Церкви Рима — 20 главных святынь

Величественные исторические храмы стоят как немые свидетели вековой эволюции и культурных трансформаций Вечного города. Они не просто хранилища веры, но и великолепные архитектурные шедевры, которые завораживают своей красотой и величием. Стоит отправиться в увлекательное путешествие по Риму, чтобы рассмотреть некоторые из его наиболее известных и впечатляющих церквей.

Начните со Святого Петра в Ватикане, символа католической веры и места паломничества миллионов верующих. Обратите взоры на Пантеон, замечательное сочетание древности и совершенства римской инженерии. Загляните к Санта-Мария-Маджоре, великолепной базилике с богатой историей и великолепными художественными произведениями.

Эти церкви Рима не просто каменные здания, они живые свидетели истории и культуры, а также места, где вера переплетается с искусством. Вдохновляя миллионы путешественников и паломников со всего мира, они напоминают о величии человеческого духа и его стремлении к божественному.

Пантеон

Пантеон, Рим

На протяжении более двух тысячелетий Пантеон являлся олицетворением величия Рима. Его история тесно переплетена с Вечным городом. Первоначально построенный Агриппой между 25 и 27 годами до нашей эры, это был храм, посвященный двенадцати богам и правителю.

Существующая структура во многом является результатом обширной реконструкции Адриана между 118 и 125 годами нашей эры. Примечательно, что это единственное древнеримское здание, которое осталось неизменным на протяжении веков.

В 608 году папа Бонифаций IV поручил перенести останки многочисленных мучеников из христианских катакомб в Пантеон, официально оформив его обращение в христианство и переименовав в «Святую Марию и мучениц». Это было первое преобразование римского языческого храма в христианскую церковь.

Пантеон послужил источником вдохновения для Рафаэля, выдающегося архитектора эпохи Возрождения, который выразил желание быть похороненным здесь. Храм также стал местом последнего упокоения различных монархов, в том числе Витторио Эммануэле II, первого итальянского короля с VI века, Умберто I, ставшего жертвой убийства в 1900 году, и королевы Маргариты, супруги Умберто, скончавшейся в 1926 году.

Когда посетители входят в Пантеон в солнечный день, они могут наблюдать большой круглый луч света, танцующий на куполе и стенах. Движение солнца по небу приводит к тому, что этот свет внутри здания ведет себя по-разному каждый день в году, но одна и та же картина повторяется каждый год в один и тот же день.

Во время зимнего солнцестояния, в полдень, солнечный луч проникает в окулус, освещая самый высокий кессон. В дни весеннего и осеннего равноденствия солнечный свет освещает карниз, обозначающий нижнюю границу кессона, а во время летнего солнцестояния освещает посетителей у входа. Свет символизирует прямую связь между людьми и божествами, лишенную каких-либо религиозных посредников.

Базилика Святого Петра

Базилика Святого Петра, Рим

Крупнейший собор в мире, откуда папы распространяют учение Бога по всему миру. Здание в стиле ренессанс расположено на территории Ватикана. Оно было возведено в соответствии с древней практикой строительства над местом упокоения Святого Петра, одного из двенадцати учеников Иисуса и первого епископа Рима. Чтобы поддержать эту традицию, папы теперь находят свое последнее пристанище внутри базилики.

Была построена взамен старого здания, стоявшего там между 1506 и 1626 годами. Ее проект был работой выдающихся старых мастеров той эпохи, в том числе Донато Браманте, Микеланджело, Карло Мадерно и Джана Лоренцо Бернини.

Первоначально Браманте задумал план, который включал наложение Пантеона на Храм Мира, образуя форму греческого креста. Микеланджело изменил проект, включив в него колоссальный купол, признанный самым высоким в мире.

Строительство завершилось через 329 лет. Со временем постройка пришла в упадок, что побудило Папу Юлия II принять решение о ее сносе и строительстве нового здания. Она была возведена в традиционных стилях эпохи Возрождения и барокко и послужила источником вдохновения для церквей по всему миру.

Доступ к базилике осуществляется через площадь Святого Петра, творение Бернини. Овальный двор окружен дорической колоннадой, кульминацией которой является передняя часть базилики Святого Петра, спроектированная Карло Мадерно. Фасад украшен возвышающимся рядом коринфских колонн, увенчанных статуями.

Латеранская базилика

Сан-Джованни ин Латеранно, Рим

Находится на самой высокой ступени среди всех религиозных сооружений Рима, превосходя по статусу такие древние и бесспорно почитаемые памятники, как собор Святого Петра. В архибазилике находится трон понтифика. Некогда именно на этом месте располагалась первая христианская церковь Рима.

Позже – уже к IX веку – на Латеранском холме появился собор Святого Иоанна Крестителя, который ещё некоторое время сохранял за собой статус единственного папского храма. Настоящий рассвет наступил для Латеранской базилики, когда за её реконструкцию взялся Борромини, придавший архибазилике яркие барочные черты.

Тогда же из самого Римского форума были перевезены огромные бронзовые двери для установки у главного портала. Базилика Сан-Джованни поражает богатством фресковой живописи и мозаиками, выполненными в классическом византийском стиле. Резные потолки, украшенные лепниной колонны, скульптуры апостолов, древние религиозные артефакты из серебра и драгоценных камней – базилика оправдывает надпись над главным входом: «мать всех церквей в Риме и мире».

Санта-Мария-Маджоре

Церковь Санта-Мария-Маджоре, Рим

Крупнейшая среди восьмидесяти церквей, посвященных Марии в Риме. Построена в 432 году по приказу папы Сикста III на Эсквилинском холме, на том месте, где Папе Либерию было видение Девы Марии. 5 августа, то есть в середине лета, произошло необычное событие, когда холм покрыл снег. В память об этом каждый год в один и тот же день с потолка падают лепестки белых цветов.

Мозаики внутри, например, в нефе и арке, относятся к первоначальной постройке. Большие мраморные колонны еще старше и, вероятно, возникли из древнеримской постройки. Примечательно, что в церкви есть замечательный золотой кессонный потолок, построенный по заказу печально известного Папы Александра VI и изготовленный из первого золота, привезенного Колумбом из Америки.

Колокольня XIV века является самой высокой в Риме. Ее высота достигает 75 метров. Говорят, что под алтарем, известным, как Sacra Culla, лежат куски дерева от кроватки Иисуса. Слева от главного входа находится Святая дверь, которая, как полагают, дарует снисхождение и прощение грехов, если через все четыре святые двери Рима пройти за один день.

Здесь также находятся погребальные памятники пап Климента IX, Павла V и Николая IV. Это последнее пристанище нескольких других известных католиков, в том числе святого Иеронима и художника Джана Лоренцо Бернини. Кроме того, в базилике есть музей, где посетители могут изучить историю церкви и увидеть древние шедевры.

Базилика Святого Петра в веригах

Сан-Пьетро-ин-Винколи, Рим

Также известна как Сан-Пьетро-ин-Винколи. Изначально была посвящена как Святому Петру, так и Святому Павлу. Прозвище «Евдоксия» она получила потому, что императрица Евдокия, мать Валентиниана III, приказала построить его в 422 году в честь цепей, сковывающих Святого Петра. Базилика подверглась реконструкции в 1475 году под патронажем папы Сикста IV.

Во время юбилея Папы Пия IX в 1877 году церковь подверглась очередной реставрации и благоустройству. Готовясь к этому, в 1876 году под главным алтарем были проведены раскопки, в результате которых был обнаружен христианский саркофаг IV века. Надписи на саркофаге позволяют предположить, что в нем хранились мощи семи братьев Маккавеев, которые были замучены и похоронены в Антиохии и, вероятно, привезены в Рим папой Вигилием.

Легенда гласит, что вериги Святого Петра, которые, удерживали его в тюрьме, были подарены Папе Льву Великому как ценная реликвия. Впоследствии исключительным покровителем церкви стал святой Петр. Под главным алтарем сохранились два комплекта цепей: один комплект, предположительно, был цепями времен заключения святого Петра в Иерусалиме, а другой — времен его пребывания в соседней Мамертинской тюрьме.

Согласно легенде, эти цепи чудесным образом соединились вместе при первом воссоединении. Однако главная достопримечательность церкви находится в правом приделе, где находится могила Папы Юлия II, члена влиятельной семьи делла Ровере.

Микеланджело изначально планировал построить для базилики Святого Петра гораздо более величественную гробницу. Для этой гробницы он выполнил всего три скульптуры: статуи Рахили и Лии, символизирующие активную и созерцательную жизнь, и колоссальную статую Моисея, служившую прославлению Папы как вождя эпохи Возрождения.

Санта-Кроче-ин-Джерусалемме

Санта-Кроче-ин-Джерусалемме, Рим

Расположена в районе Эсквилино, недалеко от стен Аврелиана и амфитеатра Кастрианс. Император Константин отвечал за восстановление этого комплекса и дал ему название «Сессорий». Эта часовня позже стала центром базилики Святого Креста, первоначально известной как базилика Элениана или Сессориана.

Нынешний внешний вид сооружения относится к XVIII веку. Архитекторы Пьетро Пассалаква и Доменико Грегорини по просьбе Папы Бенедикта XIV внесли существенные изменения как в интерьер, так и в экстерьер церкви. Они создали эллиптический двор и заменили средневековый фасад современным, построенным из травертина. Новый фасад отличался продуманным визуальным эффектом, включающим смесь вогнутых и выпуклых элементов, что соответствовало преобладающей эстетике барокко.

Музей, основанный в 1999 году на территории монастыря Святого Креста, содержит коллекцию произведений искусства, имеющих важное историческое, художественное и религиозное значение, связанных с историей базилики.

В разделе «Живопись» можно найти фрески с изображением патриархов и евангелистов, украшавшие когда-то крышу главного нефа и его триумфальную арку в XII веке. Эти фрески были обнаружены во время реставрации 1913 года и аккуратно удалены, чтобы обеспечить их сохранность.

Второй раздел посвящен «священным объектам», среди которых особого внимания заслуживает «Гробница Григория Великого». В нем хранятся различные артефакты, среди которых самым выдающимся является изображение Пьеты, датируемое VI-VII веками нашей эры.

На территории амфитеатра Кастрианс был разбит Цистерцианский сад, который на протяжении веков был связан с базиликой и ее монастырем. В 2004 году сад был перестроен по проекту архитектора Паоло Пейроне при поддержке ассоциации «Друзья Святого Креста в Иерусалиме». Эллиптическое пространство разделено двумя пересекающимися дорожками, покрытыми павильонами, которые сходятся у центрального фонтана.

Сан-Луиджи-дей-Франчези

Сан-Луиджи-дей-Франчези, Рим

Представляет собой Римско-католическую церковь, посвященную Деве Марии, святому Дени Ареопагиту и святому Людовику IX, королю Франции. Первоначально она была построена как место поклонения местной французской общины под патронажем кардинала Джулио ди Джулиано Медичи.

Спроектировал церковь известный итальянский архитектор и скульптор Джакомо делла Порта, принимавший участие в нескольких значительных архитектурных проектах Рима, в том числе в строительстве базилики Святого Петра.

Хотя Папа Сикст IV разрешил французской общине построить эту церковь еще в 1478 году, фактическое строительство между Пантеоном и площадью Навона началось только в 1518 году. Церковь названа в честь Святого Людовика как дань уважения французскому королю. На строительство ушло более 70 лет, а фрески внутри были добавлены гораздо позже.

Одной из первых достопримечательностей для посетителей является фасад здания. Джакомо делла Порта создал его как декоративное сооружение, отдельное от главного церковного здания.

Фасад, выполненный из травертинового мрамора, украшен резьбой и статуями художников Николо Пеппи и Жан де Шеневьер. Эти статуи изображают французских святых и исторических деятелей, в том числе Карла Великого, Святого Людовика, франкскую королеву Святую Клотильду и святую Жанну Валуа, дочь Людовика XI. У подножия статуй вырезаны изображения саламандр, символизирующих короля Франции Франсуа I и непоколебимую веру. В верхней части фасада изображен герб семьи Валуа.

Помимо оригинального фасада, здесь есть десять часовен, в которых представлены работы известных художников, в том числе знаменитого художника Караваджо. Прежде чем уйти, найдите минутку, чтобы оценить выцветшие фрески Святой Цецилии XVII века работы Доменикино во второй часовне справа. Святая Цецилия также изображена в алтарном образе работы Гвидо Рени, представляющем собой репродукцию оригинальной работы Рафаэля.

Базилика Святой Марии над Минервой

Санта-Мария-сопра-Минерва, Рим

На территории, занимаемой сейчас базиликой Святой Марии Минервы и бывшим монастырем, находились три храма, посвященные Минерве, Исиде и Серапису. Эта доминиканская церковь стала одной из самых значительных церквей города в начале XIV века, в ней проживало более пятидесяти братьев.

Между 1797 и 1814 годами, во время французской оккупации Рима, был перепрофилирован под пехотную казарму, что привело к значительному ущербу. В 1810 году произошли изменения, вынудившие братьев покинуть свой монастырь. Вернуться они смогли только в 1825 году.

Она является единственным примером средневековой готической церкви в городе, состоящей из трех нефов с крестовыми сводами, поддерживаемыми пилястрами. Яркий синий свод, украшенный золотыми звездами, открывает посетителям захватывающий вид, напоминающий то, как могла бы выглядеть Сикстинская капелла до украшений Микеланджело.

Несколько часовен с хорошо сохранившимся дизайном в стиле барокко расположены вдоль боковых нефов, исторически они были связаны с благородными семьями Капраника, Альдобрандини и Грациоли. Эти часовни — сокровищницы искусства, а всю базилику можно рассматривать как художественную галерею.

Такое богатство объясняется вкладом многих исключительно талантливых художников, в том числе Лоренцо Бернини, Микеланджело Буонарроти, Филиппино Липпи, Антониаццо Романо, Мадерно, древних Бароччи и Мелоццо да Форли.

Посетители также могут оценить два больших органа, расположенных над двумя трансептами на помостах для певцов. Оригинальные инструменты, почти идентичные и датированные 1628 годом, были изготовлены органным мастером Эннио Бонифази, но сохранились только их фасады.

Санта-Мария-дель-Пополо

Санта Мария дель Пополо, Рим

Довольно большое здание, оформленное в серых и голубых тонах, мало кого заставляет задержать на себе взгляд, вот только за такой ничем непримечательной оболочкой скрываются самые настоящие сокровища. По преданиям, некогда на этом месте находилась могила Нерона, над которой постепенно вырос тополь, быстро облюбованный воронами.

Это место и так считалось проклятым, а появление костистого дерева и чёрных птиц сделало картинку ещё менее привлекательной. Всё изменилось в конце одиннадцатого века, когда Папе приснился сон. Дева Мария повелела уничтожить тополь и создать на его месте храм. Сначала появилась часовня, а затем и сама базилика.

Об интерьере можно говорить часами – многие гении своей эпохи оставили здесь свои шедевры. Так, в разное время над оформлением капелл работали Джованни Бернини, который придал зданию барочный облик, Рафаэль Санти, украсивший купол масштабной и в плане размаха, и в плане замысла, мозаикой «Сотворение мира», Караваджо, итальянский мастер, подаривший этому месту целых две свои картины, и Пинтуриккьо, хотя работы последнего туристы не смогут увидеть. Капелла, которую он оформлял, сильно пострадала и была реконструирована уже Бернини.

Базилика Святого Климента

Церковь Сан-Клементе, Рим
Фото: basilicasanclemente.com

К востоку от Колизея находится небольшая церковь, вот только под невысокими сводами кроется настоящий кладезь христианских святынь, начиная со времён императора Нерона. Как ни странно, но в этой базилике можно поклониться даже православным святым, в частности мощам Кирилла, создавшего славянскую азбуку.

Гробница Святого Климента – одна из важнейших составляющих базилики – находится на нижнем уровне. Местные мозаики представляют собой интерес. Говоря современным языком, они напоминают скорее комиксы, к тому же многие надписи выполнены в далёком от высокого стиле. Это позволяет лингвистам говорить о существовании раннего итальянского языка.

Под относительно новыми помещениями периода Средневековья в XX веке были обнаружены руины раннехристианского храма. Особый интерес представляет храм Митры, который относят к третьему веку. Сейчас от него сохранился грот, в котором под сводчатым потолком стоят скамьи и алтарь из камня. Но и на этом археологи не остановились – под гротом оказались остатки гражданских помещений, уничтоженных во времена Нерона.

Санта-Мария-ин-Космедин

Санта-Мария-ин-Космедин, Рим

Имеет лаконичное, строгое оформление, располагается на левом берегу Тибра. Вплоть до IV века на этом месте находился Бычий форум, а ещё ранее – античный храм, выстроенный в честь Геркулеса.

Первое здание служило гражданским нуждам – оно выступало в качестве пункта раздачи пищи неимущим, но постепенно все благотворительные фонды были сосредоточены в руках Папского престола, сам же комплекс к седьмому веку стал собственностью греческой общины, которая бежала в Рим, когда пала Византия.

Даже в названии церкви чувствуется отголосок тех времён: «kosmidion» – от греческого «прекрасный». Подобная характеристика не была случайной – внутреннее убранство храма и правда поражает. Полы работы Космати, аутентичный готический алтарь из красного гранита, пасхальный канделябр, сохранившийся с тринадцатого века, фрагменты мозаики Крещения Господня (остальные части хранятся в соборе Святого Петра и в галерее Уффици в солнечной Флоренции) – всё это можно увидеть в капеллах.

Колокольня же – одна из самых высоких в городе – выполнена крайне ажурно и украшена разноцветной майоликой. Несколько необычным символом церкви являются «Уста истины» – мраморная плита, достигающая почти двух метров в диаметре. Точное применение этого отголоска Античности всё ещё не вполне понятно, но маска Тритона, его украшающая, однозначно вызывает интерес туристов.

Hotel Forum
С террасы открывается уникальный вид на Вечный город
8,4
Хорошона основании 1 095 отзывов
Забронировано сегодня 7 раз
Показать цены
Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543
The Inn at the Roman Forum
Находится в центре исторического района
9,1
Хорошона основании 107 отзывов
Забронировано сегодня 3 раза
Показать цены
Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543
Palazzo Montemartini Rome
Ресторан и спа-центр площадью 600 кв. метров
8,1
Хорошона основании 1 195 отзывов
Забронировано сегодня 3 раза
Показать цены
Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543

Санта-Мария-ин-Трастевере

Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим

Расположена в тихом уголке центральной площади Трастевере. В своем первоначальном состоянии она относится к началу III века, но в XII веке здание претерпело значительные улучшения, включая добавление романской колокольни и великолепного фасада. Портик, созданный Карло Фонтана в 1702 году, появился позже.

Внутри выдающейся особенностью является мозаика XII века. Туристы могут увидеть и шесть мозаик Пьетро Каваллини XIII века, иллюстрирующих жизнь Пресвятой Богородицы, предположительно созданных около 1291 года. Также привлекает внимание картина под названием «Мадонна делла Клеменца», автор которой остается неизвестным.

Ученые предполагают, что эта панель, возможно, была изготовлена между VI и VIII веками, что делает ее одной из старейших существующих в мире икон Марии. Церковь украшена 24 древнеримскими колоннами, некоторые из которых были взяты из Терм Каракаллы, и имеет деревянный потолок XVII века.

Базилика Святой Сабины на Авентинском холме

Церковь Санта-Сабина, Рим
Фото: op.org/the-basilica-of-santa-sabina

Отличается тем, что сохранила свой первоначальный прямоугольный дизайн и архитектурный стиль, что дает представление о внешнем виде церквей той эпохи, включая оригинальную базилику Святого Петра.

Внешний вид, характеризующийся большими окнами из селенита, а не из стекла, очень напоминает постройку V века. Она была построена Петром Иллирийским, далматинским священником, на месте, где когда-то жила Сабина, римская матрона, ставшая святой, рядом с древним храмом, посвященным Юноне. Примечательно, что при строительстве были перепрофилированы 24 колонны этого храма.

Первоначальный вход имел дверь из кипарисового дерева, которая остается единственным памятником такого рода в Риме. Как и 24 колонны в коринфском стиле, обрамляющие внутренний неф, эта дверь, вероятно, произошла из языческого храма Юноны. Деревянные панели на двери изображают сцены из Библии, в том числе одно из самых ранних изображений Распятия.

Напротив двери в стене есть отверстие, через которое можно увидеть монастырь и апельсиновое дерево. Оно, согласно доминиканской традиции, изначально было посажено святым Домиником, основателем Доминиканского ордена, штаб-квартира которого находилась в Санта-Сабине.

Справа от красивого деревянного портала находится небольшая колонна, обозначающая место, где по легенде святой Доминик проводил ночи в молитве. Над ней покоится черный базальтовый камень, вероятно, остаток древнеримской весовой гири. Легенда гласит, что этот камень был брошен в Святого Доминика дьяволом.

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, Рим

Самая большая в Риме после собора Святого Петра и третья по величине в мире — это огромная базилика, расположенная на том месте, где был похоронен Святой Павел после его казни в 67 году нашей эры. Церковь, построенная по заказу Константина в IV веке, серьезно пострадала от пожара 1823 года, и большая часть того, что посетители видят сегодня, представляет собой реконструкцию XIX века.

Новая постройка имеет величественный внешний вид, привлекающий большие толпы паломников, которые кажутся маленькими в огромном интерьере. Несмотря на обширную реставрацию, сохранилось множество ценных артефактов. Среди них триумфальная арка V века, тщательно сохранившаяся мозаика и готическая мраморная скиния, расположенная над главным алтарем.

Это замечательное произведение было спроектировано в 1285 году Арнольфо ди Камбио, возможно, в сотрудничестве с Пьетро Каваллини. Рядом с алтарем справа стоит замысловатый романский пасхальный подсвечник XII века, творение Николо ди Анджело и Пьетро Вассаллетто, на котором изображены жуткие существа с головами животных.

Стоит обратить внимание на портреты Пап под окнами нефа. На этих портретах изображены все Папы Римские начиная со времен Святого Петра, и существует легенда, предсказывающая конец света, когда не останется места для следующего портрета. Интересно отметить, что после Папы Франциска вакантными остаются только шесть мест.

Сант-Андреа-аль-Квиринале

Сант-Андреа-аль-Квиринале, Рим
Фото: prolocoroma.it/chiesa-santandrea-quirinale

Упоминания о ней можно найти еще в рукописях XII века, в них есть записи о церкви, известной как Сант-Андреа-де-Кабальо, хотя только в XVI веке имя Святого Андрея стало ассоциироваться с Квириналом.

В 1565 году иезуиты обосновались на Квиринальском холме после получения щедрого пожертвования от епископа Тиволи. Это пожертвование включало и приходскую церковь Сант-Андреа и нескольких близлежащих домов.

Новое здание храма, посвященного Сант-Андреа и Сан-Франческо Ксаверио, было спроектировано Бернини и построено между 1658 и 1678 годами. Оно имеет эллиптическую планировку. Интерьер украшен полихромным мрамором и картинами, созданными такими известными художниками, как Людовико Антонио Давид, Джачинто Бранди, Карло Маратта, Людовико Маццанти, Джованни Одацци, Джованни Гаулли (известный как Бачиччо) и бургундский художник Гульельмо Кортезе.

Финансирование строительства предоставил принц Памфили, чей фамильный герб можно увидеть над фронтоном фасада. На вершине антаблемента фасада две рыбы окружают раковину с именем Иисуса, символы, которые также можно найти внутри церкви.

Еще одним важным элементом является венок из розовых цветов, символизирующий мученичество, который сопровождает герб семьи Памфили. Этот символизм далее поясняется в центральной картине, расположенной за алтарем, изображающей мученическую кончину апостола Андрея через распятие.

Яркой особенностью церкви Сан-Андреа является ее новаторский архитектурный дизайн с великолепным куполом и фонарем, создающим множество источников света. В зависимости от времени суток такая конструкция создает ослепительные световые эффекты.

Базилика Святой Пракседы

Церковь Святой Пракседы, Рим

Построена в IX веке и посвящена святой Пракседе. Известна своими потрясающими оригинальными византийскими мозаиками. Святая Пракседа была раннехристианской героиней, которая укрывала христиан, спасавшихся от гонений, и хоронила в колодце тех, кого не смогла спасти. Сегодня мраморный диск в нефе отмечает местонахождение этого колодца.

Считается, что это первая церковь в Риме после Санта-Сабины, и хотя первоначально думали, что она построена по образцу древнего Сан-Пьетро в Ватикано, ее планировка на самом деле соответствует типичному дизайну римских церквей позднего классического периода и средневековья.

Здание представляет собой классическую базилику с центральным нефом, боковыми нефами, трансептом и полукруглой апсидой. По обе стороны боковых нефов находятся внешние часовни различной формы и размера: пять справа и четыре слева. В дальнем конце трансепта находится дополнительная часовня, а в соответствующем левом конце стоит колокольня.

Построенная в основном из красного кирпича, базилика имеет скатную черепичную крышу над нефом, но крыша трансепта уникальна: к апсиде ведет только один скат. С улицы она остается скрытой от глаз, и видны только простые, неукрашенные стены правых часовен на западной стороне Виа Санта-Прасседе. На этих стенах выделяются интересные формы окон.

Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура

Сан-Лоренцо-фуори-Мура, Рим
Фото: Livioandronico2013, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=39830466

Посвящена святому Лаврентию, испанскому диакону, замученному во время правления императора Валериана, имеет долгую историю. В IV веке Константин построил гробницу и решил в память о святом воздвигнуть неподалеку кладбищенскую базилику. К сожалению, базилика Константина была разрушена между IX и XII веками.

В 1216 году Гонорий III инициировал значительную реконструкцию базилики. Он снес апсиду и построил на ее месте новую церковь. Во время Второй мировой войны ее здание было единственной церковью в окрестностях, которая серьезно пострадала от бомбардировок союзников.

В 1949 году фасадную и южную стену реконструировали, восстановив внешний вид. Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура отличается наличием двух смежных, хотя и не идеально выровненных построек: Пелагианской базилики, построенной в VI веке и переоборудованной в алтарь, и Базилики Горория XIII века, которая представляет собой основную часть здания.

Интерьер сохранил дизайн XIII века, но без трансепта. Три нефа разделены 22 разнообразными ионическими мраморными колоннами, возможно, происходящими из базилики Константина. Внутри алтаря можно увидеть древнюю Триумфальную арку, которая раньше была входом. Исключительная мозаика VI века изображает Христа, сидящего на земном шаре, в сопровождении Петра, Павла, Стефана, Лаврентия, Ипполита и Папы Пелагия II.

На восточной стороне находится епископское кресло 1254 года, украшенное мозаикой и полихромным мрамором. В левом нефе часовни в стиле барокко, посвященной святому Кириаку, находятся гробницы, спроектированные Пьетро да Кортона.

Мавзолей Констанции

Церковь Санта Констанца, Рим
Фото: Par Lalupa — Travail personnel, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=10985345

Считается, что около 330 г. н.э. император Константин приказал построить величественную погребальную базилику к югу от церкви, расположенной на территории нынешнего кладбища. Эта базилика представляла собой огромное здание длиной 99 метров и шириной 34 метра, спроектированное в форме древнеримского цирка, технически называемое «круглым» планом.

Мавзолей Святой Констанции, дочери императора Константина был построен в 340 году нашей эры. Это часть грандиозного комплекса сооружений, включающего в себя остатки древней Константиновской базилики, посвященной Святой Агнессе, девушке-христианке, замученной на бывшем стадионе Домициана, который сегодня является площадью Пьяцца Навона.

Кроме того, он включает в себя базилику XVIII века, которая существует до сих пор и также посвящена Святой Агнессе. Предполагалось, что останки Констанции и ее сестры Елены будут захоронены в мавзолее. В ее сегодняшнем виде церковь состоит из внешней лоджии, за которой следует неф с двенадцатью проходами, а также святилище, состоящее из семи пролетов, с амбулаторией нижнего уровня.

За исключением лоджии, имеющей собственную нижнюю крышу, крыша церкви простирается одним непрерывным отрезком от входа до дальнего конца с небольшим изгибом посередине. Эта крыша, возможно, одна из самых длинных черепичных крыш среди римских церквей.

Примечательно, что нет трансепта или каких-либо внешних приделов, примыкающих к нему, за исключением часовни XIX века, построенной в углу ризницы. Оригинальный саркофаг Констанции из красного порфира в настоящее время выставлен в музеях Ватикана, в частности, в музее Пио Клементино, а саркофаг в мавзолее представляет собой всего лишь копию.

Несмотря на многочисленные повреждения на протяжении веков, в мавзолее до сих пор сохранились одни из старейших мозаик Рима с геометрическими узорами и христологическими аллегориями, такими как сцены сбора винограда и побеги виноградной лозы, символизирующие слова Христа: «Я — вино, а вы — ветки».

Санта-Мария-ин-Монтесанто

Санта-Мария-ин-Монтесанто, Рим

Название происходит от ордена монахов-кармелитов, зародившегося в Монтесанто, небольшом сицилийском городке. Строительство началось в 1662 году под патронажем Папы Александра VII и при финансовой поддержке кардинала Джироламо Гастальди, который был похоронен в церкви. Архитектор Карло Фонтана руководил строительством под руководством Бернини. В знак уважения к кардиналу его герб можно увидеть на здании.

Санта-Мария-ин-Монтесанто также известна как «Церковь художников» и в 1950-х годах стала местом проведения мессы, посвященной художникам, инициированной монсеньором Эннио Франсиа. Эта особая месса, которая проходит в полдень начиная с последнего воскресенья октября по 29 июня, всегда включает музыкальное сопровождение, причем чтецом обычно является актер.

В ризнице часто проводятся выставки и художественные показы, вдохновленные религиозными и священными темами. Основываясь на этой традиции, здесь проводятся обряды погребения популярных артистов и представителей индустрии развлечений.

Сан-Карло-аль-Корсо

Сан-Карло-аль-Корсо, Рим

Находится на знаменитой улице Виа дель Корсо. Это колоссальное здание отдает дань уважения двум святым, тесно связанным с Миланом и Ломбардией: Амвросию (ок. 340–397) и Карло Борромео (1538–1584). Посвящение этим святым отражено на фасаде. Фасад Сан-Карло, законченный в 1684 году, ознаменовал завершение строительных работ, он величественный и внушительный. Художником, создавшим его, был Джачинто Бранди.

Поразительный купол, созданный Пьетро да Кортона, был завершен в 1668 году. Этот купол хорошо виден из разных точек города, например, с Испанской лестницы. С Алтаря мира Августа вдоль реки Тибр открывается панорамный вид не только на купол, но и на хор и амбулаторию церкви.

Выдающимся творением является огромный алтарь в апсиде, созданный Карло Мараттой между 1685 и 1690 годами. В часовнях Сан-Карло посетителей ждет множество великолепных произведений искусства. В первой часовне справа находится красивый деревянный алтарь шестнадцатого века.

Часовня напротив, в левом трансепте, поразительно похожа на часовню Непорочного зачатия, но была добавлена гораздо позже, в 1929 году. Третья часовня слева посвящена выдающемуся святому Олафу II Норвежскому, на алтаре можно увидеть изображение Олафа в тот момент, когда он побеждает дракона.

К концу XX века в структуре церкви были обнаружены серьезные проблемы, связанные с устойчивостью здания, которые даже создавали риск обрушения, что потребовало тщательной реставрации.

Церкви Рима на карте

Close

GuruTurizma

Путеводители по странам, маршруты по городам и советы туристам

©2014-2022 Использование информации с сайта возможно только при размещении прямой гиперссылки на GuruTurizma.ru. Фото и видеоматериалы, размещенные на сайте, являются собственностью их авторов и используются исключительно в информационных целях.
Close