40 лучших достопримечательностей Еревана

Ереван, столица Армении, расположен в самом сердце живописной Араратской равнины. Этот удивительный город манит посетителей своими древними постройками, оживленными улицами и теплым гостеприимством. История, культура и современность органично сочетаются, создавая удивительные впечатления от осмотра достопримечательностей Еревана.

Как один из старейших непрерывно населенных городов мира, Ереван с гордостью демонстрирует свое богатое наследие через гобелен архитектурных чудес, включая культовый комплекс Каскад, грандиозную площадь Республики и внушительный Матенадаран, хранилище древних рукописей.

Стоит прогуляться по лабиринтам Старого города, где время, кажется, остановилось, и раскрыть секреты его исторических церквей, которые отдают дань глубоко укоренившемуся христианскому наследию Армении. Помимо своих исторических сокровищ, Ереван сочетает в себе современность с его оживленными кафе, шумными рынками и яркой художественной сценой.

Любознательным путешественникам город обещает незабываемое приключение, которое оставит множество воспоминаний и прекрасных фотографий.

Содержание

Большой Каскад

Большой Каскад, Ереван

Далеко не каждая столица мира может похвастаться таким уникальным сооружением, каким является архитектурно-лестничный комплекс «Большой Каскад». Невероятной красоты и оригинальности грандиозная конструкция – яркая современная достопримечательность столицы Армении.

Многоступенчатая лестница из туфа благородных оттенков спускается с вершины Канакерских холмов к улице Таманяна, где в сквере установлен памятник народному архитектору Армении А. И. Таманяну. Лестница, связывающая верхние районы города с нижними, является центром всего культурно-архитектурного комплекса, куда входят изумительной красоты фонтаны, памятники, обелиски, музеи, парк и скверы.

Возведение Каскада началось в 80-х годах прошлого столетия и завершилось только в 2009 году. Объективными причинами такого долгостроя стало страшное землетрясение 1988 года, распад СССР и проблемы, навалившие на страну. Остановившееся строительство было возобновлено в 2002 году, когда права на него приобрёл американец с армянскими корнями Дж. Гафесчян.

Забронируйте индивидуальный трансфер от аэропорта до вашего отеля за 2 154 RUB (Реклама. IT Travel. ИНН SL024264)

По его замыслу, под лестницей оборудовали помещения для галереи древнего искусства, а верхняя часть Каскада стала местом демонстрации произведений современных творцов. Сейчас здесь установлены интересные скульптуры современных авангардистов, в частности, Фернандо Ботеро (Южная Америка). Его выразительная скульптура «Чёрный кот» вызывает восторженные отзывы публики.

Скульптура «Человек из букв»

Скульптура «Человек из букв», Ереван

Как и в других европейских столицах, в Ереване наряду с классическими памятниками прошлого есть авангардные скульптуры современных авторов, установленных у подножия Большого Каскада. Одна из таких скульптур – «Человек из букв» испанского скульптора-модерниста и художника Жауме Пленса, уже хорошо известного в Европе своими уникальными работами.

«Человек из букв» — уменьшенная копия французской скульптуры высотой 8 м (таких копий несколько в мире). Скульптура сидящего мужчины изготовлена из металлических (нержавеющая сталь) букв латинского алфавита, хаотично связанных в единое целое с помощью сварки. Неотразимо прекрасна необычная скульптура, когда она сияет, пронизанная лучами солнца, как светоч разума и знаний.

Именно такой смысл вложил автор в своё создание и не прогадал. Скульптуры, установленные в Москве, Париже, Андорре пользуются неизменным интересом у публики. Жители испытывают трепетное отношение к своему «Человеку из букв».

Голубая мечеть

Голубая мечеть, Ереван

Символ ирано-армянских дружественных связей – Голубая мечеть, названная так из-за цвета облицовки купола, была возведена в 1766 году по распоряжению губернатора Эриванского ханства Каджара на площади в 7 тысяч кв. м. Сейчас это самая большая действующая мечеть всего Кавказа. Первоначально здание мечети имело 4 минарета, из которых уцелел до настоящего времени только 1.

Над мусульманским собором возвышаются 3 купола, облицованные голубой фаянсовой плиткой с майоликой. Минарет длиной 24 м расположен в юго-восточном крыле мечети, там же находятся павильоны (28); в северном крыле – библиотека, где желающие изучают персидский язык; и выставочный зал, где демонстрируются различные изделия мусульманского прикладного искусства.

Южная часть собора – большой молитвенный зал, куда приходят для праздничных молений ереванские мусульмане. Внутренний дворик мечети, осенённый вековым тутовым деревом, любимым при жизни местом гения армянской поэзии Егиша Чаренца. В советские годы здание мечети занимал Музей истории и природы, потом планетарий, но с 1995 года Голубая мечеть снова стала действующим центром духовной мусульманской культуры.

Дом-музей Арама Хачатуряна

Дом-музей Арама Хачатуряна, Ереван
Фото: www.facebook.com/museum78

Музыка Хачатуряна вобрала в себя кавказский темперамент, восточную грусть, задушевную нежность, огненную страсть, величественную сдержанность и ярчайшую выразительность. Достаточно вспомнить его неповторимо волнующий вальс к драме Лермонтова «Маскарад». Разве можно равнодушно слушать поистине волшебный «Танец с саблями» из балета «Гаяне», чеканящий ритм которого сочетается с лирической красотой звучания?!

Вся музыка великого музыкального гения долго будет волновать сердца слушателей. Несмотря на то, что композитор, дирижёр, музыкант и аранжировщик не всегда жил в Армении, он очень много сделал для народной древней армянской музыки, вдохнув в неё новую жизнь. Благодарные земляки открыли музей Хачатуряна в год его ухода (1982) в доме, где жил его старший брат Вагинак

После открытия все годы музей пополняется экспонатами, связанными с Арамом Ильичом. Буквально со всех концов света их дарят почитатели таланта гениального композитора. Примером служит история с пианино марки «Плейель». Во время гастролей композитора в Бразилии его пригласил в гости известный антиквар Сан-Пауло – Мостиджян, купивший по этому поводу музыкальный инструмент. На нём Хачатурян играл, а после по просьбе хозяина нацарапал на крышке пианино свой автограф.

Зоопарк

Зоопарк, Ереван
Фото: www.facebook.com/yerevanzoo

Живописнейшее место с богатыми флорой и фауной – зоопарк, заложенный ещё в 1941 году по предложению профессора Саркисова. Война на 4 года остановила масштабное строительство, но потом развернулись активные работы по оборудованию зоопарка на 25 га. В результате образовалась великолепно оформленная территория с вольерами, бассейнами, скульптурами, фонтанами, детскими каруселями.

Здесь было высажено около 2500 самых разнообразных деревьев, 3000 декоративных кустарников и многолетних цветов. Сейчас зоопарк – настоящий оазис, где обитают почти 3000 особей трёхсот видов, среди которых млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, беспозвоночные, рыбы.

Состав обитателей постоянно расширяется: в честь 70-летия зоопарка были закуплены козероги, мандрилы (вид обезьян), лемуров, летучих собак из Египта, дающих сейчас здоровое потомство. Работники зоопарка стараются создать максимально приближённую к дикой природе обстановку: лакомства для зверей подвешивают или запаковывают в картонные ящики, чтобы животные активно двигались, «добывая» еду.

В праздничные дни зоопарк превращается в арену интересных выступлений, аттракционов, анимационных представлений и различных шоу. Всех посетителей, независимо от возраста, здесь ожидают только положительные эмоции и незабываемые впечатления.

Крепость Эребуни

Крепость Эребуни, Ереван

Как и любой город с древней историей, Ереван имеет свою прародину в виде тысячелетних руин доисторической крепости Эребуни, находящейся на холме Арин-Берд и занимающей площадь 100 га. Судя по остаткам крепостных сооружений город-крепость создавался с размахом, достойным сильного влиятельного властелина, каким был царь Аргишти I (782 год до н. э.) в древнем государстве Урарту.

Такой вывод можно сделать по крупнейшим сооружениям Эребуни – царскому дворцу и храму Суси, где сохранились роскошные высокохудожественные росписи, изысканные орнаменты, выполненные дорогими красками. Ценнейшим экспонатом является кусок плиты, на котором клинописью выбит текст, информирующий о закладке крепости.

Много древних реликвий, иллюстрирующих цивилизацию Урарту, находится в Музее Эребуни, находящемся на одном из склонов холма. В древней крепости всё проникнуто таинственными загадками, не раскрытыми до конца, поэтому она манит к себе тысячи паломников.

Путь наверх не так уж лёгок, поэтому нужно рассчитать свои физические возможности. Здесь пока отсутствует развитая инфраструктура: воду и продукты нужно брать с собой, поднимаясь к крепости. Несмотря на эти неудобства, прикосновение к далёкому прошлому оставляет в душе глубокий эмоциональный след.

Монумент «Мать-Армения»

Монумент «Мать-Армения», Ереван

Вторая мировая война не обошла стороной и Армению, отправлявшую на фронт многих своих граждан, отдавших жизни за победу в войне с фашизмом. Монумент «Мать-Армения» — логическое воплощение идеи мира, выраженной в тематике величественной скульптуры. Когда-то на месте этого памятника стояла статуя Сталина, венчавшая собой одноименный проспект, сменивший Армянскую улицу.

В отличие от скульптуры Мамаева Кургана «Мать-Армения» вкладывает меч в ножны, а не держит его над собой. Этот жест и лежащий у её ног щит – символы мира, условный призыв к жизни без войны. К сожалению, в конце 80-х прошлого столетия Армении вновь пришлось пережить ужасы страшной братоубийственной войны в Нагорном Карабахе.

У подножия монумента открыт Музей Армянского Министерства обороны, где экспонируются военные трофеи, личные вещи, обмундирование и портреты героев войны. Представлены уникальные архивные документы, оружие, фронтовые письма солдат. Рядом со скульптурным монументом находится Могила Неизвестного солдата, на которой горит Вечный огонь. Сюда стекается огромное количество людей разных возрастов в памятные для Армении даты.

Музей геноцида армянского народа

Музей геноцида армянского народа, Ереван

На одном из зелёных холмов в окрестностях открыт Мемориальный музей геноцида, посвящённый беспрецедентому зверству, проявленному турками против армян с 1915 по 1922 год. За эти годы погибло в кровавой резне почти 1,5 млн армян, живущих на территории Османской империи.

Это была жестокая месть ни в чём не повинных людей за поражение турок в боях под Сарыкамышем с русскими войсками, которым помогали армяне. Весь мир признал, что это был геноцид со стороны турок и осудил младотурецкое правительство за безумную жестокость. К 80-летию ужасной трагедии было построено 2-этажное здание, символично почти полностью расположенное под землёй наподобие погребального склепа.

Аллегоричной является форма внутреннего строения в виде кругов ада, которые пришлось пройти несчастным жертвам геноцида, погибших под ножами. Полуподвальные помещения первого этажа отведены под административные и технические службы, библиотеку, архив и хранилище. Здесь же находится конференц-зал, вмещающий 170 человек.

Все музейные экспонаты размещены в 3-х залах 2-го этажа общей площадью 1 000 кв. м. Нельзя без душевного волнения видеть скорбные фотографии; читать заголовки газетных публикаций; листать книги, повествующие о жестоких казнях.

Multi Grand Pharaon Hotel
На территории работает казино Shangri La
9,0
Хорошона основании 177 отзывов
Забронировано сегодня 3 раза
Показать цены
Реклама. ООО «Бронирование гостиниц». ИНН 7703389880
The Alexander, a Luxury Collection Hotel
В 5 минутах ходьбы от площади Республики
9,3
Хорошона основании 148 отзывов
Забронировано сегодня 4 раза
Показать цены
Реклама. ООО «Бронирование гостиниц». ИНН 7703389880
Messier 53 Hotel Yerevan
В стоимость проживания входит посещение СПА центра
8,9
Хорошона основании 747 отзывов
Забронировано сегодня 6 раз
Показать цены
Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543

Музей Сергея Параджанова

Имя неординарного художника и режиссера-постановщика Сергея Параджанова стало широко известно российской публики только в начале перестройки. До этого авангардные работы талантливого творца с необычным художественным мировоззрением в СССР не популяризировались. Его фильм «Тени исчезают в полдень» стал эмоциональным потрясением для кинозрителей, как и «Цвет граната».

Дом-музей расположен на высокой скале над ущельем, откуда видны чарующие окрестные пейзажи. 2-х-этажное здание строили специально для художника, который так и не успел в нём пожить. Один из близких друзей Параджанова – Саргсян, став директором музея, кропотливо работает над расширением коллекции.

Фотографии последних 14 лет жизни гения, сделанные Саргсяном, дают широкое представление о великом сыне Армении. Его оригинальные коллажи, картины, инсталляции открывают богатый внутренний мир художника, помогают глубже осознать смысл и идеи его произведений. Здесь серая действительность под углом особенного зрения художника превращается в яркую, радостную, жизнеутверждающую атмосферу.

Поющие фонтаны

Поющие фонтаны, Ереван

Восхитительное зрелище в центре – Поющие фонтаны, рукотворное чудо армянских инженеров-конструкторов и архитекторов, украсивших свои детищем главную площадь столицы. Водно-музыкальная феерия, начинающаяся вечером, влечёт толпы жителей и гостей города. Очарованные волшебной игрой света и задушевной музыки, в такт которой двигаются разноцветные струи воды, люди смотрят как заворожённые на совершенное творение ума и рук человеческих.

Заслуга в создании уникального сооружения принадлежит группе инженеров-энтузиастов под руководством известного в стране профессора, доктора технических наук Абрамяна. Они взяли за основу «поющие» фонтаны Германии, добавив свои технические «изюминки» и создали настоящий шедевр такого рода. Музыкальное сопровождение включает великолепные образцы классики, национальные мотивы, рок и поп-музыку в лучших её проявлениях.

Потрясающее вечернее шоу под занавес сопровождается бессмертным шансоном великого земляка армян Шарля Азнавура «Вечная любовь». Надо отдать должное французской диаспоре армян за реставрацию фонтанов в 2007 году, во что было вложено немало средств. Благодаря этому, чудесные «Поющие фонтаны» продолжают пленять и очаровывать жителей.

Храм Звартноц

Храм Звартноц, Ереван

Тот, кто бывал в Ереване и видел главные достопримечательности, считал, что уже всё интересное позади. Но увидев Храм Звартноц, был потрясён до глубины души роскошной архитектурой руин. Монументальная красота сооружений археологического заповедника, каким сейчас является Звартноц, просто сногсшибательна.

Кажется, что нет ничего более прекрасного в архитектуре, чем эти древние остатки храма «Небесных Ангелов» (так в переводе звучит Звартноц). Проведённые здесь раскопки обнажили бесценные руины храмовых построек, возведённых при католикосе Нерсесе III в 641-661 г. г., известным под кличкой «Строитель».

Судя по сохранившимся великолепным колоннам с многочисленными украшениями, это прозвище было вполне оправдано. По преданию, во время визита византийского императора тот был так поражён величественной красотой храма, что немедленно пожелал возвести такой же в Константинополе. По дороге приглашённый архитектор умер, и план императора не осуществился.

Храм представлял собой круглое купольное здание из светло-серого и чёрного туфа, с тремя ярусами общей высотой 49 метров и диаметром 1-го яруса 35 м. Храм зиждился на огромном ступенчатом пьедестале, кое-где сохранившимся до наших дней. Полукружье из 6 колонн образовывало крест, вписанный в окружность, что символизировало Мир.

Нижний ярус храма опоясывал фриз с замысловатым узорчатым барельефом, изображающим гранатовые ветви и виноградные лозы, символизирующие развитие мира и человека. Остались части помещений дворца католикоса, по которым можно судить о его былом величии.

Руины винодельни с большими керамическими ёмкостями свидетельствуют о масштабах производства вина. Сейчас на территории древнего храма продолжаются археологические и реставрационные работы, чтобы такая красота не ушла безвозвратно в прошлое.

Площадь Свободы

Площадь Свободы, Ереван

Площадь Свободы появилась в городе в начале XX века. Главное ее украшение — Академический театр оперы и балета — было построено в 1933 году на месте часовни Гетсемена. Напротив величественного здания, чей двухъярусный фасад украшают арочные выступы с пилястрами и колонны с капителями, восседают на бетонных постаментах бронзовые фигуры писателя Ованеса Туманяна и композитора Александра Спендиарова.

Рядом с Храмом Мельпомены расположено Лебединое озеро. Своей формой искусственный водоем, названный в честь балета Чайковского, напоминает крупнейшее кавказское озеро Севан. Закованный в гранит берег обрамляют плакучие ивы, на живописном горбатом мостике щелкают фотоаппараты туристов. В 2015 году на набережной выступал американский рэпер Канье Уэст, шокировавший публику своим внезапным прыжком в прозрачную воду.

Пик популярности Площади Свободы приходится на холодное время года. В период новогодних праздников здесь возвышается красавица-елка, рядом организуют развлекательные мероприятия. Озеро превращается в единственный в городе открытый каток. Коренные жители водоема — белые и черные лебеди — отправляются на зимовку в зоопарк, а их место занимают любители фигурного катания.

Площадь Франции

Площадь Франции, Ереван
Фото: Бенуа Приёр. CC0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28940368

Площадь Франции — это дань благодарности Пятой республике, в 1915 году оказавшей неоценимую помощь бежавшим от геноцида армянам. Церемонию открытия площади, состоявшуюся в сентябре 2006 года, приурочили к официальному визиту в страну Жака Ширака. После торжественных мероприятий был дан грандиозный концерт open-air, в котором принимал участие Шарль Азнавур.

Спустя пять лет Ереван посетил Николя Саркози. Президент прибыл не с пустыми руками. В качестве подарка глава Франции преподнес городу один из бессмертных шедевров Огюста Родена — скульптуру, изображающую художника Жюля Бастьен-Лепажа, держащего палитру и кисти. Памятник является точной копией статуи, которую Роден установил на могиле живописца в деревне Дамвиль.

Отлитый в бронзе Бастьен-Лепаж возвышается в центре Площади Франции — одного из самых оживленных перекрестков столицы. Со всех сторон скульптуру окружают символы Армении: проспект Месропа Маштоца, Национальный театр оперы и балета, Государственная консерватория, памятники Александру Таманяну, Араму Хачатуряну, Мартиросу Сарьяну, Вильяму Сарояну и Комитасу.

Площадь Республики

Площадь Республики, Ереван

Сердце столицы — Площадь Республики — стала лучшей работой архитектора Александра Таманяна. Центральное место города, на возведение и обустройство которого понадобилось 32 года (1926–1958), знаменито своими монументальными постройками. Праздничный вид зданиям, сочетающим в себе стиль неоклассицизма и национальный колорит, придает отделка из белого и розового вулканического туфа.

Основу архитектурного ансамбля составляют Дом правительства, Министерство энергетики и иностранных дел, Национальный исторический музей, Центральная почта и гостиница «Mariott Armenia». Величественные здания обрамляют пешеходную зону и гигантский бассейн. Не только туристы, но и местные жители не обходят Площадь Республики стороной.

Особенно многолюдно здесь летними вечерами, когда солнце скрывается за верхушками гор, и приходит благодатная прохлада. С мая по октябрь в 21:00 начинается шоу танцующих фонтанов. Выстреливающие на 50-метровую высоту водные струи синхронизированы со световыми эффектами и музыкой. В репертуаре — современные мотивы и классические произведения. Заканчивается красочное представление бессмертным шедевром Шарля Азнавура — композицией «Вечная любовь».

Блошиный рынок Вернисаж

Блошиный рынок Вернисаж, Ереван

Купить сувениры и познать неповторимый колорит торговли «по-армянски» можно на Вернисаже — блошином рынке, расположенном в километре от Площади Республики. В 80-х годах XX столетия на этом месте открылся базар, где продавали побитый молью хлам: давно вышедшую из моды одежду, поржавевшую утварь, рассохшиеся книги, заезженные грампластинки и бабушкины фарфоровые чашки.

Сегодня Вернисаж — это музей истории и наглядное пособие народного творчества. Ярмарка под завязку заполнена вездесущими магнитами, картинами, домотканым текстилем, традиционными куклами, музыкальными инструментами, украшениями ручной работы, старинной медной посудой, коврами и мемориальными крест-камнями из туфа. Туристические безделушки соседствуют здесь с по-настоящему уникальными вещами.

Эксклюзив не может стоить дешево — например, цены на коллекционное серебро достигают 2 000 долларов. Вернисаж открыт по субботам и воскресеньям, торговля ведется с 09:00 до 16:00. Чтобы вдоволь насмотреться на пестрые диковинки, на рыночный поход стоит выделить целый день. А проголодаться вам не позволят многочисленные палатки с напитками и национальным фастфудом.

Площадь Сахарова

Площадь Сахарова, Ереван

На пересечении улиц Пушкина, Вардананц и Налбандяна находится небольшая Площадь Сахарова — своеобразная «галерея» архитектурных стилей, господствовавших в Армении на протяжении последних 60 лет. Так, расположенные на южной и восточной стороне здания Администрации и Пожарного бюро вобрали в себя лучшие черты «провинциального классицизма», популярного в 20–40 годы XX столетия.

До 1990 года площадь носила имя лидера азербайджанского революционного движения Азизбекова. Установленный в 1932 году памятник бакинскому комиссару был демонтирован в 1988 году, в период разгара Карабахского движения. Год спустя, после смерти академика А. Д. Сахарова, власти города приняли решение о переименовании площади в честь знаменитого ученого и правозащитника.

В 2001 году в центре площади появился первый на территории Советского Союза памятник Сахарову. Авторы монумента — Левон Галумян, Фердинанд Аракелян, Нерсес Чархчян и Тигран Арзуманян. Церемонию открытия вели мэр Еревана и премьер-министр страны. Почтить память великого гуманиста и общественного деятеля, первым в СССР вставшего на защиту законных требований карабахских армян, пришло около 5 000 человек.

Площадь Шарля Азнавура

Площадь Шарля Азнавура, Ереван

«Я француз и армянин», — говорил о себе Шарль Азнавур (Шахнур Азнавурян). Музыкант родился в семье этнических армян, в 1923 году эмигрировавших во Францию. Связь артиста с его исторической родиной никогда не ослабевала. Во время мощного Спитакского землетрясения певец сплотил западные страны, протянувшие руку помощи пострадавшим от стихийного бедствия. В 2009 году Шарль занял пост посла Армении в Швейцарии.

В 2001 году именем Азнавура — почетного гражданина Еревана и национального героя страны — была названа небольшая, но очень уютная полукруглая площадь перед кинотеатром «Москва». Праздничные мероприятия посетил сам виновник торжества. А 12 лет спустя на Аллее звезд, появившейся здесь в 2010 году, зажглась именная звезда короля мирового шансона.

В настоящее время Площадь Азнавура — одно из популярнейших мест города. В центре красуется двухъярусный фонтан. Его обрамляют каменные конструкции, напоминающие украшенные фигурами знаков зодиака лепестки цветов. Изюминку площади также придают гигантские шахматы и огромные металлические скульптуры лошади, быка, паука и медведя.

Парк влюбленных

Парк влюбленных, Ереван

На одной из крупнейших артерий столицы — Проспекте Маршала Баграмяна — по соседству со зданиями Национального собрания и Президентской резиденции, раскинулся Парк влюбленных (до 1995 года — Барекамутюн (Парк Дружбы)). Новое название зоне отдыха дано не случайно. Уютный зеленый уголок частенько посещают счастливо воркующие парочки и новобрачные в компании свадебных фотографов, щелкающих затвором среди романтических мини-водопадов и ухоженных деревьев.

Тишь и благодать царили в парке не всегда. В конце XX столетия это место пребывало в плачевном состоянии. В 2008 году ситуацию исправил финансировавший реконструкцию городского оазиса меценат Альберт Погосян. А французский ландшафтный дизайнер Пьер Рамбах воплотил в восстановленном парке красоту живописных пейзажей Армении и строгость традиционной архитектуры Японии.

Сегодня здесь все очень «по-европейски». Территорию площадью 2,5 Га пересекают покрытые мелким гравием и плиткой удобные дорожки. Через декоративные речки и озера перекинуты изящные мостики, аккуратно подстриженные лужайки заполняют разномастные скульптуры. В парке регулярно проходят художественные выставки, музыкальные фестивали и кинопоказы под открытым небом.

Национальная галерея Армении

Национальная галерея Армении, Ереван

Одним из ярчайших сооружений, окружающих Площадь Республики, является помпезное неоклассическое здание, построенное из вулканического туфа. Верхние этажи этого архитектурного красавца занимает основанная в 1921 году Национальная галерея. Ее первыми экспонатами были полотна, взятые из временных выставок армянских живописцев.

Сейчас коллекция насчитывает более 26 000 произведений искусства. Во всем своем разнообразии представлен мир художников Армении. Национальный отдел насчитывает около 7 000 картин, среди которых — древние фрески, средневековые миниатюры, работы мастеров Нового и Новейшего периода.

Сердце экспозиции — вторая по величине (после Феодосской галереи) коллекция полотен Ивана Айвазовского (Ованнеса Айвазяна). Помимо шедевров знаменитого мариниста, стены музея украшают холсты Акопа Коджояна, Мартироса Сарьяна, Паноса Терлемезяна, Геворга Башинджахяна.

Отдел европейских и русских мастеров включает в себя работы, вышедшие из-под кисти знаменитых мэтров. Небесной музыкой звучат для поклонников мировой живописи имена Рубенса, Донателло, Строцци, Тинторетто, Левитана, Серова, Брюллова, Шагала. Кроме того, посетителей галереи ждут обширные экспозиции скульптур, графики и декоративно-прикладного искусства.

Английский парк

Старейший парк — Английский (Театральный) парк — отметил свой 160-й юбилей. Зеленый оазис появился на карте столицы в 1860 году, став фрагментом большого общественного парка, который простирался до самой фешенебельной части города — улицы Астафьевской (ныне Абовяна). Уютные особняки, частные магазины, дорогие рестораны и роскошные дома создавали неповторимую степенную атмосферу старого Лондона.

С приходом Советской власти парк переименовали в честь доблестных бакинских комиссаров. Историческое название зоне отдыха вернули только в 1991 году. Сегодня Английский парк производит двоякое впечатление. С одной стороны, территория поражает чистотой и свежестью. Здесь есть широкие тенистые аллеи, благоухающий розарий, детский сектор, фонтан и Театр имени Сундукяна — крупнейший Храм Мельпомены в стране.

С европейской размеренностью и ухоженностью контрастируют зоны, напоминающие кадры из старых фильмов. Эти ностальгические уголки — любимое место пенсионеров, приходящих в парк отдохнуть, подышать свежим воздухом и пообщаться с ровесниками.

Парк Победы

Парк Победы, Ереван

Поднявшись на самую вершину знаменитого «Каскада», вы окажитесь у входа в Парк Ахтанах, что в переводе означает «Парк Победы». Свое название он получил в 50-е годы XX века. В советское время поросший густой растительностью оазис был крупнейший зеленой зоной столицы.

Как страж города возвышается на туфовом 51-метровом постаменте монумент «Мать Армения», в 1967 году заменивший статую Сталина. Медная фигура женщины, сжимающей в руке огромный меч, олицетворяет собой стойкость и мужественность армянского народа. У подножия расположен музей, экспонаты которого посвящены годам Великой Отечественной войны и конфликту в Нагорном Карабахе. Рядом, у Могилы Неизвестного солдата, полыхает Вечный огонь. В стороне протянулась Аллея героев.

Вторая достопримечательность парка — это озеро «Аревик». До 1969 года в искусственном водоеме глубиной 8 м купались все горожане, от мала до велика. Хлорированную воду использовали для орошения местной растительности. Теперь по зеркальной глади можно прокатиться на лодке и катамаране. Рядом с озером обустроена зона отдыха. Здесь все стандартно: ухоженные аллеи, маленькие кафе и разнообразные аттракционы.

Матенадаран

Матенадаран, Ереван

В переводе с древнеармянского языка слово «Матенадаран» означает «книгохранилище». Именно поэтому так назвали музей, в архивах которого находится одно из крупнейших на планете собраний рукописей. Кладезь мировой культуры был создан в 1921 году. Его базой послужила коллекция, заложенная в V веке основоположником армянской письменности Месропом Маштоцем.

Даже само здание, стены которого хранят редчайшие манускрипты, вызывает восхищение. Построенное в 1957 году оно выдержано в традиционном стиле средневекового зодчества. У подножия сооружения установлена скульптура Маштоца, знакомящего своего любимого ученика Корюна с алфавитом. Каменный фасад украшают базальтовые фигуры видных деятелей науки и искусства.

Раритеты Матенадарана заинтересуют тех, кто неравнодушен к «преданьям старины глубокой». Музейный фонд включает в себя около 17 000 рукописей, 100 000 архивных документов и вековых фолиантов, а также древние образцы тканей, ювелирных изделий и теснений по коже. Среди сокровищ коллекции — написанная в 1200 году книга «Проповеди Муша» весом 27,5 кг и похожий на спичечный коробок 19-граммовый церковный календарь XVI столетия.

Театр оперы и балета им. А. Спендиарова

Театр оперы и балета им. А. Спендиарова, Ереван

Бесценным подарком для любителей искусства станет посещение Театра оперы и балета, украшающего собой Площадь Свободы. Решение о создании стационарного оперного театра было принято в 1932 году. В январе 1933 года состоялось торжественное открытие, ознаменовавшееся постановкой произведения Александра Спендиарова «Алмаст».

Собственные стены театр получил в 1940 году. Великолепное полукруглое здание, возведенное по проекту архитектора Таманяна, представляет собой симбиоз монументальных построек сталинской эпохи и средневековых сооружений Востока. Выдержанное в светлых тонах внутреннее убранство привлекает внимание мраморными квадратными колоннами и настенными панно.

Подмостки Храма Мельпомены принимали и мюзикл «Вестсайдская история», и оперы «Царь Эдип», «Травиата», «Фауст». Первой постановкой самостоятельной балетной группы, организованной в 1934 году, стало «Лебединое озеро», в честь которого назвали живописный декоративный водоем неподалеку. Однако репертуар театра не ограничивается лишь шедеврами мировой классики. Зрители с большим интересом принимают спектакли от современных авторов Армении.

Собор Святого Григория Просветителя

Собор Святого Григория Просветителя, Ереван

В 2001 году Армения отмечала важный праздник — 1 700-й юбилей принятия страной христианства. К этой знаменательной дате было приурочено возведение крупнейшего в Закавказье христианского храма. Строительство, инициатором которого стал Католикос всех армян Галегин I, началось в 1997 году. Через 4 года церковный ансамбль, рассчитанный на 1 700 человек, был торжественно освящен.

Хотя собор и является православным, в его облике вы не найдете привычных плавных контуров, округлых куполов и сияющих на солнце крестов. Грандиозное сооружение, созданное по проекту архитектора Степана Кюркчяна, отличается строгостью геометрических форм, сдержанностью цветовой палитры и минимумом декора. Высота состоящего из колокольных башен и трех церквей храмового комплекса составляет 54 м, общая площадь — 3 822 м².

Внутри собора прихожан встречают просторные аскетичные залы. Свет попадает внутрь сквозь украшенные цветной мозаикой узкие романские окна. Здесь совсем немного икон, а настенные фрески и вовсе отсутствуют. В притворе размещена рака, в которой покоится объект поклонения православных паломников — мощи равноапостольного Григория Просветителя.

Ереванский коньячный завод

Ереванский коньячный завод, Ереван

Пряный живой вкус, ароматные переливы дуба, чернослива, изюма и меда, шелковистое, слегка горчащее послевкусие — все это характеризует знаменитый армянский коньяк. Напиток, чья слава уже давно распространилась за пределы страны, уходит корнями в далекое прошлое.

Согласно старинным рукописям и археологическим находкам, производством дарящего радость янтарного эликсира на территории Армении занимались еще в XV веке до н.э. Современная история армянского коньяка началась в 1887 году. Купец Нерсес Таирян создал в столице первый завод алкогольных напитков, который в 1953 году получил название «Ереванский коньячный завод».

За долгие годы существования его продукция завоевала 115 золотых и 48 серебряных медалей. Пузатые бутылки с этикеткой «Арарат» известны в 40 странах мира. Узнать тонкости технологии производства аутентичного напитка, продегустировать стандартные и коллекционные сорта, а также приобрести заветную бутылку с золотистым содержимым различной выдержки можно во время экскурсии по заводу.

Русскоговорящий гид познакомит вас с интересными фактами о напитке, покажет благоухающие погреба и залы, где хранятся вековые бочки и сосуды — свидетели зарождения знаменитого производства.

Центр искусств Гафесчяна

Центр искусств Гафесчяна, Ереван

У основания ведущей на вершину «Каскада» лестницы находится вход в необычный музей. Его коллекция состоит из 5 000 скульптурных работ, картин и инсталляций, часть из которых размещена под открытым небом. Созданный в 2009 году художественный комплекс пользуется огромной популярностью у туристов — уже через 2 года после открытия он принял более 1,2 млн посетителей.

Идея создания центра принадлежала бизнесмену из США Джерарду Левону Гафесчяну, принесшему в дар галерее часть личной коллекции уникальных творений современных авторов. Все экспонаты выставлены в двух секциях: внутренних «Галереях искусств» и внешних «Садах скульптур». В закрытых залах представлены инсталляции, фотоработы, авангардная живопись, исполинских размеров изделия Сваровски и крупнейшая в мире коллекция стеклянных работ.

В расположенных напротив «Каскада» «Садах скульптур» экспонируются статуи, созданные Станиславом Либенски, Полом Коксом, Барри Флэнаганом, Фернандо Ботеро, Дэвидом Мартином, Линном Расселлом Чедвиком.

Музей современного искусства

Музей современного искусства, Ереван
Фото: www.facebook.com/yerevanmodernartmuseum

Еще одним эльдорадо для любителей «Modern Art» является Музей современного искусства, расположенный на Проспекте Маштоца. Вход в галерею вы легко найдете по креативным рисункам-граффити, украшающим построенный в стиле неоконструктивизма дом. Внутри — выстроенные друг за другом светлые залы, чьи белые стены и строгие линии резко контрастируют с многообразием форм и цветов выставленных экспонатов.

Создание музея современного искусства датируется 1972 годом. В то время на территории СССР, где господствовал стиль социалистического реализма, направления авангардизма, сюрреализма, модернизма и футуризма были запрещены, поэтому открытие художественной галереи стало настоящей сенсацией.

Основу коллекции составляют картины и скульптуры поколения армянских художников-«шестидесятников»: Вруйра Галстяна, Минаса Аветисяна, Ашота Ованнисяна, Аратюна Каленца, Гаянэ Хачатурян. Среди известных экспонатов — вызывающие неоднозначные эмоции «Красная комната» Жана Гарзу, «Дружба» Мартина Петросяна и «Железнодорожный вокзал» Акопа Акопяна.

Ботанический сад

Ботанический сад, Ереван

Замечательным вариантом прогулки в жаркий летний день станет посещение Ботанического сада. Зеленый массив, занимающий площадь около 90 Га, был основан в 1935 году. После распада Советского Союза дальнейшая судьба парка оказалась под угрозой — финансирование прекратилось, а энергетический кризис заставил местных жителей вырубать деревья на дрова. Перелом к лучшему наметился в 1994 году, после создания Центра сохранения биоразнообразия растений.

Местное царство флоры впечатляет многоликостью. В оранжерее собрано около 500 представителей тропического и субтропического растительного мира. Поистине фантастическое зрелище являют собой разноцветные орхидеи, благоухающий жасмин, уникальные виноградные лианы и авокадо. Есть здесь и редчайшие экзоты — австралийская макадамия и рука Будды, чьи необычные плоды похожи на свисающие с кисти длинные пальцы.

Садоводы и архитекторы воплотили в миниатюре модели всех природных областей Армении. Гуляя по живописным аллеям, вы повстречаете и можжевельник Араратской долины, и джузгун Горованской полупустыни, и обитателя Севанского бассейна аир. Многие представители флоры прибыли в цветущий оазис из Китая, Таиланда, Индии и Америки.

Музей народного искусства

Музей народного искусства, Ереван
Фото: www.facebook.com/cpc.arm

В 1930-е годы этнограф и собиратель фольклора Абетнак Бабаян основал Дом народного творчества, положивший начало Ереванскому музею народного творчества. Сейчас этот музей служит замечательным культурным центром, где хранятся и экспонируются различные виды прикладного, декоративного и изобразительного искусства. Он активно собирает, исследует, реставрирует, изучает и пропагандирует различные жанры искусства и народных промыслов.

Коллекция, включающая изделия из дерева, гравюры на камне, вышивку, изделия из металла, керамику, миниатюры, ковры и картины, демонстрирует ценные произведения, представляющие разные этапы эволюции народного искусства. Эти экспонаты родом почти из каждого региона Армении.

Здесь есть четыре постоянных выставочных зала, в которых представлено более 2000 экспонатов, организованных в такие разделы, как резьба по дереву, художественная обработка металлов, искусство изготовления серебра, искусство камня, керамика и миниатюрная резьба. Кроме того, на выставке представлено 350 ковров и покрывал.

Расположенный в начале улицы Абовяна, рядом со статуей Хачатура Абовяна, Ереванский музей народного искусства пополнился работами известных армянских художников, таких как Мартирос Сарьян, Акоп Коджоян и Габриэль Гюрджян. Кроме того, у музея есть филиал в Дилижане, Тавушской области, который открыл свои двери в 1979 году.

Дом-музей Мартироса Сарьяна

Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван
Фото: www.facebook.com/Sarianmuseum

Мастером цвета и светоносным художником называют выдающегося живописца Армении Мартироса Сарьяна (1880–1972). Народное признание мэтра и его популярность в среде искусствоведов были настолько велики, что в ноябре 1967 года в Ереване был открыт музей, в коллекцию которого вошли полотна, эскизы, графические произведения и книжные иллюстрации автора. Сегодня хранителем галереи является внучка художника — Софья Сарьян.

Картины Сарьяна — это выражение национального самосознания. Весь творческий путь художника озаряла любовь к Родине, ее многовековой истории, дивным пейзажам, и, конечно, людям. Центральное место в творчестве мастера занимает Армения. Полотна переносят зрителя в маленькие дворики, залитые светом долины, древние монастыри и на вершины могучих гор.

Галерея насчитывает около 200 экспонатов. Помимо работ художника, здесь выставлены его рабочие инструменты и личные вещи: кисти, палитры, подрамники, напольные часы, предметы антиквариата, мебель. Под стеклянным атриумом находится гордость музея — часть оригинальной творческой мастерской живописца.

Церковь Святой Богородицы Катогике

Церковь Святой Богородицы Катогике, Ереван

Расположена в районе Кентрон. Представляет собой небольшую средневековую церковь с богатой историей. Историю церкви можно проследить с XIII века, о чем свидетельствуют древние надписи на ее западном фасаде, датированные 1284 и 1229 годами, а также надписи на северных стенах, датированные 1609 годом. Примечательно, что Катогике пережила разрушительное землетрясение 1679 года, вызвавшее значительное повреждение его.

В конце XVII века, между 1693 и 1695 годами, вокруг уцелевшей часовни была построена солидная базилика, посвященная Пресвятой Деве Марии. Эта базилика представляла собой впечатляющее трехнефное сооружение, построенное из армянского туфа, и могла похвастаться самым большим молельным залом в старом Ереване. Несмотря на свое величие, базилика не имела купола.

В 1936 году советское правительство приказало снести Базилику Пресвятой Богородицы. При этом в стенах были обнаружены старинные хачкары, датируемые XV-XVII веками. Снос также привел к неожиданному обнаружению скрытой небольшой церкви в стенах базилики. Археологи и местные жители решительно выступили против разрушения и добились сохранения старой церкви Катогике.

В последнее время рядом со старым храмом возвели новый комплекс. ОН включает в себя большую церковь Святой Анны и здание, предназначенное для резиденции католикоса. Автором проекта является Ваагн Мовсисян.

В настоящее время церковь известна под двумя именами: Катогике и Пресвятой Девы Марии, что свидетельствует о ее почитании в истории и культуре региона.

Комплекс Карена Демирчяна

Комплекс Карена Демирчяна, Ереван

Является крупнейшим спортивно-концертным комплексом в Армении. Расположенный на холме Цицернакаберд недалеко от ущелья реки Раздан в Ереване, он включает в себя два просторных спортивных и концертных зала.

Спортивный зал был официально открыт в 1983 году, а годом позже — концертный зал. Комплекс назван в честь известного армянского политика и национального героя. В архитектурном плане комплекс напоминает огромную птицу с распростертыми крыльями. Коллектив архитекторов и инженеров получил престижную Государственную премию СССР за этот уникальный памятник.

Одной из его технических особенностей является зрительный зал на 1008 мест, который можно легко расширить, повернув сцену. Основной зал рассчитан может вместить до 8800 человек.

На протяжении многих лет концертный зал принимал множество известных артистов и исполнителей, в том числе Шарля Азнавура, Яна Гиллана, Мишеля Леграна, Деми Руссоса, симфонического оркестра La Scale Opera, Boney M, Янни и многих других знаменитых имен в индустрии развлечений.

Музей Ерванда Кочара

Музей Ерванда Кочара, Ереван
Фото: www.facebook.com/ErvandKocharMuseum

Создан в 1984 году на месте мастерской маэстро. Дает всестороннее представление обо всем творческом пути художника. В экспозиции представлены его картины, графика и скульптура разных периодов, в том числе «Тифлис», «Париж» и «Ереван». Посетители могут увидеть модели памятников и видео, связанные с творчеством Кочара.

Некоторые из предполагаемых произведений Кочара считаются значительными достижениями в современном искусстве и выставлены в Центре Помпиду в Париже и в Музее Ерванда Кочара. Кроме того, в коллекции хранятся редкие документы, проливающие свет на взаимодействие Кочара с влиятельными деятелями авангарда. Он играет важную роль в исследовании и распространении авангардного движения в области искусства.

Работы Кочара были выставлены вместе с работами таких известных художников, как Пикассо, Брак, Арп, Бранкузи, Леже, де Кирико, что укрепило его известность в мире искусства. Он сотрудничал с такими известными деятелями, как Дюшан, Миро, Кандинский, а в 1936 году он внес свой вклад в «Манифест димансионизма», новаторский документ, предвосхитивший развитие эстетических принципов в ту эпоху.

Кинотеатр Москва

Кинотеатр Москва, Ереван

Спроектирован архитекторами Тиграном Терканяном и Геворком Кохом. Он был основан 12 декабря 1936 года на месте бывшей Петропавловской церкви, снесенной в 1930-х годах советскими властями. В честь открытия кинотеатра состоялась премьера советско-армянского фильма «Пепо».

Между 1964 и 1966 годами архитекторы Спартак Кндегцян и Тельман Геворгян построили открытый зал кинотеатра. Это дополнение продемонстрировало новые подходы, появившиеся в послесталинской советской армянской архитектуре в соответствии с быстрой урбанизацией Еревана.

Эта архитектурная жемчужина демонстрирует новаторский дух 1960-х годов и является уникальным образцом армянской архитектуры. Он расположен в задней части здания кинотеатра «Москва», спрятавшись во дворе. Экран расположен в южной части двора, а асимметричный трапециевидный объем визуальной чаши вытянут под углом в сторону улицы Туманяна. Это сооружение почти незаметно с улицы, а его завораживающую композицию можно в полной мере оценить только с возвышенности.

В 1983 году фасад кинотеатра украсили сцены из известных советско-армянских фильмов. Кинотеатр состоит из четырех крытых кинотеатров и одного кинотеатра под открытым небом, где демонстрируются разнообразные национальные и международные фильмы. Кроме того, он служит основным местом проведения ежегодного армянского кинофестиваля, Ереванского международного кинофестиваля «Золотой абрикос».

Театр кукол имени Ованеса Туманяна

Театр кукол имени Ованеса Туманяна, Ереван
Фото: www.facebook.com/yerevanpuppet

Основан 1 июня 1935 года. Его учредителями были режиссер София Беджанян, художники Геворг Аракелян, актеры Павлос Бороян и Араксия Арабян. Варя Степанян была первым директором театра. В 1950 году театр временно закрылся, но с 1951 по 1957 годы его творческий коллектив продолжал свою работу в качестве кукольного коллектива при компании Армконцерт.

27 июля 1957 года Театр кукол был восстановлен как самостоятельная организация и обосновался на проспекте Ленина (Маштоца), 43. В 1975 году театр переехал на свое нынешнее место на Саят-Нова, 4, предоставив новые и широкие возможности для художественного самовыражения на обновленной сцене.

Ряды театра пополнились талантливыми молодыми актерами 1970-х годов, среди которых Аршак Погосян, Ара Акопян, Нунэ Варданян, Мнацакан Пилоян, Петрос Хачикян, Гагик Ростомян и другие. В 1976 году Маня Асланян поставила свой первый спектакль для взрослой аудитории «Очаровательная Галатея», вдохновленный греческой мифологией. Затем последовала экранизация «Маленького принца» Экзюпери в 1983 году под руководством Волховского.

В 1987 году Ерванд Манарян поставил спектакль Акопа Пароняна «Почетные нищие» под названием «Цветочная улица N 2», что стало значительным достижением творческого коллектива.

По сей день театр остается активным и ярким, радушно встречая зрителей как детей, так и взрослых. Кроме того, здесь находится Музей кукольного искусства им. Павлоса Борояна, в котором представлено около 200 экспонатов, посвященных кукольному искусству.

Музей русского искусства

Музей русского искусства, Ереван
Фото: www.facebook.com/museumofrussianart

Арам Абраамян, талантливый хирург и профессор, увлекался русским искусством, особенно изобразительным искусством конца XIX начала XX веков. Он собрал исключительную коллекцию русских картин, рисунков и пейзажей в то время, когда популярность социалистического реализма затмила русский авангард.

Невзирая на господствующие тенденции, Абрамян упорствовал в любви к этому художественному периоду. Преданность искусству побудила его пожертвовать большую часть своей замечательной коллекции Армении. В результате Музей русского искусства (известный как собрание проф. А. Я. Абрамяна) стал единственным хранилищем произведений русского искусства пленительного «Серебряного века» русской культуры.

Своим щедрым пожертвованием Абрамян обеспечил возможность будущим поколениям оценить творчество и новаторство русских художников того периода в культурной истории их страны. Комплекс официально открыл свои двери для посетителей 19 ноября 1984 года.

Сегодня здесь хранится более 350 работ русских художников, в том числе живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства. Эта коллекция является свидетельством непоколебимой приверженности Абрамяна сохранению и демонстрации искусства, которое он любил и в которое верил, даже тогда, когда оно было недооценено.

Центр Азнавура

Центр Азнавура, Ереван
Фото: www.facebook.com/aznavourfoundation

Первый культурный проект Фонда Азнавура включает создание Центра Азнавура в Ереване, Армения. В отличие от обычных музеев, этот уникальный центр служит жилым и рабочим пространством, включающим в себя культурные зоны наряду со своими экспонатами. На пяти этажах здания, подаренного Азнавуру за неоценимую помощь после разрушительного землетрясения в Армении, расположены концертный зал под открытым небом, квартира Азнавура и сам музей.

Здесь представлено наследие Азнавура с помощью различных предметов, таких как компакт-диски, альбомы, книги, музыкальные награды, плакаты и фотографии. Примечательно, что конструкции построены из плексигласа различной толщины, искусно вырезанного с помощью лазерной технологии. Кроме того, оборудование и трубопроводы в основном создаются с использованием ABS или PLA с помощью 3D-печати.

В 2021 году был открыт Интерактивный музей Шарля Азнавура. Эта секция, состоящая из десяти залов, отправляет посетителей в путешествие по ключевым этапам жизни Шарля Азнавура, от его ранних лет до его мирового признания. Аудиогид, записанный Азнавуром, добавляет индивидуальности и рассказывает его собственную историю.

Кроме того, функциональные залы предлагают посетителям возможность записывать и микшировать песни, участвовать в уроках французского языка, изучать кинематографию и монтаж и даже посещать студию звукозаписи.

Жилой дом Академии наук

Жилой дом Академии наук, Ереван

Архитектурно значимое сооружение, построенное в 1939 году под руководством архитекторов Самвела Сафаряна и Марка Григоряна. Это четырехэтажное здание расположено на знаменитом проспекте Месропа Маштоца.

Сафарян, опытный архитектор, отвечал за проектирование нескольких известных зданий, таких как Павильон Армянской ССР на ВДНХ, Второй Дом правительства Армянской ССР, различные медицинские и сельскохозяйственные институты.

На протяжении всей своей истории здание было домом для нескольких известных ученых, оставивших свой след в различных областях. В его стенах проживали такие выдающиеся личности, как академики Орбели, Малхасянц, Гюликехвян, Варданян и другие.

Украшением четырехэтажного сталинского дома являются очаровательные балконы, придающие ему неповторимый и привлекательный вид Примечательно, что на фасаде здания гордо красуются 11 мемориальных досок, посвященных выдающимся ученым, таким как Саргис Амбарцумович Варданян, Айк Габриелович Гюликехвян, Сурен Амбарцумович Погосян и другим.

Эти выдающиеся личности, наряду с другими, внесли значительный вклад в свои области и прославили жилой дом Академии наук своим присутствием и достижениями. Жилой дом на протяжении многих лет служил местом проведения встреч ученых, конференций и других значимых научных мероприятий, что еще больше укрепило его значимость в академическом сообществе.

Несмотря на его историческую и научную значимость, здание было продано частному лицу.

Галерея Эдуарда Исабекяна

Галерея Эдуарда Исабекяна, Ереван
Фото: www.facebook.com/eduard.isabekyan

В экспозиции галереи представлено 39 работ художника, большинство из которых были привезены в галерею из семейной коллекции его сыном. Идея создания персонального выставочного пространства для художника возникла в 2004 году, а открытие галереи состоялось в 2013 году. Она расположена в Центре концептуального искусства «Аярт».

Экспозиция галереи занимает два этажа. На верхнем этаже представлены большие концептуальные произведения, в основном посвященные героическим темам и темам освобождения. Кроме того, основная коллекция может похвастаться яркими портретами и изображениями повседневной жизни. Посетители также могут ознакомиться с рукописями, письмами, фотографиями и личными дневниками художника.

Сотрудники галереи будут рады провести экскурсии, рассказав о жизни и творчестве Эдуарда Исабекяна. Можно воспользоваться бесплатными аудиогидами на нескольких языках для получения более насыщенных впечатлений.

С 2015 года здесь постоянно выставляются работы учеников Эдуарда Исабекяна, ведь за свою карьеру он взрастил таланты более 300 художников.

Музей-институт Комитаса

Музей-институт Комитаса, Ереван
Фото: OptimusView.
CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=48196673

Комитас, родоначальник армянского национального музыкального искусства, разработал своеобразный композиторский стиль, сочетающий западноевропейскую классическую гармонию с элементами армянской традиционной музыки и вкладом местных композиторов.

Его композиции бросили вызов общепринятым музыковедческим классификациям с точки зрения гармонии, полифонии и текстуры, создав уникальный прецедент в истории музыки. В честь его наследия был основан музей-институт Комитаса, расположенный в парке его имени, где когда-то стоял бывший Дворец культуры.

Построен по проекту архитектора Артура Месчяна и открыл свои двери 29 января 2015 года. Его основная цель — дать всестороннее представление о жизни и разнообразном творчестве Комитаса, пролить свет на его глубокое влияние на музыку. Для этого в учреждении используются современные технологии и различные помещения, в том числе концертный зал, библиотека, а также постоянные и временные выставки.

Постоянная экспозиция включает в себя восемь тематических залов, рассказывающих о жизненном пути Комитаса, его достижениях в области композиции, музыковедения, этнографии и исполнительства. В выставочных залах посетители могут погрузиться в музыку композитора, искусно созданную Варданом Карапетяном и продуманно оформленную Альберто Торселло.

Достопримечательности Еревана на карте

Close

GuruTurizma

Путеводители по странам, маршруты по городам и советы туристам

©2014-2022 Использование информации с сайта возможно только при размещении прямой гиперссылки на GuruTurizma.ru. Фото и видеоматериалы, размещенные на сайте, являются собственностью их авторов и используются исключительно в информационных целях.
Close