Кёльн – один из самых крупных городов Германии. Его построили на речке Рейн между Амстердамом и Франкфуртом. Город с отлично развитой экономикой и культурой ежегодно посещают потоки туристов из разных стран. Даже те, кто мало знают о городе, обязательно слышали про всемирно известное кёльнское пиво.
Величественные храмы города удивляют своей красотой и разнообразием, а одним из лучших высших учебных заведений в Германии считается университет Кёльна. В городе довольно часто проходят праздники, фестивали и мероприятия. Люди здесь жизнерадостные и весёлые. Город привлекает туристов своей открытостью и стародавней историей. Здесь много интересных мест. Расскажем про самые интересные достопримечательности Кёльна.
Содержание
- 1 Кёльнский собор
- 2 Мост Гогенцоллернов
- 3 Музей духов
- 4 Музей Людвига
- 5 Музей шоколада
- 6 Церковь Святого Мартина
- 7 Апостольская церковь
- 8 Зоопарк
- 9 Кёльнская ратуша
- 10 Римско-Германский музей
- 11 Музей Вальрафа-Рихарца
- 12 Музей Шнютген
- 13 Улрепфорт
- 14 Кёльнская филармония
- 15 Канатная дорога
- 16 Ботанический сад «Флора»
- 17 Телебашня Колониус
- 18 Центральная мечеть Кёльна
- 19 Архитектурный комплекс Кранхаус
- 20 Поворотный мост в районе Рейнаухафен
- 21 Площадь рыбного рынка
- 22 Музыкальный театр Musical Dome
- 23 Церковь Святого Куниберта
- 24 Вокзал Кёльн
- 25 Дворец Аугустусбург и охотничий замок Фалькенлуст
- 26 Ворота Ханенторбург
- 27 Парк развлечений Phantasialand
- 28 Башня Байентурм
- 29 Ворота Святого Северина
- 30 Церковь Святого Пантелеймона
- 31 Достопримечательности Кёльна на карте
Кёльнский собор
Кафедральный собор Святых Петра и Марии известен далеко за пределами города. Он является визитной карточкой города. Именно сюда устремляются все туристы в первую очередь. Собор поражает своей красотой и великолепной архитектурой. Строительство храма велось около 530 лет. Работы останавливались и начинались снова. Менялись архитекторы, художники и мастера. И наконец, собор был воздвигнут.
Храм с первого взгляда впечатляет туристов своими размерами. Это огромное сооружение в готическом стиле. Вблизи собор кажется еще больше. Он настолько велик, что его даже трудно сфотографировать.
Две башни величественного собора уносятся высоко в небо. Высота каждой из них составляет 157 метров. Если подняться на самую вершину башни, можно рассмотреть большую часть города. Все великолепие города предстанет перед вашими глазами, как на ладони. Кёльнский собор – неподражаемый образец архитектуры. Это не просто храм, это один из крупнейших германских музеев.
Его внутреннее убранство столь же роскошно, как и внешнее. Здесь можно увидеть древние и очень ценные картины и скульптуры. Красивейшие витражи, огромные мозаики, старинные фрески, — все это можно рассматривать бесконечно. Колоны, украшенные скульптурами, поднимаются к точеным сводам. У собора есть своя сокровищница. Посетить ее можно за отдельную плату.
Сооружение находится на Соборной площади. Здесь всегда полно народу до самых поздних часов. Храм является главным местом встреч. Все дороги города выведут вас на это сооружение. Не увидеть его просто невозможно. Шпили башен собора возвышаются над городом. Они отлично просматриваются издалека.
Мост Гогенцоллернов
В 1859 году рядом с Кёльнским собором был открыт железнодорожный вокзал и к нему построен мост через Рейн, называвшийся Соборным. Собор, вокзал и мост находились на одной оси. В начале XX века пропускная способность моста не позволяла увеличить интенсивность прохождения поездов.
В 1907 году, несмотря на возражения со стороны части общественности Кёльна, считавшей, что вокзалу не место рядом с главным историческим памятником города, было принято решение о строительстве нового моста на старом месте. Он появился в 1911 году и имел 4 железнодорожных пути.
Мост был назван в честь династии Гогенцоллернов, бывших прусскими королями и германскими императорами. Кроме названия, в честь правителей династии XIX-начала XX века у моста были установлены 4 конных статуи: по две с каждого берега Рейна. Несмотря на конструкции из бетона и стали, использовавшиеся при строительстве, мост с тремя арками из металлоконструкций, имеет лёгкий и изящный вид. Наряду с собором, он стал наиболее узнаваемым символом города.
В годы Второй Мировой войны мост Гогенцоллернов вносил заметный вклад в перемещениях грузов и войск III Рейха, являясь самым загруженным мостом Германии. Он сумел пережить 262 бомбёжки Кёльна авиацией союзников, хотя и получил разрушения. 6 марта 1945 года его взорвали сами же фашисты, надеясь задержать наступление западной коалиции.
Частично, с движением по двум колеям, мост отремонтировали в мае 1948 года. Полная реконструкция с восстановлением памятников Гогенцоллернов состоялась в 1989 году. Симпатичные башни с обеих сторон моста в неороманском стиле возрождать не стали, так как они не сочетались с готической архитектурой собора. По мосту длиной 409 м и шириной 29,5 м, кроме движения поездов, организованы тротуары для пешеходов и велосипедистов.
Музей духов
Его ещё называют «Дом Фарина», в честь создателя фабрики Иогана-Мария Фарина. Корпорация по производству духов, кстати, была самая первая в мире. А музей теперь находится в его доме. Всё начиналось с того, что Фарина сумел из различных цветочных ароматов создать один с необычным запахом. Он нарёк его «Кёльнская вода». И, спустя некоторое время, продукт уже приобрёл большую популярность.
Однако не в Германии, а во Франции. Предприимчивые французы стали выпускать «Кёльнскую воду» в своей стране в виде одеколона. Сейчас в Доме Фарина расположена фабрика и музей духов. Здесь можно увидеть оборудование для производства духов, картинки и фото, и даже описание самого процесса. Представлена большая коллекция сосудов для хранения одеколона.
Экскурсии проходят с гидом, облаченным в наряды времён создания и работы фабрики. Здесь можно проследить всю историю производства духов за многие годы, оценить качество товара и испытать на себе ароматы.
Запах похож на смесь цитруса и бергамота. Недаром Фарина писал, что его духи – это весеннее утро в Италии после дождя, наполненное ароматов лимонов, грейпфрутов и любимой травы.
Музей Людвига
Музей Людвига делает основную ставку на современность. В его коллекциях представлены картины направления авангард. Галерея масштабная по своим размерам. Она создает неплохую конкуренцию другим современным музеям на мировом уровне. Это заведение стоит посетить тем, кто открыт для новой информации. Галерея представляет собой современное сооружение из 4 этажей.
Оно выполнено в довольно причудливой форме. Находится музей рядом с Кельнским собором. Здесь можно увидеть такие направления в творчестве художников, как авангард, поп-арт, экспрессионизм, сюрреализм. Большую часть собрания музея занимает огромная коллекция четы Людвигов. В 1976 году супруги подарили галерее около 350 работ. Новое здание музея было возведено тоже по их инициативе.
В галерее очень хорошие и отзывчивые сотрудники. Они не только разрешают фотографировать, но и сами предлагают сделать это. Кстати, из окон музея можно очень хорошо рассмотреть часть Кельнского собора. Музей современного искусства очень своеобразен.
Каждый мастер видит основную идею произведение по-своему. Чтобы уловить суть желательно воспользоваться услугами аудиогида.
Музей шоколада
Самый сладкий музей работает уже более 20 лет. Он находится недалеко от знаменитой фабрики шоколада. Строение музея сбивает с толку туристов. Оно абсолютно никак не связано с шоколадом. Здание выполнено в форме огромного корабля. Музей находится на небольшом островке. А его пол из стены из стекла и кирпича, а не из печенья и конфет, как мечтают дети. Внутри можно увидеть большие округлые лестницы с галереями-переходами из стекла.
На экскурсии вас ознакомят с технологией производства любимого лакомства. Процесс производства уже давно автоматизирован. Всю работу выполняют огромные машины. В ручную упаковывают лишь в коробки и фольгу. В музее можно увидеть собрание металлических коробочек и табличек с названиями различных шоколадных фирм. Посуда, картины, старинные уличные автоматы и многое другое, связанно с темой шоколада является частью экспозиций галереи.
Самое любимое место детей – это шоколадный фонтан. В него сотрудники макают вафли и предлагают их посетителям. Сооружение представляет собой большой, около 3 метров фонтан, похожий на дерево. Шоколад вытекает из него в небольшой поддон. Посетителей с детьми здесь очень много. Для них даже организуют специальные игры и викторины. Здесь можно даже задать свой рецепт, по которому вам тут же приготовят шоколадку. В музее работает большой магазин шоколада.
Ассортимент просто огромный. В нем представлены различные шоколадные торговые марки.
Церковь Святого Мартина
Одним из украшений Кёльна является церковь Святого Мартина или, как часто её называют, Большой Святой Мартин. Его впечатляющая внешность с четырьмя башнями, поднимающимися на 70 м, напоминает средневековый замок.
Знатоки архитектуры увидят в храме и его интерьерах черты трёх стилей: готики, барокко и византийской классики. Они свидетельствуют о многочисленных перестройках и восстановлениях церкви в разные века. Те, кому жанры, определяющие вид храма, не важны, просто испытают восторг от его совершенства.
Первый христианский храм на этом месте был построен в X веке на остатках древнеримских сооружений, и относился к монастырю бенедиктинцев. В середине XII столетия церковь сгорела, и вместо неё в 1220 году была построена новая. Она получила современное название и стала собором бенедиктинского аббатства.
Войны и пожары последующих периодов наносили ущерб Большому Мартину, а последующие восстановления – элементы стилей новых эпох. В 1460 году церковь была увенчана готическим шпилем, начало XVIII века принесло внутреннему оформлению контуры барокко, а его конец отметился чертами классицизма.
Наиболее жестоко с церковью Святого Мартина обошлась Вторая мировая война. Начавшиеся разрушения храма при многочисленных бомбёжках, были довершены последним ударом с воздуха. За 4 дня до прихода американских войск от Большого Мартина остались только руины.
Несмотря на огромную стоимость восстановления, власти города приняли решение в его пользу. Вновь построенный храм был освящён и открыт для посещения в 1985 году. Многим его великолепие кажется даже значительнее убранства Кёльнского собора.
Апостольская церковь
Посвящена 12 ученикам Христа. Она даёт начало улицам Apostelenstrasse и Gertrudenstrasse. На момент первоначального варианта храма, построенного в IX веке, она располагалась за городскими стенами. В территорию Кёльна она вошла в 1106 году.
На протяжении многих веков существования, церковь то теряла часть своих сооружений, то у неё при восстановлении появлялись новые. Таким образом возникли два важнейших архитектурных элемента. В 1150 году при реставрации после пожара появилась 67-метровая западная башня, ставшая третьей по высоте среди храмовых построек. А ровно через 50 лет в 1200 году храм украсился восьмигранным куполом.
В начале XIX века Кёльн находился на территории оккупированной Францией и Апостольская церковь была закрыта. Это способствовало её обветшанию и с трудом спасло от сноса. После Второй мировой войны Кёльн называли самой крупной грудой обломков в мире. В таком же состоянии оказалось и Апостольская церковь. В основном, её восстановили к 1957 году, но работы продолжались до начала XXI века.
Перед последним разрушением, храм имел мозаики и росписи в византийском стиле. Их восстановление произошло только с 1988 по 1993 г.г. Старый дизайн признали устаревшим, однако в новых фресках Германа Готфрида явно заметен XX век, что вызвало недовольство общественности, считающей, что они не соответствуют средневековому интерьеру.
В церкви расположено 3 органа и 7 колоколов. В 1965 году она получила статус Малой папской базилики. С 2010 года является центром католической Апостольской общины города.
Зоопарк
Зоопарк находится на севере города, недалеко от ботанического сада. Он является одним из самых старых зоопарков Германии. Парк животных занимает большую территорию. Он чистый и аккуратный. Животные здесь живут в клетках и вольерах. За ними ухаживают и кормят. Здесь можно увидеть дельфинов, верблюдов, слонов, павианов, большое количество разнообразных птиц.
Животные вальяжно греются на солнышке в хорошую погоду, и не обращают внимания на посетителей. Чего не скажешь о прытких обезьянках, которые рады гостям всегда. Они живут в специально отстроенном «Доме джунглей». На территории зоопарка есть и экзотические растения. Они находятся в помещении для поддержания необходимого им климата.
На территории можно увидеть экспозиции с чучелами старинных животных. А еще здесь есть древние люди в мамонтовых шкурах и с добычей. Океанариум зоопарка производит потрясающее впечатление. Как будто, вы посетили морские глубины и увидели причудливый морской мир. Красочные рыбы, моллюски и рептилии ничуть не хуже огромных животных.
Кёльнская ратуша
Первые сведения об управлении города его жителями появляются в 1135 году. Какой была ратуша в то время, неизвестно, а первая часть её строений, фрагменты которой дошли до наших дней, появилась в 1330 году.
В 1367 году в зале ратуши собирались представители ганзейских городов, для формирования своего союза в борьбе с датским королём. Это историческое событие дало название Ганзейскому залу.
Долгое время Кёльном правили архиепископы, и башни, символы силы и власти, разрешалось строить только в храмах. В начале XV века город освободился от религиозного засилья. У ратуши начинает строиться башня, символ свободного города. Она возведена в готическом стиле высотой 61 м в 1414 году.
Впоследствии на ней появились скульптуры знаменитостей, связанных с городом:
- Первый этаж – короли, императоры, папы.
- Второй, третий и четвёртый этаж – известные жители Кёльна с VIII по XX век.
- Пятый – покровители и святые города.
Над их созданием трудились многие известные скульпторы и архитекторы.
В 1573 году ратуша обзавелась парадным входом в виде лоджии. Двухэтажный портал построен в стиле барокко. Через него посетители попадали в зал размерами 30х7,6х3,3 м, в котором установили копию знаменитого произведения Кёльнского собора – «Алтаря покровителей города».
Как и почти все здания, ратушу разбомбили в 1940-х, и она была восстановлена. В 1958 году на башне был установлен корильон – музыкальный инструмент, исполняющий мелодии на 45 колоколах с помощью часового механизма.
К сведению. По средам проводятся бесплатные экскурсии по ратуше, включая подъём на башню.
Римско-Германский музей
Римское поселение на месте современного Кёльна оставило в земле после себя множество предметов. Наиболее известный из них – огромное мозаичное панно с сюжетами, посвящёнными богу Дионису. Его нашли случайно и не археологи.
Находка произошла в 1941 году. При рытье котлована для бомбоубежища были обнаружены остатки древнеримского города III века н.э. Панно послужило толчком для открытия археологического музея, посвящённого времени от палеолита до раннего Средневековья.
Концепция современной экспозиции родилась в новом здании музея, открывшегося в 1974 году. Оно находится в непосредственной близости от Кёльнского собора. На нижнем этаже музея представлена мозаика Диониса – покрытие пола большой римской виллы. Кроме неё здесь можно увидеть предметы быта, одежды, обуви и посуды римского периода I-IV веков.
Верхний этаж посвящён древних находкам времён палеолита, бронзового и железного века. Особую ценность представляют предметы культуры Линейно-ленточной керамики.
Экспозиция показывает, как небольшое поселение на месте Кёльна постепенно превращалось в столицу римской провинции Нижняя Германия. Значительное количество экспонатов являются предметами религиозного назначения. Есть и собрание скульптурных работ римских императоров, их жён, высокопоставленных особ.
Отдельный раздел представляет изделия из стекла, в том числе цветного. В первые века нашей эры здесь были крупные стекольные производства, добившиеся успехов в освоение различной продукции. Не отставали от них местные ювелиры и резчики по камню, изделия которых собраны в отдельную экспозицию. Наиболее поздние находки датированы V-VII в.в. и представлены надгробиями и предметами из захоронений.
Музей Вальрафа-Рихарца
Богатейшая коллекция средневековых картин и работы мастеров до начала XX века составляют основу художественного музея Вальрафа-Рихарца. От Вальрафа музей получил собрание средневекового искусства. На средства Рихарца было построено его первое здание в 1861 году. В последующие периоды музей пополнялся работами современных художников.
В 1946 году это была коллекция Хаубриха, в 1976 году – семьи Людвиг. Из значительно расширившейся общей экспозиции были выделены работы мастеров XX века. Они стали основой музея современного искусства Людвига.
2001 год был отмечен строительством нового здания для музея рядом с собором и даром в его адрес коллекции швейцарца Корбо, состоящей из более чем 170 работ импрессионистов и постимпрессионистов. После чего официально к названию музея добавилось «и фонд Корбо».
Экспозиция музея представлена коллекциями:
- Готической – наиболее известны работы Стефана Лохнера «Мадонна в розовой беседке» и «Арест Иисуса» Мастера Страстей Карлсруэ.
- Эпохи Возрождения – алтарь церкви Святого Мартина 1515 года, расписанный фламандцем Якобом ван Утрехтом и правая часть панно из алтарного триптиха Альбрехта Дюрера 1503-04 г.г. «Алтарный образ Джабаха».
- Барокко – работы XVI-XVIII в.в. представлены полотнами Рубенса, Рембрандта, ван Дейка, Буще, Фрагонара и других мастеров Западной Европы.
- Импрессионистов – французские мастера – Моне, Писсаро, Сислей, Моризо.
Музей Шнютген
Вся жизнь Александра Шнютгена была связана с церковным искусством. Начиная деятельность в качестве священника, он уже в 24 года приобрёл первые панно для личной коллекции. Значительную часть жизни Шнютген посвятил работе в различных епархиальных музеях и на посту главного редактора журнала христианского искусства.
Будучи уже пожилым, он передал в 1906 году своё собрание в дар Кёльну. Его экспонаты выставлялись в различных помещениях, пока в 1956 году гармонично не слились с современным зданием музея в одной из старейших церквей Святой Цецилии.
Главному выставочному залу уже более 1 000 лет. Сочетание старинного храма с близкими ему по времени создания музейными предметами формирует особую ауру экспозиции. В музее представлены скульптуры из камня и дерева, распятия, ювелирные изделия, облачения священнослужителей, уникальные изделия из слоновой кости и бронзы, картины. Впечатляет коллекция статуй Девы Марии, представленная вдоль центрального прохода.
Собрание постоянно растёт и под него возникают новые помещения. В 1950-х годах появилась пристройка к церкви, а в 2010 году новые здания по соседству. Каталоги предметов музея занимают несколько больших томов. Они являются важными справочными материалами и переведены на ряд языков мира.
Даже тем, кто побывал в музее, вновь будет интересно его посещение. Здесь постоянно проходят выставки из музейных фондов. С 2020 года экспозиция доступна для виртуального тура.
Улрепфорт
В конце XII века начинается строительство кёльнских городских укреплений. Первая очередь крепостных стен, включающих 16 оборонительных башен, была сдана в 1250 году. Часть из них, в том числе Улрепфорт, служила защитой городских ворот. Ворота, рядом с которыми располагался форт, по названию окружающего районами назывались гончарными – Ulreptor.
Построенные примерно в 1230 году ворота, были закрыты уже в 1250-м. В 1271 году к укреплению перешло название от ворот Улрепфорт. Поскольку ворот не стало, содержание гарнизона форта было нецелесообразно. В XIV веке его передали в распоряжение, набиравшему популярность, ордену картезианцев для нужд монастыря. Монахи переоборудовали помещение в ветряную мельницу.
Монастырь прекратил существование при завоевании Кёльна Наполеоном. В середине XIX века форт с мельницей был передан в частные руки. Новый владелец ремонтирует его помещения, частично используя их для проживания. В 1886 году по заказу собственника башня форта получила первоначальный вид, а в форте появились винные подвалы.
В 1907 году вдова владельца форта дарит его городу. В конце 1940-х власти передают Улрепфорт подразделению, охранявшему ранее ворота крепостных стен – специальному полку «Красные искры».
Его личному составу охранять уже нечего, поэтому боевая воинская часть стала потешной, а гвардейцы используются как участники в ежегодном Кёльнском карнавале. Этому способствует их яркая форма, сохранившаяся с давних времён. В одной из входных арок в форт установлена бронзовая статуя полкового гвардейца, ставшая популярным объектом для фото.
Кёльнская филармония
В начале 1980-х в Кёльне был объявлен конкурс на строительство нового здания городской филармонии. Его выиграла известная архитектурная компания Германии Бусманн+Хаберер. Построенная в 1986 году филармония, стала частью единого с музеем Людвига комплекса, расположенного вблизи Кёльнского собора.
Согласно проекту, зал филармонии располагается под городской площадью Генриха Бёлля. Он имеет форму амфитеатра, что позволило отказаться от параллельных стен и возникновению эха, создав уникальную акустику.
В зале на 2 тыс. мест были разработаны специальные сидения, имеющие одинаковые акустические характеристики независимо от того, сидит в кресле человек или нет. Размер и наполнение сидений разрабатывались известным производителем автокресел Recaro. В зале также нет колонн, влияющих на акустику и обзор зрителей сцены.
Несмотря на значительные достижения при проектировании зала, подземное размещение на небольшой глубине создало проблемы. Звукоизоляция шума с площади, находящейся над помещением недостаточна, и часть звуков проникает в зал. Из-за этого, во время репетиций и концертов, площадь перекрывается, что приводит к определённым неудобствам и финансовым издержкам около 100 тыс. евро в год.
Первоначальный проект не предполагал наличие в зале органа. Музыкальный инструмент был добавлен в уже готовый проект. Его удалось гармонично вписать с двух сторон сцены в виде 7 башенок из труб и винтовой лестницы.
Открытие филармонии состоялось 14 сентября 1986 года. Звучала «Рейнская симфония» Шумана. В здании ежегодно проходит до 400 концертов, которые посещают около 600 тыс. чел.
Канатная дорога
В 1957 году проводилась очередная выставка немецкого садоводства, которая проходит один раз в два года. К её открытию между экспозиционными площадками в парковых зонах на разных берегах Рейна, была построена канатная дорога. Она соединяла Зоопарк и ботанический сад Флора на левом берегу и Рейнский парк на правом.
После окончания садового фестиваля канатную дорогу решили оставить. Она быстро стала одним из популярных мест. Поднимаясь на значительную высоту в четырёхместных гондолах со стеклянными стенами, пассажиры могли увидеть город с высоты птичьего полёта. Отсюда открывались впечатляющие виды на город. Особенно хорошо просматривался собор и панорама Рейна с мостами.
В 1963 году через Рейн началось строительство нового моста и опоры воздушной переправы через реку стали мешать работам. Канатную дорогу закрыли на 3 года. Её открытие состоялось в 1966 году, но уже с изменённой траекторией. Это произошло из-за протестов, что канатная дорога будет проходить над мостом.
Для новой воздушной магистрали пришлось повернуть пассажирские вестибюли и переместить береговые опоры. Ежегодно канатная дорога длиной 935 м перевозит около 300 тыс. пассажиров. Это самый безопасный вид транспорта, за годы работы которого не было инцидентов и несчастных случаев.
По ней с апреля по октябрь курсирует 50 кабин с пропускной способностью 2 тыс. чел. в час. Для любителей необычного имеется золотая гондола, в которой можно совершить бракосочетание в воздухе, после чего провести торжество в парковом павильоне на берегу Рейна.
Ботанический сад «Флора»
Первый ботанический сад в городе появился ещё в 1490 году и был университетским. Индустриальный XIX век стремительно наступал на центр города и на месте сада было решено построить железнодорожный вокзал. Земля под территорию нового ботанического парка была выкуплена в окрестностях города рядом с зоопарком. Открытие состоялось в 1863 году.
Территория была спроектирована Петером Ленне. Директор по парковым работам при дворе короля сумел на 5,6 га создать сочетание нескольких садов в разных стилях.
Основная часть пространства у входа образована по законам французских парков, пять ступеней водного каскада с боковыми аллеями были построены как итальянский парк, часть территории представлена в английском ландшафтном оформлении. В 1964 году к ним присоединился стеклянный дворец «Флора» – оранжерея из стекла и чугуна.
В 1912-14 г.г. рядом с «Флорой» появляется новый ботанический сад площадью 4,5 га. В 1929 году оба сада были объединены. Ботаническому саду серьёзный урон нанесла Вторая мировая война. При восстановлении здания сада восстанавливались в новом стиле. Павильон-оранжерея Флора стал выглядеть совсем по-другому.
Первые посетители вошли в возобновлённую зелёную зону в 1949 году. Полностью работы завершились в 1964 году. При реставрации в парке была создана новая система оранжерей для более чем 8 тыс. видов теплолюбивых растений.
В зависимости от климатических зон произрастания они размещены в 4-х помещениях:
- главная оранжерея
- малая оранжерея
- павильон кактусов
- павильон субтропиков
Всего на территории собраны представители более 10 тыс. видов растительного мира. Он славится собранными здесь коллекциями рододендронов, магнолий, хвойных деревьев, камелий, садом лекарственных растений. Кроме этого, территория украшена скульптурами и парковыми архитектурными сооружениями малых форм.
Телебашня Колониус
Телевизионно-радиовещательная вышка достигает в высоту 266 метров (по шпилю) и считается высочайшим объектом в городе и седьмым в списке самых высоких сооружений Германии. Ее строительство пришлось на 1978-1981 годы, а архитектором стал Эрвин Хайнле.
Необычное для немецкой речи название башня получила в честь своего города, произносимого на римский манер «Colonia Claudia Ara Agrippinensium». Башня Колониус располагается на улице nnere Kanalstraße, маршрут которой повторяет изгибы бывшей городской стены.
До 1994 года смотровая площадка и ресторан телебашни были доступны для туристических посещений, но после несчастного случая во время новогоднего празднования властями города было принято решении о запрете входа для посторонних лиц. Теперь полюбоваться на телебашню можно только издали, но увиденное того стоит.
Центральная мечеть Кёльна
В городе живёт крупная мусульманская община, численностью около 130 тыс. чел. Её основную часть представляют выходцы из Турции, приехавшие как трудовые мигранты. Для их религиозных отправлений существует около 30 мечетей.
В 2018 году президент Турции Эрдоган открыл центральную мечеть, построенную в основном при финансовой поддержке турецкого управления по делам религии. Внешний вид мечети сохранил важнейшие для подобных сооружений купол и два минарета, что даёт основания считать её архитектуру традиционной для османского стиля. При этом очевидно, что здание святилища построено в ультрасовременном виде.
Его проект был выполнен известной архитектурной мастерской семьи Бём, имеющей большой опыт в создании христианских храмов. Руководитель проекта Пауль Бём считает, что применение значительного числа стеклянных элементов в здании мечети, символизирует открытость ислама миру и другим религиям.
Мечеть суннитского направления занимает площадь 4,5 тыс.м2 и вмещает до 4 тыс. чел. в молитвенном зале. Основной объём имеет форму купола из стекла высотой 36 м, рядом с которым на 55 м поднимаются минареты. Центральная мечеть стала крупнейшей в Европе. Её архитектурный стиль сделал новое сооружение достопримечательностью.
Мечеть представляет из себя комплекс помещений, в который входят ещё халяльный ресторан и магазин, библиотека и исламский центр. Она открыта для представителей других верований.
Архитектурный комплекс Кранхаус
В то время как лидирующие в строительстве небоскрёбов страны Азии соревнуются в высоте зданий, в Кёльне удалось создать заметный комплекс из 3-х домов высотой всего в 17 этажей. В единственном числе каждое из них называется Кранхаус – дом крана, из-за своей схожести с портовыми кранами, на месте которых они построены.
Дома имеют одинаковые размеры: высота 62 м, длина 70 м, ширина около 34 м. Их возведение началось в 2006 году. Первый дом появился в 2008-м, а весь комплекс в 2011 году. Проектировало здания архитектурное бюро BRT Architekten из Гамбурга, имеющее отделение в Москве.
Это интересно. Идея строительства горизонтальных небоскрёбов, к которым относятся здания Кранхаус, принадлежит известному русскому архитектору и художнику Эль Лисицкому. В 1923-25 г.г. он разработал проекты подобных домов для Москвы. Они не были реализованы, но вдохновили на подобные сооружения архитекторов более поздних периодов.
Два здания Кранхаус занимают офисные помещения, в одном располагаются жилые квартиры. Уже в 2009 году первое из построенных зданий удостоилось престижнейшей для архитекторов премии MIPIM Awards в категории «Бизнес-центр».
Поворотный мост в районе Рейнаухафен
Через рукав у левого берега Рейна, где ранее находился порт, 5 августа 1896 года был открыт мост. Территориально он соединяет Малахову башню на одном берегу, и музей шоколада на другом. Мост является промышленным памятником и капитально ремонтировался в 1986-87 г.г. Перед этим в 1984 году у моста была восстановлен гидравлический привод, обеспечивающий его поворот. В настоящее время он входит в Фонд музея шоколада.
Мост имеет ширину 10 м с пятиметровой проезжей дорогой. Он изготовлен из стальных ферм и состоит из 2-х частей. Короткая – длиной 18,3 м является поворотной. Длинная – имеет 28,3 м и является неподвижной. В Малаховой башне расположен электрогидравлический привод вращающегося механизма. Высота моста над уровнем воды 8,2 м. Перед поворотом мост приподнят на 11 см.
В настоящее время на месте портовой гавани находится яхтенная марина. При необходимости прохода судов, мост поворачивается, открывая водный путь с 8:00 до 20:00. Мост окрашен специальной зелёной краской для мостов, специально разработанной компанией Байер в пригороде Кёльна Леверкузене.
Площадь рыбного рынка
Многие города Западной Европы запоминаются небольшими райончиками средневековых разноцветных зданий с узкими фасадами. Есть такое место и в Кёльне. Его колорит создаётся всего пятью такими домиками, стоящими между Большим Мартином и набережной.
Сочетание величественной церкви и изящных строений с несущим мимо свои воды Рейном, сделало эту часть города одной из любимых у многих горожан и туристов. Площадь перед ними с XII века была известна своим рыбным рынком.
Крупный 40-тысячный город, каким был Кёльн в то время, потреблял много рыбы, игравшей существенную роль в рационе горожан. Поэтому на рынок подтягивались рыбаки из Голландии, тем более что таможенные положения требовали продажи улова местным горожанам, перед последующей транспортировкой вверх по Рейну.
Рыбные ряды имели значительную протяжённость вдоль набережной. Fischmarkt на площади специализировался на продажах свежей рыбы. Копчёный лосось и сельдь имели своё место на Линтгассе, а солёной рыбой торговали на северной стороне площади Хоймаркт.
В XIX веке значение рынка рыбы уменьшилось, торговля стала перемещаться в магазины. В годы Второй Мировой войны здания у площади рыбного рынка были разрушены. Среди цветных домиков, сохранился почти нетронутым розовый. В последующие десятилетия собор и узкие готические здания были восстановлены.
В 1986 году в память о многих веках существования рыбного рынка на Фишмаркт был установлен фонтан «Торговки рыбой». Его сюжет отразил исторический факт того, что торговля рыбой в средние века было одно из немногих занятий, которое разрешалось женщинам.
Для полного удовлетворения от посещения площади рыбного рынка, хорошо посидеть в одной из ближайших пивных с кружкой ароматного кёльнского пива кёльш и видами на достояние всей Германии – Рейн.
Музыкальный театр Musical Dome
Название переводится как Музыкальный купол, что соответствует его внешнему виду. Он разместился на берегу Рейна вблизи вокзала и собора и издалека заметен благодаря своей крыше в виде синего купола. Ночью он не теряется из панорамы города из-за эффектной подсветки.
Театр открылся в 1996 году. На его сцене идут преимущественно мюзиклы, хотя периодически проводятся концерты или общественные мероприятия.
Это крупнейший театр города с полукруглым зрительным залом на 1 640 мест. Оптимальный наклон рядов и смещённые сидения обеспечивают удобство просмотра. Сцена занимает 250 м2 и её нередко используют для церемоний награждения, презентаций, фотосессий и съёмок телепрограмм.
На входе посетители попадают в трехэтажное фойе из стекла и металла. Внизу можно раздеться и посетить ресторан. Верхняя часть имеет три бара и танцпол. Благодаря стеклянным конструкциям она славится панорамными видами Рейна, которые необыкновенно хороши как днём, так и ночью.
Сочетание удобного расположения и репертуара, включающего как известные во всём мире мюзиклы, так и произведения немецких авторов, делают театр популярным местом для посещения как горожанами, так и туристами.
Церковь Святого Куниберта
В предшествующий строительству Кёльнского собора период, церкви строились преимущественно в романском стиле. В Кёльне много таких храмов, 12 из них в центральной части считаются большими. Часто их объединяют в «Венок Кёльнского собора». Они были разрушены при бомбардировках в годы войны и не попали в список первоочередных объектов восстановления.
Фонд, который стал заниматься их возрождением, образовался только в 1981 году. По его инициативе 1985-й год был объявлен «Годом романских церквей». В результате 12 больших церквей буквально возродились из пепла.
Церковь Святого Куниберта была освящена последней из этой дюжины в 1247 году, годом ранее, чем началось строительство собора. В современном мегаполисе она располагается на берегу Рейна севернее собора на 700 м и играет заметную роль среди строений этого района. Архитектурно храм является романской базиликой с двумя восточными и одной западной башней.
Куниберт в VII веке был 10-м епископом Кёльна, способствовавшим процветанию города. При нём была построена базилика Св. Климента, в которой он был похоронен. В 1210 году настоятель монастыря Куниберта начал возведение на её месте новой церкви.
Работы началось со строительства крипты, куда перенесли останки святого Куниберта. Сооружение было готово в 1247 году. Базилика освящена в честь канонизированного Куниберта. В 1998 году церковь стала Малой папской базиликой.
Вокзал Кёльн
Главный вокзал расположен в центре города вблизи собора на левом берегу Рейна. Выезд поездов на восток с пересечением реки проходит через мост Гогенцоллернов. Ежедневно с вокзалом связаны 280 тыс. пассажиров. Обеспечению трафика поездов способствует вокзал, расположенный на правом берегу поблизости – Кёльн-Мессе/Дойц.
История появления Hauptbahnhof начинается в 1857 году. Он предназначался для замены существовавших пяти вокзалов города, управлявшихся разными компаниями. Его построили на территории бывшего ботанического сада в 1959 году. Для движения поездов на восток к открытию вокзала был сооружён Соборный мост через Рейн.
Движение по железным дорогам стремительно развивалось, что не предусмотрели при строительстве вокзала, и через несколько десятилетий потребовалось увеличить его пропускную способность. В 1880 году железные дороги Пруссии стали государственными, что помогло преодолеть разногласия между старыми владельцами – частными компаниями, и принять решение о строительстве нового вокзала.
В 1883 году муниципалитет принял решение для выделения под него нового места прямо у собора. В 1884 году огромное сооружение в два этажа длиной 255 м приняло первые составы.
Вокзал на новом месте потребовал изменения железнодорожных путей, что было сделано в 1905-11 г.г. Следующим этапом модернизации стало появление в 1911 году моста Гогенцоллернов взамен устаревшего Соборного.
В годы войны вокзал разбомбили. Его решили восстановить на старом месте, но здание в 1953 году было построено современное. Через 4 года оно стало значительно удобнее для пассажиров – появился крытый перрон с ажурными стеклянными сводами. В XXI веке вокзал периодически модернизируется для соответствия новейшим нормативным требованиям и запросам пассажиров.
Дворец Аугустусбург и охотничий замок Фалькенлуст
Городок Брюль – жемчужина Северной Рейн-Вестфалии на полпути из Кёльна в Бонн. Расстояние в 15 км поезд преодолевает быстро и в нескольких сотнях метров от станции находятся превосходные образцы стиля рококо – дворец Аугустусбург и охотничий замок Фалькенлуст (соколиная потеха).
Здания объединены в единый комплекс парком, садами и аллеями. Всё это великолепие строилось по указанию правившего Кёльном архиепископа и курфюрста Клеменса Августа фон Виттельсбаха. Работы начались в 1725 году и продолжались более 40 лет, закончившись уже после смерти заказчика.
Богатый Кёльн, позволивший представителю Виттельсбахов выделить значительные средства на свою затею, и привлечение ведущих мастеров её создававших, позволили получить уникальный ансамбль из дворцов и парков.
Внешний вид Аугустусбурга и Фалькенлуста может показаться не самым впечатляющим. Для того чтобы увидеть сочетание настоящей роскоши и вкуса, следует зайти в помещения дворцов и погулять в парке. Использовавшийся в оформлении стиль рококо, с помощью выразительных средств собрал всё лучшее, что могли сделать архитекторы, скульпторы и художники.
Украшением Аугустусбурга стала парадная двухмаршевая мраморная лестница, украшенная лепниной и росписями. По ней курфюрст попадал в свои покои, а гости в залы для приёмов. По оценкам многих специалистов, она считается самой красивой в Европе.
Фалькенлуст находится на расстоянии около 2 км и соединяется с Аугустусбургом аллеей. По внутренней отделке он ничуть не уступает самому дворцу. Брюльский парк создал Доминик Жирар, учившийся искусству создания садов в Версале.
Ворота Ханенторбург
Ханенторбург одни из самых мощных и в тоже время красивых ворот, через которые въезжали путники и гости, едущие с запада. Несколько веков в западном направлении находились важнейшие города: Ахен (Аахен) был столицей Священной Римской империи, Юлих – главным городом герцогства Юлихского. По этой причине ворота предназначались не только для защиты города, но и для торжественных встреч важных гостей.
Ворота Ханенторбург одни из четырёх, оставшихся от крепостной стены, восстановленные во всей красе. Их возведение датируется первой половиной XIII века. В XV веке, когда не было необходимости в защите от врагов, помещения ворот использовались для соляных складов.
После этого их назначение поменялось и в них размещалась тюрьма. В её застенках в 1529 году находились мученики за новое направление религии – протестантизм, идеалы которого провозгласил Мартин Лютер на 12 лет ранее.
В 1794 году у ворот бургомистр вручил ключи от города французскому генералу, и город на 20 лет превратился в провинцию Франции. Последний солдат Франции вышел через ворота 14 января 1814 года. А во французский период 13 сентября 1804 года через Ханенторбург въезжал Наполеон.
В конце XIX века ворота реставрируются, после чего в них размещался исторический музей. Значительный ущерб воротам нанесли бомбардировки в 1940-х. Впоследствии они были восстановлены, и в них размещался выставочный зал художников. В 1988 году вместо него помещения занял штаб почётного караула городского карнавала.
Парк развлечений Phantasialand
Когда от познавательных экскурсий и прогулок накопится усталость, самое время сменить направленность отдыха. Для этого есть замечательное место в полутора десятках километров к югу от Кёльна.
Здесь в городке Брюль, куда удобно добраться на электричке, расположен один из немецких парков развлечений Фантазия Лэнд, который ежегодно посещает около 2 млн. чел. Развлекательный комплекс для детей и взрослых открылся в 1967 году. Его создателями стали Готлиб Лёфферхальдт и Рихард Шмидт.
Первый был представителем бизнеса развлечений и знал, как организовать шоу, чтобы привлечь посетителей. Второй – кукловодом, и понимал, что предложить пришедшим семьям с детьми. Первое время Фантазия Лэнд был семейным парком. Впоследствии его концепция изменилась, и современный развлекательный центр стал интересен любым гостям не чуждым расслабиться.
Особенностью парка является то, что он компактно расположен на небольшой территории. Ограниченность пространства компенсируется постоянным обновлением аттракционов, за счёт чего Phantasialand часто признаётся одним из лучших тематических парков мира. А знатоки развлечений подобного рода считают, что он ничем не хуже эталонного Диснейлэнда.
В парке выделены 6 тематических зон: Загадочная Земля, Берлин, Африка, Мексика, Китай, Страна Фэнтези. Для самых маленьких в Стране Фэнтези построен специальный Детский городок.
Наиболее популярно посещение звёздных миров вместе с программой космического шоу Галактика. Имитированное путешествие по Млечному Пути сопровождается разнообразными эффектами и динамикой настоящего полёта.
Развлекаться в парке, не повторяясь на аттракционах, можно несколько дней. Это учли его организаторы. Для посетителей есть возможность выгодно купить билет на два дня. А чтобы не уезжать, на территории имеется выбор отелей.
Башня Байентурм
Двухэтажная восьмиугольная башня Байентурм с зубчатым обрамлением была построена в составе единой крепостной стены в 1220 году. Возвышаясь над Рейном, сегодня она является одной из популярных исторических достопримечательностей Старого города. Обнаружить 35-метровую Байентурм можно у набережной Райнаухафен между улицами Bayenstraße и Agrippinawerft. Ее облик полностью соответствует тому, который она имела на момент своего строительства.
Серьезная реконструкция башни Байентурм была произведена Штюбенном в конце XIX века, а затем ее восстанавливали в 1987 году после серьезных повреждений, полученных в ходе второй мировой войны, при этом для реконструкционных работ использовались чертежи архитектора Штюбенна.
Ворота Святого Северина
Ворота Святого Северина, являющиеся частью средневековой городской стены, относятся к числу сохранившихся исторических достопримечательностей. Они находятся на юге Старого города на пересечении Severinswall, Severinstraße и Kartäuserwall около площади Chlodwigplatz. В прошлом через эти ворота пролегал главный путь, соединяющий Кёльн и Бонн.
Постройка ворот датируется XIII веком. Помимо функции одного из главных въездов в город, ворота Святого Северина служили местом встречи почетных гостей, прибывавших с визитом. После 1881 года в воротах стал дислоцироваться музей естествознания, преобразовавшийся чуть позже в музей гигиены.
С 1979 года здесь обосновался общественный центр, где проводятся частные мероприятия различного формата. Несмотря на долгий исторический путь, ворота сохранили свой внешний облик практически в первозданном виде и до сих пор служат напоминанием современникам о важности и величии города.
Церковь Святого Пантелеймона
Католическая церковь святых Пантелеймона, Космы и Дамиана, построенная в романском стиле, располагается на возвышенности в южной части Старого города. Первое упоминание о ней относится к 866 году и связано с именем архиепископа Гюнтера, в документах которого говорилось о «церкви на холме».
В 955 году на базе существующей церкви был открыт монастырь, основателем которого стал архиепископ Бруно I Великий. Современным путешественникам отыскать эту трехнефовую базилику с одной 36-метровой и двумя 42-метровыми башнями можно в границах района, очерченных улицами Rothgerberbach, Am Weidenbach, Pantaleonstraße, Waisenhausgasse и Am Pantaleonsberg.
В церкви хранятся частицы мощей Николая Чудотворца, Бруно I Великого и Великомученика Пантелеймона. Для прихожан здесь устраивают воскресные и будничные ярмарки, проводятся беседы со священниками и церковные занятия, устраиваются евхаристические почитания Святого Пантелеймона.