Многие из тех, кто только краем уха слышал об итальянском городе Неаполе, любят знаменитые неаполитанские песни, выразительные, темпераментные, полные страстной чувственности и тонкого лиризма. Такие чарующие мелодии может создавать только народ, не боящийся жить по соседству с грозным Везувием, каждое столетие напоминающем о своём существовании опасными извержениями. Так же выразительны, темпераментны и грациозны неаполитанские танцы, как и сами неаполитанцы. С момента основания города древними греками (8 век до н. э.) Неаполь становился частью разных империй и королевств, пока в 1860 году не образовалось государство Италия. Неаполь сейчас – третий по величине итальянский город-миллионник, в окрестностях которого проживает ещё 2 млн человек. Яркий густонаселённый город, со специфическим колоритом может гордиться своими достопримечательностями.

Везувий – символ разрушения и созидания

Это один из самых грозных и могучих вулканов мира, тысячелетиями извергающий пепел и лаву вокруг. По иронии судьбы, у его подножия такие райские для жизни места, с плодороднейшими почвами, богатейшими флорой и фауной, что люди, несмотря на смертельную опасность, селились здесь с древних времён. Легендарные Помпеи, Стабия и Геркуланум, выжженные раскалённой лавой и похороненные под 8-ми-метровым слоем пепла в 79 году н. э. – достоверное подтверждение этого.

Везувий – символ разрушения и созидания

До сих пор продолжаются раскопки на месте древних городов, находки которых поражают невероятно безумной силой страшнейшего извержения, когда из кратера выбрасывалось содержимое объёмом 100 тыс. тонн в секунду на высоту, достигающей 35 км. Раскалённая магма, лившаяся потоками, создавала температуру в 500 градусов , мгновенно превращая всё в пепел. Человечество планеты до сих пор потрясено невиданно жестоким извержением, несмотря на прошедшие тысячелетия.

Везувий – символ разрушения и созидания

Сейчас вулкан – место паломничества туристов (4 млн в год), стремящихся как можно ближе подобраться к жерлу «огнедышащего дракона». Они карабкаются вверх по тропе, вьющейся среди вулканического пепла, застывшей лавы и пемзы (фуникулёр был уничтожен землетрясением 1979 года). Адреналин заставляет экстремальных покорителей вулкана идти в облаках пыли под палящим солнцем, то и дело натыкаясь на мелкие камни. Хорошо, что вдоль тропы установлены скамейки, на которых можно расслабиться и отдохнуть. Многих добравшихся до кратера энтузиастов он своими безжизненными серыми стенами и скудной растительностью, пробивающейся редкими кустиками, не восхищает. Но чувство удовлетворения собой, восхищения удивительными видами, открывающимися внизу, заставляет забыть о трудностях подъёма.

Везувий – символ разрушения и созидания

Королевский дворец

На главной великолепной площади Неаполя – Плебисцита находится монументальное трёхэтажное здание с большим количеством окон – Королевский дворец, строившийся полвека (1600-1650 г. г.) Он предназначался для неаполитанских правителей из рода Бурбонов, поэтому строили дворец с размахом, присущим этой династии. До сегодняшнего дня сохранился внешний облик дворца, соответствующий перестройке 18 века, проходившей под контролем известного придворного архитектора Ванвителли, знатока позднего барокко.

Королевский дворец

Полукруглые арочные своды фасада соседствуют со стенными нишами, в каждой из которых установлено по одной статуе самых видных властителей королевства. Наличники окон декорированы лепными узорами, на аттике крыши установлена часовая башенка с круглыми часами. С тыльной стороны дворец окружает сад, возле ворот которого установлены конные статуи петербургского Аничкова моста.

Королевский дворец

Внутренние интерьеры отделаны с помпезной роскошью, со множеством лепных орнаментов, барельефов и скульптур. Широкие каменные лестницы с массивными узорными перилами, высокие арки, богатые люстры, лепные потолки, живописные шедевры знаменитых художников прошлого создают величественный антураж дворцовых залов.

Королевский дворец

Сегодня здание Дворца вмещает несколько различных учреждений. Большую часть занимает Национальная библиотека, с огромным книжным фондом, включая бесценные папирусы из погребённого под пеплом Везувия древнего Геркуланума.

Несколько Залов дворца (Центральный, Тронный, Зал Геркулеса) объединены в музей исторических апартаментов. В них размещены величайшие художественные полотна Тициана, Джордано, Прети и других видных итальянских мастеров живописи.

Помпеи – трагическая достопримечательность

В окрестностях Неаполя расположен популярный археологический комплекс Помпеи – древний город, в считанные минуты оказавшийся под восьмиметровым слоем пепла и других выбросов вулкана Везувий во время извержения в 79 году н. э. Сколько прозаических и поэтических строк посвящено этой катастрофе, уничтожившей всё живое вокруг, сколько художников отобразили катаклизм в своих полотнах! Знаменитая картина К. Брюллова «Последний День Помпеи» — красноречивое свидетельство трагедии вселенского масштаба, потрясает своей художественной выразительностью.

Помпеи – трагическая достопримечательность

Через столетия на месте погибших городов возникли новые, жители которых даже понятия не имели о Помпеях, пока не добрались до руин во время раскопок. Так мир узнал о беспрецедентных проявлениях Везувия, и погребённые заживо города стали активно раскапывать (1748-1960). Первая экспедиция под руководством Алькубьерре считала, что найденные объекты – г. Стабия, но в процессе дальнейших раскопок установили их принадлежность к Помпеям.

Помпеи – трагическая достопримечательность

За прошедшее время проделана гигантская работа по расчистке города, в результате которой удалось выяснить подробные детали произошедшей катастрофы. В 60-х годах 19 века археолог Фиорелли определял по очертаниям образовавшихся пустот от тел людей и животных, в каких позах застала их гибель, заливая пустоты гипсом. Было установлено, что от раскалённой температуры все живые организмы мгновенно испарялись.

Помпеи – трагическая достопримечательность

Сейчас в Помпеях продолжаются реставрационные работы, и некоторые объекты предстанут перед посетителями почти в первозданном виде. Храм Аполлона (8 в. до н. э.) пока лежит в руинах, но уже многое из его истории известно исследователям. Из 28 колонн сохранилось только две, позволяющие составить полное представление о величественной колоннаде храма. Остатки фресок с изображением Троянской войны в сохранившихся внутренних нишах свидетельствуют о высоком мастерстве древних живописцев.

Интересные памятник Помпеи – Термы, Дом Венеры в раковине, Амфитеатр, Дом Фавна и много других уникальных достопримечательностей возрождаемого города.

Храм Успения Святой Марии (Святого Януария)

В историческом центре Неаполя, на площади Виа-Дуомо находится главная святыня города – Храм св. Януария или как иначе его сейчас именуют «Храм Успения Святой Марии». На месте храма в начале нашей эры располагались древние церкви, напоминающие о себе остатками стен. В 13 веке Карл I приказал возвести храм в честь святого покровителя города Януария (13 век). Полностью он был достроен уже в 14 в. во время правления внука Карла.

Храм Успения Святой Марии (Святого Януария)

Фасад католического храма несколько раз обновлялся, отдельные части реконструировались, но основные древние конструкции капелл и базилик тщательно сохранялись. Внешняя архитектоника храма выполнена в нескольких стилях с преобладанием готических черт: конические своды окон, устремлённые ввысь остроконечные пики башен, узкие оконные проёмы наглядно это подтверждают. Древнейшим памятником западной религиозной культуры здесь является крестильня св. Иоанна, внутренности которой украшены мозаикой 4 в.

Храм Успения Святой Марии (Святого Януария)

Великолепие убранства храма составляют работы талантливых мастеров Возрождения Вазари и Перуджино. Впечатляет мозаичное панно «Мадонна с младенцем на троне…», созданное в 1322 г. В главной часовне собора хранятся драгоценные церковные раритеты, именуемые «Сокровищами Сан-Дженнаро», бесценный экспонат которых – бюст Януария, выполненный из золота. Бюст – своеобразная рака для мощей великомученика: голова бюста, украшенная роскошным убором, вмещает фрагменты черепа Януария. Сейчас бюст щедро одаривается дорогими подношениями в виде золотых цепей и крестов, инкрустированных драгкамнями.

Храм Успения Святой Марии (Святого Януария)

«Изюминка» храма – волшебный сосуд с кровью святого, которая якобы закипает 19. 09 и 16. 12 — праздники покровителя. Неапольцы считают, что если «закипания крови» не случаются, то город ожидают несчастья. Учёные не верят в чудо, объясняя это фальсификацией, а прихожане искренне надеются на спасительные силы святого.

Национальный археологический музей

Уникальный Музей – единственный в мире, экспонаты которого воскрешают погибшие после извержения Везувия города. За многие годы раскопок скопилось такое количество артефактов, что для них отвели здание бывшего университета с хранящимися в нём сокровищами Бурбонов. Частично перестроенное и расширенное красивое здание в 1860 году стало государственной собственностью с титулом «национального музея». Предметы искусства поместили в художественной галерее, а основные помещения заняли археологическими находками.

Национальный археологический музей

Значительную часть раритетов составляют предметы, извлечённые при раскопках 3-х городов, спрятанных под вулканическим пеплом. Настенные и настольные мозаики, скульптуры, фрески – образцы высококлассного искусства дохристианского и начала христианского периодов. Располагает музей и древнеегипетскими реликвиями, собранными в крупной экспозиции. Предметы искусства и быта, фрески, барельефы, посуда, украшения, созданные в интимно-пикантном оформлении, собраны в «Секретном кабинете». Главным объектом изображения на них является обнажённое человеческое тело, представленное в разных ракурсах и считающееся образцом естественной красоты.

Национальный археологический музей

В Национальном музее каждый найдёт для себя интересные экспонаты, ассортимент которых не поддаётся простому перечислению.

Национальный археологический музей

Галерея Умберто I

У жителей каждого города есть излюбленное место в нём, которым они гордятся и считают «изюминкой». Для неаполитанцев такое место – галерея Умберто I, расположенное в здании лёгкой ажурной архитектуры и необычной восьмиугольной конфигурации. По сути, это большой торговый комплекс-пассаж, построенный в конце 19 в. по проекту Эммануэле Рокке. Его задачей было создать конструкцию, органично вписывающуюся в общую архитектурную тональность соседних зданий и отгораживающую ул Толедо с неблаговидной репутацией от театра Сан-Марко.

Галерея Умберто I

Авангардный архитектор Бубе спроектировал купол из металла с вкраплением длинных окон из разноцветных витражей – получилось грандиозное строение с высоким стеклянным потолком (56 м) в стиле неоренессанса. Восстановленный после войны галерейный комплекс по-прежнему привлекает много народа. Внутри мозаичный пол оформлен в виде знаков Зодиака. Вокруг них витает поверье о сбывающихся желаниях, поэтому каждый стремится наступить на свой знак и загадать желание. В галерее открыты изысканные салоны красоты, фешенебельные бутики известных итальянских и других знаменитых кутюрье, отели, элитные рестораны. Есть музыкальный салон, где бывают концерты классической фортепианной музыки.

Галерея Умберто I

Кастель-дель-Ово

Средневековый крепостной замок, чьё название в переводе означает «замок яйца» расположен на островке Санта-Лючия, прославленном в популярной неаполитанской песне. Остров Тирренского моря соединён с Неаполем земляной насыпью, по которой можно добраться до замка. Кастель-дель-Ово издали напоминает рукотворную скалу, нависающую над морской синевой. Историки считают, что именно на этом острове в 6 в. до н. э. греческие колонисты начали строить город.

Кастель-дель-Ово

Позже римский полководец Лукулл облюбовал остров для своей виллы. Крепостной замок с мощными стенами, с защитным рвом вокруг был возведён в 1139 году как оборонительное сооружение против нападения с моря. Сейчас туристы с огромным удовольствием поднимаются на смотровые площадки замка, пленяясь волшебной красотой окружающих пейзажей. Осмотр старинного замка впечатляет своей архитектурой; таинственной древностью, обросшей легендами о спрятанном в нём волшебном яйце; массивными воротами, выполненными как произведение искусства; окрестными пейзажами.

Кастель-дель-Ово

Кастель-Сант-Эльмо

Ещё один средневековый крепостной замок, построенный (14 в) для защиты со стороны моря, находится на одноименном холме. Своё название он получил от разрушенного храма (10 в) Святого Эразма Антиохийского. Со временем Эразм стало звучать в итальянской транскрипции как «Эльмо» — так образовалось современное название замка, который не раз подвергался разрушениям. Своим восстановлением он обязан испанскому королевскому наместнику Педро де Толедо.

Кастель-Сант-Эльмо

Величественное сооружение в форме 6-конечной звезды снизу смотрится очень эффектно. Экскурсия по замку – интереснейшее путешествие в далёкое и недавнее прошлое, запечатлённое в архитектуре замка, в Музее искусств 20 в., в экспонатах Библиотеки истории искусств им. Молайоли. Не оставит равнодушными посещение патриархальной церквушки Святого Эразма, за алтарём которой захоронены останки де Толедо. На смотровых площадках замка днём полно туристов, любующихся потрясающей панорамой города.

Кастель-Сант-Эльмо

Наполи Соттеранеа

Подземный город (так в переводе звучит «Наполи Соттеранеа») – полон мрачноватой таинственности как место, где в течение веков происходили захоронения умерших. Катакомбы, построенные в 4 веке, использовались в качестве христианского кладбища вплоть до 17 века. Позже представители Доминиканского ордена организовали здесь амбулаторию,где в специальных нишах вертикально размещали тела умерших.

Наполи Соттеранеа

Существовали здесь расписанные фресками и украшенные мозаикой небольшие комнаты, предназначенные для захоронения особо значимых личностей. В самых древних катакомбах Сан-Дженнаро захоронены в одной из ниш останки св. Януария. В других ответвлениях катакомб, расположенных севернее — Сан-Гаудиозо похоронен святой Гаудиозо. Третье ответвление подземелий — Сан-Северо носит имя епископа Северо. Общая протяжённость катакомб – 80 км, на всём протяжении которых находятся склепы, аркосолии, небольшие храмы и церкви – настоящий город мертвецов.

Наполи Соттеранеа

Заходят сюда обычно в сопровождении гида через вход, находящийся под церковью Санта-Мария. Нужно знать, что в подземелье очень прохладно, поэтому стоит одеваться потеплее и приготовиться к не совсем обычным впечатлениям.

Палаццо-ди-Каподимоне

Роскошный дворец-музей стоит как раз над катакомбами Сан-Дженнаро. Это помпезное здание, созданное по проекту прославленного архитектора Медрано, было построено в качестве летнего дворца для Карла Бурбонского (1738 год). Сегодня дворец – вместилище великолепных художественных ценностей, коллекций знатных семейств прошлого: герцогов Фарнезе, Борджия, Авалос, Марии Саксонской. Здесь представлены картины великих мастеров кисти позднего Средневековья и эпохи Возрождения. Среди них шедевры Ботичелли «Мадонна с младенцем и 2-мя ангелами», Тициана «Даная», Рафаэля «Мадонна Divina amore» и другие не менее знаменитые полотна.

Палаццо-ди-Каподимоне

Истинная жемчужина музея – кабинет фарфора, где собраны редкие экземпляры изящных изделий из тончайшего фарфора, принадлежавших Марии Саксонской и других аристократов Италии. Многообразие фарфоровой коллекции восхищает красотой, мастерством изготовления и росписи. Сюда стоит приходить в знак поклонения прекрасным творениям человечества.

Палаццо-ди-Каподимоне

Пьяцца-дель-Плебисцита

Это самая большая площадь Неаполя, поражающая всех своим размахом и величественным архитектурным обрамлением. Именно здесь находится знаменитый Королевский Дворец со статуями неаполитанских правителей. Напротив дворца высится церковь святого Франциска Паоланского – великолепнейшее здание неоклассического стиля, возведённое по инициативе Фердинанда I. Своим внешним обликом с полукруглой колоннадой по бокам церковь напоминает собор св. Петра в Риме, а большим круглым куполом и треугольным тимпаном – римский Пантеон.

Пьяцца-дель-Плебисцита

Центр площади ознаменован бронзовой статуей короля Виктора Эммануила, объединившего Италию. Он восседает на могучем коне в победной позе. Статуя установлена на монументальном постаменте с изображением символа Неаполя – мифической сирены Парфенолы. Площадь каждый день принимает толпы туристов, разглядывающих достопримечательности и зрителей оперного театра Сан-Карло.

Пьяцца-дель-Плебисцита

Театро-ди-Сан-Карло

Старейший оперный театр Европы не случайно открылся в 1737 году именно в Неаполе, где всё проникнуто звуками народных неаполитанских песен. Здание театра Сан-Карло было выстроено вместо старого Сан-Бартоломео (1621 г.) при честолюбивом короле Карле VII Бурбонском. Открытие нового роскошного театра состоялось в день именин короля и ознаменовалось постановкой оперы Сарро «Ахилл на Скиросе». За годы существования на сцене театра прошли все знаменитые оперы мира, пели многие маститые исполнители, блистали виртуозы мирового балета. Великолепные интерьеры театральных залов привлекают такое же внимание, как и выдающиеся оперные постановки, не уступающие мастерством Миланской опере.

Театро-ди-Сан-Карло

Популярные достопримечательности Неаполя на карте

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...
Сохранить статью и поделиться в социальных сетях: