Капитолийские музеи в Риме

Знаменитые холмы, на которых строился город Рим, хранили, и будут делать это вечно свою интересную историю. Часто она рождалась в раскопках археологов, руинах, сохранившихся достопримечательностях. Капитолийский холм, где проходили заседания древнего сената, возвышался храм богов древних римлян, таит удивительные свидетельства прошлого города, страны. Капитолийская площадь Рима, находящаяся в высшей точке холма, и сейчас считается его главной площадью. Вечная Капитолийская волчица, названная символом города, своей старинной легендой притягивает туристов услышать увлекательную историю. Наяву увидеть богатства, находящиеся в музее.

История

Архитектурные шедевры музеев представляют собой дворцы, спроектированные по периметру знаменитой площади, с хранящимися в их залах, произведениями искусств, древними артефактами. Старинные сооружения, возвышающиеся на холме, были разрушены, разграблены, сожжены. Только в 1536 году указами короля Карлу V началось возрождение жизни Капитолия. Проведение работ по созданию нового ансамбля поручили великому Микеланджело Буанаротти. В эту пору он являлся главным придворным архитектором, художником. Ему было поручено создать дворцы для хранения коллекции, подаренной Папой Сикстом IV около 1471 года.

Они представляли собой известные произведения искусства, ювелирные изделия, монеты средних веков, Эпохи Возрождения. Многие, например, уникальные бронзовые статуи, были доставлены из коллекции дворца известного рода Латерана.

Основу комплекса составили архитектурные достояния, спроектированные Микеланджело. Это два дворца Палаццо Консерватори, Nuovo. А также сама Капитолийская площадь. Гениальная идея мастера помогла создать небольшое пространство в форме, открытой для обозрения, трапеции. Мощёная, выложенная эллиптическими лучами площадь, обладает сильным оптическим эффектом, расширяющим её границы. Последователи Микеланджело завершили строительство в 1654 году.

Главным строением площади считается Дворец Сенаторов. Здание с двух сторон окружают Капитолийский музей, архитектурное мраморное представление Нила, Тибра. Водных артерий, давших жизнь многим жителям планеты, Дворец Консерваторов. Произведения Микеланджело, по мнению искусствоведов, скрывают зашифрованные послания, тайны. Разгадка многих ещё впереди. В центральной части площади стоит статуя императора Марка Аврелия. Редкое сокровище, возродившееся из античных времён.

Здания музеев и экспонаты

Чтобы попасть сюда не надо заблаговременно бронировать билет, стоять в длинной очереди. Можно просто приходить погулять, восхититься величием зданий, уникальным оформлением площади. Три здания музейного комплекса, соединённые подземной галереей, наполнены разнообразными коллекциями живописи, скульптуры, экспонатами эпох римской империи, этрусков т.д. За экскурсию можно увидеть богатства дворцов. Но узнать историю, внимательно рассмотреть хранящиеся сокровища, не получится.

Дворец Сенаторов, построенный в XII столетии, Палаццо Консерватори, Нуово появившиеся в XVI, XVII веках, содержат огромное количество ценных экспонатов. Среди них неповторимые картинные галереи с произведениями Караваджо, Тициана, Тинторетто т.д. Древние статуи, мозаика, произведения искусств из стилей барокко, ренессанса. Комплекс дополнился небольшим дворцом Каффарелли-Клементино в XX столетии. Среди уникальной коллекции скульптур, хранящихся в Капитолийском музее, находятся следующие мировые шедевры.

Капитолийская волчица

Капитолийский музей, Рим

Это достойный Символ Рима, отражающий мифы страны. Наиболее подтверждаемой датой изготовления памятника считается период 1021-1153 годов. Статуя выполнена из бронзы. Многие годы считалось, что её сделали этруски в V веке до н. э. Сведения из записок монаха говорят, что вначале волчица без новорожденных братьев находилась во дворце Латеранов рядом с судилищем, так называемого места казни у «волчицы». Это было божество или «матерь римлян».

По приказу Сикста IV ей в 1473 году перевезли в Палаццо Консерватори. Фигуры младенцев появились у волчицы в конце XV столетия. Они сделаны в другой манере. Копия Волчицы установлена высоко на колонне, находящейся слева от центрального музея. Похожие копии есть в разных странах. Например, Румынии, где их считают символом мирового наследия. Рядом с олимпийским стадионом в Токио. В Пизе, Нью-Йорке, Париже.

Умирающий галл

Капитолийский музей, Рим

Сделана мраморная копия по оригиналу из бронзы, изготовленному по заказу императора Аттала I около 230 годов до н. э. в знак победы над войском галлов. Автором статуи считают Эпигонуса, скульптора из династии Атталид. Существует версия, которая подтверждает, что творение было обнаружено при строительстве виллы в Риме, а потом куплено папой Климентом XII и хранилось во Дворце Людовизи.

В годы войны с Наполеоном статуя была вывезена во Францию. Там произведение выставлялось в роли экспоната Лувра. Драматизм, натуралистичность скульптуры относят её к вершинам искусства античных времён. Нагая фигура кельтского воина, лежащего на щите, удивительно полно передаёт боль, досаду смертельного поражения.

Капитолийский Брут

Бронзовую скульптуру портрета мужчины считают творением этруссков, рождённым в начале III века до н.э. Найдена она среди раскопок Рима около 1500 года. Схожесть портрета с Брутом, изображённым на монетах Рима, дало повод считать его основателем Римской республики. Скульптура была обнаружена в своём первозданном виде без повреждений. Волосы, лоб, щёки, инкрустированные глаза сохранились полностью. Часть одежды изготовили заново под стиль римских императоров.

Мальчик, вытаскивающий занозу

В зале торжеств Капитолийского музея находится бронзовая скульптура мальчика, сидящего на камне, вытаскивающего из левой ноги шип. Статуя никогда не исчезала в исторических бурях Средних веков, оставаясь доступной обозрению. Существуют легенды, объясняющие появление статуи. По одной считается, что мальчик был пастухом, посланным к римлянам, чтобы предупредить их о нападении врагов.

Превозмогая боль в ноге от попавшей занозы, мальчик взошёл на холм, достойно выполнил свой долг, вытащил занозу, умер. Скульптуру с эпохи Возрождения одну из первых стали копировать по заказу богатых людей. Мраморные варианты оригинала хранятся в собрании Медичи, Британском музее, галереи в Павловске, композиции Никитского ботанического сада.

Колосс Константина

Колосс Константина в Капитолийском музее, Рим

Сохранившиеся части портретной статуи гигантского размера, изображающие сидящего императора Константина Великого, хранятся в Капитолийском музее. Предполагаемое время создания статую относят ко времени правления Константина. Высота головы статуи составляет почти 2.5 м. Размеры ступни, кистей рук дают основание считать, что общая высота скульптуры достигала 12 м. Тело статуи было изготовлено из мрамора. Одежда выполнялась из дерева, покрытого позолотой, бронзой (акролитовая техника).

Первоначально статуя находилась рядом с публичным местом возле базилики Максенция, Константина, символизируя божественную власть государства. Предполагается, что повреждения статуя получила вандалами. Новую жизнь древний шедевр приобрёл к 1486 году.

Сейчас фрагменты статуи, находящиеся в дворцовом дворике, расположены в порядке: правые рука, колено, голова, проход в музей, колонна. Затем левая нога. Существую два разных фрагмента правой руки. Это объясняется переделкой статую в конце периода правления Константина. Руку, держащую скипетр, заменили.

Дворец консерваторов

Дворец Консерваторов, Рим

Palazzo dei Conservatori назван аналогично с залом заседаний судей, сенаторов или консерваторием. Важные решения господствующих сил страны здесь принимались с XV века. Сейчас во дворце размещена коллекция скульптур их мрамора, сохранившаяся с периода Древнего Рима. В обустроенных залах размещены знаменитые фрески, Пинакотека с картинами Караваджо, Рубенса, Веласкеса, легендарная Капитолийская волчица. Артефакты творчества греков, этрусков находятся в зале Кастеллани вместе с замечательной коллекцией краснофигурных чёрнофигурных греческих ваз.

Известная фреска, изображающая единоборство между Куриациями и Горациями, статуи Урбана, Иннокентия X находятся в специальном помещении. Во Дворце открыты залы Консерваторов, Новый музей, Картинная галерея. Внешнее оформление Palazzo dei Conservatori, знаменито оригинальными архитектурными приёмами в виде пилястр, расположенных на разных этажах.

В дальнейшем они использовались в строениях разного времени многими странами (например, один из вокзалов Москвы). Первое здание дворца возводилось в середине XV столетия. Фасад был украшен арками, обрамляющими шесть окон на первом этаже. Сейчас сохранились несколько из них. Окончательное оформление гармоничного фасада было выполнено значительно позже.

Палаццо Nuovo

Дворец относится к новым архитектурным строениям ансамбля XVII столетия. Строительство дворца началось в 1571 году, закончилось около 1654. Воплощением в жизнь идей Микеланджело занимались Джакомо Делла Порта, Джироламо Райнальди, Карло Райнальди. Это копия дворца Консерваторов, предназначенная для выполнения функций общественного музея с 1734 года. Дворец называют первым публичным музеем Рима. Саркофаги, статуи, бюсты, шедевры античного искусства, например, «Купидон и Психея», статуи Венеры Капитолийской, Умирающего галла, старинную мозаику можно рассмотреть в просторных залах двух этажей дворца.

Более сотни древних скульптур богов, героев размещены в Галерее дворца. Залы Палаццо носят оригинальные названия, например зал Голубей, Фавна, философов, гладиаторов, императоров, кабинет Венеры. Во дворе находится мраморная «Говорящая статуя» Фонтан Марфория, созданная в 1588 году. Рядом собирались жители древнего города для высказывания недовольства по житейским вопросам.

Дворец Сенаторов

Внешний вид старинного дворца, задуманного Великим Микеланджело, сохранился в своём первозданном виде с 1605 года. Место, окружённое Капитолийской площадью и Римским форумом, всегда находилось в центре политической жизни города. Ещё в 78 году до нашей эры здесь находился Табуларий, архив государства. Обветшалое в Средние века строение, было восстановлено, изменено. Красивая лестница с фонтаном и скульптурой «Ликующий Рим», статуи, олицетворяющие Нил, Тибр придали другой облик дворцу. Фасад здания украсили элементы барокко. Сохранились нижняя часть Табулария, две боковые башни. В 1582 году появилась Колокольня, заменившая средневековую постройку.

Сейчас здесь можно посмотреть залы управы города (зал флагов), Советов (в нём находится скульптура Юлия Цезаря, выполненная в I веке до н.э). Капитолийскую протомотеку, коллекцию бюстов. Во дворце проводятся совещания городской мэрии. Многие помещения не разрешены для осмотра. Посетить Лапидарий, хранящий старинные каменные плиты с древними надписями, можно свободно.

Конная статуя Марка Аврелия

Конная статуя Марка Аврелия, Рим

Судьба многих старинных статуй оказалась не такой счастливой, как у этой. Часто это связывают со случайным предположением, что древнее скульптурное произведение принадлежало императору Константину. Он сделал официальной религией Рима христианство, остановив уничтожение артефактов древности по приказу церкви в Средние века. Оригинал статуи императора находится в Капитолийском музее, а её величественная копия украшает центр старинной площади.

Считается, что статуя изготовлена в 180 годах неизвестным автором. Постамент статуи выполнен из колонн храма Кастора, Поллукса. Время правления Марка Аврелия (Марк Анний Катилий Север) называлось золотым периодом античной истории. Первоначально статуя, в виде сидящего на бронзовом коне императора, обращающегося с жестом к войску в честь очередной победы, стояла на склоне Капитолийского холма. С 1538 года она получила место на Капитолии.

Дворец Кафарелли-Клементино

Здание расположено рядом с тремя основными дворцами комплекса Капитолийского музея. Это образец архитектуры гражданского строительства XVI века. На площадях здания организованы четыре интересных экспозиции:

  • Музей монет. Он хранит около 20 тысяч редких типов монет, старинных печатей, медалей
  • Зал фресок. Или «Зал святого Петра»
  • Зал Фронтон. Здесь сохранены остатки оформления древнеримского храма Юпитера, стоявшего в II веке до н.э, сцена жертвоприношения животных Марсу
  • Коллекция Сантарелли в виде собрания камней, инталий, художественных произведений из камня, изготовленных в период с XY по XIX век. Вместе с экскурсий можно подробно узнать о старинных методах обработки драгоценных камней

Подземелье

Три музейных здания соединили между собой огромным подземным туннелем, проложенным в недрах площади в 1930 году. Галерея Лапидария (Конджунцьоне) с интересными артефактами является популярным местом у туристов. Здесь находятся руины древнего жилища римлян, собрание старинных надписей на камнях. Вход находится у знаменитого Римского форума.

Время работы и стоимость билетов

Желающих посетить дворцы Капитолийского музея всегда много. Поэтому билеты лучше забронировать заранее. Существует единый комплексный билет, дающий право посещения всех интересующих мест. Цена полного билета составляет 15 €, льготного около 12 €. Работает музей каждый день кроме понедельника, воскресенья с 9 часов утра до 20 часов вечера.

Где находятся и как добраться

В получасе прогулки пешком от Колизея, рядом с Римским форумом, на Капитолийском холме по адресу Piazza del Campidoglio расположены здания музеев. Можно воспользоваться проездом по линии метро B, сойти на станции Colosseo. Автобусным сообщением на маршрутах 30, 170, 810, 85 надо доехать к остановке Ara Coeli-Piazza Venezia. Или трамваем 8 ехать до последней остановки площадь Венеция.

Капитолийские музеи в Риме на карте

Close

GuruTurizma

Путеводители по странам, маршруты по городам и советы туристам

©2014-2022 Использование информации с сайта возможно только при размещении прямой гиперссылки на GuruTurizma.ru. Фото и видеоматериалы, размещенные на сайте, являются собственностью их авторов и используются исключительно в информационных целях.
Close