Достопримечательности Неаполя

Даже те, кто только краем уха слышал об итальянском городе Неаполе, любят знаменитые неаполитанские песни, выразительные, темпераментные, полные страстной чувственности и тонкого лиризма. Такие чарующие мелодии может создавать только народ, не боящийся жить по соседству с грозным Везувием, каждое столетие напоминающем о своём существовании опасными извержениями. Так же выразительны, темпераментны и грациозны неаполитанские танцы, как и сами неаполитанцы.

С момента основания города древними греками (8 век до н. э.) Неаполь становился частью разных империй и королевств, пока в 1860 году не образовалось государство Италия. Сейчас это третий по величине итальянский город-миллионник, в окрестностях которого проживает ещё 2 млн человек. Расскажем про главные достопримечательности Неаполя.

Вулкан Везувий

Вулкан Везувий, Неаполь

Это один из самых грозных и могучих вулканов мира, тысячелетиями извергающий пепел и лаву вокруг. По иронии судьбы, у его подножия такие райские для жизни места, с плодороднейшими почвами, богатейшими флорой и фауной, что люди, несмотря на смертельную опасность, селились здесь с древних времён. Легендарные Помпеи, Стабия и Геркуланум, выжженные раскалённой лавой и похороненные под 8-ми-метровым слоем пепла в 79 году н. э. – достоверное подтверждение этого.

До сих пор продолжаются раскопки на месте древних городов, находки которых поражают невероятно безумной силой страшнейшего извержения, когда из кратера выбрасывалось содержимое объёмом 100 тыс. тонн в секунду на высоту, достигающей 35 км. Раскалённая магма, лившаяся потоками, создавала температуру в 500 градусов , мгновенно превращая всё в пепел. Человечество планеты до сих пор потрясено невиданно жестоким извержением, несмотря на прошедшие тысячелетия.

Сейчас вулкан – место паломничества туристов (4 млн в год), стремящихся как можно ближе подобраться к жерлу «огнедышащего дракона». Они карабкаются вверх по тропе, вьющейся среди вулканического пепла, застывшей лавы и пемзы (фуникулёр был уничтожен землетрясением 1979 года). Адреналин заставляет экстремальных покорителей вулкана идти в облаках пыли под палящим солнцем, то и дело натыкаясь на мелкие камни.

Хорошо, что вдоль тропы установлены скамейки, на которых можно расслабиться и отдохнуть. Многих добравшихся до кратера энтузиастов он своими безжизненными серыми стенами и скудной растительностью, пробивающейся редкими кустиками, не восхищает. Но чувство удовлетворения собой, восхищения удивительными видами, открывающимися внизу, заставляет забыть о трудностях подъёма.

 

Королевский дворец

Королевский дворец, Неаполь

На главной великолепной площади Неаполя – Плебисцита находится монументальное трёхэтажное здание с большим количеством окон – Королевский дворец, строившийся полвека (1600-1650 г. г.) Он предназначался для неаполитанских правителей из рода Бурбонов, поэтому строили дворец с размахом, присущим этой династии. До сегодняшнего дня сохранился внешний облик дворца, соответствующий перестройке 18 века, проходившей под контролем известного придворного архитектора Ванвителли, знатока позднего барокко.

Полукруглые арочные своды фасада соседствуют со стенными нишами, в каждой из которых установлено по одной статуе самых видных властителей королевства. Наличники окон декорированы лепными узорами, на аттике крыши установлена часовая башенка с круглыми часами. С тыльной стороны дворец окружает сад, возле ворот которого установлены конные статуи петербургского Аничкова моста.

Внутренние интерьеры отделаны с помпезной роскошью, со множеством лепных орнаментов, барельефов и скульптур. Широкие каменные лестницы с массивными узорными перилами, высокие арки, богатые люстры, лепные потолки, живописные шедевры знаменитых художников прошлого создают величественный антураж дворцовых залов.

Сегодня здание Дворца вмещает несколько различных учреждений. Большую часть занимает Национальная библиотека, с огромным книжным фондом, включая бесценные папирусы из погребённого под пеплом Везувия древнего Геркуланума. Несколько Залов дворца (Центральный, Тронный, Зал Геркулеса) объединены в музей исторических апартаментов. В них размещены величайшие художественные полотна Тициана, Джордано, Прети и других видных итальянских мастеров живописи.

Помпеи

Помпеи, Италия

В окрестностях Неаполя расположен популярный археологический комплекс Помпеи – древний город, в считанные минуты оказавшийся под восьмиметровым слоем пепла и других выбросов вулкана Везувий во время извержения в 79 году н. э. Сколько прозаических и поэтических строк посвящено этой катастрофе, уничтожившей всё живое вокруг, сколько художников отобразили катаклизм в своих полотнах!

Знаменитая картина К. Брюллова «Последний День Помпеи» — красноречивое свидетельство трагедии вселенского масштаба, потрясает своей художественной выразительностью. Через столетия на месте погибших городов возникли новые, жители которых даже понятия не имели о Помпеях, пока не добрались до руин во время раскопок. Так мир узнал о беспрецедентных проявлениях Везувия, и погребённые заживо города стали активно раскапывать (1748-1960).

Первая экспедиция под руководством Алькубьерре считала, что найденные объекты – г. Стабия, но в процессе дальнейших раскопок установили их принадлежность к Помпеям. За прошедшее время проделана гигантская работа по расчистке города, в результате которой удалось выяснить подробные детали произошедшей катастрофы.

В 60-х годах 19 века археолог Фиорелли определял по очертаниям образовавшихся пустот от тел людей и животных, в каких позах застала их гибель, заливая пустоты гипсом. Было установлено, что от раскалённой температуры все живые организмы мгновенно испарялись.

Сейчас в Помпеях продолжаются реставрационные работы, и некоторые объекты предстанут перед посетителями почти в первозданном виде. Храм Аполлона (8 в. до н. э.) пока лежит в руинах, но уже многое из его истории известно исследователям. Из 28 колонн сохранилось только две, позволяющие составить полное представление о величественной колоннаде храма.

Остатки фресок с изображением Троянской войны в сохранившихся внутренних нишах свидетельствуют о высоком мастерстве древних живописцев. Интересные памятник Помпеи – Термы, Дом Венеры в раковине, Амфитеатр, Дом Фавна и много других уникальных достопримечательностей возрождаемого города.

Храм Успения Святой Марии (Святого Януария)

Храм Успения Святой Марии (Святого Януария), Неаполь

В историческом центре Неаполя, на площади Виа-Дуомо находится главная святыня города – Храм св. Януария или как иначе его сейчас именуют «Храм Успения Святой Марии». На месте храма в начале нашей эры располагались древние церкви, напоминающие о себе остатками стен. В 13 веке Карл I приказал возвести храм в честь святого покровителя города Януария (13 век).

Полностью он был достроен уже в 14 в. во время правления внука Карла. Фасад католического храма несколько раз обновлялся, отдельные части реконструировались, но основные древние конструкции капелл и базилик тщательно сохранялись. Внешняя архитектоника храма выполнена в нескольких стилях с преобладанием готических черт: конические своды окон, устремлённые ввысь остроконечные пики башен, узкие оконные проёмы наглядно это подтверждают.

Древнейшим памятником западной религиозной культуры здесь является крестильня св. Иоанна, внутренности которой украшены мозаикой 4 в. Великолепие убранства храма составляют работы талантливых мастеров Возрождения Вазари и Перуджино. Впечатляет мозаичное панно «Мадонна с младенцем на троне…», созданное в 1322 г.

В главной часовне собора хранятся драгоценные церковные раритеты, именуемые «Сокровищами Сан-Дженнаро», бесценный экспонат которых – бюст Януария, выполненный из золота. Бюст – своеобразная рака для мощей великомученика: голова бюста, украшенная роскошным убором, вмещает фрагменты черепа Януария. Сейчас бюст щедро одаривается дорогими подношениями в виде золотых цепей и крестов, инкрустированных драгоценными камнями.

Изюминка храма – волшебный сосуд с кровью святого, которая якобы закипает 19. 09 и 16. 12 — праздники покровителя. Неапольцы считают, что если «закипания крови» не случаются, то город ожидают несчастья. Учёные не верят в чудо, объясняя это фальсификацией, а прихожане искренне надеются на спасительные силы святого.

Национальный археологический музей

Национальный археологический музей, Неаполь

Уникальный Музей – единственный в мире, экспонаты которого воскрешают погибшие после извержения Везувия города. За многие годы раскопок скопилось такое количество артефактов, что для них отвели здание бывшего университета с хранящимися в нём сокровищами Бурбонов. Частично перестроенное и расширенное красивое здание в 1860 году стало государственной собственностью с титулом «национального музея».

Предметы искусства поместили в художественной галерее, а основные помещения заняли археологическими находками. Значительную часть раритетов составляют предметы, извлечённые при раскопках 3-х городов, спрятанных под вулканическим пеплом. Настенные и настольные мозаики, скульптуры, фрески – образцы высококлассного искусства дохристианского и начала христианского периодов.

Располагает музей и древнеегипетскими реликвиями, собранными в крупной экспозиции. Предметы искусства и быта, фрески, барельефы, посуда, украшения, созданные в интимно-пикантном оформлении, собраны в «Секретном кабинете». Главным объектом изображения на них является обнажённое человеческое тело, представленное в разных ракурсах и считающееся образцом естественной красоты.

Галерея Умберто I

Галерея Умберто I, Неаполь

У жителей каждого города есть излюбленное место в нём, которым они гордятся и считают «изюминкой». Для неаполитанцев такое место – галерея Умберто I, расположенное в здании лёгкой ажурной архитектуры и необычной восьмиугольной конфигурации. По сути, это большой торговый комплекс-пассаж, построенный в конце 19 в. по проекту Эммануэле Рокке.

Его задачей было создать конструкцию, органично вписывающуюся в общую архитектурную тональность соседних зданий и отгораживающую ул Толедо с неблаговидной репутацией от театра Сан-Марко. Авангардный архитектор Бубе спроектировал купол из металла с вкраплением длинных окон из разноцветных витражей – получилось грандиозное строение с высоким стеклянным потолком (56 м) в стиле неоренессанса.

Восстановленный после войны галерейный комплекс по-прежнему привлекает много народа. Внутри мозаичный пол оформлен в виде знаков Зодиака. Вокруг них витает поверье о сбывающихся желаниях, поэтому каждый стремится наступить на свой знак и загадать желание. В галерее открыты изысканные салоны красоты, фешенебельные бутики известных итальянских и других знаменитых кутюрье, отели, элитные рестораны. Есть музыкальный салон, где бывают концерты классической фортепианной музыки.

Замок Кастель-дель-Ово

Замок Кастель-дель-Ово, Неаполь

Средневековый крепостной замок, чьё название в переводе означает «замок яйца» расположен на островке Санта-Лючия, прославленном в популярной неаполитанской песне. Остров Тирренского моря соединён с Неаполем земляной насыпью, по которой можно добраться до замка. Кастель-дель-Ово издали напоминает рукотворную скалу, нависающую над морской синевой. Историки считают, что именно на этом острове в 6 в. до н. э. греческие колонисты начали строить город.

Позже римский полководец Лукулл облюбовал остров для своей виллы. Крепостной замок с мощными стенами, с защитным рвом вокруг был возведён в 1139 году как оборонительное сооружение против нападения с моря. Сейчас туристы с огромным удовольствием поднимаются на смотровые площадки замка, пленяясь волшебной красотой окружающих пейзажей.

Осмотр старинного замка впечатляет своей архитектурой; таинственной древностью, обросшей легендами о спрятанном в нём волшебном яйце; массивными воротами, выполненными как произведение искусства; окрестными пейзажами.

Замок Кастель-Сант-Эльмо

Замок Кастель-Сант-Эльмо, Неаполь

Ещё один средневековый крепостной замок, построенный (14 в) для защиты со стороны моря, находится на одноименном холме. Своё название он получил от разрушенного храма (10 в) Святого Эразма Антиохийского. Со временем Эразм стало звучать в итальянской транскрипции как «Эльмо» — так образовалось современное название замка, который не раз подвергался разрушениям. Своим восстановлением он обязан испанскому королевскому наместнику Педро де Толедо.

Величественное сооружение в форме 6-конечной звезды снизу смотрится очень эффектно. Экскурсия по замку – интереснейшее путешествие в далёкое и недавнее прошлое, запечатлённое в архитектуре замка, в Музее искусств 20 в., в экспонатах Библиотеки истории искусств им. Молайоли. Не оставит равнодушными посещение патриархальной церквушки Святого Эразма, за алтарём которой захоронены останки де Толедо. На смотровых площадках замка днём полно туристов, любующихся потрясающей панорамой города.

Наполи Соттеранеа

Наполи Соттеранеа, Неаполь
Фото: facebook.com/napolisotterranea

Подземный город (так в переводе звучит «Наполи Соттеранеа») – полон мрачноватой таинственности как место, где в течение веков происходили захоронения умерших. Катакомбы, построенные в 4 веке, использовались в качестве христианского кладбища вплоть до 17 века. Позже представители Доминиканского ордена организовали здесь амбулаторию, где в специальных нишах вертикально размещали тела умерших.

Существовали здесь расписанные фресками и украшенные мозаикой небольшие комнаты, предназначенные для захоронения особо значимых личностей. В самых древних катакомбах Сан-Дженнаро захоронены в одной из ниш останки св. Януария. В других ответвлениях катакомб, расположенных севернее — Сан-Гаудиозо похоронен святой Гаудиозо. Третье ответвление подземелий — Сан-Северо носит имя епископа Северо.

Общая протяжённость катакомб – 80 км, на всём протяжении которых находятся склепы, аркосолии, небольшие храмы и церкви – настоящий город мертвецов. Заходят сюда обычно в сопровождении гида через вход, находящийся под церковью Санта-Мария. Нужно знать, что в подземелье очень прохладно, поэтому стоит одеваться потеплее и приготовиться к не совсем обычным впечатлениям.

Музей Каподимонте

Музей Палаццо-ди-Каподимонте, Неаполь

Роскошный дворец-музей стоит как раз над катакомбами Сан-Дженнаро. Это помпезное здание, созданное по проекту прославленного архитектора Медрано, было построено в качестве летнего дворца для Карла Бурбонского (1738 год). Сегодня дворец – вместилище великолепных художественных ценностей, коллекций знатных семейств прошлого: герцогов Фарнезе, Борджия, Авалос, Марии Саксонской. Здесь представлены картины великих мастеров кисти позднего Средневековья и эпохи Возрождения.

Среди них шедевры Ботичелли «Мадонна с младенцем и 2-мя ангелами», Тициана «Даная», Рафаэля «Мадонна Divina amore» и другие не менее знаменитые полотна. Истинная жемчужина музея – кабинет фарфора, где собраны редкие экземпляры изящных изделий из тончайшего фарфора, принадлежавших Марии Саксонской и других аристократов Италии. Многообразие фарфоровой коллекции восхищает красотой, мастерством изготовления и росписи. Сюда стоит приходить в знак поклонения прекрасным творениям человечества.

Пьяцца-дель-Плебисцита

Пьяцца-дель-Плебисцита, Неаполь

Это самая большая площадь Неаполя, поражающая всех своим размахом и величественным архитектурным обрамлением. Именно здесь находится знаменитый Королевский Дворец со статуями неаполитанских правителей. Напротив дворца высится церковь святого Франциска Паоланского – великолепнейшее здание неоклассического стиля, возведённое по инициативе Фердинанда I. Своим внешним обликом с полукруглой колоннадой по бокам церковь напоминает собор св. Петра в Риме, а большим круглым куполом и треугольным тимпаном – римский Пантеон.

Центр площади ознаменован бронзовой статуей короля Виктора Эммануила, объединившего Италию. Он восседает на могучем коне в победной позе. Статуя установлена на монументальном постаменте с изображением символа Неаполя – мифической сирены Парфенолы. Площадь каждый день принимает толпы туристов, разглядывающих достопримечательности и зрителей оперного театра Сан-Карло.

Театр «Сан-Карло»

Театр «Сан-Карло», Неаполь

Старейший оперный театр Европы не случайно открылся в 1737 году именно в Неаполе, где всё проникнуто звуками народных неаполитанских песен. Здание театра Сан-Карло было выстроено вместо старого Сан-Бартоломео (1621 г.) при честолюбивом короле Карле VII Бурбонском. Открытие нового роскошного театра состоялось в день именин короля и ознаменовалось постановкой оперы Сарро «Ахилл на Скиросе».

За годы существования на сцене театра прошли все знаменитые оперы мира, пели многие маститые исполнители, блистали виртуозы мирового балета. Великолепные интерьеры театральных залов привлекают такое же внимание, как и выдающиеся оперные постановки, не уступающие мастерством Миланской опере.

Геркуланум

Геркуланум, Неаполь
Фото: facebook.com/parcoarcheologicodiercolano

Геркуланум, или Эрколано — древний город, погребенный под лавой Везувия. Его руины были занесены в список наследия ЮНЕСКО. От города Торре дель греко до развалин проходит т.н. золотая миля — дорога, на которой разместились живописные виллы XVIII века. Развалины древнего города находятся в 10км от Неаполя. Добраться туда можно на электричке, следующей из Неаполя в Сорренто или маршрут на Поджомарино. Станция Эрколано-Скави находится в 700м от руин города.

Базилика Сан Франческо ди Паола

Базилика Сан Франческо ди Паола, Неаполь

Эта монументальная базилика, больше напоминающая римский Пантеон чем католический храм, появилась в сердце Неаполя еще в XIX веке. Возведенная архитектором Бьянки по велению короля Фердинанда I, в наше время она привлекает толпы туристов. И не удивительно, ведь находится она в центре всех туристических маршрутов – на площади Плебисцита, по соседству с Королевским дворцом.

Величественное строение в обрамлении колоннады, увенчанное 35-метровым куполом не может не восхищать своим экстерьером. Однако интерьер храма также выполнен с королевской щедростью. Здесь и скульптуры святых и членов королевской династии, и фрески, и полотна знаменитых и не известных художников, и конечно же, главное украшение базилики – алтарь XVII века инкрустированный драгоценными камнями.

Капелла Сан-Северо

Капелла Сан-Северо, Неаполь
Фото: facebook.com/museocappellasansevero

В прошлом частная капелла и по совместительству усыпальница рода Сан-Северо. Ныне – музей, собравший работы величайших скульпторов и художников Италии. Вокруг нее царит множество легенд и мистических историй. Храм был заложен в честь явления образа Девы Марии на месте обрушенной стены. В последствии неоднократно перестраивался, пока граф Раймондо де Сангро не закончил работу над ним в XVIII веке.

Для туристов капелла интересна обилием скульптур, фресок. Поражает расписной потолок, который за время своего существования не утратил яркости красок. Самая знаменитая скульптура, можно сказать жемчужина капеллы Сан-Северо – Христос под плащаницей. Невероятная тонкость работы, точность деталей, «невесомость» материи, покрывающей тело святого, поражает до глубины души.

Санта-Кьяра

Санта-Кьяра, Неаполь

Музей археологии, монастырь и древние гробницы – это все религиозный комплекс дивной красоты под названием Санта-Кьяра в городе Неаполь. Собор неоднократно перестраивался, возведенный в XIV веке в стиле провансальской готики, впоследствии был переделан в стиле барокко. А во время Второй мировой войны и вовсе был разрушен бомбардировками.

В середине прошлого века мастера воссоздали этот памятник архитектуры по крупинкам. Здесь посетителям непременно понравятся майоликовые колонны, скамейки, украшенные мозаикой, роспись, изображающая жизнь неаполитанцев в ярких красках в тени цитрусовых деревьев.

Кладбище Фонтанелле

Кладбище Фонтанелле, Неаполь

Старейший языческий некрополис в окрестностях Неаполя, в последствии разросшийся в огромный склеп в пещере, хранящий останки малоимущих жителей Неаполя, жертв эпидемий и тяжёлых болезней. Три большие галереи составляют этот «город мертвых», по аналогии с традиционными церквями их называют нефами:
Нефа священников хранит останки, перевезенные со святых мест, она находится слева. Справа – нефа нищих, а центральный зал называется нефой чумы.

Неаполитанцы проводят здесь обряды, подношения, просят усопших о помощи и о поддержке. Ведь следуя поверьям души неопознанных людей, чьи останки хранят катакомбы Фонтанелле не могут выбраться из чистилища, и готовы помочь любому человеку в его просьбе в обмен на вечный покой. «Культ черепушек» пробирает до мурашек по коже, в этом необычном, мистическом месте, среди деревянных склепов, похожих на скворечники и импровизированных криптов начинаешь по-другому ощущать бренность бытия.

Катакомбы Сан-Гаудиозо

Катакомбы Сан-Гаудиозо, Неаполь

Еще одно кладбище в катакомбах находится в квартале Санита́. Это раннехристианские подземные захоронения, расположенные прямо под церковью Санта Мария делла Санита. Здесь же находится и касса, где можно приобрести билеты на экскурсию в катакомбы. Здесь, в разветвленных коридорах вы найдете множество локул в несколько рядов с погребенными останками местных жителей. И аркосолии – ниши для погребения уважаемых людей и состоятельных граждан.

Фрески и мозаики на стенах расскажут о захороненных здесь людях, сюжетах из жизни святых. Хоть катакомбы и перенесли необратимые изменения ввиду возраста, большая часть гробниц, и алтарей до сих пор открыта для туристов. Гробницы св. Гаудиоза и св. Ностиана украшают фрески и мозаики V –VI века. Это, пожалуй, самая древняя часть катакомб Сан-Гаудиозо. Здесь же хранятся останки великомученика Созия.

В Неаполе GuruTurizma рекомендует следующие отели:




Достопримечательности Неаполя на карте

Close

GuruTurizma

Путеводители по странам, маршруты по городам и советы туристам

©2014-2022 Использование информации с сайта возможно только при размещении прямой гиперссылки на GuruTurizma.ru. Фото и видеоматериалы, размещенные на сайте, являются собственностью их авторов и используются исключительно в информационных целях.
Close