Церкви и храмы Суздаля — 20 главных святынь

Суздаль, небольшой город в России, известный своей хорошо сохранившейся архитектурой, отражающей богатое культурное наследие страны. Этот город был назван музеем под открытым небом из-за множества интересных зданий, разбросанных по всей его территории. Суздаль — популярное место для туристов, желающих погрузиться в русскую историю и архитектуру.

Церкви и храмы Суздаля выделяются своим уникальным дизайном и отличительными деталями. Это живые памятники богатой истории и культурного наследия города. Многие из них были построены в XIII-XV веках и выдержали испытание временем. Сочетание религиозного и исторического значения этих сооружений делает их неотъемлемой частью самобытности города. В некоторых из этих церквей и храмов до сих пор проводятся регулярные богослужения.

Спасо-Евфимиев монастырь

Спасо-Евфимиев монастырь, Суздаль

Монастырский комплекс возвышается на холме, на берегу р. Каменки в северной части города. Его основателем был соратник Сергия Радонежского, Евфимий. Он заложил обитель в 1352 г. Расцвет монастыря пришелся на XVII в.

Богатство и наличие бесплатной рабочей силы, из числа крепостных, позволили провести масштабные строительные работы. Новые здания возводились из камня. Стены обители имели фортификационное значение. Для укрепления обороны, по периметру возвели 12 башен.

У главного входа возвышается Проездная башня высотой 22 метра. На площадке перед ней в середине XX в. разместили бронзовую фигуру Д. Пожарского, героя освободительной войны с польскими интервентами.

На территории Спасо-Евфимиевого монастыря издавна находилась фамильная усыпальница рода Пожарских. В конце XVIII в. она пришла в ветхость и была заброшена.

Лишь в середине XIX в. склеп народного героя обнаружили и реконструировали. Архитектор А.Горностаев разработал проект мавзолея. Мраморное сооружение существовало с 1885 по 1933 гг. Несмотря на длительное забвение, могила Пожарского уцелела.

В 2008-09 гг. над усыпальницей поставили крест, а затем воссоздали мавзолейное помещение. Кроме того, на территории монастыря открыта музейная экспозиция, посвященная легендарному князю-полководцу.

Еще одним интересным уголком в пределах обители является Аптекарский огород. Он предназначен для выращивания лекарственных растений и обустроен в традициях XVII в.

Древняя архитектура и старинные традиции Спасо-Евфимиевого монастыря позволили ему занять место в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Комплекс является частью Владимирско-Суздальского музея-заповедника.

Богородице-Рождественский собор

Богородице-Рождественский собор, Суздаль

К числу древнейших культовых сооружений Суздаля относится храм, построенный в честь Рождества Богородицы. Он датируется началом XII в. Над возведением церкви трудились мастера из Киева. В качестве строительного материала использовалась плинфа, т.е. обожженная квадратная плита.

В середине XII в. задание построили заново, но уже из камня. Впоследствии архитектура храма неоднократно подвергалась изменениям. Увеличилось количество куполов с 3 до 5. На внутренней поверхности появилась роспись. Камень в верхней части собора заменили кирпичной кладкой. Таким образом, в архитектуре одного строения можно увидеть фрагменты разного возраста (XIII-XVII вв.).

Интерес для посетителей представляют усыпальницы прославленных княжеских и боярских родов (Долгорукие, Шуйские и пр.), сохранившиеся в крипте. Уникальным декоративным элементом внутреннего интерьера являются двери.

Их створки выполнены с использованием техники «огневого золочения». Богородице — Рождественский храм включен в категорию «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля» и находятся под эгидой ЮНЕСКО. Собор имеет двойное подчинение: Русской Православной Церкви и Владимирско-Суздальскому музею-заповеднику.

Смоленская церковь

Смоленская церковь, Суздаль

Для обеспечения нужд ремесленников, трудившихся в Спасо-Евфимовом монастыре, была построена отдельная церковь. Она посвящена Смоленской иконе Божьей Матери, за что получила соответствующее название — Смоленская. Храм разместился в слободе Скучилиха (ныне ул.Ленина), в северной части Суздаля.

Первоначально он использовался лишь в теплое время года, в качестве летней церкви. Для зимних богослужений рядом был построен храм Симеона Столпника.

Позже к архитектурному комплексу добавилась колокольня. Внешнее убранство Смоленской церкви отличается простотой и изысканностью форм, характерных для классического стиля. Перед входом паперть. Верхняя часть здания увенчана 5 куполами, которые установлены на высоких тонких барабанах.

Карниз декорирован каменными наличниками, балясинами, зубчиками. Строение датируется концом XVII-началом XVIII века. В 60-х гг. XX в. под руководством архитектора О.Гусевой осуществлен комплекс реставрационных работ.

Лазаревская церковь

Лазаревская церковь, Суздаль

По пути от Торговой площади к Ризоположенскому монастырю туристы видят скромное здание Лазаревской церкви, которое привлекает внимание, прежде всего своими черными куполами. Довольно необычно видеть такие купола не на монастырской постройке. И даже такое мрачное убранство не мешает этому старейшему храму очаровывать путешественников своей легкостью и гармонией.

Церковь имеет классическую форму четверика, который украшают наличники, изразцы на массивном карнизе и ряды подковообразных кокошников. Многие гости считают темные купола над украшенными кокошниками самыми красивыми в городе. Форма крыши пятиглавая, что было новым архитектурным приемом во время постройки.

В 1934 храм был закрыт, как и многие другие по всей стране, и более 30 лет помещение использовалось как склад. В 90-е годы прошлого века при выселении захватившей здание Автономной церкви были повреждены внутренние росписи. Несмотря на это, Лазаревская церковь демонстрирует своей конструкцией мастерство зодчих, возводивших ее, и привлекает путешественников красиво оформленными фасадами и необычной для своего времени конструкцией.

Воскресенская церковь

Воскресенская церковь, Суздаль

Деревянная Воскресенская церковь была уничтожена пожаром в 1719 году и заменена новой каменной постройкой. Единственной сохранившейся реликвией от старого храма является колокол времен царствования сына Ивана Грозного. Надпись, выгравированная на колоколе, указывает на то, что первоначальное здание было известно уже в XVI веке.

Архитектурный дизайн строения представляет собой высокий четверик с арками, опирающимися всего на две колонны, что создает просторный и светлый интерьер без ощущения тяжести традиционных потолков. Декор простой и аскетичный, с четырехскатной крышей, украшенной барабаном, наличниками и треугольными фронтонами. Гладкие стены четверика гармонируют с угловыми пилястрами, а верхняя часть здания украшена ажурным карнизом из кокошников.

К южному фасаду пристроено парадное крыльцо, поддерживаемое двумя круглыми колоннами и украшенное каменным бортиком между арками под фронтоном. Фрагменты картин XVIII — XIX веков до сих пор украшают стены храма.

В северо-западном углу притвора возвышается колокольня, построенная в одно время с основным зданием. Первоначально довольно низкая, она была расширена за счет восьмиугольного основания. В отличие от традиционной суздальской архитектуры, колокольня увенчана сферической крышей и шпилем. Посетители могут подняться на башню за небольшую плату, чтобы насладиться панорамным видом на Торговый район и его окрестности.

Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиевого монастыря

Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиевого монастыря, Суздаль

Успенская церковь, построенная в 1525 году, является одним из самых ранних примеров шатровой архитектуры в древнерусской истории. Ее отличительной особенностью является высокий восьмиугольный шатер, установленный на ярусах кокошников и массивном четверике.

Восточная сторона имеет три апсиды, разделенные гранями, с узкими оконными проемами. Нижние части апсид украшает уникальный декоративный дизайн с небольшими кокошниками, в которых по кругу расположены горшки, наполненные известью. Такой способ декоративной обработки редко встречается на фасадах зданий.

Строение двухэтажное, но второй этаж был переделан в XIX веке и утратил свой первоначальный вид. Нижний этаж, однако, по-прежнему сохраняет свою первоначальную планировку. Квадратное помещение имеет в центре мощную колонну, на которую опираются своды — распространенный прием в архитектуре XVI-XVII веков. Аналогичное расположение существовало и на втором этаже, который когда-то был украшен фресками, но произведения искусства были утрачены во время более поздних переделок и ремонтов.

С северной стороны церкви трапезная примыкает к бывшей монастырской «келарне», которая была необходима для функционирования трапезной. Карниз украшают небольшие балясины. С восточной стороны туристы могут увидеть небольшой столпообразный храм с характерными ярусами кокошников — придел мученика Диомида.

Николаевский Посад
Сауна, крытый бассейн, фитнес-центр и ресторан изысканной кухни
8,9
Хорошона основании 1 728 отзывов
Забронировано сегодня 4 раза
Показать цены
Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543
Пушкарская Слобода
Номера с панорамным видом на реку Каменка и Кремль
8,9
Хорошона основании 1 965 отзывов
Забронировано сегодня 4 раза
Показать цены
Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543
Миррос Отель Суздаль
В 5 минутах ходьбы от Кремля
9,2
Хорошона основании 2 385 отзывов
Забронировано сегодня 8 раз
Показать цены
Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543
Суздаль
Гости могут бесплатно посещать бассейн и сауну
8,0
Хорошона основании 2 140 отзывов
Забронировано сегодня 6 раз
Показать цены
Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543

Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиевого монастыря

Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиевого монастыря, Суздаль

После смерти основателя Спасо-Евфимиевого монастыря — игумена Евфимия, над его могилой поставили небольшую церквушку. Она является самым старым зданием на территории обители (1507 — 1511 гг.). В конце XVI столетия к корпусу добавили большое здание храма.

С этого времени церковь носит название Евфимиевого придела, а собор именуют Спасо-Преображенским. При проектировании святилища, в качестве образца использовали планировку Рождественской церкви Суздальского кремля. В последующем архитектура храма неоднократно видоизменялась: в XVIII веке — обустроена круговая галерея вдоль стен, в XIX веке — добавлен Сергиево-Радонежский придел.

Наружная поверхность стен в XVII веке была расписана. Элементом традиционного декора, присущего владимирско-суздальскому стилю, является аркатурно-колончатый пояс. Храм принадлежит к многоглавым культовым сооружениям.

Над центральной частью возвышается 5 куполов, поставленных на высокие каменные барабаны. Пространство внутри церкви разделено на несколько частей, которые ограничивают 4 столпа. Стены украшены росписью XVII века. Над ее созданием трудилась художественная артель под руководством Гурия Никитина.

Внутреннюю часть центрального купола занимает фреска под названием «Отечество», выполненная костромскими мастерами. Рисунки на стенах и столбах изображают эпизоды из жизни Иисуса Христа и святых апостолов, а также портреты первых царей из династии Романовых. Собор включен в категорию «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля» и охраняется организацией ЮНЕСКО.

Покровский монастырь

Покровский монастырь, Суздаль

Покровский монастырь был заложен в 1364 г. Инициатором строительства новой обители в Суздале выступил князь Андрей Константинович. Каменные здания заменили деревянные в начале XVI века.

Поводом для капитальной реконструкции монастыря стало его превращение в место пожизненной ссылки для неугодных княжеских и царских жен. Стены обители навсегда закрыли от мирской жизни Соломонию Сабурову, Анну Васильчикову, Марию Шуйскую, Евдокию Лопухину.

Первой венценосной инокиней стала супруга Великого князя Московского Василия III. Ее сослали в Суздаль по обвинению в бездетности. Бывший муж выделил средства на создание каменного Покровского собора и надвратной Благовещенской церкви.

Оба здания строились по единому проекту, поэтому отличаются лишь размерами. В XVI-XVII вв. по периметру территории возводится мощная оборонительная стена, укрепленная башнями. Ее внешний вид с узкими бойницами свидетельствует о фортификационном назначении.

Башни, относящиеся к разным эпохам, отличаются по архитектуре: с шатровым навершием — XVII век, а с полукруглым — XVIII век. Корпуса построены в форме 8-гранника. На стенах имеются окна с декоративными наличниками. Ансамбль Покровской обители включен в перечень охраняемых объектов ЮНЕСКО.

Ризоположенский монастырь

Ризположенский монастырь, Суздаль

В XVI веке в монастыре были построены каменные здания, заменившие первоначальные постройки XIII века, которые не сохранились. Самым старым действующим сооружением является Ризоположенский собор. Святые врата, возведенные в 1688 году, являлись парадным въездом в обитель и были изготовлены тремя искусными местными мастерами: И. Маминым, И. Грязновым и А. Шмаковым.

В ознаменование победы России над Францией в Отечественной войне 1812 года была возведена колокольня высотой 72 метра. Исторические записи свидетельствуют о том, что рядом был еще один монастырь — Троицкий, который служил домом для незамужних женщин, его еще называли вдовьим. В 30-е годы прошлого века он был уничтожен.

Расцвет Ризоположенского монастыря относится к 1870-м годам, когда игуменья Серафима руководила крупными строительными проектами в монастыре. В 1901 году пожар уничтожил все деревянные здания и повредил каменные. Были проведены частичные реконструкции, включая строительство кельи настоятельницы, приходской школы и двух келейных корпусов из красного кирпича. Монастырский двор также был вымощен булыжником.

В 1923 году монастырь был закрыт. Ризоположенский собор использовался как электростанция, Сретенская церковь стала кинотеатром, а Трапезная была преобразована в городской клуб. В 1999 году Русская православная церковь приняла комплекс во владение и восстановила его как женский монастырь Владимиро-Суздальской епархии.

Церковь Бориса и Глеба

Церковь Бориса и Глеба, Суздаль

Недалеко от Суздаля находится сохранившийся памятник — церковь Бориса и Глеба. Это один из первых образцов владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Построенное в 1152 году здание лишено изысканного мастерства, только бордюрный пояс и небольшие карнизы служат украшением его простых белоснежных фасадов.

К сожалению, во второй половине XIII века сооружение пришло в упадок, его своды и глава постепенно разрушались. Только в XVI-XVII веках его отремонтировали с использованием старого белого камня, но крыша с небольшим куполом не полностью повторила первоначальный облик древнего храма.

Несмотря на то что храм был построен в 1152 году, он оставался не расписанным в течение почти сорока лет. В 1947 году были обнаружены остатки фресковой росписи, которые, как полагают, датируются 1180-ми годами. Сохранились также фрески на северной стене здания. К югу от церкви в конце XVII века были возведены Святые врата, которые вели к реке.

Позже рядом с первоначальным холодным зданием построили теплую Стефаниевскую церковь. Ее высокая двускатная крыша напоминает Суздальский каменный жилой дом XVII века. В комплекс входит и шатровая колокольня XVIII века. Все эти здания, разделенные во времени пятью столетиями, удивительно органично связанные друг с другом.

Кресто-Никольская церковь

Кресто-Никольская церковь, Суздаль
Фото: Marat Kamalevsky wikipedia.su

Видимая с нечетной стороны улицы Ленина, Кресто-Никольская церковь выделяется своим ярким зданием, за которым находится часовня, скрытая елками. В нее можно войти со Старой улицы, на которую выходят трапезная и колокольня с удлиненным шпилем.

Строительство церкви Святого Николая было начато в память об избавлении жителей города от чумы, которая опустошила несколько крупных городов России в XVII веке. Перед строительством церкви на выбранном месте была возведена часовня, посвященная Святому Кресту. Именно отсюда и пошло необычное название храма.

В XIX веке к нему была пристроена широкая трапезная с колокольней. В зависимости от того, с какой улицы открывается вид на постройки, они смотрятся совершенно по-разному.

Кресто-Никольская церковь сыграла свою роль в «суздальском расколе». В начале 1990-х годов руководство взяла на себя Русская православная свободная церковь, известная как Автономная церковь. Впоследствии Московский патриархат вернул десять суздальских храмов, в том числе и Кресто-Никольский.

После прихода к власти большевиков собор был передан спортивному клубу «КИМ», потом он служил музейным хранилищем. К сожалению, первоначальный интерьер храма при этом не сохранился. Более 300 монет разного достоинства и разных эпох были обнаружены в районе церкви, когда в процессе ремонта из почвы появились зеленые круги. Самая старинная монета в сокровищнице была отчеканена в середине восемнадцатого века. Найденные сокровища были перенесены в музей.

Цареконстантиновская церковь

Цареконстантиновская церковь, Суздаль
Фото: A.Savin, WikiCommons

Типичный для храмовой архитектуры Суздаля комплекс состоит из Скорбященской и Цареконстантиновской церквей. Их построили во 2-ой половине XVIII века. Прежняя церковь царя Константина была сделана из дерева и обветшала. Ее пришлось разобрать и заменить каменным корпусом. На протяжении своей истории святилище неоднократно перестраивалось.

В его архитектуре заметны элементы, присущие разным эпохам. Апсида для алтаря сооружена в конце XVIII в. Паперть у главного входа обустроена в начале XIX в. Собор входит в число многоглавых. Его верхнюю часть венчают 5 куполов.

В советское время Цареконстантиновский храм использовался для хозяйственных нужд города. Сначала как склад для льна, а затем в качестве гаража и общественного туалета. В конце 70-х гг. XX в. здание возвращено под опеку РПЦ. Оно было реконструировано и смогло принять на хранение мощи суздальских святых — Ефросинии и Евфимии. Богослужения возобновились в 2011 году.

Александровский монастырь

Александровский монастырь, Суздаль

В 1240 году Александром Невским, незадолго до его похода на немцев, был основан Александровский женский монастырь. К сожалению, ни одно из первоначальных зданий того времени не сохранилось, поскольку комплекс был сожжен поляками в 1608-1610 годах.

В 1695 году на средства Натальи Нарышкиной, матери Петра I возвели главный храм — Вознесенский. По приказу Екатерины II в 1764 году монастырь был распущен, а церковь преобразована в приходскую. Только в 2006 году монастырь был возрожден, на этот раз как мужской, в котором в настоящее время проживает всего пять послушников.

Несмотря на свое историческое значение, комплекс не так известен, как другие храмы Суздаля. Недавно построенные кельи и хозяйственные постройки представляют собой деревянные дома, соединенные общим забором. Церковь Вознесения Господня — небольшое здание кубической формы с притвором, апсидой и пристроенной теплой часовней. Она имеет элегантные барабаны с лепниной и увенчана пятью небольшими куполами. Окна украшены резными наличниками.

Внутри продолжаются реставрационные работы. Чуть сбоку возвышается шатровая колокольня, которая выделяется среди других своим простым декором, состоящим только из наличников и резных арок. Колокольня обычно заперта, но посетители могут попросить ключи у монахов, чтобы попасть в нее. Лестница, ведущая наверх, крутая, ее высота превышает 30 метров.

Успенская церковь

Успенская церковь, Суздаль

Последнее строение, оставшееся от «княжеского двора», который когда-то простирался от городских ворот у крепостных валов до Кремля. Считается, что первоначальное здание было сделано из дерева. Сейчас ее стены покрашены в красный цвет, с белыми пилястрами и наличниками, она расположена на зеленом лугу у реки и выглядит очень нарядно.

Фотографии начала прошлого века показывают, что тогда Успенская церковь выглядела иначе, чем сегодня. Была колокольня, часовня, освященная в честь Никона и Сергия Радонежских, ограда с воротами и каменными столбами. Здание было построено в два этапа: нижний четырехугольник украшен фрагментами оконных рам XVII века, в то время как верхний восьмиугольник украшен спиралями, характерными для XVIII века.

Сам храм увенчан характерным двухъярусным барабаном с широким зеленым куполом и небольшим куполом с крестом. Хотя шатровая колокольня была отреставрирована, здание остается редким образцом архитектуры московского барокко в Суздале.

Внутри был восстановлен большой иконостас, а стены расписаны в современном стиле. В 2015 году в храм в торжественной обстановке были принесены мощи святого Арсения Суздальского, вдохновителя похода князя Пожарского по освобождению Москвы от поляков. Считается, что эти реликвии обладают силой излечивать многие детские болезни.

Петропавловская церковь

Петропавловская церковь, Суздаль

Напротив Святых ворот Суздальского Покровского монастыря находится церковь Петра и Павла. Это сооружение было построено в 1694 году на нижнем луговом берегу реки Каменки на территории Никольской слободы. Архитекторам из Суздаля было нужно возвести постройку, которая бы вписалась в уже существующий монастырский ландшафт, учитывая при этом все его строения, ведь его главному собору в то время было уже около двухсот лет.

Получившееся здание представляет собой большой квадратный памятник, который соответствует собору Покровского монастыря. Его замкнутый свод перекрыт пятью барабанами с луковичными куполами. Плоскость крыши отделена от плоскости стен карнизом из полукруглых кокошников и бордюров.

Фасады украшают окна с наличниками и стрельчатыми арками. Основной объем здания дополнен полукруглой апсидой с восточной стороны, одноэтажным притвором с западной стороны и приделом с северной стороны. Колокольня, которая ранее располагалась в северо-западном углу притвора, была снесена после революции 1917 года. Колокольня представляла собой куб, завершенный восьмиугольником с широким шатром.

К сожалению, внутреннее убранство храма не сохранилось. Барочные лепные рамы, расписанные библейскими сюжетами, которые украшали внутренние стены и своды церкви, были утрачены.

Васильевский монастырь

Васильевский монастырь, Суздаль

Расположенный на выезде из Суздаля Васильевский монастырь является одним из старейших в городе, известен с XIII века и, возможно, служил форпостом городской крепости.

Центральным его сооружением является Васильевский собор, построенный на месте бывшей деревянной шатровой церкви в 1662-1669 годах. Внешний вид храма был нарочито простым и аскетичным, что было связано не столько с монашеским аскетизмом, сколько с нехваткой средств на строительство, как отмечено в записках настоятеля.

Внешний вид отразил особенности самобытной суздальской архитектуры конца XVII века, когда были пересмотрены традиционные методы древнерусского зодчества. Верхняя часть широких фасадов собора украшена только карнизной лентой и декоративными арками. Самой выделяющейся частью декора являются входные порталы.

Небольшая трапезная соединяет собор с трехъярусной колокольней, которая отличается более богатым убранством — пилястрами и лопатками по всему фасаду и резными карнизами. К югу от собора находится двухэтажная Сретенская трапезная церковь. Васильевский собор, трапезная Сретенская церковь и ограда были восстановлены в 1959-1961 годах. В 1995 году Васильевский монастырь был вновь открыт как монастырь Владимиро-Суздальской епархии.

Помимо своей древней истории, Васильевский монастырь известен также тем, что в его честь назван сорт вишни — «Васильевская вишня». Ягоды этого сорта были известны своим крупным размером и сладким вкусом. К сожалению, сама вишня «Васильевская» — привередливый в уходе сорт. Он был утрачен.

Никольская церковь

Никольская церковь, Суздаль

Расположена на территории Суздальского кремля, между земляным валом и ансамблем Рождественского собора и Архиерейских палат. Несмотря на свое стилистическое отличие от соседних каменных зданий, она органично вписывается в окружающую архитектуру. Здание ее было перенесено из небольшой деревни Юрьев-Польского района в Суздаль в 1960 году, положив тем самым начало созданию Музея деревянного зодчества в городе.

Сооружение является редким образцом храмов, построенных в бревенчатом стиле. Он включает в себя более высокий основной объем с трапезной клеткой на западной стороне и граненой апсидой на восточной. Главный объем и трапезная расположены на цокольном этаже, а с трех сторон здание окружено балконной галереей.

В галерею можно попасть по крытой лестнице с простого крыльца. Остроконечная крыша покрывает каждую из секций, в то время как миниатюрный купол на вершине четырехугольника увенчан расщепленными осиновыми чешуйками, напоминающими лемех плуга, которые приобретают серебристый оттенок. Церковь Святого Николая, настоящий шедевр плотницкого дела, была построена полностью без использования гвоздей.

Церковь Косьмы и Дамиана на Яруновой горе

Церковь Косьмы и Дамиана на Яруновой горе, Суздаль

На Яруновой горе в конце XII века был основан монастырь, посвященный бессребреникам Косме и Дамиану. Епископ Иоанн I, духовник великого князя Всеволода III Большое Гнездо, провел в этом монастыре свои последние годы. Точная дата закрытия монастыря неизвестна, но Козьмодемьянская церковь уже была обозначена как приходская, и деревянное строение значилось в Суздальской описи 1617 года.

В 1725 году деревянная постройка была разобрана и заменена с помощью прихожан каменной, включавшей колокольню и ограду. Архитектура Козьмодемьянской церкви отличается асимметричной композицией, с восьмиугольной колокольней на четверике со слегка вогнутой шатровой трубой, присоединенной к основному кубическому объему с запада. Одноглавая часовня, одноэтажная и прямоугольная в плане, выдержана в стиле зимних суздальских церквей. До революции храм окружала невысокая каменная ограда с лестницей, которая вела вниз к реке Каменке.

Художник Николай Рерих посетил храм в 1903 году и написал картину «Суздаль. Белая церковь (Козьмодемьянская церковь)». Кроме того, в этом храме есть школа звонарей. Преподаватель школы может отвести гостей на колокольню и преподать настоящий урок колокольного звона.

Входо-Иерусалимская церковь

Входо-Иерусалимская церковь, Суздаль

Построена в 1707 году взамен прежнего полуразрушенного деревянного строения. Предшественница ее, Пятницкая церковь была снесена из-за ее ветхого состояния. Она расположена в юго-западной части торгового района между Гостиным двором и оборонительными укреплениями Кремля.

Эта церковь летняя, она имеет небольшой кубический объем, украшенный узорчатыми карнизами, гладкие стены и один ряд окон с резными наличниками. Строительство церкви велось между 1702 и 1707 годами, три портала (северный, западный и южный) служили входами, а полукруглая глубокая апсида примыкала к храму с востока.

Первоначально состояла из пяти глав. Однако, поскольку в XVIII веке интерес к пятиглавым церквям пошел на убыль, во время первого ремонта храма были снесены четыре главы. Они были восстановлены в 1990-х годах.

Храм, посвященный празднику Входа Господня в Иерусалим, является замечательным образцом религиозной архитектуры города.

Скорбященская церковь

Скорбященская церковь, Суздаль

Первоначально построена из дерева жителями улиц Воротищи и Старая. После завершения строительства она была освящена в честь Воздвижения Креста Господня. Приход был скромным по размерам, а церковные работники получали заработную плату от государя.

Позже, в 1750 году, деревянная зимняя церковь была заменена каменной и переименована из Крестовоздвиженской в Скорбященскую.
Скорбященская каменная церковь – один из образцов зимних храмов, клети которого имеют разную высоту. Основной объем слегка приподнят, а трапезная покрыта двускатной металлической крышей.

Оконные проемы, расположенные с южной стороны доходят до пола, их украшают арочные резные наличники. Карниз с балясинами, окрашенными красной и зеленой краской, красиво смотрится на белых оштукатуренных стенах. С восточной стороны расположена одночастная апсида, а с западной — колокольня, высокая, заканчивающаяся суздальской шатровой «трубой».

В 1952 году были проведены реставрационные работы. В настоящее время не функционирует, но находится в хорошем состоянии.

Церкви и храмы Суздаля на карте

Close

GuruTurizma

Путеводители по странам, маршруты по городам и советы туристам

©2014-2022 Использование информации с сайта возможно только при размещении прямой гиперссылки на GuruTurizma.ru. Фото и видеоматериалы, размещенные на сайте, являются собственностью их авторов и используются исключительно в информационных целях.
Close