается новый 200 пудовый колокол (один из самых больших в городе), пристроена паперть, обновлен пол, смонтировано отопление, выполнены новые росписи стен.

Возникновение храма связано с наступлением страшного бедствия средних веков чумы. Люди искали любые пути спасения жизни, в том числе и помощь бога. На самой высокой точке окраины города (Поклонной горе) местное духовенство читало молитвы, прося о помощи. Беда отступила.

В честь победы над эпидемией построили небольшую часовню. Вокруг неё постепенно зарождалась жизнь поселения, названного Кресты. Рядом с деревянной церковью построили каменный храм (около 1760 года).

Главную святыню в виде трёхметрового креста митрополита Ионы со святыми иконами, старинной надписью перенесли в новый храм, где он находится и сейчас. После реставрации в нижнюю часть креста помещены мощи святых. Местоположения церкви позволяет увидеть красивые окрестности, город Ярославль.

Церковь Михаила Архангела

Церковь Михаила Архангела, Ярославль
Фото: Dariia Maksimova, 123rf.com

Является одним из древнейших памятников православного зодчества. В документах XIII века она упоминается как сооружение, возведенное по указу князя Константина Мудрого. В 1657 году уничтоженную огнем деревянную постройку заменило каменное здание. Однако и ему была уготована печальная участь: через год пожар нанес интерьеру непоправимый урон. Возродить святыню удалось лишь спустя 30 лет.

Так как строительство велось на средства городского купечества и в соответствии с его пожеланиями, облик здания нельзя отнести к единому стилю. Возвышающийся на подклете четырехстопный храм покрыт четырехскатной крышей, что было новшеством для архитектуры того времени.

Нарядный облик церкви придают белоснежные пилястры, наличники и ажурное крыльцо галереи. К северо-западной стене примыкает высокая звонница с мощным основанием.

Роспись внутренних помещений, выполненная в 1731 году, отличается разноцветьем красок и насыщенными тонами. Сюжеты фресок просты и частично перекликаются с традиционными лубочными картинками. К сожалению, часть настенной живописи утеряна. Реставрационные работы продолжаются и по сей день. Требы свершаются только в теплом южном приделе.

Церковь Петра и Павла

Церковь Петра и Павла, Ярославль
Фото: Anton Lebedev, 123rf.com

Двухэтажная каменная церковь строилась на средства богатого владельца мануфактуры И. М. Затрапезнова. Родовая усыпальница раньше находилась в этой церкви. Благодаря заботе прихожан восстановлена могильная плита, ежегодно проводится крестный ход вокруг бывшей площади, занимаемой мануфактурой, отмечается престольный праздник апостолов Петра, Павла.

Сейчас это место называется Петропавловским парком. В XVIII веке рядом с церковью находились пять интересных прудов, имеющих конкретное предназначение.

Здание церкви повторяет форму знаменитого собора Петербурга стиля барокко. Достопримечательностями церкви считаются икона из слоновой кости « Воскресение Христово с праздниками» (подарок Петра I Затрапезному), серебряный крест с жемчугом и частицей мощей Антония Римлянина, считающегося Чудотворцем Новгорода. Церковь украшали колокола, часы.

Сейчас в храме звучат молитвы, проходят богослужения.

Церковь Рождества Христова

Церковь Рождества Христова, Ярославль
Фото: Anton Starikov, 123rf.com

В ней в 1600-ых годах хранилась, спасённая из Рождественского женского монастыря, икона Казанской Божией Матери. Белоснежная древняя церковь напоминает удивительные каменные кружева, застывшие над Волгой. Она сохранилась в своём первозданном виде.

В архитектуре церкви использовались оригинальные архитектурные решения. Многие элементы были впервые использованы в церковном зодчестве Руси. Например, столпообразная колокольня церкви, достигающая высоты около 40 м и заканчивающаяся шатровым верхом.

Первоначально в звоннице церкви было 8 колоколов. Часть из них привезли из Голландии. Самый большой колокол отправлен во время Советской власти на переплавку. Историки говорят, что знаменитые муравленые изразцы впервые стали использоваться в декоре этой церкви.

Из них выложена храмозданная надпись, увековечившая имена Назарьевых, митрополита, царя. Прочитать её можно и сейчас. Над ансамблем работали мастера по заказу двух поколений известных ярославских купцов. Сложная структура храма скрывается за очень красивой внешней отделкой.

Посещение церкви входит во многие туристические маршруты. В нём всегда находятся верующие. Интересная история церкви связана с похищением многих древних икон в 1989 году. Все они были проданы в другой стране. Похищенные иконы приобрел Владимир Рощин (коллекционер из Саратова) и вернул их в церковь.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Яковлевском

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Яковлевском, Ярославль
Фото: Елена Корабль. CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21749646

По свидетельству городских летописцев, в первой половине XVI столетия в селе Яковлевском (позже — Яковлевская слобода) уже существовала деревянная церковь. В 1769 году на месте обветшалого здания возвели каменное, деньги на которое собирали местные жители. Храм состоит из двух частей: освященной в 1778 году летней зоны и теплой зимней, освященной пятью годами позже.

В архитектурном плане белокаменный храм напоминает корабль. Впереди, подобно мачте, возвышается колокольня. Она составляет единый ансамбль с трапезной и бесстолпной церковью, увенчанной пятью нарядными куполами. Глава с позолоченным крестом возвышается и над аркой главного входа. Внутренние стены украшены фресками работы Н. И. Баженова; иконостас покрыт позолотой.

Пройдя через столетия, Яковлевско-Благовещенская церковь дошла до наших дней в своем первоначальном облике. Не были утеряны и уникальные христианские ценности: образ «Неопалимая Купина», созданная в XVI веке икона Спасителя и 700-летний Чудотворный Крест, помещенный в посеребренный оклад. Службы Божии, не прекращавшиеся даже в советские времена, регулярно свершаются и сегодня.

Церковь Параскевы Пятницы на Туговой горе

Церковь Параскевы Пятницы на Туговой горе, Ярославль
Фото: Ghirlandajo. CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=51802187

Церковь, названная именем святой великомученицы Параскевы Пятницы, расположена на Туговой горе, где в 1257 году произошла битва ярославцев с татарами. В этом бою погибло много местных жителей, лег на поле брани и Константин Всеволодович.

Там, где был убит благоверный князь, возвели деревянную часовню, которую в 1692 году заменил одноглавый храм из белого камня. Здание не отапливалось, но в трапезной был обустроен теплый придел.

В начале XIX столетия внутреннее пространство декорировали росписями и лепниной, в 1836 году благодаря средствам горожан появился одноярусный иконостас. К 1891 году в приходе имелись восресная школа, попечительство и богадельня.

В 1936 году с крыши сняли большой купол и разобрали колокольню, а годом позже церковные двери и вовсе заколотили. Возрождение святыни началось только в 1991 году.

Рядом с церковью находится кладбище — одно из самых древних в Ярославле. Здесь покоятся многие именитые горожане. Среди старинных надгробных памятников выделяется крест, установленный в честь великого сражения войска князя Константина с ордынцами. В память об этом событии ежегодно организуют крестный ход.

Церковь Сретения Господня

Церковь Сретения Господня, Ярославль
Фото: vk.com/club194169163

Впервые упоминается в архивных книгах 1636 года. Через полвека деревянное сооружение было перестроено уже в камне. В XIX веке здание подверглось глобальным изменениям: внутренние помещения расширили, пристроили трапезную и заменили алтарь. В 1931 году божий дом едва не постигла печальная участь — постройку собирались взорвать. К счастью, этого не случилось. В 1994 году святыню передали РПЦ.

Это яркий образец псевдорусского зодчества. Фасад из красного кирпича выделяется вставками из белого камня, резными кокошниками и имитирующей лепнину кладкой, придающей строгому силуэту здания праздничный вид. Внимания заслуживает и великолепная звонница, состоящая из 18 колоколов.

Особым почитанием среди прихожан пользуются иконы мученика Христофора и Сергия Радонежского. Помимо ликов святых, приход известен своей выдающейся акустикой. В 1918 году священник В. Н. Зиновьев (отец Василий) организовал здесь певческую капеллу, просуществовавшую вплоть до 1925 года. Традиции православного песнопения сохранились и по сей день: многоголосые распевы хора сопровождают все божественные службы.

Храм Иконы Божией Матери Знамение

Храм Иконы Божией Матери Знамение, Ярославль
Фото: vk.com/yarznamenie

В Средние века город окружала крепостная стена. Фортификационное сооружение было оборудовано монументальными башнями, две из которых сохранились до наших дней. Одна из них — это квадратная Власьевская башня с рядом мощных каменных зубцов, бойницами и коваными решетками окон.

В 1890 году рядом со старинной постройкой появился ныне существующий Знаменский храм, составляющий с башней единый архитектурный ансамбль.

К концу XIX столетия внутренние помещения оказались слишком малы для прихожан, желающих принимать участие в богослужениях. В 1897 году сооружение было перестроено.

Архитектура нового здания сочетала в себе древнерусский стиль, модерн и элементы византийского зодчества. На крыше установили главу с золоченым куполом, белоснежный фасад украсили арочными проемами и резными карнизами. На восточной стене поместили икону «Знамение Богородицы».

Современный интерьер отличается строгостью линий и отсутствием ярких красок. Внутри помещен небольшой алтарь и скромный иконостас. Главная святыня — это иконописный образ Божьей Матери «Знамение». В 2015 году коллекция реликвий пополнилась частицей Гроба Господня и частицей мощей Павла Таганрогского.

Церковь Троицы Живоначальной в Норском

Церковь Троицы Живоначальной в Норском, Норское
Фото: vk.com/public201780448

Расположена в поселке Норском, на высоком берегу, где в Волгу впадает маленькая речка Нора. В преданиях говорится, что деревянный приход во имя Николая Чудотворца стоял на этом месте еще во времена нашествия на Русь монголо-татар. Нынешнее белокаменное сооружение в честь Живоначальной Троицы воздвигли в 1749 году. Деньги на строительство собирали всем миром.

Спустя 95 лет одноэтажное здание значительно увеличили в размерах. Внутри установили пятиярусный иконостас с вызолоченной глухой резьбой, стены частично расписали греческим письмом. С западной стороны возвели восьмигранную 25-метровую колокольню конической формы, увенчанную небольшой главой и крестом.

В 30-е годы Троицкий храм закрыли и обезглавили, а внутренние помещения стали использовать под фабричные нужды. Возрождение началось в 1995 году. Святыне вернули пять утраченных куполов с крестами, в прежнем виде восстановили шатровую звонницу и отлили новые колокола.

К сожалению, большинство настенных росписей было утеряно, отреставрировать удалось лишь часть фресок на сводах четверика. Жизнь прихода продолжается: проводятся богослужения, таинства, открыта воскресная школа.

Церковь Ярославской иконы Божией Матери

Церковь Ярославской иконы Божией Матери, Ярославль
Фото: vk.com/yarhram

В России немало религиозных объектов, возведённых в честь великих святых икон. Один из них – храм Ярославской иконы Божией Матери. Точно неизвестно время и место её происхождения, но это не мешает оценить тонкое мастерство иконописца и высокую духовность изображённых на ней ликов.

Есть сведения, что святыню принесли в северный город русские князья Константин и Василий в XIII веке. Их мощи с 1501 г. похоронены в Успенском соборе города. С подлинника реликвии было сделано несколько копий (списков), которые сегодня находятся в 4 российских музеях.

Храм малых форм в честь святых ликов Богоматери и младенца Христа был заложен в 2011 году напротив микрорайона «Сокол» в торжественной обстановке. Состоялось освящение закладного креста и камня, в основание вложили памятную капсулу. Архитектура нового святилища отличается простотой и строгостью форм и линий.

Внутреннее убранство умиляет сдержанным оформлением. Трёхскатная крыша увенчана позолоченными куполами, изготовленными в Волгодонске. Освятил новую церковь митрополит Пантелеймон 30 ноября 2011 г.

К боковому фасаду главного здания примыкает звонница с семью колоколами. Их отлили на заводе Шуваловых в Тутаеве. Самый большой из них весит больше 100 кг. Горожанам, живущим рядом, нравится колокольный звон, разливающийся в праздничные дни по микрорайону.

Многие довольны таким соседством, испытывают душевное спокойствие и умиротворение, охотно посещают различные службы. Сегодня ведутся работы по созданию целого комплекса религиозных построек, включающих ещё один храм, церковно-приходскую школу и детсад.

Церковь Николая Чудотворца Надеинская

Церковь Николая Чудотворца Надеинская, Ярославль
Фото: Илья «BIM» Бесхлебный. CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=100521536

Прародитель ярославских православных святилищ, с которого начался «золотой век» знаменитых храмов Ярославля был возведён в 1621-22 гг. Инициатором и спонсором строительства церкви Николая Чудотворца стал богатейший человек России, купец Епифан Светешников, прозванный в народе Надеей.

Поводом для строительства культового объекта послужило участие ярославцев в освобождении Москвы от поляков. Бытует поверье относительно его названия: якобы в момент завершения строительства святилища к берегу Волги «приплыла» икона Николая Чудотворца. Восприняв это как Божий промысел, Светешников дал церкви имя святого покровителя.

В наши дни древний памятник церковного зодчества считается прототипом большинства храмовых построек города. В основе его архитектуры — широкий пятиглавый четверик из 4-х столпов. К восточной стене пристроены полукруглые апсиды (выступы). С южной и северной стороны сооружены приделы (церковные помещения).

Северо-западный угол здания увенчан высокой шатровой колокольней. Позже в архитектуре постройки произошли изменения: убрали 4 боковые главы из 5-ти, заложили открытую 2-ярусную галерею. В некоторых деталях церковное здание напоминает Спасо-Преображенский собор (город Муром).

Внутренние стены Николы Надеина оформлены росписями артели мастеров, руководимой костромским художником Любимом Агеевым. На сегодня эти росписи являются единственным образцом стенописи первой половины 17 века среди ярославских храмов. Уникальной также считается оформление центрального иконостаса, не имеющего аналогов в прикладном искусстве ярославцев.

Знаменит иконостас и тем, что в его создании в стиле барокко принимал участие не менее знаменитый основатель национального театра Фёдор Волков в 1751 г. В данное время храм не действует, он открыт в летнее время для экскурсантов как музей.

Софийская церковь в Савине

Софийская церковь в Савине, Ярославская область
Фото: Чуринъ. CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=82985814

На Тверицкой набережной находится небольшое симпатичное строение, привлекающее внимание туристов остроконечным куполом и высокой колокольней. Храмовое здание появилось здесь в 1766 году, когда этот участок набережной ещё не входил в состав города.

Жители деревни Савино на собранные пожертвования построили каменный храм в честь святой Софии на месте прежней деревянной церкви. В нём проводились различные религиозные обряды, службы. В советское время церковные помещения приспособили под магазин, разрушив колокольню.

Савино вошло в черту города в 1957 году, а в 1990 г. объект вернули верующим. Немало усилий было приложено для восстановления интерьеров, храмового имущества, чтобы святилище могло действовать. Первая служба прошла в день святых Петра и Павла 12 июля 2002 года. Первозданный вид вернулся зданию, когда в 2010 г. выстроили колокольню и установили ограду. Сегодня белоснежные стены, шатровая колокольня, зеленый купол и крыша украшают своим видом берег Волги.

Посетители оставляют положительные отзывы, приходя сюда в любое время года. Здесь присутствует «особенная аура спокойствия, благодати», которую не хочется покидать. Местный настоятель Василий Шиханов располагает к себе мудростью, отзывчивостью и добротой. Нравится прихожанам хоровое пение, уютная обстановка. Люди уходят отсюда просветлёнными, с верой и надеждой в хорошее будущее.

Церковь Иоакима и Анны

Церковь Иоакима и Анны, Лучинское
Фото: vk.com/ioakim_i_anna_luchinskoye

Все, кто проезжает мимо с. Лучинского в пригороде Ярославля, не могут не заметить храмовую постройку. Она возвышается на холме между 2-х дорог – Московской и Костромской и пленяет взор своей аутентичностью. Церковь, ставшую памятником религиозного ярославского зодчества, возвели в конце XVIII века.

Архитектура объекта – типичный образец 5-шатровых храмов того периода. Гордо возвышающаяся колокольня с золочёным куполом, 5-главые купола с высокими шпилями устремлены к небу. Создаётся впечатление воздушности всего сооружения.

По сути, это 3-частный мини-комплекс строений, включающий в себя основное здание, колокольню, трапезную. Восточный и западный фасады значительно выделены, что расширяет объём центрального зала, делая его вместительным. Украшает здания традиционный декор в виде остроконечных кокошников. На фасадах встроены ниши прямоугольной формы, выполняющие роль киотов. Над ними оформлены карнизы–пилы, образованные рядами кирпичей, последовательно «нависающих» друг над другом.

В советскую эпоху церковная усадьба была окружена технологическими объектами, рядом располагалась электрическая подстанция, завод резиново-технических изделий (РТИ). В связи с этим храмовые постройки претерпевали изменения. После перестройки, в 1997 году, их передали во владение местной епархии, и зданиям практически вернули первозданный вид.

Прихожане отмечают «божью благодать», царящую внутри во время религиозных отправлений: крестин, венчаний и др. Всем нравится чистая, ухоженная территория, теплая, дружелюбная атмосфера. Прихожане отмечают сердечность и душевность храмовых служителей.

Церковь Зосимы и Савватея

Церковь Зосимы и Савватея, Ярославль
Фото: vk.com/tvericy

Высокая красавица-колокольня видна издалека, когда проезжаешь по Октябрьскому мосту через Волгу. Она принадлежит храму Зосимы и Савватея (святых Крайнего Севера), воссозданному из забытья руин в 2011 году. Первое святилище построили в этом месте на средства купца Ивана Кемина в 1693 г.

На противоположном берегу была возведена ещё одна церковь – Вознесенско-Воздвиженская. Так осуществилась идея Кемина – создать своеобразные маяки, осеняющие божьей милостью путь по мосту, пересекающему Волгу.

Через Зосимо-Савватеевский храм пролегала дорога из Ярославля на Кострому, Вологду и другие северные города. Путники непременно посещали святую обитель, чтобы помолиться. Среди них были и император Николай I, и М. Ю. Лермонтов. В печально известный период гонений на священнослужителей «Зосима и Савватей» подверглись основательному разрушению.

Благородные руины, посвящённые соловецким чудотворцам, были переданы епархии в 1998 г. Первое богослужение в честь Рождества Христова состоялось в восстановленной церковной обители 7 января 2011 г. 24 апреля этого же года прошла торжественная пасхальная служба при огромном стечении народа.

Необыкновенная красота храмового здания, несмотря на простую архитектуру, никого не оставляет равнодушным. Белоснежная колокольня восхищает своим силуэтом даже ночью. Внутри нельзя не отметить красивые иконы, написанные талантливыми художниками.

В настоящее время «Зосима и Савватей» получили статус морского храмового заведения регионального значения. На его территории решено создать Мемориал погибшим ярославским морякам. Память об адмирале Ушакове здесь запечатлят на иконе в человеческий рост. Инициатором такого решения явилось Ярославское движение поддержки ВМФ России.

Церковь Леонтия Ростовского

Церковь Леонтия Ростовского, Ярославль
Фото: vk.com/club91444326

Есть в городе религиозный объект, история которого отражает путь развития не только православия с 17 века до наших дней, но и общественно-политические события страны. Расположенная в западной части города каменная церковь, носящая имя святого великомученика Леонтия – культурно-исторический и архитектурный памятник XVII-XVIII вв. Пережившее немало изменений святилище сегодня находится на территории Леонтьевского кладбища. Построили его в 1635 г. в честь святого Леонтия Ростовского, нетленные мощи которого были обнаружены в 1164 г.

Выдающийся русский архипастырь стал первым православным епископом, прошедшим обучение в Киево-Печерской Лавре. О его жизни, силе духа и святости сложены легенды.

Одна из них повествует о том, как толпа разъярённых язычников намеревалась убить святого Леонтия. Но непоколебимая вера, благодатное слово вышедшего к ним с крестом в руках святого произвели сильное впечатление на толпу. Они не решились совершить злодеяние, а некоторые из них даже приняли христианство. Однако мученическая смерть настигла Леонтия в 1073 г. от рук отъявленных язычников, исполнивших указание волхвов.

Сегодня Леонтьевский храм радует горожан и туристов удивительной красотой голубых куполов, шпилей, снежной белизной стен в окружении елей и берёз. Внутри восхищают художественные фрески, выполненные мастерами 18-19 вв. В стенах церкви хранятся мощи митрополита Ярославского и Ростовского Агафангела.

Здесь поклоняются иконам Матроны Московской и преподобного Амвросия Оптинского. В приходе по выходным дням действуют 2 церковно-приходские школы: детская и взрослая. Имеется обширная библиотека с разнообразной литературой.

Осуществляются молебны, исповеди, освящение помещений, причастия, отмечаются праздники святых. Священнослужители посещают госпиталь ветеранов, онкологическую больницу, ведут индивидуальную работу с прихожанами.

Церковь Гурия, Самона и Авива

Церковь Гурия, Самона и Авива, Ярославль
Фото: Vsatinet, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=95373956

Туристы, посещающие святой источник Ильи Муромца в Карачарово, обычно останавливаются у небольшой прелестной церквушки. Мимо неё невозможно проехать – так неотразим её милый облик. Уникальная святыня посвящена малоизвестным широкой публике личностям православных мучеников Гурию, Самону и Авиве. Пленённые воеводой римского царя Антонием Гурий и Самон, несмотря на ужасные истязания, не отреклись от веры в Иисуса Христа и были казнены.

За христианскую веру пострадал 3-й святой – Авив, служивший дьяконом в том же городе, где жили Гурий и Самон. Авив активно исповедовал христианство, читал проповеди, заходя в дома горожан. Местный градоначальник написал царю Ликинию донос о деятельности Авива и получил от него разрешение на казнь дьякона. Представ перед самим царём, христианин не предал своих убеждений и принял мучительную смерть через сожжение на костре.

Интересна история появления религиозного строения в этом месте. Муромский купец Григорий Назарьев во имя спасения своей семьи во время эпидемии холеры дал обещание построить храм. Семья выжила, купец выполнил обещание, вложив средства в строительство святыни (1650 г).

Возле симпатичного церковного здания находится небольшое кладбище, где, по преданию, хоронили людей, умерших от эпидемии. Оно до сих пор является действующим. Церковники проводят здесь службы об укреплении семей, отпевания. Фасадная стена здания, колокольня украшены поливными изразцами, что придаёт особенную прелесть строению.

Церкви и храмы Ярославля на карте

Close

GuruTurizma

Путеводители по странам, маршруты по городам и советы туристам

©2014-2022 Использование информации с сайта возможно только при размещении прямой гиперссылки на GuruTurizma.ru. Фото и видеоматериалы, размещенные на сайте, являются собственностью их авторов и используются исключительно в информационных целях.
Close