Мраморный дворец в Санкт-Петербурге

1+

Среди множества архитектурно-исторических памятников мира есть особенные, воплотившие в себе целый пласт архитектурных направлений, имена и судьбы знаменитых личностей прошлых столетий. Ярким примером этого может служить Мраморный дворец в Санкт-Петербурге – колоссальное величественное сооружение, настоящая «мраморная сказка». Сейчас это один из знаменитых туристических объектов «Северной Венеции», поражающий грандиозностью размеров, великолепием и виртуозностью художественного оформления. Богатейшая история дворца, связанная с царской династией Романовых, не может не волновать и интересовать людей 21 века.

Содержание

История строительства

Мраморный дворец, Санкт-Петербург

Идея строительства дворца возникла у Екатерины II, когда она решила отблагодарить своего фаворита, графа Г. Орлова за сподвижничество в государственных делах и за его роль в восхождении императрицы на престол. Во времена царствования Петра I на этом месте находилось здание Почтового двора, впоследствии сгоревшее в первой половине 18 в. Именно здесь, на набережной Невы, 10 октября 1768 г. началось возведение будущего архитектурного шедевра А. Ринальди, известного итальянского архитектора.

Сложность строительства

17 лет (1768-85 г) кропотливого труда архитекторов (Ринальди и Егоров), скульпторов, каменщиков, резчиков было потрачено на создание изумительной постройки, достойной восхищения. Ринальди нужно было на сложном участке строительства не только соблюсти красную линию в соответствии с другими зданиями, выходящими фасадами на Дворцовую набережную, но и добиться гармоничного «вписания» дворца в их общий ряд.

Поэтому в качестве стройматериала выбрали гранит, которым отделана набережная, и здание стало естественным её продолжением. Почти перед окончанием стройки Ринальди получил серьёзные травмы, упав со строительных лесов, и покинул Россию. Екатерина неоднократно приезжала смотреть, как продвигается возведение дворца и лично раздавала награды рабочим.

Реконструкция

В советское время в Мраморном дворце организовали музей В. И. Ленина, а после перестройки здание было передано Русскому музею, по инициативе которого провели масштабную реконструкцию, вернувшую прежний вид внутренних интерьеров дворцовых помещений. Понимая бесценное значение истинного шедевра архитектуры, специалисты-искусствоведы, художники и скульпторы поставили перед собой цель – восстановить непревзойдённую аутентичность интерьеров дворца. Из бюджета страны на первый этап реконструкции было выделено более 150 млн. рублей, реставрационная работа велась тщательно и скурпулёзно.

Этапы реставрации

Вначале реконструкции подверглись 4 парадных зала, где размещались экспонаты Музея В. И. Ленина (последние нашли своё место в других музеях). Опытные реставраторы постарались «воскресить» уникальный паркет Ринальди (из 15 пород дерева), выразительные лепные элементы декора морской тематики: якоря, дельфины, морские коньки, силуэты кораблей, которые воссоздавались по рисункам 19 в. Настоящим чудом реставрации можно назвать восстановление «зелёного» паркета из 7 пород дерева.

В Гостиной ввернули к жизни настенную живопись и полностью воскресили прежний облик интерьеров. В Знамённом зале воссоздали лепной декор свода, очистили от краски искусственный мрамор, заново уложили паркет в первозданном виде. Кропотливо сложные работы проводились в Ротонде по реконструкции каминов, очистке облицовки из искусственного мрамора на стенах, реставрации наборного паркета. Более 2 десятилетий длилась реставрация знаменитого сооружения, но работы продолжаются.

Архитектура и интерьеры

Мраморный дворец, Санкт-Петербург

Мраморный дворец – подлинный образец архитектуры раннего классицизма, черты которого ярко проявились во внешнем облике монументального строения. Строгость архитектурных линий, массивная солидность, чёткая симметричность окон, наличников, грандиозное великолепие 3-х-этажного каменного «исполина» делают здание настоящим классическим произведением от архитектуры. Глядя на величественное здание Мраморного дворца, кажется, что оно стояло вечно на невском берегу и простоит ещё много столетий.

Интерьер

Планировка помещений, внешние и внутренние интерьеры также в основном выдержаны в классических традициях: Парадная лестница, парадная приёмная, парадные залы. Мрамор различных оттенков явился главным отделочным материалом как внутри, так и снаружи. Множество символических скульптур и барельефов установлено в пространствах дворца. Однако в ходе реконструкции в 19 в (1844-49 г) оформление интерьеров в залах 2-го этажа осуществлялось в духе нового стиля архитектуры – эклектики, поклонником которого был архитектор-реставратор А. Брюллов. Убранство залов пополнилось пышными люстрами из золочёной бронзы, с хрустальными подвесками, изменены и позолочены лепные украшения, перемещён знаменитый плафон «Амур и Психея» работы Торелли.

Фасады

Мраморный дворец, Санкт-Петербург

Несомненная художественно-архитектурная ценность дворца – его уникальные фасады, облицованные природным камнем (гранитом и мрамором) и дошедшие до наших дней в практически первозданном облике. Именно за интенсивное использование в отделке мрамора разных сортов и оттенков дворец получил такое название. Цветовое решение и безупречный художественный вкус Ринальди в оформлении фасадов были более чем удачными: темно-красный гранит, покрывающий фасад 1 этажа, создал видимость пьедестала для последующих 2-х этажей, облицованных гранитом светло-серых оттенков. Наружные центральные фасады украшены балконами с мраморными ограждениями и золочёными балясинами из бронзы.

Коринфский ордер

В качестве связующего элемента 2-го и 3-го этажей Ринальди использовал архитектурный стиль коринфского ордера. Изящные пилястры и коринфские колонны, ритмично чередующиеся с проёмами окон, вытесаны из розового мрамора (тивдийского), капители и другие элементы – из белого мрамора. Резной орнамент из серого мрамора (рускеальского) на наличниках окон стал замечательным украшением. Междуоконные пространства заполнены рельефными гирляндами белого мрамора. Аттик дворца по всей длине обставлен «вазами» из серого доломита.

Скульптурные украшения фасадов

Центральный восточный фасад, «смотрящий» на парадный двор, декорирован скульптурными украшениями. Он вверху увенчан часовым павильоном в виде мраморных ваз с вмонтированными в них курантами (воссозданными в ходе реконструкции). С двух сторон павильона находятся мраморные статуи с аллегорическим значением «Щедрость» и «Верность». У главного парадного входа установлена монументальная статуя императора Александра III, изображающая его на коне верхом (шедевр скульптора П. Трубецкого), перенесённая сюда из хранилищ Русского музея.

Мраморный зал

Мраморный дворец, Санкт-Петербург

Один из главных парадных залов – Мраморный, в котором оформление стен и потолков сохранилось практически в аутентичном виде, являет собой уникальный образец использования во внутренних интерьерах природного камня и натурального дерева. После реконструкции Брюллова помещение зала из 1-ярусного стало 2-ярусным, что придало ему большую величественность. Освещённость сверху окнами 2-го этажа создало пространственную воздушность. Стены зала облицованы специально привезённым из Италии и отечественным мрамором разных сортов и цветов.

Отделка стен

Гармоничное сочетание цветов мрамора в отделке стен не может не восхищать посетителей. А стиль коринфского ордера как нельзя лучше демонстрирует преимущества этого поистине бесценного материала (мрамора). Розовомраморные пилястры с бронзовыми золочёными капителями и базами зиждятся на цоколе, обрамляющем стены. Филёнки, разделяющие цоколь, выполнены из блекло-зелёного мрамора, доставленного из Италии, и украшены рельефными изображения ваз серого цвета. Некоторые декоративные элементы сделаны из лазурита.

Скульптурное убранство

Мраморный дворец, Санкт-Петербург

Знаменитые русские и итальянские скульпторы создали высокохудожественные произведения ваяния. Вдоль стен по всей длине размещены круглые барельефы (14) по теме «Жертвоприношения», выполненные Ф. Шубиным и А. Валли. Пространство над дверями заполнено изящной декоративной композицией (автор Шубин). Украшение западной стены – 2 изумительных по художественной выразительности барельефа по мотивам римской мифологии (М. Козловский).

Парадная лестница

Мраморный дворец, Санкт-Петербург

Необходимый элемент классической архитектуры – Парадная лестница, созданная из нескольких сортов цветного мрамора, в большей степени сохранила первозданный вид. В основном в создании лестницы использовался серебристо-серый мрамор Уральских гор, ступени изготовили из зеленовато-серебристого (цвет амулет) песчаника, а барельефы и скульптуры – из белого греческого мрамора. Всех, кто начинает подниматься по лестнице, «встречает» скульптурный портрет Ринальди – знак благодарности и поощрения заслуг от графа Орлова архитектору (автор неизвестен).

Художественная аллегория в оформлении 1 этажа

Основной элемент украшения Парадной лестницы – скульптуры с аллегорическим значением. Все они уникальны как единственно сохранившийся в Санкт-Петербурге образец аллегорической скульптуры 18 в. 4 ниши 1-го этажа, окаймлённые мраморными раковинами, ознаменованы статуями в виде женских фигур, символизирующими смену времени суток: Ночь с фигуркой совы (автор неизвестен); Утро (богиня Аврора с диском Солнца); Полдень (стрела – луч солнца на солнечных часах) Вечер изображён в образе Дианы – богини охоты. Все 3 статуи – несомненный шедевр Ф. Шубина.

Скульптуры верхних этажей

Ниши 2-го и 3-го этажей украшают 2 статуи, олицетворяющие дни сезонного солнцестояния: Весеннее равноденствие (фигура женщины с цветами в руке и знаком Овна у ног) и Осеннее равноденствие – фигура мужчины с наливной виноградной гроздью. Площадку 3-го этажа венчают скульптурные изображения, символизирующие 4 основополагающие добродетели: справедливости, силы Духа, благоразумия и умеренности.

Парадная приёмная

Мраморный дворец, Санкт-Петербург
Согласно классическим канонам, значимым помещением дворца является Парадная приёмная, входящая в череду залов Невской анфилады. Здесь так же, как и на Парадной лестнице, сохранились аутентичные элементы оформления, имеющие историко-культурную ценность.

Колоннада

Монументальную величественность залу придают 8 колонн, вытесанных из отечественного сердобольского гранита, привозимого с островов Ладоги. Серо-чёрные оттенки мрамора на монолитных колоннах создают торжественно-официальный фон, внушающий почтительное уважение к хозяину дворца. Идеальная полировка колонн свидетельствует об огромном кропотливом труде каменотёсов.

Убранство Парадной приёмной

Вызывают восхищение подлинные лепные узоры, украшающие своды перекрытий. Декор был очищен и заново позолочен реставраторами. Во многих местах пола сохранились фрагменты наборного паркета 18 в. из ценных пород дерева (изумляет высокое мастерство паркетчиков). В результате реставрации 2015 г. были восстановлены камины, облицованные мрамором, полотна дверей, позолоченная люстра из бронзы.

Двусветный зал

Самое большое по площади помещение – Мраморный зал стал «двусветным» в период реконструкции 19 в., когда по распоряжению А. Брюллова перекрытие подняли на этаж выше. Освещённый окнами 2-х этажей, зал приобрёл величественную грандиозность, получил новое художественное оформление в стиле неоготики и стал называться Готическим или Белым. В нём установили орган, устраивали вечера музыки и танцев.

Реконструкция Брюллова

Всю площадь зала разделили на 3 части, установив опоры для поддержания сводов перекрытия. В качестве декора опор служили «снопы» тонких (готических) колонн, упирающихся веером в своды. По бокам проёма южных дверей разместили мраморные колонны со скульптурными изображениями русских богатырей-витязей. Центральную стену посредине украсил роскошный камин из мрамора, с вмонтированным в него зеркалом, обрамлением которого явилась золочёная резная рама.

Современная реставрация

Мраморный дворец, Санкт-Петербург

Больше года длилось комплексное восстановление Белого зала, в процессе которого постарались вернуть ему прежний вид, созданный когда-то Брюлловым. Немало пришлось потрудиться над реконструкцией уникального по рисунку и разнообразию дерева наборного паркета. Тщательная художественная работа проведена над «воскрешением» статуй русских витязей, лепных орнаментов перекрытия, скульптурных изображений двуглавых орлов. Вновь засияли позолотой великолепные бронзовые люстры и бра, распахнулись восточные окна «второго света».

Греческая галерея

Севернее Белого зала находится картинная галерея, получившая название «Греческая» из-за отделки её стен искусственным греческим мрамором. Иначе этот зал при жизни Екатерины называли Орловским в память о царском фаворите, не дожившем до полного завершения строительства дворца.

Убранство галереи

Как и в других дворцовых помещениях, в оформлении галереи широко использовался высокохудожественный лепной орнамент на перекрытиях. Пол покрыт наборным паркетом сложной конструкции из разных пород дорогой древесины (после реконструкции 21 в. полностью восстановлен). Облицовке стен, покрытых искусственным мрамором, вернули прежний вид. Гармонично вписываются в общий вид интерьера воссозданные роскошные позолоченные бронзовые люстры.

Художественное содержание галереи

Главное украшение и бесценные раритеты – картины великих художников Возрождения (206 полотен) Рафаэля, Тициана, Рембрандта и многих других. В портретном зале на почётном месте размещались портреты братьев Орловых, сидящих на скакунах. Были представлены портреты (91) всех царственных особ семьи Романовых и властвующих монархов Европы екатерининской эпохи.

Зимний сад

Мраморный дворец, Санкт-Петербург

На месте Висячего сада, расположенного на террасе, в процессе брюлловской реконструкции (19 в) организовали Зимний сад, объединив пространство 2 и 3-го этажей. В качестве опор для потолочного свода установили по центру мощные чугунные колонны, а по обеим сторонам полуколонны из чугуна, на которые опираются концы арок свода. Помещение разделено на 2 части – Сад и Цветник.

Убранство Зимнего сада

Стальной потолок 3 этажа рельефно разделён кессонами, арки свода украшены витиеватым декором. Дивный мини-балкон, огороженный ажурной кованой решёткой, украшает восточную стену сада (восстановлен после реставрации). Средину сада занимает великолепный мраморный фонтан (3 чаши), возвышающийся на мозаичном «ковре» каменного пола. Тщательно воссозданы 3 створки массивной стеклянной двери, с затейливым деревянным орнаментом; по старым чертежам в помещении Цветника выстроили мраморный зеркальный камин.

Личные апартаменты Великого князя Константина Константиновича

Мраморный дворец, Санкт-Петербург

До 1998 года личные покои князя Константина были закрыты для публики, сейчас для посещений открыты его кабинет, библиотека, музыкальная и личная комнаты и молельная. Апартаменты стали собственностью князя в канун его 18-летия, в них он проживал с семьёй до самой смерти (1915 г). Будучи разносторонне развитой личностью, не лишённой поэтического таланта, главными комнатами в своих покоях он сделал кабинет (сохранился полностью) и библиотеку.

Обустройство кабинета

В оформлении интерьера кабинета в основном использовано натуральное дерево и кожа. Стены, украшенные высокохудожественными полотнами и портретами, оклеены позолоченными кожаными обоями, иллюстрированными царскими гербами. Потолок обшит красным деревом, из разных сортов дерева изготовлена мебель, дубовый паркет устилает пол. Кресло князя, опирающееся на передние «ножки» в виде позолоченных лебедей с поднятыми крыльями – особенный раритет кабинета.

Другие залы апартаментов

В интерьерах других комнат также присутствует в оформлении дерево. Особой любовью хозяина пользовалась Музыкальная «готическая» гостиная, отделанная необычайно живописно в готическом стиле деревянными ажурными панелями внизу и оклеенная кожаными обоями серого цвета с позолоченным орнаментом. Изящный макет готического храма, установленный на панели, украшает одну из стен гостиной. Чёрный лакированный рояль старинной работы символизирует назначение комнаты.

Владельцы

Смену владельцев Мраморного дворца, диктуемую временем и обстоятельствами, можно выстроить в символический ряд.

Первый хозяин дворца – ближайший фаворит Екатерины Г. Орлов, генерал-адъютант и обладатель множества других чинов и званий стал владельцем дворца, не дожив до его официального открытия 2 года (умер в 1783 г).

  • Второй владелец – внук Екатерины Константин Павлович был хозяином дворца до 1831 года. Причём в 1797-98 г. здание было отдано под резиденцию последнего польского короля С. А. Понятовского, который скоропостижно умер в 1798 г).
  • Третий владелец – другой внук императрицы Константин Николаевич пожалован дворцом в 1832 г, когда ему исполнилось 5 лет. До совершеннолетия князя в здании жила многочисленная придворная челядь. Став женой князя, владелицей дворца наряду с ним была великая княгиня Александра Иосифовна, яркая выдающаяся личность своего времени. В течение жизни К. Н. (1827-92) дворец назывался Константиновским.
  • Четвёртым хозяином стал следующий внук Екатерины I – наследный князь Константин Константинович, владевший зданием до 1915 г., сделав дворец своеобразным храмом искусства. В великолепных залах устраивались драматические представления, проходили музыкальные концерты великих музыкантов и композиторов, организовывались творческие встречи писателей и поэтов.

Выставки и экспозиции

Мраморный дворец, Санкт-Петербург

В советское время в нескольких залах Мраморного дворца был организован филиал Центрального музея В. И., что явилось первым примером использования памятника архитектуры в новом качестве, соответствующем запросам общества. Работой по реконструкции помещений руководил архитектор Н. Лансере, и музей открыли в печально памятный для страны – 1937 год. Экспозиции музея подробно знакомили посетителей с жизнью и революционной деятельностью вождя пролетариата.

Современная концепция – пропаганда искусства

Мраморный дворец, Санкт-Петербург

Сегодня самое красивое здание северной столицы, переданное Русскому музею – центр демонстрации произведений «русского искусства в сочетании с мировыми тенденциями. Здесь посредством постоянных и временных экспозиций и выставок широко представлены предметы живописи, скульптуры и других жанров. Регулярно организовываются разнообразные тематические экспозиции:

  • Коллекция братьев Ржевских (шедевры графики, живописи, скульптуры, предметы прикладного искусства – всего 503 экземпляра).
  • Константин Романов – поэт Серебряного века (в аутентичной обстановке его кабинета и Музыкальной гостиной).
  • Музей Людвига (произведения немецкого классического искусства 19-21 в).
  • Диалог немецких скульпторов Э. Барлаха и К. Кольвица с русскими современниками (220 произведений модернистов и работы российских мастеров).

Помимо этого, постоянно проводятся временные выставки, демонстрирующие мировое искусство.

Легенды и предания

Как и все значительные архитектурные памятники, история Мраморного дворца окружена мифами. Одно из преданий гласит, что при закладке фундамента в него замуровали ящик, доверху набитый царскими монетами. Хотя точных сведений об этом нет, но слухи о таинственном ящике продолжают жить. Существует легенда о том, почему императрица отбирала подаренный Константину Павловичу дворец. Якобы за то, что тот, будучи 16-летним, стрелял из пушки живыми крысами, пугая свою юную жену. Одна из легенд повествует о потайной двери, через которую Екатерина проникала на свидание с Орловым, когда ещё шло возведение дворца.

Где находится и как добраться

Монументальное здание, украшающее исторический центр Петербурга, расположено по адресу:

Санкт-Петербург, ул. Миллионная, N 5/1 или Дворцовая наб., 6.

Метро, ост. Невский проспект (Гостиный двор), пройти по подземному переходу на Садовую ул. пройти мимо решётки Михайловского сада и одноименного дворца, перейти по мостику р. Мойку и вдоль Летнего сада по Миллионной ул. выйти к Мраморному дворцу.

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге на карте

1+
Close

GuruTurizma

Путеводители по странам и советы туристам, как можно недорого отдохнуть

©2020 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ С САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ПРЯМОЙ ГИПЕРССЫЛКИ НА GURUTURIZMA.RU. ФОТО И ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ, РАЗМЕЩЕННЫЕ НА САЙТЕ, ЯВЛЯЮТСЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ ИХ АВТОРОВ И ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В ИНФОРМАЦИОННЫХ ЦЕЛЯХ.
Close
Adblock
detector