Музей Фаберже — частный музей в Санкт-Петербурге

Архитектурным украшением центра Санкт -Петербурга является Шуваловский дворец на берегу Фонтанки. Здание прославилось своим историческим прошлым и уникальной коллекцией, которая хранится в его помещениях. С 2013 г. в залах дворца на всеобщее обозрение представлена коллекция оригинальных изделий ювелирного дома Фаберже. Ядро экспозиции составляют пасхальные сувенирные яйца, выполненные по заказу правивших монархов. Музей Фаберже в Санкт — Петербурге функционирует под патронатом культурно-исторического фонда «Связь времен». О деятельности учреждения подробно рассказано на официальном сайте музея.

История Шуваловского Дворца и создания музея

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Точная дата постройки роскошного здания на набережной Фонтанки не установлена. Предположительно дворец относится ко 2-ой половине 18 столетия. По внешнему виду, он напоминает стиль, присущий архитектору Д.Кваренги. Изображение дома можно увидеть на популярной гравюре «Набережная Фонтанки у Аничкова моста» Б.Патерсена. Первоначально зданием владел граф Воронцов. В конце 18 в. его выкупила М.А.Нарышкина. Она решила использовать помещения для размещения личной коллекции произведений искусства. В Музеуме Нарышкиной были собраны картины, скульптуры, оружие, часы, нумизматика и прочее. Хозяйка часто устраивала приемы, где бывали знаменитые литераторы (Пушкин, Крылов, Карамзин) и живописцы (Брюллов).

Посещение бала наследником короны, превратило усадьбу Нарышкиных в центр светской жизни российской столицы. После замужества С.Л.Нарышкиной, дворец в качестве ее приданного, перешел во владения Шуваловых. В 1844-1859 гг. здание перестроили. Авторами проекта выступали архитекторы Б.Симон и Н.Ефимов. Корпус приобрел черты в стиле неоренессанса. Шуваловский дворец служил петербургской резиденцией графской семьи вплоть до начала 1-ой мировой войны. В 1914 г. Е.В.Шувалова передала дом для нужд военного госпиталя. В комнатах разместили лазарет для раненных офицеров. В 1918 г. дворец перешел в собственность советского государства. Однако большинство ценностей удалось спрятать в надежных тайниках.

Их обнаружили и вскрыли в 1919 г. Найденные сокровища передали в учрежденный Музей дворянского быта. Он существовал с 1919 до 1925 г. Позже Шуваловская коллекция перешла в фонды Государственного Эрмитажа и Русского музея. В конце 20-х гг. в корпусе функционировал Дом Печати, в 30-х гг. – дом техники и проектный институт. Во время войны дворец неоднократно подвергался бомбовым ударам и получил значительные повреждения. Понадобилось несколько реставраций (50-60 гг.), чтобы вернуть залам прежний вид. С 1963 г. в Шуваловском палаце размещался Дом дружбы народов. В начале 21 в. дворец отдан в аренду фонду В.Вексельберга «Связь времен».

По решению мецената, здание переоборудовано в музей. Реконструкция осуществлялась на протяжении 7 лет. Открытие состоялось в 2013 г. Главным достоянием экспозиции стала коллекция пасхальных яиц Фаберже (14 экземпляров), а также другие изделия известного ювелира. В планах фонда создание сети подобных музеев в разных уголках РФ. Музей Фаберже в Санкт – Петербурге стал первым проектом, воплощенным в жизнь.

Экспозиция

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

В фондах музея хранится св.4 тыс. артефактов. Большая часть реликвий являлась принадлежностью императорской семьи Романовых. В залах Шуваловского дворца на всеобщее обозрение представлены предметы царского быта, а также бесценное собрание пасхальных яиц, созданных в ювелирном доме Фаберже. Интерьер отлично дополняют живописные полотна прославленных российских художников — К. Маковского, Г. Семирадского, И. Айвазовского, К. Брюллова, А. Харламова, К. Коровина и других.

Аванзал

Осмотр музея начинается с аванзала. В нем посетители могут увидеть аксессуары и галантерейные изделия, которыми пользовались аристократы в конце 19 — начале 20 вв. Неподдельный интерес вызывают ювелирные украшения с клеймом Фаберже. Цветная эмаль придает изделиям эффектный внешний вид. Это незначительная часть наследия, уцелевшая до нашего времени.

Белая и Голубая гостиная

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Две большие комнаты объединены общей тематикой. В них собраны фарфоровые предметы, изготовленные российскими мастерами 19 в.: П. Овчинниковым, И.Хлебниковым, А.Кузьмичевым, Ф.Рюкертом. Артели, под их руководством выпускали эмали наивысшего качества. За свою безупречную работу ремесленники удостоились чести стать поставщиками императорского двора. Изделия эмальеров также по достоинству оценили ювелиры. Антип Кузьмичев заключил контракт с компанией Тиффани. А его коллега, Федор Рюкерт являлся соавтором многих аксессуаров, выпускаемых под знаком Фаберже.

Выставочный зал

Во времена Шуваловых помещение именовалось Большим кабинетом и использовалось для хранения личных коллекций хозяина дома. В наше время зал переоборудован для выставочных целей. Его экспозиция имеет 2 направления: живопись российских художников 19 в. и резные изделия, выполненные из камня.

Готический зал

Графский кабинет П.Шувалова преобразован в музейный зал, где вниманию экскурсантов предлагаются культовые предметы. В частности стены помещения занимают старинные иконы 16-20 вв. Многие из них вправлены в оклады из благородных металлов, украшенные самоцветами. Наиболее древний предмет коллекции — царские врата, датируемые 1600 г.

Золотая гостиная

Комната предназначалась для торжественных трапез. Ее стены покрыты штофом золотистого цвета, что придает обстановке праздничный вид. В помещении собраны подарки, которые презентовались членам императорской фамилии. Довольно часто Романовы дарили друг другу шкатулки или табакерки с портретами, а также ювелирные украшения. Среди изделий, выставленных в зале, фигуры из камня, миниатюрная мебель и посуда, канцелярские принадлежности. В 19 в. малозначимые вещи именовались «фантазийными». Они выполняли исключительно эстетическую функцию.

Красная гостиная

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Комнату часто именую Нарышкинской. Своим прозвищем она обязана фамильному гербу на потолке. В гостиной собраны изделия из серебра 18-20 вв. Они были изготовлены в прославленных ювелирных мастерских Российской империи: Фаберже, братьев Грачевых, Сазикова, Тигельштейна, Никольса и Плинке. Каждая фабрика специализировалась на определенном стиле. Так, Фаберже выпускали серебряные изделия в стиле модерн, а у Сазиковых делали предметы в славянских традициях. Настоящим шедевром считается чайный сервиз в морском стиле, преподнесенный в качестве свадебного подарка Великому Князю Константину Николаевичу. Эскиз для него рисовал Ф.Солнцев, а отливкой предметов занимались на фабрике И.Сазикова. Коллекция художественно серебра в Шуваловском дворце является поистине уникальной.

Рыцарский зал

Зал заполнен экспонатами, связанными с военной тематикой. В нем представлены доски, которые устанавливались при закладке военных судов. В витринах посетители могут увидеть серебряные наборы для вина. Их преподносили в дар командирам по торжественным случаям. Стены помещения украшают полотна в батальном жанре, принадлежащие кисти К.Пиратского и П.Балашова. Характерной особенностью зала является фриз, на котором нарисован турнир рыцарей. Отсюда и название — Рыцарский зал.

Синяя гостиная

Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Главная комната в доме именуется Синей гостиной из-за шелковой обивки стен. В ней сосредоточена гордость музея Фаберже – пасхальные яйца с сюрпризами. Они создавались в качестве подарков супругам императоров Александра Третьего и Николая Второго. Посетители имеют возможность осмотреть 14 легендарных изделий. Среди них первое («Курочка») и последнее («Орден св. Георгия») яйцо из пасхального цикла. Каждое имеет неповторимый дизайн и обладает собственным секретом. Изготовление памятных сувениров для членов императорской фамилии принесло небывалую славу ювелирному дому Фаберже. На создание яйца-ларца с сюрпризом мастера тратили до одного года.

Шедевры коллекции

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Мастерские Фаберже занимались изготовлением пасхальных подарков для династии Романовых более 30 лет. За это время было создано 50 оригинальных яиц, украшенных благородными металлами, самоцветами, эмалью, слоновой костью и другими ценными материалами. В экспозиции Шуваловского дворца представлено 14 изделий из прославленной серии. Более 50 лет драгоценности династии Романовых находились в коллекции семьи Форбс. Они были выкуплены российским меценатом В.Вексельбергом на аукционе в 2004 г.

Пасхальное яйцо «Курочка»

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Во время посещения в 1897 г. промышленно-художественной выставки, проходившей в датской столице, император Александр III был восхищен необычным драгоценным яйцом. Элегантная вещица была вырезана из слоновой кости. Внутри находилось золотое колечко. Редкостный артефакт принадлежал герцогине Вильгельмине. Российский император захотел, чтобы подобный сувенир был изготовлен для его супруги Марии Федоровны. Заказ поручили выполнить известному в России ювелиру Петру Карлу Фаберже. Его работы привлекли внимание императорской четы при осмотре выставочной экспозиции в Москве.

Александр III задумал преподнести яйцо с сюрпризом в дар на Пасху. Традиция одаривать близких в праздник Воскресения Христова издавна почиталась среди православных верующих. В царской семье также ее придерживались. Император поручил своему брату лично курировать подготовку к торжеству, в т.ч. наблюдать за работами по изготовлению сюрприза. Воплощением проекта в реальность занимался ювелир Э.Коллин из мастерских Фаберже. Мастер не стал в точности копировать европейский прототип. Внешне изделие не отличалось богатой отделкой, а выглядело достаточно просто. «Скорлупа» была выполнена из белой эмали. «Желток» сделан из золота. Внутри находится разноцветная фигурка курочки. Она исполняла роль шкатулки с секретом. При надавливании на голову и зоб, птичка раскрывалась.

В потайном отделении лежала подвеска в форме короны, сделанной из рубина. К ней прилагалась золотая цепочка. Два последних сокровища были утеряны, а яйцо сбереглось и демонстрируется публике. Изящное изделие отличается небольшими габаритами. Его ширина всего 3,5 см, а высота — 6,4 см. Затея с пасхальным яйцом «Курочка» пришлась по душе Марии Федоровне. За безукоризненное выполнение поручения Фаберже удостоился звания придворного ювелира. Император решил ввести в обычай дарение на Пасху оригинальных драгоценных сувениров. Вслед за первым яйцом последовали новые заказы. Мастерская Фаберже прославилась во всем мире своими пасхальными яйцами-шкатулками. Было изготовлено 50 оригинальных экземпляров.

Пасхальное яйцо-шкатулка «Ренессанс»

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

В октябре 1894 г. умер император Александр III, потому яйцо «Ренессанс», преподнесенное им в подарок супруге, считается последним подарком. При создании драгоценной безделушки Фаберже руководствовался общей тенденцией характерной для искусства конца 19 в. В это время многие мастера черпали вдохновение в творчестве минувших эпох. Прообразом для царского подарка стала шкатулка, выполненная по заказу саксонских герцогов. Ее автором являлся ювелир из Голландии Ле Рой.

Изготовление царского заказа было доверено Михаилу Перхину. Он несколько видоизменил облик изделия и придал ему форма эллипса. «Яичная скорлупа» была вырезана из агата. Внешняя оболочка декорирована самоцветными камнями – бриллиантами и рубинами. На верхушке обозначена дата изготовления. По обе стороны ларчика прикреплены ручки, декорированные львиными головами. Высота изделия чуть более 13 см.

Внутри яйцо полое. О его содержимом не сохранилось никаких сведений. Историки высказывают две версии. Согласно одной, внутри хранилась жемчужная подвеска. Более правдоподобным является предположение, что ларец заключал яйцо «Воскресение Христово». Его размеры соответствуют внутренней полости «Ренессанса». Кроме того, декор яйца во многом сходен с убранством шкатулки. Тайна последнего пасхального подарка Александра III до сих пор остается не раскрытой.

Пасхальное яйцо «Бутон розы»

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

После восшествия на престол Николая II, новый монарх продолжил традицию отца. По его повелению в мастерских Фаберже начали создавать к Пасхе одновременно 2 роскошных яйца, отличающихся оригинальным дизайном. Одно предназначалось в подарок матери царя, а другое – его супруге. В качестве первого пасхального сувенира Александра Федоровна получила яйцо под названием «Бутон розы». Оно было выполнено в романтическом стиле и символизировало нежные чувства, которые Николай II питал к своей жене. На создание нового шедевра ювелира вдохновила галантная атмосфера, царившая при дворе французского короля Людовика XVI. Внешняя оболочка яйца покрыта эмалью землянично — розового оттенка.

Поверхность украшают мелкие декоративные элементы: стрелы, веночки, гирлянды. Они выполнены из золота и бриллиантов. На верхней оконечности эллипса портрет императора, прикрытый прозрачной алмазной пластинкой. Миниатюра написана акварельными красками на слоновой кости. Еще один алмаз закрывает дату изготовления яйца. Внутренняя полость служит хранилищем для элегантного бутона чайной розы. Затейливая вещица имеет небольшой секрет: при нажатии кнопки на стебле – лепестки цветка раскрываются. Чайная роза являлась излюбленным растением гессенской принцессы, ставшей женой российского императора.

Самый главный сюрприз находился в центре бутона. В нем скрывалась уменьшенная копия императорской короны. В паре к ней прилагалась рубиновая подвеска. К сожалению, обе раритетные вещицы были утеряны. Авторство изделия принадлежит М.Перхину. Яйцо отличают весьма скромные параметры. Его высота 6,8 см.

Пасхальное яйцо «Коронационное»

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

В мае 1896 г. состоялась коронация императора Николая II. Это событие послужило толчком для создания великолепного пасхального яйца, носящего одноименное название «Коронационное». Во время проведения торжеств, для въезда в Москву царской четы, использовалась карета Екатерины Великой. Она была изготовлена в конце 18 в. прославленным придворным каретником И.Букендалем. Фаберже избрал экипаж в качестве основы для создания сувенира. Миниатюрную копию императорской кареты изготовил Г.Штейн. Механизм полностью соответствовал оригиналу и мог двигаться. Дверцы кареты открывались, а подножки – опускались вниз. В комплект входила также жадеитовая подставка, на которую крепилась модель экипажа. Чтобы сделать шедевр мастеру потребовалось работать 1,3 года по 16 ч в день.

Окна кареты сделаны из горного хрусталя, на котором гравировкой изображены занавески. Вместо бархата, сиденья и кузов покрыты эмалью алого цвета. Ободки колес заключены в платиновые обручи. Задняя часть экипажа украшена литыми гирляндами из золота. Венчает модель бриллиантовая корона. Сходство с оригиналом усиливает наличие золотых императорских орлов, украшающих борта кузова. Уникальное изделие служило своеобразным футляром для подарка – подвески в форме яйца. Она крепилась на специальном крючке, спрятанном внутри механизма.

Драгоценность не сбереглась, и по поводу нее имеются противоречивые сведения. В некоторых источниках утверждается, что материалом для изготовления подвески являлся желтый алмаз. Иные очевидцы отмечали, что яичко было смарагдовое и имело грушевидную форму. «Коронационное яйцо» состоит из 2 половинок. Его внешняя поверхность визуально напоминает императорскую мантию. Желтая эмаль покрыта золоченой сеткой. На ней закреплены 2-х главые орлы – символ императорского дома Романовых. По традиции, верхушка эллипса отмечена алмазными линзами. Под одной скрыта монограмма Александры Федоровны. Инициалы выложены из мельчайших бриллиантов и рубинов.

Другая линза накрывает отметку о дате выпуска пасхального подарка – 1897 год. Параметры драгоценной безделушки: ширина – 9,4 см, высота – 12,7 см. Соавторами проекта выступали Генрик Вигстрём, Михаил Перхин и Георг Штейн Общая стоимость «Коронационного яйца» составила 3,5 тыс. рублей. В настоящий момент ювелирный шедевр оценивается специалистами в 24 млн. долларов.

Пасхальное яйцо «Лавровое дерево»

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Среди ювелирных шедевров Фаберже, сделанных по заказу царской семьи, резко выделяется сувенирное деревце. Лишь по овальной форме его кроны можно догадаться, что этот предмет относится к серии пасхальных яиц. Миниатюра предназначалась в подарок императрице Марии Федоровне. Николай Второй заказал ее, чтобы поздравить мать с 30-летием коронации. Подарок не случайно имел вид вечнозеленого деревца. Лавр, по задумке мастера, символизировал долгую жизнь, почет и славу. Каждый листик вырезался отдельно из нефрита. Вместо плодов использовались ограненные кристаллы розовых бриллиантов, цитрины, аметисты. Цветы сделаны из белой эмали.

Ствол закреплен в горшке, вырезанном из оникса и украшенном золоченой сетью с гирляндами. Сюрприз заключался внутри кроны лавра. После нажатия на специальный рычаг тайник открывался, и появлялась миниатюрная птичка. Она кружилась на ветке, взмахивала крылышками с настоящими перьями и открывала клюв. После завершения вокального выступления пернатая солистка вновь исчезла среди листьев. «Лавровое деревце» было преподнесено вдовствующий императрице в 1911 г. В некоторых источниках изделие именуются «Апельсиновым деревцем». Это один из наиболее крупных пасхальных сувениров, сделанных в доме Фаберже. Высота ствола с кроной св.27 см.

Настольные часы с глобусом

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Часы настольного типа выполнены в строгом классическом стиле. Они предназначались для кабинета. Дизайн внешнего облика отражал интерес к естественным наукам и географическим открытиям. Подобные тенденции были характерны для 19 – начала 20 вв. Корпус вырезан из нефрита. Верхняя часть хронометра увенчана хрустальным глобусом, связанным общим механизмом с циферблатом. Стрелки указывают часы и минуты, а шкала, размещенная вдоль оси экватора, отображает местное время в разных регионах мира. Гравировка на поверхности глобуса обозначает главные морские пути. Оригинальный хронометр изготовлен по эскизу Г. Вигстрема в 1908-1911 гг.

Время работы и цены на билеты

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Шуваловский дворец открыт для посещения ежедневно, за исключением пятницы. Рабочее время 10-20.45 ч. Посетители могут осмотреть экспозицию самостоятельно, воспользовавшись аудиогидом. Организованные экскурсии проводятся с 10 до 18 ч. Продолжительность тура — 60 мин.

Цена билета зависит от категории посетителей:

  • для взрослых – 600 руб. (с экскурсией) и 450 руб. (индивидуально)
  • для льготников- 350 руб. (с экскурсией) и 200 руб. (индивидуально)

Где находится и как добраться

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Адрес музея: набережная Фонтанки, д. 21.

Удобнее всего доехать до музея на метро. В непосредственной близости от Шуваловского Дворца расположены станции:

  • «Невский проспект» (Московско-Петроградская линия)
  • «Гостиный двор» (Невско-Василеостровская линия)
  • «Маяковская» (Невско-Василеостровская линия)
  • «Площадь Восстания» (Кировско-Выборгская линия)

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге на карте

Close

GuruTurizma

Путеводители по странам, маршруты по городам и советы туристам

©2014-2022 Использование информации с сайта возможно только при размещении прямой гиперссылки на GuruTurizma.ru. Фото и видеоматериалы, размещенные на сайте, являются собственностью их авторов и используются исключительно в информационных целях.
Close