Что посмотреть в Версале за 1 день — 15 самых интересных мест

Достопримечательности Версаля привлекают сюда туристов в любое время года. Это неудивительно: ансамбль расположен всего в 20 км от Парижа. Доехать сюда можно менее, чем за час. А войдя в парк, посетители испытывают чувство смущения: столько красот находится рядом друг с другом. Но стоит сосредоточиться, грамотно составить маршрут, и все тут же встает на свои места. Переходя от одного объекта к другому, реально составить представление о том, как жили последние монархи Франции. А может, и почувствовать себя одним из них. Расскажем, что можно посмотреть в Версале за один день самостоятельно.

Версальский дворец

Версальский дворец, Версаль

В мире пока нет правительственной резиденции, превосходящей по роскоши дворец Версаль. А начиналось все с того, что королю Франции, Людовику 13, понравились охотничьи угодья вокруг деревушки Версаль, куда он приезжал охотиться во владения выходца из Флоренции Гонди. Людовик немедленно приказал отстроить рядом охотничий домик. После смерти Гонди все окрестные земли стали принадлежать короне. Охотничий домик чуть расширили и значительно укрепили, после чего он стал напоминать небольшую крепость. Именно здесь жил Людовик 14 с 5-летнего возраста и до начала своего официального правления.

Версальский дворец, Версаль

Людовик опасался жить в столице, предпочитал отлично укрепленную загородную резиденцию. Ее положение было на редкость удачным: до Парижа всего 20 км. Находясь в отдалении, король одновременно держал аристократов под наблюдением. Но Людовику 14 не чужды и вопросы престижа: он понимал, что величественность дворца позволит ему поднять авторитет у собственных подданных и у соседей, поэтому денег из казны на обустройство Версаля не жалели.

Забронировать индивидуальный трансфер от Парижа до Версаля за 5 031 RUB

Дворец расширяли, а территорию вокруг благоустраивали, создавали садово-парковый ансамбль. После ареста министра финансов Фуке в дело пошло все конфискованное состояние, а достраивать королевскую резиденцию поручили архитекторам Лево, Лебрену, Ленотру, работавшим над дворцом Фуке: монарха поразила роскошь резиденции опального министра. Даже войны, которые вела Франция, не служили препятствием для ведения работ: строительство лишь приостанавливалось, а затем продолжалось.

Потомки Людовика 14 тоже продолжали улучшать дворец, но масштабы уже были совсем другие. Работы, в основном, касались переделок интерьеров и ландшафтного дизайна. Дворец Версаль – центральная часть города, где вынуждены были селиться аристократы Франции, чтобы не отставать от короля. И каждый строил более или менее пышные апартаменты, которые теперь украшают пригород Парижа.

Зеркальная галерея

Зеркальная галерея, Версаль

Уникальный зал времен правления Короля Солнца. Эта роскошная галерея создавалась как увековечение побед монарха:

  • потолок украшен 30-ю картинами, отражающими победы в войнах и успехи в экономическом укреплении Франции;
  • огромные зеркала – символ богатства государства и короны, зеркала повторяют форму оконных проемов и расположены попарно напротив; только здесь во времена Людовика 14 дамы и кавалеры видели свое отражение в полный рост;
  • длина перехода – 73 м; по всей длине галерея украшена лилиями (символом царствующего дома), изображениями петухов (знаком королевства), рисунками солнца (личный герб короля Людовика 14).

Но Король Солнце не был бы самим собой, если бы не преследовал и вполне прозаических целей: богато украшенная галерея предназначалась для комфортного перехода королевской фамилии из дворца в церковь. Даже во Франции погода бывает неприятной. И вся эта роскошь служила на благо государства: здесь устраивались приемы, проводились шикарные балы, подписывались важнейшие для государства соглашения. Часть богатого интерьера в разное время сняли и переплавили для нужд французской армии. Но и сегодня величие Зеркальной галереи поражает туристов. И правительство Франции продолжает использовать эту часть Версаля для проведения государственных приемов.

Королевские апартаменты

Королевские апартаменты, Версаль

Это часть Версальского замка из 6-ти, принадлежавшая лично Королю Солнце. Ценность апартаментов в том, что интерьеры сохранились практически полностью. И сегодня туристы охотно осматривают помещения, где некогда жил великий монарх.

Все комнаты связаны между собой, одна сменяет другую:

  1. Первый зал – лоджия. Собственно, это подобие помещения, придворяющего покои Людовика 14. Но даже эта маленькая комната роскошно отделана мрамором.
  2. Сразу попасть в личные помещения Короля Солнца невозможно: придется преодолеть комнату стражи. Личная охрана монарха находилась в ней круглосуточно. Этот зал очень скромный, стены выкрашены в белый цвет.
  3. Следующая комната – начало апартаментов. В ней король ужинал, отдыхал. На стенах можно увидеть картины знаменитых батальных сцен. Авторы полотен – Куртуа и Парросель.
  4. Зал Бычий глаз – самое красивое помещение апартаментов. Комната называется так из-за окна на южной стороне, которое по форме напоминает глаз копытного. Здесь много огромных зеркал (огромная редкость во времена Короля Солнца), по стенам развешаны полотна Веронезе. Зал украшен решеткой, на которой изображены танцующие мальчики.
  5. Спальня – важное помещение монархов. Здесь не только спали, но и вели частные переговоры, принимали послов. Неудивительно, что помещение богато украшено: портьеры и гобелены, картины великих Ван Дейка, Караваджо, Доменикино, Рени. В этой комнате умер Король Солнце.
  6. Последняя комната – зал Королевского Совета. Интерьеры отражают назначение помещения. Здесь установлен бюст Александра Македонского, вазы с изображениями Венеры и Марса. На стенах элементы резьбы из дерева.

Королевские апартаменты, Версаль

Для осмотра апартаментов стоит приобрести единый билет: это часть экскурсионной программы.

Часовни

Часовни, Версаль

Во времена правления Короля Солнца строительство часовен было не только модным, но и выгодным предприятием: если заказчик сразу оплачивал работы, то впоследствии его освобождали от налога на имущество.

В разное время были построены 5 часовен:

  1. Первую часовню построил отец Короля Солнца – король Людовик 13. Это было непрезентабельное сооружение из дерева высотой 2 этажа. Ее сломали при строительстве грота Тетис.
  2. Заказчиком второй выступил сам Король Солнце. Ее возвели сразу после окончания новой части дворца. Сначала часовней пользовалась королевская фамилия, а потом в ней проводились заседания суда. По мере расширения парка требовалось место для служебных построек, поэтому и эту часовню сломали, чтобы построить казарму для стражи.
  3. Людовик 14 рядом со второй воздвиг еще одну: для себя и членов семьи, а впоследствии и королевского суда. Но скоро и эта часовня перестала устраивать монарха: слишком тесная и неудобная. Судьба этого строения благополучнее, чем у предшественниц: ее переделали в коронационный зал.
  4. После завершения работ над 3 крылом здания построили и 4 часовню. По традиции, потребовалось снести грот Тетис. Эта часовня понравилась королевской фамилии: ее использовали по назначению до начала 18 века.
  5. Последняя часовня – образец долгостроя: работы начаты в 1689, а окончены в 1798 году. Правда, имелся перерыв на войну. Оканчивал строительство Котт. Горизонтальные линии здания превалируют над вертикальными, поэтому некоторые историки называют часовню Сент-Луиса огромным катафалком. Однако, здание богато украшено снаружи, а роскошные интерьеры впечатляют.

Службы в капелле проходили до конца 19 века. Сегодня ее использует правительство для встреч с официальными лицами. В часовне отличная акустика: здесь регулярно устраивают концерты.

Церковь Богородицы

Церковь Богородицы, Версаль

Нотр-Дам Версаль – приходская церковь, которая одновременно служила и домой церковью владельцев дворца. В ней венчались Людовик 14, Людовик 15 и Людовик 16, причащались и отпевались. Записи о венчании, рождении и смерти членов королевской фамилии делались в приходских книгах собора. Автор проекта – Жюль Ардуэн-Мансар. Он разработал здание в модном (по тем временам) стиле французского классицизма. Строительство шло быстро: от закладки первого камня до освящения собора прошло около 2-х лет.

Но при взгляде на Нотр-Дам Версаль остается странное впечатление: собор выглядит слишком прижатым к земле. Это не ошибка архитектора: Людовик 14 ввел запрет на высоту окрестных зданий, чтобы не портить панораму, открывающуюся из окон своей резиденции. В 18, 19 и 20 веках проводились реставрационные работы, добавлялись новые детали фасадов и интерьеров. Последняя переделка касалась главного алтаря: его заменили в 1999 году.

Оранжерея Версаля

Оранжерея Версаля, Версаль

Король Солнце желал лидировать во всем, в том числе, и ботанике. По его поручению садовники содержали огромную коллекцию цитрусовых, которые (как и на родине) одновременно цвели и плодоносили. Для этого применялась специально разработанная система поливов, прищипываний и подкормок. Особым достижением являлось то, что растения содержались в кадках с землей и помещались в оранжерею только в холодное время года. В весенние и летние месяцы померанцы выставлялись в сад (в партер).

Здание построено очень грамотно: свет проникает сквозь огромные южные окна, потолок имеет сводчатый профиль. Все сделано для того, чтобы аккумулировать поступающее внутрь тепло. Но оранжерея была не только модным дополнением парка: здесь труппа театра королевы Марии-Антуанетты давала спектакли, пока велось строительство постоянного помещения. А во времена коммуны оранжерею использовали для содержания заключенных.

Когда наступили холода, узников казнили, чтобы (по традиции) внести внутрь кадки с померанцами. Сегодня в оранжерее можно посмотреть на огромный бассейн из мрамора. Это все, что осталось от Банного павильона. Ванну-восьмиугольник глубиной 1м и длиной граней 8м выкупили для дворца. А поместилась она только в оранжерею. Предположительно, Король Солнце ополаскивал в бассейне усталые ноги, возвратясь с охоты.

Фонтан Аполлона

Фонтан Аполлона, Версаль

На месте бассейна, где расположен фонтан, при первом строителе резиденции (Людовике 13) был выкопан пруд. Назывался он лебяжьим. Водились здесь лебеди, или нет, неизвестно. Но для сюжета фонтана прежнее название пришлось кстати: эти крылатые создания входили в свиту матери Аполлона. Бог едет на колеснице по небу, повторяя путь небесного светила: ведь именно Аполлон освещает землю. Но в угоду удачному построению композиции, движение повозки проходит совсем в другую сторону.

Зато рябь на воде, солнечный свет создают полное ощущение движения. Аполлон ведет колесницу вдоль большого канала, поэтому и движение бога бесконечно. Струи фонтана образуют лилию: геральдический символ монархов Франции. Центральный поток вырывается на 20 м, а боковые – всего на 15. Но и это впечатляет. Фонтан Аполлон описывал Лафонтен. Литератора потрясло одновременное сочетание огня и дыма, которые создают обычные струи воды.

Музей Ламбине

Музей Ламбине, Версаль

Здание выстроил для своей семьи подрядчик Людовика 15 Бланшар. Он сам разработал проект. Но история центра начинается с середины 19 века, когда здание выкупил Ламбине. Он стал собирать коллекцию, в которую вошли фарфор, старинные безделушки Наследники Ламбине в 30-е годы ХХ столетия передали особняк муниципалитету, тогда и было принято решение разместить в нем экспозицию. За основу взяли коллекцию Бланшара, которую пополнили артефактами, ранее хранившимися в библиотеке.

Сегодня Ламбине представляет возможность ознакомиться с:

  • картинами 16-19 веков
  • скульптурами
  • документами

Специальный отдел рассказывает о событиях французской революции и роли города в них. Примечательно, что в Ламбине немного посетителей, поэтому имеется возможность спокойно походить по залам, изучить бесценные артефакты.

Королевская Опера

Королевская Опера, Версаль

Эта уникальная постройка конца 18 века долгое время находилась в полуразрушенном состоянии и была практически забыта. А ведь с момента открытия опера поражала изысканными интерьерами и новаторскими постановками. Техническое оснащение зала было самым современным. Балконы были лишены перегородок, благодаря чему удалось разместить большее количество зрителей: 700 человек. Зал освещал огромный плафон, выполненный в виде Аполлона, коронующего выдающихся деятелей искусств.

Окружают центральный светильник 12 лампионов с амурами, их размер меньше. Гордость архитекторов: изумительная акустика. Зритель в 1 и последнем ряду слышал одинаково хорошо. Но скоро музыку и танцы в опере сменили пылкие речи политиков: монархия пала, утвердилась республика. А потом и вовсе забросили. Во время гитлеровской оккупации здание сильно пострадало. О театре вспомнили в 20 веке. Но для того, чтобы вернуть ему утраченный облик, потребовалась реконструкция.

Она завершилась только в 2009 году. Реставраторы поработали на славу: Королевская опера имеет первоначальный облик. Интерьеры восстановлены полностью. Техническое обеспечение спектаклей самое современное. Королевская опера принимает у себя мировых знаменитостей. С репертуаром можно ознакомиться на официальном сайте.

Большой Трианон

Большой Трианон, Версаль

Официальной резиденцией Король Солнце назначил замок Версаль. Но со временем, монарх понял, что хорошо бы иметь менее помпезную, но более уютную обстановку вокруг себя. Но от масштабного строительства он не отказался, поэтому выкупил земли деревни Трианон. Все дома снесли, а на свободной территории воздвигли замок, который назвали Трианон. Территорию вокруг обустроили: разбили аллеи, клумбы с цветами.

Скромный фасад отделали фаянсовой плиткой. Такое пестрое сооружение нарекли фарфоровым Трианоном. Во времена правления Людовика 14 разницы между фарфором и фаянсом не видели. Технология изготовления внешней облицовки была несовершенна: скоро Трианон обветшал, плитка потрескалась и облетела. Король Солнце приказал снести уродливую постройку, а на ее месте построить новый замок. Его фасад отделали долговечным мрамором. Здание получило название — Мраморный Трианон.

Через некоторое время рядом выстроили Малый Трианон. Тогда Мраморный переименовали в Большой. Интерьеры, хотя и скромные (по понятиям Людовика 14), но все-таки впечатляют. А использовал постройку любвеобильный монарх для встреч с многочисленными фаворитками. Впоследствии наследники мало посещали замок, и он постепенно оказался забыт.

Малый Трианон

Малый Трианон, Версаль

От Большого Трианона к Малому ведет ухоженная парковая аллея. Здесь расставлены скамейки, на которых можно передохнуть. Неплохо представить, как в тени деревьев наслаждался покоем и уединением сам Солнце. Этот замок строил для своей фаворитки наследник Короля Солнца. Но мадам де Помпадур умерла, не дождавшись подарка. Поэтому дворец сначала получила новая фаворитка, а затем — Мария-Антуанетта (после смерти царственного супруга). Интерьеры не такие пышные, как в официальной резиденции, скорее, аскетичные. Кажется, что цель архитектора — предотвратить случайные встречи.

На эту мысль наталкивают изгибы коридоров, внезапные повороты и тупики, узкие, похожие на бойницы, окна. И обстановка довольно скромная, отличная от других королевских резиденций. Здесь нет и помина вызывающей роскоши Версаля, интерьер довольно аскетичный. Но от осмотра остается впечатление умиротворения. Для того, чтобы оценить все здания, расположенные в парке, стоит приобрести билет, у которого срок действия 2 дня. Тогда величие главной резиденции не сможет затмить скромное обаяние малого Трианона.

Деревня Марии-Антуанетты

Деревня Марии-Антуанетты, Версаль

Людовик 15 для своих утех использовал Большой и Малый Трианоны. А королеве Марии-Антуанетте тоже требовалось место для отдыха. По ее заказу в конце 18 века вдоль берега озерца в поместье Трианон выстроили настоящую деревню. Крыши домишек были камышовыми, стены искусственно состарены. Рядом с каждым домиком был разбит огород, посажены плодовые деревья.

Окна украшали цветы, посаженные в бело-голубые кашпо. На территории копались искусственные ручейки, насыпались холмики. Для того, чтобы воплотить все замыслы королевы, пришлось разорить ботанический сад. Эта акция возмутила всех европейских ботаников. Внешне сооружения полностью копировали сельские домики, а внутри были обставлены с королевской роскошью. Мария-Антуанетта обожала приезжать сюда, чтобы отдохнуть от светской жизни.

Она надевала крестьянское платье и прогуливалась по идеально чистым улочкам деревни. Иногда ее сопровождали дети, иногда — немногочисленные друзья. Несмотря на декоративное назначение, деревня приносила значительный доход: к королевскому столу поставлялись овощи, фрукты, молочные продукты, производимые здесь. Для обслуживания угодий построены дома мельника, работников молочной фермы.
Лично королеве принадлежали:

  • будуар
  • салон
  • кухня
  • бильярдная
  • главный дом

Деревня Марии-Антуанетты, Версаль

Постройки разбросаны по довольно большой территории, поэтому следует подготовиться к длительным переходам. Рекомендуется надеть удобную обувь и запастись водой для питья. Чтобы посетить деревню, стоит приобрести единый билет на вход в поместье Трианон.

Огород короля

Огород короля, Версаль

Людовик 14 знал толк в изысках кухни. А для того, чтобы наслаждаться всем этим, требовалось постоянное снабжение дворца свежими овощами и фруктами. Но огород не состоялся бы, если бы не подвижник Жан-Батист де ла Квинтини. Сначала он не предполагал заниматься огородничеством: учился на юриста. После окончания курса Квинтини успешно практиковался по специальности, пока его не пригласил для воспитания сына министр счетной палаты.

Квинтини не только образовывал наследника, но ирасширял свой кругозор: путешествуя по Италии, он узнал о новых сортах растений, изучил технологию возделывания овощей и фруктов. По возвращении во Францию, Квинтини забросил судебное делопроизводство и начал заниматься ботаникой. Его занятия не укрылись от внимательного взгляда Людовика 14. Монарх пригласил ученого заняться огородом. Квинтини оказался талантливым инженером: он продумал подземный подогрев грядок, после чего овощи стали спеть круглогодично.

Людовик выбрал абсолютно неподходящее для огорода место: болотистая низина с бедной торфянистой почвой. Квинтини решил и эту проблему: место осушил и удобрил навозом из конюшен. Скоро неуемный монарх пожелал иметь на столе бананы и ананасы. Квинтини построил несколько теплиц. Затея с огородом пошла на пользу не только членам королевской фамилии: знатные сеньоры стали выращивать овощи рядом со своими домами. Сегодня огород существует. Здесь по-прежнему выращивают экзотические фрукты и местные овощи, но масштабы уже совсем другие.

Королевский теннисный зал

Королевский теннисный зал, Версаль

В этом зале Людовик 16 играл в мяч (прообраз современного тенниса). А прославилась комната во время Генеральных Штатов тем, что в ней заседали представители 3-го сословия, которых не пустили в общий зал. Они провели собственное собрание и поклялись, что останутся в помещении до тех пор, пока монарх не подпишет конституцию.

Собор Святого Людовика

Собор Святого Людовика, Версаль

Этот собор имеет необычную историю. Еще до постройки анамбля, на месте, где сегодня стоит собор, была небольшая церковь Иулиана Бриудского. Но для обслуживания грандиозного проекта требовались все новые здания, поэтому церквушку снесли. Через некоторое время для жителей этой части города все-таки построили деревянную часовню, которая просуществовала недолго. И на этом же месте снова началось строительство храма.

На этот раз его проектировал Жак Ардуэн-Мансар. Работы по возведению собора велись целых 12 лет. Зато результат превзошел все ожидания. Храм построен в традиционном католическом (латинском) стиле: он имеет форму креста. Центральный неф окружен боковыми, которые соединяются с несколькими капеллами. Стены выложены из желтоватого известняка. Его не стали красить: так собор выглядел более величественным.

Гордость Собора Святого Людовика — массивный орган. Его заказал (и оплатил тоже) Людовик 15. Орган весит более 50-ти тонн, звук выходит из 131 трубы. Инструмент находится в рабочем состоянии, его звучание можно услышать во время службы.

Маршрут по Версалю на 1 день на карте

Close

GuruTurizma

Путеводители по странам, маршруты по городам и советы туристам

©2014-2022 Использование информации с сайта возможно только при размещении прямой гиперссылки на GuruTurizma.ru. Фото и видеоматериалы, размещенные на сайте, являются собственностью их авторов и используются исключительно в информационных целях.
Close