Собор Святого Павла в Лондоне

Лондиниуму (латинское название Лондона) требовалась доминанта, величающая город и придающая христианству статус основной религии. Венчал королей епископ. Собор планировался как место коронации, а в конце пути — как роскошная усыпальница. Религиозным и национальным символом, местом отсчета правления монархов суждено было стать Собору святого Павла в Лондоне.

История

Крещенный в 604 г. англо-саксонский король Саберт отдал приказ о постройке церкви в честь апостола Павла. После ухода короля в мир иной его сыновья отказались принимать христианство. Британия вновь стала языческой. Деревянная церковь, построенная на берегу Темзы, сгорела в 675 году. Однако, в конце VII века новая религия Рима на остров вернулась. Церковь Саберта дважды восстанавливали, ровно столько же построенное исчезало в пламени пожаров (962 и 1087 г.г.).

Норманны, владевшие Лондоном в 1087 году, взялись восстанавливать храм, продолжая историю так называемого Старого собора св. Павла. Огонь опять вмешался в планы: не завершенная постройка пострадала от пожара 1136 года. Почти через сто лет — в 1240 году возведение храма было завершено. Курьез растянутого строительства: на смену романскому стилю пришел готический. Начавшему функционировать собору требовалась немедленная реконструкция — чтобы соответствовать требованиям Вселенской Церкви.

С 1314 года по 1561 Лондон украшает собор невероятной длинны — 178 м. О величии второго по высоте сооружения на Альбионе (149 м) засвидетельствовали средневековые граверы. До XIX в. было не известно точное местонахождение собора. Лишь после археологических раскопок 1878 г. стало окончательно ясно, что Новый Собор св. Павла возведен на фундаментах старого, но с некоторым смещением.

Строительство современного Собора святого Павла

В период Реформации (вторая четверть XVI века) в Старом соборе прекращаются службы. Имущество аббатства изымают в пользу королевской казны. Внутреннее убранство уничтожено, церковная утварь разграблена. Попадание молнии в шпиль (произошло в 1561 году) жители Лондона восприняли как знак свыше. Поэтому упадок Старого католического собора был неминуем, его ускорили, разобрав кирпичную кладку на строительство дворца лорда Кромвеля.
1630-тые.

Новой англиканской церкви требуется символ веры. К полуразрушенному нефу пристраивают западный фасад в классическом стиле. Привлеченный епископатом математик Кристофер Рен в июле 1668 подает первый проект, призванный «возвеличить славу города и нации», но предложение было отклонено. Одобрение получил только третий вариант 1675 года.

Введя королевский налог на уголь, власти призывают вольнонаемно осваивать каменоломни о. Портленд (север Ла-Манша).

Узкий перешеек между островом и Британией быстро превратили в насыпной мол. Рукотворный перешеек стал путем поставки самого прочного на островах известняка. Из портландского камня изготавливали капители, тела колонн, оконные проемы, ниши, массивные балки архитравов, блоки фундамента. Этот же камень использован для облицовки. Пригодился он и для резьбы большинства скульптур Нового Собора им. святого апостола Павла.

Через 19 лет после освящения начались службы. Последний фрагмент был положен в октябре 1708-го. Еще через 3 года — официальное объявление о полном завершении строительства. Последним этапом отделочных работ по экстерьеру считается установка скульптур парапета (1720-тые г.г.). Внутренняя отделка собора продолжась ещё два столетия.

Сохранились имена мастеров: Френсис Берд (вырезал барельеф фронтона, купель, скульптуры святых и ангелов), Гринлинг Гиббонс работал над деревянными изваяниями хоров, купол расписывал Джеймс Торнхилл, ковкой занимался Жан Тиху, мозаики «парусов» между арками спроектировал сэр Уильям Ричмонд, алтарь, люстры — работа Стивена Бауэра и Готфреда Аллена.

Особенности конструкции и стиль

Собор Святого Павла, Лондон

111 метров купола (самый высокий купол — римский Собора св.св. Петра и Павла с непревзойденной до сих пор высотой 136 м) — это вызов от англиканской церкви в адрес католической. Но строить так, как великий Микеланжело, в Англии еще не умели. Тем не менее, собор св. Павла поражает своими масштабами (оставался самым высоким зданием в Лондоне вплоть до 50-х годов XX в.).

Архитектор Кристофер Рен использовал для своего детища все известные на тот момент достижения строительства:

  • перераспределение веса купольных перекрытий на встроенные в толщину стен аркбутаны
  • металлические каркасы для уменьшения веса конструкции (внедрено для поддержки внутреннего купола на промежуточном куполе из кирпича)
  • увеличение массы по направлению «верх — низ» для придания постройкам устойчивости

Аркбутаны были взяты из готического строительства, но их искусно спрятали за отвесными стенами. Трехслойный купол строился по образцу Брунеллески из Флоренции. Но у флорентийца количество оболочек — 2, поэтому наблюдается известная ребристость сферы. Свинцовый купол Кристофера Рена можно сравнить с перчаткой, брошенной на кактус: множество стальных балок отходят от промежуточной кладки купола и поддерживают формованный свинец финишной отделки.

Сверхмассивная крипта (усыпальница) самого нижнего, подземного яруса сделана с особым запасом прочности и по всему периметру — на случай непредвиденного поведения грунтовых вод в зыбких песках лондонской набережной. Частые каннелюры (желобки и их возвраты), не доходящие внизу до барабана купола — их иногда называют Вагнеровскими — позволяют отнести строение к барочному стилю.

Признаками «барокко» являются круглые окна башен-звонниц, балюстрады по контуру крыш, арочные ниши, еще — «раскреповки» (т. е. выступы карнизов оконных проемов), 12-тиугольные планы башен, ещё — богатые орнаменты без жесткой геометрии. Рен использовал в украшених совершенно не канонические стручки гороха, подсолнухи, початки кукурузы — смело шел на риски и в угоду бунтаря-короля, дразня и Рим, и Папу.

Собор с его портиками, акантами на колоннах можно было бы причислить к образцам классической архитектуры, если бы не присущая стилю барокко игра форм. Внутреннее убранство свидетельствует ещё и о приверженности автора стилям романскому и византийскому. Создатель английского нео-барокко покоится в крипте, похоронен в ней первым. Рен — один из не многих великих архитекторов, доживший до окончания строительства государственного масштаба. Завещанное на плите «Посмотри вокруг — везде Я» читают сейчас посетители Собора св. Павла.

Купол (экстерьер)

Собор Святого Павла, Лондон

Гигантская масса купола опирается на перистиль, который воспринимается зрителями, как легкое изящное строение. Эффект достигнут, благодаря спаренным пилястрам и псевдоокнам. Барабан купола покоится на так называемой «каменной галерее», которая — не что иное как замаскированное под ротонду кольцо аркбутанов, но не проходимое насквозь. Барабан с видимой частью купола перекрывает строгий конус из кирпичной кладки, на котором «подвешен» внутренний интерьерный купол. Чтобы конус вместился между двумя оболочками, форму купола не стали делать строго сферической — она вытянутая.

Множество окошек над балюстрадой функционально: именно благодаря им освещается встроенный кирпичный конус. Далее свет из специальных круглы отверстий попадает на восемь окон внутренней. Еще задействованы прорези у полюса сферы. Они являются остекленными горизонтальными люками.  Завершает купол надвершие — латерна — состоящая из яруса т. н. Золотой галереи (на смотровую площадку галереи ведут 530 ступеней). Второй ярус выполнен в форме крохотного храма темпьетто. Над куполом латерны — Золотой Крест Спасителя.

Билет на Coca-Cola London Eye — £24,30
Билет в Лондонский Тауэр и на выставку королевских сокровищ — £26,80
Билет на Тауэрский мост — £9,80
Входной билет в Вестминстерское аббатство и аудиогид — £20
Билет в музей Мадам Тюссо — £29
Собор Святого Павла: билет с быстрым проходом — £16
Небоскреб «Осколок» – входной билет и шампанское — £24,95

Купол (интерьер)

Восемь плафонных окон образуют пучок света, направленный к полу. Он символизирует Святой Дух. На восемь же частей разбита роспись купола в технике «гризайль» (без цвета).

Сюжет: между спаренными колоннами ротонды изображены вехи жизни и деяния святого апостола Павла. Фарисействующий Павел ослеп за неверие. Услышав укоры Христа, принявший крещение Павел, был исцелен после паломничества в г. Дамаск. Иллюстрируется проповедь Павла о Христе в синагоге, его поездка на Кипр и просветление с его помощью проконсула Сергия. На последней картине показана гибель Павла от рук римлян на кресте.

Золотистая роспись обыграна золочёными орнаментами кольца купола, поэтому кажется продолжением убранства основного нефа. Голубой доминирующий цвет мозаик образует с лазурью неба в окнах единый фон. Купол кажется парящим. Совершенно невероятным кажется здесь присутствие восьми барельефов святых из камня. Они вырезанны на гранях аркбутанов, а потому слегка наклонены в сторону средокрестия.

Западный фасад

Проект не предполагал на западном фасада башен. Идея возникла уже в ходе строительства. Одна из башен украшена часами. Механизм часов до 1969 года запускался вручную. Здесь же находится лестница в библиотеку, названа архитектором Реном геометрической (она не витая). По этой лестнице поднимаются в Часовню всех Душ.

Классический портик Западного фасада не обычен своей двухъярусностью. Второе, не менее оригинальное решение для фасада — спаренные колонны. Утончение плюс множественность — прием, позволивший при соблюдении необходимых масс сделать фасад визуально легким, наполненным светом и с богатой игрой теней.

Пышным гирляндам над оконными проёмами вторит фигуративные изображения фронтона (торцевого треугольника крыши), а также ниш с барельефами. Статуи апостолов, чаши у башенок, карнизы с четким ритмом триглифов создают выразительный светотеневой рисунок и запоминающийся силуэт фасада.

Интерьер

Собор Святого Павла, Лондон

Галерея нефа имеет протяженность 68 м, высота — 28 м, ширина — 37. Поперечная галерея (трансепт) имеет длину 51 метр.  Огромная гранитная купель работы скульптора Ф. Берда (XVIII век), стоящая в первой травее — материализованный призыв креститься водой. Препятствие у дверей стоит не случайно: через главный вход может войти только лорду-мэру города. По обеим сторонам чаши — две часовни. Левая (св. Дунстана) предназначена для частных богослужений. Правая носит имя святых Михаэля и Георгия.

Мозаики из венецианского стекла монументальны. Они интересны не только не традиционной трактовкой библейских персонажей, но и живописными деталями в стиле «наив»: птицы, животные, рыбы, моллюски соседствуют с героями Нового и Старого Заветов. Реформаторство англиканской церкви строится на Всеединстве, а потому разрешаются любые выразительные средства.

Вошедшие в собор слышат мощные звуки хора, переливы органной музыки, но не видят органных труб в конце зала: трубы размещены с двух сторон. Вместо органа — поток света из витража апсиды. Свет играет роль участника службы. У средокрестия возвышается кафедра. Напротив нее — место органиста.  4 травеи (квадратичных делений нефа) ведут к средокрестию, то есть, под самый купол. Столько же их — до замыкающей галерею апсиды. Широкие витражированные окна освещают зал, а позолоченные арки ритмично повторяются на своде.

Посетитель не увидит привычного в православных храмах иконостаса. Только ажурные ворота преграждают путь к жертвеннику. Прямо в соборе выставлен живописный холст «Светоч Мира» Холмена Ханта (в северной части трансепта). Но эта работа — не икона, а известное произведение искусства.

Апсида

В апсиде лик Иисуса изображен трижды: на мозаичном панно среди архангелов, на стекле витража и на балдахине алтаря. Мессия не стоит, а идет навстречу прихожанам, двигается по серебряному куполу алтаря. Скульптурное изображение оригинально: Иисус — с Крестом распятия — в одной руке, а другой он осеняет Крестным Знамением.

На фреске Всевышний показан как Бог-сын и Бог-отец в одном лице. Скульптура Исуса с изображением мученической смерти на кресте отсутствует. Распятие можно увидеть только на одной из мозаик. Американская мемориальная часовня находится сразу за алтарем. Она посвящена героям США, погибшим за Англию в годы Второй мировой войны.

Монументы

Собор Святого Павла, Лондон

Памятники выдающимся деятелям Великобритании стоят по обеим сторонам от главного нефа — в нефах малых. Слева возвышается конная статуя герцогу Веллингтонскому лорду Артуру Уэсли (удостоен чести за победу под Ватерлоо), в северном трансепте находится часовня Миддленского полка британской армии. За ним, в глубине, у алтаря — изваяние «Мать и Дитя» абстракциониста Генри Мура (изготовлено в память о короле Георге IV).

Статуя виконта Нельсона начинает памятный ряд справа. У входа в южное крыло трансепта стоит Мемориал Тернера, рядом — монумент одному из первых настоятелей Собора св. Павла поэту Джону Донну; в одной из апсид покоится прах генерала Ч. Дж. Гордона.  Всего — 200 захоронений, видимая часть которых обозначена гранитными плитами с надписями. По плитам разрешено ходить. Монументов вдоль стен — 67.

Крипта и захоронения

Кроме упомянутых герцога Веллингтона, Нельсона, живописца Тернера и архитектора Рена, в крипте похоронены:

  • героиня Крымской войны Флоренс Найтингел
  • баронет сэр Чарльз Хьюберт Хейстингс Пэрри — английский композитор
  • Сэмюэль Джонсон — поэт эпохи Просвещения
  • Генри Холлам — египтолог
  • Томас Эдвард Лоуренс — герой Арабского восстания 1916 — 1918 г. г.,
  • адмирал Адам Дункан
  • сэр Александр Флеминг, первооткрыватель пенициллина, микробиолог и другие

В крипте проводятся собрания рыцарского Ордена Британской империи, основанного королём Георгом в 1917 году. Такие собрания (даже фуршеты) можно заказывать в специально отведенном зале. В большинстве случаев — застолья поминальные.

Часы и колокола

Собор Святого Павла, Лондон

Часы разработаны и установлены компанией Smith of Derby (1893 г.). Диаметр циферблата — 5,3 м.
Башня с часами используется как колокольня. Первые колокола отлиты в 1717 г., вес самых массивных — 600 кг и 1500 кг. Они отбивают четверти часа. Противоположная башня-близнец вмещает 12 колоколов меньшего размера. Используются малые колокола для перезвона.

Но самый большой колокол (отлит в 1881 г.) весит 16,5 т, имя его — Большой Павел (он самый большой на Британских островах). Задача гиганта — отбивать первый час по полудню.

«Собрат Павла» Большой Том — чуть поменьше, в него бьют каждый час. Он же звучит в заупокойные молебны по членам королевской семьи или по ушедшему из жизни епископу. В большой Том били в день кончины президента США Джеймса Гарфилда. В 2002-м он оплакивал королеву-мать Елизавету. Последней воздвигнут памятник-колосс у Западного фасада.

Где находится и как добраться

Собор находится в полу километре от моста Блэкфрайарс. Нужно выйти на остановке электропоезда Сити-Тамеслинк магистрали Сити-енд-Каунти и пройти по Fleet Street на восток. От станции метро Сент-Полз — всего сто метров в сторону Темзы. Адрес: St Paul’s Churchyard, EC4.

К собору везут автобусы №№ 4, 11, 15, 23, 25, 26, 100 и 242. Экскурсии в Кафедральном Соборе св. Павла проводятся в перерывах между богослужениями с периодичностью в один час — с 11:00 до 14:00. С русскоязычным гидом такая экскурсия стоит 18 фунтов.

Собор Святого Павла на карте

Close

GuruTurizma

Путеводители по странам, маршруты по городам и советы туристам

©2014-2022 Использование информации с сайта возможно только при размещении прямой гиперссылки на GuruTurizma.ru. Фото и видеоматериалы, размещенные на сайте, являются собственностью их авторов и используются исключительно в информационных целях.
Close