В I веке до нашей эры вышедшие в отставку римские легионеры основали поселение и назвали его «Флоренция», что в переводе означает: «Цветущая». Через 5 столетий населенный пункт превратился в город купцов и ремесленников, которому оказалась уготована удивительная судьба. Флорентийскую республику неоднократно завоевывали, эпидемии чумы почти полностью уничтожали ее население, боевые действия, природные катастрофы разрушали здания и памятники, но та возрождалась из руин. Город стал родиной выдающихся художников, скульпторов, поэтов, писателей, ученых, мыслителей, политиков эпохи Ренессанса. Он притягивал и знаменитых деятелей русской культуры: Герцена, Достоевского, Чайковского, Толстого, Тарковского, для кого древние памятники, средневековые дворцы, старинные храмы становились источниками вдохновения. Достопримечательности Флоренции были и остаются визитными карточками Италии. Город на протяжении столетий сохраняет за собой статус экономического, туристического, индустриального центра, славу одной из столиц мировой моды.
Содержание
- 1 Базилика Санта-Кроче
- 2 Галерея Уффици
- 3 Колокольня Джотто
- 4 Палаццо-Веккьо
- 5 Палаццо-Питти
- 6 Мост Понте-Веккьо
- 7 Санта-Мария-дель-Фьоре
- 8 Базилика Санта-Мария-Новелла
- 9 Базилика Сан-Лоренцо
- 10 Баптистерий Сан-Джованни
- 11 Галерея Академии
- 12 Капелла Медичи
- 13 Монастырь и церковь Сан-Марко
- 14 Музей Барджелло
- 15 Дом-музей Данте Алигьери
- 16 Палаццо Медичи-Риккарди
- 17 Площадь Микеланджело
- 18 Площадь Синьории
- 19 Коридор Вазари
- 20 Сады Боболи
- 21 Библиотека Медичи Лауренциана
- 22 Музей фарфора
- 23 Музей Леонардо да Винчи
- 24 Музей Галилея
- 25 Палаццо Строцци
- 26 Достопримечательности Флоренции на карте
Базилика Санта-Кроче
Базилика находится в самом центре города на одноименной площади. Это огромное здание необыкновенной красоты. В переводе на русский язык название означает «святой крест». Вот почему она имеет форму египетского креста. Здесь покоятся многие известные люди Италии, которые жили и творили в этой стране. Храм очень больших размеров.
Внутри картины, фрески и скульптуры знаменитых мастеров. Невероятной красоты памятники Галилео Галилею, Микеланджело, Никколо Маккиавели возведены вдоль стен базилики. Снаружи расположен уютный и красивый дворик со скульптурами и растительностью. Здесь находится памятник великому Данте Алигьери. Вход в базилику платный. Доступ для туристов открывается в 9.30 утра. Цена посещения около 8 евро. В стоимость входит также визит в музей при храме. Запрещается посещать базилику с неприкрытыми руками и ногами.
Забронируйте индивидуальный трансфер от аэропорта до вашего отеля за 4 925 RUB
Если ваша одежда не соответствует правилам, здесь можно приобрести специальный платок. Фотосъемка в храме разрешается, однако, внутри темновато, что затрудняет съемку. Добраться до базилики Санта-Кроче лучше всего пешком. Улочки города слишком малы для большого количества туристов на автомобилях. Для тех, кто боится заблудиться, можно заказать автобусную экскурсию. Это обойдется около 20 евро с одного человека.
Галерея Уффици
Галерея Уффици известна во всем мире. Здесь собраны уникальные и прекрасные шедевры живописи. Картины Леонарда да Винчи, Рафаэля, Тициана возвращают нас на сотни лет назад. Во внутреннем дворе галереи возвышаются памятники-скульптуры. На первом этаже здания находятся временные выставки, на втором – основные экспозиции. Все картины прекрасно сохранились, несмотря на всю их многолетнюю историю. Потолок музея поражает своим великолепием. Он украшен старинной лепкой и фресками с изображением святых, ангелов и знаменитых людей. Чтобы попасть во внутрь без долгих очередей, лучше прийти за час до открытия. А если вы отдыхаете в разгар сезона, то и за два.
Билеты можно приобрести заранее онлайн. Если намерены стоять в живой очереди, то вход в кассы в правой части здания. Фотографировать в галерее разрешено. Для удобства посетителей в здании работает буфет. Добраться до галереи легко. Она расположена в 10 минутах ходьбы от железнодорожного вокзала.
Колокольня Джотто
Высокая башня возвышается над домами и строениями Флоренции. Ее высота достигает 85 метров. Это чуть ниже самого купола собора Санта-Мария дель Фьори, который находится по соседству. Подъем на колокольню нелегкий. Дорога занимает около 15 минут по крутой узкой лестнице из 414 ступеней. Здесь мало света и немного душно. Зато вид, который открывается с Джотто, оправдывает все ожидания и затраченные силы. Яркие крыши флорентийских домиков и зелень холмов, постепенно переходящих в горизонт.
Прямо перед глазами возникает огромный купол собора. Площадка дает возможность не только полюбоваться пейзажами вокруг, но и рассмотреть строение Санта-Мария дель Фльори. Флоренция с высоты птичьего полета – это невероятное зрелище. Однако от такой экскурсии следует отказаться людям, которые бояться высоты или имеют заболевания, затрудняющие подъем на колокольню.
Вход на смотровую площадку башни платный. Более дешевый вариант – комплексный билет. Так вы сможете посетить сразу две смотровые площадки: колокольни Джотто и собора Санта Мария дель Фьори, а также, Баптистерий, склеп Святого Реперата и исторический музей. Во время религиозных праздников доступ в башню закрыт.
Палаццо-Веккьо
Палаццо Веккьо было зданием правления несколько тысячелетий назад. Сейчас это здание ратуши, которое является главной достопримечательностью площади Синьори. Итальянцы считают строение символом города. Ратуша состоит из трех ярусов, на самом верху находится зубчатая корона. Своды здания украшают 9 гербов гильдий республик. Знаменитая часовая башня Арнольфо возносится в небо над сооружением. По ее часам жители сверяют время еще с 17 века. В 15 веке башня служила тюрьмой. Здесь находились под стражей неугодные королевской власти и зачинщики переворотов.
Внутреннее убранство дворца прекрасно. Каменные дворики, точеные статуи, расписной потолок и невероятные колонны. Вся эта роскошь дополняется зеленью и приглушенным светом. На стенах внутреннего дворика можно рассмотреть виды старых городов Австро-Венгрии. Скульптурный ансамбль Гений, который создал Микеланджело является украшением Зала Пятисот. Потолок Зала Лилий покрыт невероятной красоты лепниной с изображением пчелиных сот и цветов.
Палаццо Веккьо тоже находится в центре, поэтому найти его не составит проблем. Туристов он принимает с 9 до 19 часов каждый день кроме субботы. В четверг Палаццо работает до 14 часов.
Палаццо-Питти
Палаццо Питти один из красивейших дворцов города. Ранее здесь обитали королевские династии. Сегодня – это музеи и галереи искусств, в которых хранятся скульптуры, драгоценные изделия и полотна знаменитых художников. Площадь перед Палаццо уже привлекает туристов своими интересными скульптурами в виде огромных лиц. Само сооружение выполнено в форме куба, а в центре расположен прекрасный круглый фонтан с маленькими амурами. Второй этаж здания занимает галерея, богатая своим убранством.
Она состоит из нескольких залов: Венеры, Юпитера, Аполлона, Марса и Сатурна. В Палаццо Питти можно посетить Галерею современного искусства, Музей серебра и Музей карет. Фотографировать в залах дворца строго запрещено. Однако шикарные виды из окон на город и сады снимать никто не запрещает. Если прийти к кассам Палаццо Питти рано утром, то можно спокойно попасть на экскурсию, не выстаивая длинную очередь. Активность туристов здесь увеличивается после 12 часов дня.
Добраться до дворца можно на автобусе № 11 или 36 до остановки San Felice.
Мост Понте-Веккьо
Палаццо Питти, Галерею Уффици и Палаццо Веккьо соединены между собой 750 метровым коридором, проходящим через мост Понте Веккьо. Вход в строение закрыт, а ключ от него хранит Роберто Заниери. Строение еще называют «Золотой мост» из-за большого количества ювелирных магазинов, находящихся на нем ранее. Мост проходит через самое узкое место реки Арно. Это очень живописное и романтическое место города. Понте Веккьо – самый старый мост в городе. Его внешний вид менялся на протяжении многих лет. Деревянные сооружения и мясные лавки сменились ювелирными магазинами.
Сейчас здесь находятся современные бутики и торговые ларьки. Однако дух старины царит на Понте Веккьо до сих пор. Этом мост единственный, который уцелел после войны. Все остальные пути через реки были взорваны. Страшное наводнение, которое разорило все ювелирные магазины и затопило дома, находящиеся на мосту, Понте Веккьо тоже выдержал. Главный мост всегда заполнен туристами, поэтому сделать фотографии красот очень затруднительно. Но полюбоваться ими возможно.
Со смотровых площадок открывается прекрасный вид на реку и город. По вечерам здесь любят собираться уличные музыканты. Жители называют мост «трагедией для мужчин». Огромное количество ювелирных магазинов заставляет уходить туристов с покупками для жен. Здесь можно найти уникальные изделия из стекла, камня, дерева и металла. Мост открыт для бесплатного посещения туристами. Находится он в центре, рядом с Палаццо Питти и Галереей Уффици.
Санта-Мария-дель-Фьоре
Кафедральный собор с самым большим в мире куполом называют сердцем города. Ещё одна очень популярная достопримечательность города. Он расположен на главной площади города – Дуомо. Его название переводится, как «цветок святой Марии». Второе название собора одноименное имени площади – Дуомо. Сооружение невероятных размеров, имеющее форму латинского креста. Собор поражает своим величием и роскошью. В его отделке сочетаются 3 оттенка мрамора: белый, розовый и зеленый.
Фасад Санта-Мария-дель-Фьоре украшает статуя Девы Марии с младенцем на руках и цветком лилии. С двух сторон от скульптуры находятся статуи 12 апостолов. Огромный купол собора выполнен из красного кирпича. Его видно издалека, так что туристы достаточно быстро находят достопримечательность. Вес купола составляет 37 тысяч тонн. Внутри Санта-Мария-дель-Фьоре не менее интересный. В его архитектуре сочетается строгость и величие одновременно.
Фрески, скульптуры и картины из стекла скромные, но не менее красивые. Купол возле алтаря расписан сюжетами из Библии. Жители говорят, что убранство собора не должно отвлекать людей от разговора с Богом. Поэтому внутри Дуомо скромно отделан. Наверху, со смотровой площадки можно увидеть всю Флоренцию, доступную взору. Шикарный вид на город отвлекает лишь Колокольня Джотто. Здесь ее можно рассмотреть вблизи. Это всегда многолюдное место.
Очереди в собор всегда большие. Однако экскурсии пропускают без очереди. Работает Санта-Мария-дель-Фьоре с 10 до 17 в понедельник, вторник, среду и пятницу. Вход в Дуомо бесплатный, платный только подъем к куполу. Он стоит 6 евро, как и посещение музея. Комплексный билет на подъем к куполу, музей, кладбище и раскопки Санта Репарата стоит 8 евро. Каждый день в определенные часы проводят бесплатные экскурсии. Часы нужно уточнять на месте.
Базилика Санта-Мария-Новелла
Такое название носит церковь, которая находится рядом с железнодорожным вокзалом на одноименной площади. Если вы прибыли на поезде и далее идете пешком, то храм – это первое, что бросится в глаза. Санта-Мария-Новелла была построена для семьи Ручеллаи, поэтому их герб красуется на церкви. Храм собрал большое количество великолепных творений. В нем можно увидеть гробницу епископа Фьезоле, памятник блаженной Виллане, бюст Святого Антонина.
Внутри сооружение очень красивое, украшенное колонами и арками. Не роскошное, но интересное и уютное. Красивый потолок храма обрамлен мрамором. На стенах можно увидеть большие картины. Деревянные скамейки, несколько статуй Иисуса Христа и Девы Марии.Церковь широко известна туристам из-за своих чудных скульптур, витражей и фресок. Каждая из которых несет свое значение и свой смысл. Алтарь в Санта-Мария-Новелла считается одним из самых красивых в городе. Капеллы храма украшены фресками работы знаменитых итальянских мастеров.
Особое место занимает внутренний дворик церкви. Он очень красивый и уютный. Он находится посередине между городской суетой и церковной жизнью.Дворик окружен зеленью, колоннами и галереями. Его стены украшены картинами с библейскими сюжетами и шикарными фресками. Рядом с храмом расположена знаменитая старинная аптека. Она не является его частью, однако находится на территории Санта-Мария-Новелла.
Найти церковь не составит труда.
Базилика Сан-Лоренцо
Первые упоминания о церкви были еще в 393 году нашей эры. Базилика строилась и претерпевала изменения многие века. Пока в 1520 году архитектором храма не стал великий Микеланджело Буонарроти. Церковь служит местом захоронения членов знатных флорентийских семей. Микеланджело сделал в то время невиданное. Он поместил усыпальницы не в центре, как делали все, а по всему периметру, вдоль стен. Фасад базилики известный мастер так и не закончил.
Он не смог найти общего языка с папой Львом Х Медичи, который заказал Микеланджело работу. Базилика Сан-Лоренцо в отличие от других храмов, не особо привлекает взор снаружи. Однако, попадая во внутрь, из нее не хочется выходить еще долгое время. Высокие колонны ровным строем тянуться к алтарю. Прекрасный рисунок на полу – это само собой произведение искусства больших мастеров своего дела. Здание Старой Сакристии базилики украшено старинными фресками и барельефами. Автором многих работ в ней является Донателло. В Новой Сакристии расположены саркофаги герцогов Медичи.
Скульптуры в ней выполнял Микеланджело. Второй по размерам купол Флоренции венчает церковь Сан-Лоренцо. Он находится в Капелле принцев. Купол украшен потрясающими фресками со сценами из библии и изображением гербов.
Здесь же расположена и библиотека. В ней хранятся старинные издания книг и рукописи. Находится базилика на площади Святого Лаврентия.
Баптистерий Сан-Джованни
Баптистерий входит в состав комплекса собора Санта-Мария-дель-Фльоре. Это старинное место для крещения. Здесь приняли христианство многие знатные люди, в том числе из рода Медичи. Купель самое старое из всех сооружений на площади Дуомо. Баптистерий внушительных размеров. Все потому, что люди, принимавшие христианство, в то время, были уже взрослыми. Здание имеет восемь углов и увенчано куполом. Каждый угол символизирует день недели. Крестильня имеет несколько дверей, чтобы облегчить поток народа в столь небольшом сооружении во время религиозных праздников.
Внутри баптистерий расписан красивейшими сценами с изображением святых. Барельефы, которые украшают ворота сооружения, сделаны известными мастерами. Самое роскошное творение Сан-Джованни называется «Врата Рая». Восточные ворота баптистерия украшены 10 барельефами. На каждом из них изображены истории из Библии. Место возле купели довольно многолюдное.
Это объясняется расположением рядом других достопримечательностей. В разгар сезона здесь очень много туристов. Баптистерий расположен на площади Дуомо, возле собора Санта-Мария-дель-Фльора. Найдете Вы его легко, ориентируясь на огромный купол церкви и колокольню Джотто.
Галерея Академии
Галерея Академии известна не только в Италии, а и за ее пределами. Это широко известный музей с давней историей и многочисленными экспонатами. Академию называют авторитетным учебным заведением. А собрание Галереи признано одним из самых ценных во всем мире. Здесь собраны работы таких мастеров, как Микеланджело Буонарроти, Джамболоньи, Андреа Орканья, Фра Бартоломео. Сюда в 1873 году была перенесена огромная статуя Давида, выполненная из мрамора. Она много лет стояла на площади перед Палаццо Веккьо, и страдала от погоды и вандализма.
Пока в Галереи не выстроили зал специально для скульптуры. Позднее в музей были перемещены еще 6 творений Микеланджело. Картины 14 века были собраны по многим церквям города. Коллекция живописи в готическом стиле, гипсовые модели, готические алтарные образа, — все это Вы сможете увидеть в Галереи Академии. Добраться до музея нетрудно.
Галерея находится рядом с собором Санта-Мария-дель-Фльоре, в центральной части города. Туда ходят автобусы № 6, 14, 19, 31.
Капелла Медичи
Часовня Медичи расположена при церкви Сан-Лоренцо на одноименной площади. Архитектором проекта был великий Микеланджело Буонарроти. Капеллу называют одним из его лучших творений. Это здание небольшое по своим размерам, вытянутое вверх. Здесь все несет в себе тематику смерти. В этом месте покоятся усопшие. Внутри часовни можно увидеть знаменитую статую «Мадонна с младенцем». Скульптуры, выполненные Микеланджело в капелле, сделали его известным на весь мир. Фигуры Суток: «Утро», «День», «Вечер» и «Ночь». Они наполнены силой и трагедией.
Скульптуры производят неимоверное впечатление на посетителей. Доехать до Капеллы можно на автобусе № 1С до остановки «Сан-Лоренцо». Закрыта часовня по крупным религиозным праздникам, а также каждый нечетный понедельник месяца и каждое четное воскресенье.
Монастырь и церковь Сан-Марко
Принято считать, что монастырь основан в XIII веке, однако на его месте и ранее были христианские культовые сооружения. Спустя столетия церковь, жилые здания, хозяйственные постройки оказались (при странных обстоятельствах) собственностью известного олигархического семейства Медичи, чей представитель передал сооружения монахам-доминиканцам. В этой истории не обошлось без скандала.
Богатейшие флорентийские семьи владели участками храма и на протяжении веков вкладывали средства в ремонт «закрепленных за ними» капелл. Медичи пожертвовали на реконструкцию церкви, соседних с ней зданий баснословные суммы. Представители династии контролировали все реставрационные работы, и в результате монастырские сооружения были украшены только символами данного рода.
В настоящее время архитектурный комплекс является музеем. Сан-Марко известен как собрание уникальных рукописных, печатных книг (многие из которых принадлежали роду Медичи). В его библиотеке хранятся сочинения античных философов, монастырские уставы, труды Фомы Аквинского и Августина Блаженного. В музее находятся работы выдающихся мастеров эпохи Возрождения, в его залах можно увидеть творения причисленного к лику святых Беато Анджелико, прославившегося своими храмовыми фресками Беноццо Гоццоли, основателя известной династии художников Доменико Гирландайо.
Музей Барджелло
Национальный музей размещен в замке-дворце Барджелло. За прошедшие века сооружение успело побывать резиденцией главы администрации, зданием для собрания городского совета, казармой, тюрьмой, местом казни осужденных, управлением полиции, музеем скульптуры. Строительство Барджелло датируют серединой XIII века, первоначально замок был двухэтажным.
В XIV веке после пожара дворец отремонтировали, внесли существенные изменения в его экстерьер, достроили третий этаж. Позже сооружение неоднократно реставрировали, оборудовали в нем лифт, создали условия для посещения помещений инвалидами. В национальном музее Барджелло (название здания в переводе означает: «башня», «замок», «начальник стражи», «судья») собраны известные итальянские реликвии, созданные мастерами эпохи Возрождения, в том числе Микеланджело, Донателло, Челлини, Сангалло.
В выставочных залах размещены статуи, барельефы, памятные медали, элементы декора зданий, уничтоженных в XIX веке. Произошедшая в то время перепланировка города по своим последствиям сравнима с культурной катастрофой! Чтобы сделать улицы более широкими, удобными, власти решили снести уникальные сооружения, храмы, о чьем великолепии можно сегодня судить по экспонатам музея.
Дом-музей Данте Алигьери
Неприметное трехэтажное здание в старом флорентийском квартале притягивает туристов со всего мира. Не обошлось в истории данного строения без мистификаций и стремления горожан выдавать желанное за действительное. От настоящего дома величайшего итальянского поэта остался только фундамент. Нынешние стены здания возведены в начале XX века. Флорентинцы буквально по крупицам смогли воссоздать на втором этаже интерьер комнат, где мог жить Данте, атмосферу, которая царила в доме гения.
Вовлеченность в политические интриги не принесла ему счастья, он занимал должность приора, был изгнан из родного города, скитался по Европе, вернулся в Италию, поселился в Равенне, стал послом и умер, не успев выполнить дипломатическую миссию. Муза поэта — Беатриче — жила неподалеку от места, где расположен дом-музей Данте. Платоническая любовь мыслителя к женщине, которую он видел несколько раз в своей жизни, оказалась сильнее логики, здравого смысла, смерти, неумолимого времени.
Придуманный идеал вдохновил Данте на создание знаменитой поэмы «Божественная комедия», многочисленных сонетов, стихов. Копии прижизненных изданий произведений, посвященных Беатриче, размещены на верхнем этаже музея. Нижняя часть здания представляет собой воссозданные аптечные помещения. Дворянское происхождение, заслуги предков не означали автоматически принадлежность жителей Флорентийской республики к полноправным гражданам. Чтобы оказаться в числе вторых и обладать привилегиями, поэт вступил в гильдию аптекарей и мог стать (сложись судьба иначе) выдающимся фармацевтом.
Палаццо Медичи-Риккарди
Трехэтажный дворец внешне напоминает здание, принадлежавшее аристократической династии Строцци, но второе палаццо возведено позже. Двойное название памятника истории, архитектуры напоминает об известных родах, чьей собственностью он был: Медичи и Риккарди. Сегодня в трехъярусном здании находится публичная библиотека. В ее фондах хранятся библейские манускрипты, копии трудов античных философов, политиков и мыслителей эпохи Возрождения. Дизайн экстерьера дворца строг, аскетичен, а интерьер — поражает роскошью, продуманной гармоничной планировкой.
Визитной карточкой палаццо признана статуя работы Бандинелли, в создании которой современники мастера усматривали политический подтекст. Скульптор запечатлел миф об усмирении Орфеем пса Цербера, охраняющего вход в мир усопших. Сходство между лицом легендарного музыканта и прижизненными портретами властолюбивых представителей династии Медичи заметно даже далеким от искусства людям. Это же можно сказать о другой дворцовой реликвии — статуе Мадонны с Младенцем (автор скульптуры: монах, авантюрист, гениальный мастер Ренессанса Филиппо Липпи). Восточную часть дворца занимает небольшая семейная часовня. На ее фресках (работы известного итальянского художника Гоццоли) в изображениях святых, библейских персонажей тоже легко угадать портретное сходство с Медичи.
Площадь Микеланджело
Одна из главных городских достопримечательностей, визитных карточек Флоренции расположена на вершине холма. Причиной строительства площади стали реконструкционные работы на левом берегу реки Арно. Изначально планировалось, что она превратится в часть единого архитектурного комплекса. Была идея разместить в специальном павильоне музей, посвященный творчеству Микеланджело. Ее осуществить не удалось, и в здании сегодня находится ресторан.
К площади ведет великолепная аллея, чья общая протяженность равна 8 километрам. Бронзовая копия статуи Давида, созданной Микеланджело, установлена и открыта на площади в 1873 году. У подножия библейского персонажа помещены не менее известные скульптуры аллегорий. 4 символических фигуры олицетворяют утро, вечер, день, ночь. Это копии скульптур — оригиналы находятся в базилике Сан-Ларенцо и украшают крышки фамильных саркофагов Медичи. В наши дни часть площади занята автомобильной парковкой. Для тех, кто хочет полюбоваться городом с высоты, рядом оборудована смотровая площадка, которая является частью специальной туристической зоны.
Площадь Синьории
Площади с подобным названием есть в других итальянских городах: Падуе и Вероне. Историки утверждают: первоначально на месте флорентийской площади был античный театр, позже здесь появились 36 башен, принадлежавших могущественной династии Уберти. Представители данного рода погибли в средневековых междоусобных войнах, аналогичная судьба постигла и сооружения. Строительство дворца Сеньории, расположенного на площади, датируют XIII – XIV веками. Условно оба архитектурных, исторических памятника считают ровесниками, но разница в датах основания здания и площади достигает в 40 лет. Когда-то в этой части города бурлила политическая жизнь, во дворце и на прилегающей к нему территории проходили собрания граждан, казни заговорщиков и еретиков.
Главные достопримечательности площади — античные, средневековые скульптуры — представляют собой единый гармоничный аллегорический цикл. Часть фигур размещена на специальной лоджии: сооружении, предназначенном для публичных мероприятий (более скромные по размерам галереи в Италии выполняли роли мест прогулок, отдыха аристократов). На площади можно увидеть копии работ Донателло и Микеланджело, оригинальные статуи, созданные Бандинелли, Челлини, Джамболонья, Феди, Амманати. В путеводителях ее часто сравнивают с музеем под открытым небом, где неразрывно переплелись разные эпохи.
Коридор Вазари
Коридор, соединяющий Палаццо Питти на площади Синьории с садами Боболи, назван в честь архитектора Джорждо Вазари. Он был построен в качестве тайного хода по приказу Козимо Медичи в 1565 г. Общая протяженность галереи составила 1 км. В 19 веке в ней разместили живописные произведения в жанре автопортрета, изображающие прославленных итальянских художников Тициана, Рафаэля, Бернини и других. В настоящее время коллекция включает примерно 1000 картин 13-17 веков. Галерея закрыта для широкой публики.
Для осмотра требуется предварительная договоренность. Экскурсии проводятся с 9.30 (вт.-вс.).
Сады Боболи
Своим появлением парковая зона обязана герцогине Элеоноре Толедской — дальновидному политику, щедрому меценату, красивой женщине. По ее распоряжению в садах возвели амфитеатр, где строители установили древнеегипетский обелиск из Луксора. Артефакт когда-то украшал одну из вилл Медичи. Существуют легенды, что прежние владельцы обелиска погибали при странных обстоятельствах. Герцогиня решила перехитрить судьбу и… умерла в 40 лет от малярии. Из 11 детей Элеоноры трое дожили до зрелости. Примечательно: главная фаворитка вдовствующего герцога оказалась тезкой его жены и после 40 лет «умерла для мира» (ее насильно постригли в монахини).
Заложенный по приказу Элеоноры Толедской флорентийский парковый ансамбль стал эталоном классического ландшафтного дизайна. В наши дни сады Боболи занимают около 4,5 гектаров. Иностранным туристам и местным жителям сложно представить, что многие столетия назад на этом месте функционировали каменоломни. Террасы, фонтаны, гроты, беседки, античные скульптуры, работы мастеров эпохи Возрождения создали здесь удивительную атмосферу, где царят аристократизм, роскошь, утонченность, гармония. Версаль и другие известные европейские парки были заложены по образцу садов Боболи, чью планировку специалисты и сегодня называют совершенной.
Библиотека Медичи Лауренциана
Библиотеку собирали несколько поколений известной династии Медичи. В наше время в ее фондах хранится более 150 тысяч рукописных, печатных книг: от древнеегипетских папирусов — до европейских изданий XIV-XV веков, чьи тиражи не превышали 100-300 экземпляров. Собственники уникального собрания неоднократно менялись. Когда власть Медичи ослабевала, библиотека попадала в руки духовенства, городских властей. Сегодня она принадлежит государству. Здание, где находятся раритетные книги, открыто для публичного посещения.
Библиотека основана как личное собрание редких изданий, рукописей в 1444 году. Здание для хранения книг, манускриптов, папирусов возведено почти на 100 лет позже. Автором его проекта стал гениальный художник, архитектор, скульптор Микеланджело. Помещения библиотеки изначально рассчитаны для посещения горожанами, что отразилось на ее планировочных, интерьерных решениях.
Здание создано по канонам ренессанса и маньеризма, для его внутреннего оформления использованы приемы оптических иллюзий. Микеланджело удалось совместить роскошь и практичность, изысканный декор и простоту классических форм. Визитной карточкой библиотеки является монументальная лестница, которая внешне напоминает поток лавы.
Музей фарфора
Собрание считается частью флорентийского Музея серебра, расположенного в левой части дворца Питти. Уникальная коллекция фарфора находится с 1973 года в отдельном здании: на вилле Казино. Собрание включает в себя итальянские, австрийские, французские изделия, принадлежавшие представителям королевских, княжеских династий. Ряд экспонатов тесно связан с историей олигархического рода Медичи.
Среди выставленных реликвий можно увидеть подарки Наполеона, которые император Франции преподносил своей старшей сестре — Элизе. В собрании представлены фарфоровые сервизы, статуэтки, бюсты, аксессуары, чьими обладателями были потомки Савойской и Лотарингской династий. Музей состоит из трех сравнительно небольших помещений.
Каждый его экспонат представляет одновременно историческую и художественную ценность. Музей по ежегодному количеству посетителей входит в топ наиболее посещаемых в мире. Первый его зал является банкетным, второй — посвящен венскому фарфору, третий — саксонскому. В числе музейных реликвий есть не только произведения искусства из керамики: в банкетном зале выставлен оригинал прижизненного портрета Наполеона, созданный Франсуа Жераром — французским художником, авантюристом, политическим интриганом.
Музей Леонардо да Винчи
Многие научные открытия «универсального гения» эпохи Возрождения и сегодня остаются загадкой для ученых. Частный музей, посвященный изобретениям Леонардо да Винчи, открыт в 1993 году. Он не является единственным на территории Италии. В Венеции, Риме, Милане тоже есть музеи, где находятся вещи, технические приспособления, инструменты, механизмы, созданные по чертежам, эскизам великого мастера.
Экспозиция ориентирована на разновозрастную аудиторию, в ней представлены образцы военной техники. В главном зале музея размещены модели танка, подводной лодки, вертолета, парашюта, многоствольного артиллерийского орудия. Основная экспозиция насчитывает 40 механизмов, среди которых судно с гребными колесами, орнитоптер, «программируемый» барабан. В помещении, где расположены машины и устройства, работают экраны, демонстрирующие действие моделей.
Не менее интересная атмосфера царит в зеркальном зале: в нем среди собственных отражений посетители видят известных персонажей картин да Винчи. В помещении музейной лаборатории взрослые и дети могут поэкспериментировать, поработать с копиями чертежей мастера, попробовать изобрети свою «механическую диковинку».
Музей Галилея
Здание дворца, где расположен музей, неоднократно меняло статус и назначение. Внешне оно напоминает крепость. Маленькие окна, толстые прочные стены, аскетичный экстерьер, минимум элементов декора подчеркивают неприступность сооружения. Строительство дворца датируют XI веком. Первое собрание технических диковин в его стенах появилось спустя 500 лет. Через два столетия дворец превратился в научный центр — академию, чьи ученые внесли вклад в развитие физики, химии, медицины, математики, механики, астрономии.
История здания и размещенных в его стенах экспозиций тесно связана с двумя известными европейскими династиями: Лотарингов и Медичи. Представители этих семей одними из первых в Старом Свете начали целенаправленно коллекционировать медицинские инструменты, телескопы, глобусы, карты, редкие научные труды. Свое нынешнее название музей обрел в XXI веке, с 2010 года доступ в него открыт взрослым и детям.
Многие его экспонаты имеют историческую и художественную ценность. В выставочных залах здания можно увидеть инкрустированные драгоценными камнями медицинские инструменты, акушерские манекены, телескопы, с которыми работал Галилей. Все устройства, механизмы находятся в исправном состоянии, в том числе знаменитый артефакт: гигантская армиллярная сфера.
Палаццо Строцци
Строительство здания началось в конце XV века, его возведение и отделка длились около 50 лет. Предыстория появления палаццо такова: два олигархических семейства — Медичи и Строцци — враждовали веками, представитель второй династии (Филиппо) оказался обвинен в нарушениях закона (как утверждают многие историки: в казнокрадстве и предательстве республики), он бежал из Флоренции, чтобы не оказаться на плахе, а потом вернулся в город с триумфом и решил построить дворец.
Целью Строцци стало желание досадить знаменитым соперникам, которых тот обвинял во всех бедах. Палаццо враждебного олигархического семейства он и взял за образец для нового здания. Филиппо был одержим своей идеей: обращался к астрологам для определения времени закладки фундамента, контролировал работу автора проекта (выдающегося итальянского инженера, архитектора Джулиано да Сангалло), следил за действиями каменщиков… И умер, не дождавшись окончательного результата. Дух гордого Филиппо, как считают суеверные итальянцы, до сих пор обитает в здании.
Династия Строцци владела дворцом несколько столетий. Последний ее прямой потомок не оставил законных наследников, и здание перешло в собственность города. Позже палаццо обрело статус всемирно известной культурной площадки. В его роскошных мраморных залах проходят выставки классического и современного искусства, концерты, торжественные мероприятия VIP-уровня. Во внутреннем дворике сооружения расположены небольшие элитные сувенирные магазины, рестораны, кафе.